Тип: усвоение новых знаний с обобщением предыдущих тем.
Форма урока: комбинированный урок.
Цель: выявить влияние театрального искусства на литературу и музыку 18 века.
Задачи:
- Ознакомить учащихся с проявлением театральной манеры мышления в литературе и музыке 18-го столетия;
- Научить учащихся самостоятельно выявлять театральные принципы в произведениях литературы и музыки;
- Воспитывать у учащихся более утончённое восприятие произведений искусства.
Ход урока
1 этап.
Учитель: Хотелось бы начать урок высказыванием В.Г.Белинского к своим читателям. "Театр! Любите ли вы театр так, как я люблю его, т.е. всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно:"
С такими словами обращался критик В.Г.Белинский к своим читателям.
В чем же заключается притягательная сила театра? Разве расскажешь об этом словами? Всякий раз, когда мы приходим в зрительный зал театра, мы попадаем в его удивительную атмосферу, наши сердца замирают в ожидании чуда.
Давайте прослушаем сообщение о возникновении и развитии театра.
2 этап.
Прослушивание сообщения о возникновении и развитии театра заранее подготовленным учеником.
3 этап.
Учитель: Являясь одним из древнейших видов искусства, театр художественно осваивает мир через драматическое действие, осуществляемое актерами на глазах у зрителей. Вот почему сиюминутность действия и рождения сценического образа - главная отличительная черта театрального искусства.
Искусство театра оказало влияние на литературу и музыку. Например, ведущим поэтическим жанром в эпоху Просвещения была баллада, повествующая о драматических событиях.
4 этап.
Учащиеся читают баллады Стивенсона "Вересковый мед", Гете "Лесной царь".
5 этап.
Учитель: Все эти баллады повествуют о драматических событиях, фактически это сюжеты истории, рассказанные языком поэзии. В этих стихах не было ничего невнятного, таинственного, что порой составляет смысл сложной, метафорической речи поэта, т.е. те же: 1) драматичность 2) яркость характеров действующих лиц и 3) ясность их взаимоотношений, что и в театре того времени.
6 этап.
Учащиеся читают балладу Шиллера "Кубок".
7 этап.
Задание: выделить принципы театрального мышления, использованные поэтами в балладе.
8 этап.
Учитель: Многие выдающиеся писатели эпохи были одновременно драматургами: например, гении литературы Шиллер и Гете, которые начинали как драматурги, а Шиллер сохранил любовь и преданность сцене до конца жизни, и все его лучшие произведения принадлежат жанру драматической поэзии.
Литература 18в во многом театральна, самые великие романы века: "Робинзон Крузо" Дефо, "Путешествие Гулливера" Свифта, "Фауст" Гете - все это книги действия, где драматическая интрига разворачивается активно, порой неожиданно, где суть и смысл повествования раскрываются не столько через рассуждения и переживания героев, сколько через те положения и ситуации, в которые они попадают. Не слово, а дело; не роман чувств, а роман событий - именно такой была литература Просвещения.
9 этап.
Задание: доказать, что романы "Робинзон Крузо" и "Путешествие Гулливера" - это романы событий, что смысл в основном раскрывается через положение и ситуации, в которые попадают герои. Т.е. необходимо выявить сходство романа с театром.
10 этап.
Учитель: Подобно другим видам искусства, музыка тоже впитала в себя театральную манеру мышления, театральные принципы. В отличие от "живописности" мышления, характерного для искусства 17в, в котором музыка "изображала", как это было, например, в концертах Вивальди "Времена года", когда музыкальными средствами описывались картины и явления природы. В 18в музыка представляет: музыкальная тема как бы персонифицируется, напоминает театральный персонаж, живого героя. Как в пьесе действуют непохожие друг на друга люди, имеющие разные, иногда противоположные интересы, так и в музыкальном произведении композитор может сталкивать внутри одной части или раздела контрастные мелодии, темы. Соотношения музыкальных образов напоминают отношения персонажей в пьесе, их живой облик, характер манеры. Убедимся в этом.
Прослушивание Фантазии ре минор Моцарта.
Мы все понимаем музыку очень по-разному, впрочем, как и другие виды искусства. И все же именно музыкальный художественный образ, будучи абсолютно неконкретным, как никакой другой вызывает огромное, бесконечное разнообразие конкретных толкований и ассоциаций.
11 этап.
Задание: охарактеризовать свои чувства при прослушивании музыкального отрывка (письменно). Охарактеризовать образы, которые услышали: средствами мажора или минора (радостно или грустно) они воплощены, мелодия плавная или танцевальная, быстрая или медленная, много ли бурных пассажей, аккордов и т.п. Т.е. все, из чего складывается характеристика музыкального образа.
12 этап.
Рефлексия
Учитель: Итак, что узнали, открыли нового для себя? Как работали? На что нужно обратить внимание в будущем?
Д/З: подготовить сообщение о литературе 18 века (либо в целом, либо персонально о каком-нибудь писателе, поэте).