Цели:
- познакомить с биографией писателя; дать представление о жанре сказа;
- развивать умение работы с текстом;
- заинтересовать необычностью повествования;
- воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: мультимедийная доска, карточки с кроссвордом.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
– Сегодня мы приступаем к знакомству с интереснейшим писателем, Николаем Семеновичем Лесковым и героями его произведения. (Приложение 1, слайд 1) Я очень надеюсь, что вы не останетесь равнодушными к творчеству писателя, получите эстетическое наслаждение, познавая и открывая новое имя в литературе, а герои его произведений помогут вам найти жизненные ориентиры в этом огромном мире.
– Я приглашаю вас совершить путешествие в город Орел – город детства и юности Н.С.Лескова. Не выходя из класса, мысленно преодолевая время и расстояние, мы пройдем по местам, связанным с жизнью «самобытнейшего писателя русского», посетим дома, в которых он жил или бывал, полюбуемся видами, привлекшими его внимание.
Из черной рамы смотрит мне в глаза
Глазами жадными лицо Лескова,
Как затаенная гроза,
В изображенье умного Серова. (Приложение 1, слайд 2)
2. Заочное путешествие в город Орел
– Итак, мы в родном городе Лескова – Орле, основанном у слиянии рек Оки и Орлик еще в 16 столетии Иваном Грозным как крепость, которая должна была защищать подступы к Москве. Страстный патриот родных мест, Лесков до глубины души любил и гордился своей малой Родиной.
Здесь, в Орле, был поставлен памятник Лескову, который не перестает восхищать орловцев и гостей города. (Приложение 1, слайд 3) В центре – фигура писателя, отлитая в бронзе. «Умный, темпераментный, с колючими черными глазами, с душой сложной и причудливой, полной бунтующих страстей» – таким виделся Лесков современникам, таким изобразили его создатели памятника. А вокруг, поднятые на колоннах на высоту человеческого роста, оживают лесковские герои. (Приложение 1, слайд 4)
Среди них и знакомый нам тульский оружейник
Левша, он колдует над наковальней с молоточком в
левой руке. Мы замечаем тисочки – рабочий
инструмент Левши. Сам герой показан как раз в тот
момент, когда сумел поковать удивительную
заводную блоху из «аглицкой вороненой стали,
сработанной в Лондоне». Колонна, на которую
поднят Левша, единственная в ансамблевой
композиции памятника имеет красивую кружевную
резьбу. Это и понятно: Левша – олицетворение
талантливости нашего народа.
Место, где возводили памятник, выбрано не
случайно. Эта часть города связана с жизнью и
творчеством Лескова. Будущий писатель жил
неподалеку, в доме мещан Хлебниковых. Отсюда он
ежедневно ходил на службу В Орловскую
уголовную палату через речку Орлик
мимо церкви. (Приложение 1,
слайд 5)
Рядом с памятником находится здание мужской гимназии. (Приложение 1, слайд 6) Как вспоминает Лесков об учебе: «Кто нас учил и как нас учили – об этом смешно вспоминать… В орловской гимназии классные комнаты были до того тесны, духота была страшная, и мы сидели решительно один на другом. В числе наших учителей был Василий Александрович Функендорф, который часто, приходя в класс, засыпал, склоняя голову на стол, то вскакивая с линейкой в руках , бегал по классу, колотя нас кого попало и по какому попало месту». Неудивительно, что Лесков оставил гимназию, так и не закончив курса.
А это дом на Третьей Дворянской улице, где когда-то жил писатель, сейчас здесь дом-музей Н.С.Лескова. (Приложение 1, слайд 7) Мы можем побывать в его рабочем кабинете, тщательно воссозданном по фотографии, сделанной 5 марта 1895 года. Кабинет отразил не только вкусы, пристрастия, но и характер своего хозяина. Комната пестрая, яркая, своеобразная. (Приложение 1, слайд 8) Многочисленные старинные часы, которыми уставлена и увешана его комната, перекликаются каждые четверть часа. Бесчисленные портреты, картины в снимках и оригиналах, длинный, узкий образ Божьей Матери, висящий посреди стены – все это пестрело перед глазами со всех сторон. На столах – множество разноцветных ламп, масса безделушек, отдельно в маленьком футляре, простое, все испещренное отметками и заметками, Евангелие.
Кажется, что стены говорят: « …поработано, пописано, почитано. Пора и отдохнуть». И часы всякого вида и размера мирно поддакивают: «Да, пора, пора, пора». А птица в клетке задорно и резко кричит :»Повоюем еще, черт возьми…».
А в душу просятся строки орловского поэта Александра Бельского:
Дух вырос беспримерный
У тихих окских волн,
Своим осмыслен временем
Наполовину он.
С неправдой социальной
Художник был в борьбе,
Когда Левшу писал он,
Писал он о себе.
Рассказчик очарованный,
Великий фантазер,
Он и волшебник слова,
И слов гипнотезер.
И силы в нем такие,
И в нем талант такой –
Талант любить Россию,
Любить народ родной.
Лесков был глубоко убежден в том, что ни один
русский город не может существовать, если в нем
нет хотя бы трех праведников.
– Кто они, праведники, что это за люди?
По Лескову праведники – люди, прожившие жизнь,
«не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив
ближнего и не осудив пристрастного врага». А еще
праведник – всегда патриот.
И пошел Лесков искать праведников по земле
русской, и мы вместе с ним отправимся на поиски в
произведение Н.С.Лескова – сказ «Левша».
3. Знакомство с новым литературным термином
Запись в тетради: Сказ – это жанр эпоса, опирающийся на народные предание и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.
– Какие элементы фольклора вы заметили в произведении?
4. Работа с иллюстрациями
– Сказ Лескова вызвал отклик известных иллюстраторов, обратимся и мы к иллюстрациям. Перед вами иллюстрация, которая была расположена со страничным заглавием книги. (Приложение 1, слайд 9) Всмотритесь в иллюстрацию.
– Почему художник изобразил в заглавии портрет
Левши?
– Как вы думаете, какие черты характера и
внешности отображены?
– За каким делом изображен Левша?
– Что говорит о том, что Левша делает
«посрамительную для аглицкой нации» работу?
Какие инструменты изображены на рабочем столе
мастера? Почему на столе нет микроскопа?
5. Работа с текстом произведения
– Но свое произведение Лесков начал не с
истории о Левше. Давайте прочитаем начало
произведения.
– Какие чувства вы испытываете, читая эти
строки?
Отблеск русской славы окрашивает повествование:
Россия – держава-победительница, русские воины в
Отечественной войне 1812 года не только свое
Отечество защитили, но и народам Европы
освобождение принесли. Есть чем гордиться!
Восхищаться! Есть чем подкрепить чувство
национальной гордости. Можно представить себе,
какое чувство гордости испытывает русский
император, путешествуя по Европе.
– Как проявляет себя Александр I во время
поездки? Соответствует ли это нашим читательским
ожиданиям?
– Найдите в главе 1 слово, определяющее сущность
характера императора? Как объясните вы это слово?
– Подберите эпитеты к образу русского
императора.
– Последуем и мы за Александром I и посетим музей,
в котором хранятся редкие вещи ,т.е. кунсткамеру.
Представьте, что вы экскурсоводы в музее,
проведите экскурсию в кунсткамере. А поможет вам
текст произведения и следующая иллюстрация.
(слайд 10)
– А теперь я предлагаю вам побывать в роли переводчиков: вы должны «перевести» на современный русский язык следующие слова из лесковского произведения.
Аболон полведерский – Аполлон Бельведерский
Буреметры морские – барометры морские
Мерблюзьи мантоны – верблюжьи манто
Огромные бюстры – огромные бюсты
Преламут – перламутр
Верояции – вариации
Мелкоскоп – микроскоп
Египетская керамида – египетская пирамида
Нимфозории – инфузории
Валдахин – балдахин
Смолевые непромокабли.
– Для чего Лесков «искажает» звучание этих
слов?
– Действительно, многие сцены в произведении
заставляют улыбнуться. Например, вот эта. (Приложение 1, слайд 11)
– Какое название вы бы придумали для этой
иллюстрации?
– Как изображены герои ? как переданы настроение
и поведение героев произведения?
– Часто ли вы улыбались, читая «Левшу»? Может,
расскажете запоминающийся эпизод?
– А мне запомнился и понравился донской казак
Платов, лежащий на «укушетке». Вспомните, какой
эпитет «встал» рядом со словом «укушетка»?
Почему именно этот? (слайд 12)
– Сопоставьте рисунок с заключительными
строками 3-й главы. Что художник добавил нового?
6. Словарная работа
– Попробуйте угадать слова-предметы, относящие я к образу Платова. (см. Приложение 2)
7. Проблемный вопрос
– Как вы думаете ,схож ли Платов с Левшой? Можно ли его назвать праведником?
8. Подведение итогов
– Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомились с талантливым русским писателем, Н.С.Лесковым, попытались проникнуть в мир его героев, начали вести разговор о тульском мастере. Хочется верить, что герои Лескова найдут отклик в вашей душе. И вновь повторяю строки из стихотворения:
Когда писал Левшу он,
Писал он о себе.
Домашнее задание:
1) Перечитать 4-10 главы.
2) Подготовить пересказ понравившегося
эпизода.
3) Нарисовать рисунок к этому эпизоду.