Тип урока: урок изучения нового материала, урок-исследование.
Цель урока: стимулирование учащихся к размышлению над общечеловеческими ценностями.
Задачи урока:
- обогащение опыта учащихся по работе с лирическим произведением, восприятие, анализ, интерпретация, моделирование;
- определение особенностей поэтического мира М.Ю.Лермонтова (приметы романтизма: двоемирие, символизация образов, роль тропов);
- развитие проблемного и философского мышления учащихся.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение: ПК, мультимедийный проектор, экран, программа Microsoft Office Power Point, ноутбук.
Формы работы:
- работа в парах и группах, фронтальные виды работы;
- в деятельности учащихся гармонично сочетаются репродуктивные,
- исследовательские и творческие методы деятельности.
Учебно-методический материал для урока включает в себя:
- CD с электронной презентацией (Приложение 3)
- План конспекта урока.
- Приложения.
План урока.
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Мотивационный этап (определяется тема, цели и
задачи урока) – 4 мин.
3. Операционный этап
1) Проверка домашнего задания – чтение сочинений по заданному началу. Ребята пока не знают, что дано было начало баллады «Три пальмы». Сопоставление своего варианта и оригинального текста автора дает возможность оценить, насколько понятен замысел автора. – 5 мин.
2) Чтение баллады – 3 мин.
3) Обращение к листу письменной дискуссии (Приложение 1).Ребята определяют идейный замысел произведения после первого прочтения. Письменная дискуссия позволяет высказаться каждому ученику – 4 мин.
4)Лексическая работа (2 мин.)
5)Аналитическая беседа (представление стихотворного пространства виде модели, что позволяет зрительно представить картину изображаемого) – 5 мин.
6) Работа с таблицей (Приложение 2) – 9 мин.
7) Определение роли выразительных средств – 5 мин.
4. Аналитический этап. Рефлексия – 2 мин.+ 3 мин
(Ребята вновь обращаются к листу письменной
дискуссии.)
5. Домашнее задание – 2 мин.
Использование ИКТ на уроке позволяет экономично
использовать время урока, благодаря чему
достигается большая интенсивность урока, но не
происходит перегрузка учащихся, так как работа
идет в спокойном здоровьесберегающем ритме.
Применение ИКТ позволяет по-другому построить
урок по анализу поэтического текста:
погружение в материал - первичное накопление
впечатлений путем анализа поэтических
средств – самосознание – формирование
личностного отношения –моделирование –
рефлексия готовности к порождению высказывания -
формулирование окончательного суждения.
Структурирование материала по слайдам и
последовательность его предъявления позволяет
заинтересовать учащихся материалом, увлечь
работой, сформировать эмоциональное личностное
отношение к анализируемому тесту.
Использование презентации обеспечивает
организацию разных видов деятельности учащихся:
индивидуальные формы работы, направленные на
целенаправленное созерцание, создание своего
текста по данному началу, чтение и анализ текста,
письменная дискуссия, структурирование
текстового материала, моделирование, рефлексия.
Конспект урока
№ слайда |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1 |
Организационный момент (1 мин.) Контролирует готовность учащихся к уроку |
Контролируют свою готовность к уроку, демонстрируют готовность к уроку. |
2 |
Мотивационный этап (4 мин.) Задает вопросы, появляющиеся на слайде: – Что такое литературная баллада? |
Отвечают на вопросы: – Литературная баллада – это авторская баллада (в отличие от народной баллады). – Сюжет баллады построен как раскрытие, узнавание тайны. – Баллада – это лиро-эпический жанр. – Нам известна баллада М.Ю.Лермонтова «Бородино». – Основной мотив творчества Лермонтова – это одиночество, трагическое восприятие действительности. |
3 | – Ребята, вопросы указали направление нашей деятельности. О чем мы будем говорить на уроке? | Формулируют цели:
|
4 | Операционный этап Проверка
домашнего сочинения (5 мин.)
– У многих из вас финал счастливый. Но есть ребята, которые увидели здесь трагедию. Почему? |
Читают домашние сочинения. Ребята отмечают, что мотив одиночества, непонимания своего предназначения в мире звучит уже в начале произведения.
– Насторожили фразы: «…на Бога роптать»,
«святой приговор». То, что нам дано свыше, мы
должны принимать. |
5 | Чтение баллады (3 мин.) –
Давайте обратимся к тексту великого поэта.
Проверим, почувствовали ли вы замысел автора по
началу. |
Знакомятся с текстом баллады. |
6 | Письменная дискуссия (4 мин.) –
Итак, теперь вы познакомились с балладой М.Ю.
Лермонтова «Три пальмы». |
Записывают свое мнение. Меняются листами с соседом, который также записывает мнение, соглашаясь / не соглашаясь с мнением оппонента, приводят доказательства. |
7 | Лексическая работа (2 мин.) –
Вы уже знаете, что в балладе не все так просто.
Обязательно есть какая-то тайна. Эту тайну нам
поможет разгадать текст. Любое слово,
используемое автором, это ключ к разгадке.
Обратите внимание на значение некоторых слов. |
Знакомятся со словариком на слайде. |
8 | Аналитическая беседа (5 мин.) – Для того чтобы лучше понять этот текст, нам необходимо также знать, к какому литературному направлению принадлежит творчество Лермонтова? – Что отличает это направление? – Есть земля и небо и в данной балладе. – Найдите слова, характеризующие их. – Почему на бесплодной земле выросли пальмы? – Как вы понимаете «святой приговор»? – Кто же находится между небом и землей? (По щелчку на слайде появляется модель мира, изображенного в балладе) |
Принадлежит к романтизму. – Главная особенность романтизма – двоемирие, т.е. наличие двух миров: мира реального (его олицетворяет земля) и идеального (небо) Земля: бесплодная. Небо: «святой приговор». Потому что есть небо (божественная искра). – То, что не оспаривается. – Пальмы считают, что у них несправедливая участь, их приговорили, за что-то наказали, поэтому они ропщут. – Три пальмы, ручей (родник), люди (караван). |
Работа с таблицей (9
мин.) – Баллада, как вы уже
верно отметили, это лиро-эпический жанр, т.е. в
ней есть элементы лирики и эпоса. |
Есть события, сюжет. Ребята называют известные им средства
выразительности и вспоминают их определения. |
|
9 | – Какие же художественные средства выписала каждая группа? | Озвучивают результаты, сверяются с таблицей на слайде, заполняют таблицу полностью. |
10
Щелчок. |
– Определение роли выразительных
средств.(5 мин.) – Как выписанные вами художественные средства характеризуют родник? – Почему автор
использует олицетворение? – А что же люди? Обратите внимание на символику цвета. |
– Холодный, студеный, звучный
(символизирует жизнь, светлую энергию;
вода-отражатель неба на земле; символизирует
очищение) – Щедро поит их студеный ручей. (Ручей олицетворяет человека, чистого душой, щедрого, с добром относящегося к окружающим) 2 ряд, который анализировал пальмы (тоже живые) – Зеленый. Символизирует жизнь. – Они дарили жизнь ручью, уже выполняли свою
миссию. |
11 | Аналитический этап (2 мин.) Прочитайте
последнюю строфу. |
Читают последнюю строфу, отмечают, что земля стала воистину бесплодной. Только летает коршун (символизирует смерть), который терзает добычу. |
Обращаемся к листу письменной дискуссии (3 мин.) | На листе письменной дискуссии формулируют свое мнение после анализа текста. Меняются листами с оппонентом. | |
Домашнее задание (2 мин.) –
Сформулировать окончательное суждение. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
Список используемой литературы:
- В мире литературы. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений учебных заведений / Автор-составитель А.Г. Кутузов, В.В. Леденева, Е.С. Романичева, А.К.Киселев. – М.: Дрофа, 1998.
- А.Г.Кутузов. Л.В. Колосс. Как войти в мир литературы. – М.:Дрофа,2001.
- О.А.Еремина. Поурочное планирование по литературе в 6 классе. – М.: Дрофа,2008.
- З.Н.Новлянская, Г.Н.Кудина. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие.6 класс. – М.: ИНТОР,1997.