Количество часов: 10 (+2 развитие речи)
Структура модуля | Кол-во часов |
Форма и содержание урока |
Кол-во минут на уроке |
Вводная часть |
1-2 урока |
Знакомство со структурой модуля. |
10 мин. |
Диалогическая часть |
3 урок |
Люди и страсти (инсценирование
отдельных сцен). |
20 мин. |
4 урок |
Гражданская и вольнолюбивая лирика
Лермонтова. |
45 мин. |
|
5 урок |
Тема любви в лирике Лермонтова. Тема
поэта и поэзии. |
45 мин. |
|
6 урок |
Печорин в системе художественных
образов романа. |
45 мин. |
|
7 урок | «Герой нашего времени» – первый
психологический роман в русской литературе. |
45 мин. |
|
8 урок |
Своеобразие раскрытия образа
Печерина. |
45 мин. |
|
9 урок |
Нравственная проблематика романа. |
45 мин. |
|
10 урок |
Урок-концерт |
45 мин. |
|
Итоговая часть |
11-12 урок |
Сочинение (изложение) |
2 часа |
Проблемная лекция «М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества» или два взгляда на творчество М.Ю. Лермонтова.
(По статье Д.С Мережковского)
М.Ю. Лермонтов (1814 – 1841 гг) – великий
поэт, прозаик, драматург, талантливый живописец и
скульптор, спортсмен, шахматист, способный
музыкант. Его творчество – высшая точка развития
русской поэзии после пушкинского периода.
Творчество Лермонтова отразило новый этап
эволюции общественного сознания. Литературная
жизнь Лермонтова – от ученических опытов до
«Героя нашего времени» – продолжалась неполных
тринадцать лет (1828 – 1840 г), за которые им было
написано более 400 стихотворений, 6 драм, около 30
поэм, 3 романа. В.Г. Белинский дал такую оценку М.Ю.
Лермонтову: «Он всевластный обладатель царства
явлений жизни, он воспроизводит их, как истинный
художник; он поэт русский в душе – в нем живет прошедшее
и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и
с внутреннем миром души…»
Ребята, хочу обратить ваше внимание на слова
«…отразило новый этап эволюции общественного
сознания», а также «…прошедшее и настоящее
русской жизни;…». Старое и новое, прошедшее и
настоящее – это уже противоречия как в
творчестве так и в жизни. Вся недолгая жизнь М.Ю.
Лермонтова состояла из противоречий между
внешней и внутренней его жизнью. Эта
раздвоенность его души постоянно прослеживается
в воспоминаниях его современников, в этом вы
убедились, работая с учебником. Сегодня мы с вами
рассмотрим два взгляда на жизнь и творчество
Лермонтова – Д.С. Мережковского и В. Соловьева.
Статья Д.С. Мережковского была ответом на статью
В Соловьева, где Соловьев пишет, что зло
окончательно победило добро в душе Лермонтова. И
так, статья Д.С Мережковского «М.Ю. Лермонтов –
поэт сверхчеловечества» состоит из восьми
частей…
Часть I.
1. Почему детская любовь к М.Ю. Лермонтову
у Д.С. Мережковского сильнее, за что любит
маленький Мережковский М.Ю. Лермонтова?
Основная мысль I части: почему пушкинское влияние
в русской литературе кажется почти всем,
лермонтовское – почти ничем?
«По небу, по луночи», «Из пламя и света».
Сравнительная таблица творчества поэтов
2. Лермонтов – такой же ребенок,
как я. 3. Я вспомню детские молитвы М.Ю. Лермонтова 4. Лермонтов – ночное светило русской
поэзии. 5. Лермонтов – пророк. |
2. Пушкин – взрослый. Трезв,
точен, верен действительности. 3. И пусть у гробового входа 4. Пушкин – дневное светило русской
поэзии. 5. Пушкин – поэт-жрец |
Глаголом жги сердца людей. |
|
В жизни один, в творчестве к
людям, пусть не доходит, но идет, путь ненавидит,
но не бесстрастен. 6. У Лермонтова поэзия к жизни, созерцание к действию. |
Подите прочь! Какое дело Поэту
мирному до вас? 6. У Пушкина жизнь стремится к поэзии, действие к созерцанию. |
7. Пушкинская чара
усыпляет буйную стихию Лермонтова Вывод: лермонтовская действенность вечно борется с пушкинской созерцательностью, вечно ею побеждается. |
Вот одна из причин того, что пушкинское влияние в русской литературе кажется почти всем, лермонтовское – почти ничем.
Часть II.
Как к данной проблеме относится В Соловьев?
1. Сверхчеловечество – ложно понятое, превратное богочеловечество. М.Ю. Лермонтов не понял своего призвания «быть могучим вождем людей на пути к сверхчеловечеству» истинному, т.е. к богочеловечеству, к христианству, и потому погиб. Христианство же не понял, потому что не захотел смириться. А «кто не может подняться и не хочет смириться, тот сам себя обрекает на неизбежную гибель».
1. Полковой писарь: «… служит исправно, ведет жизнь трезвую и ни в каких злокачественных поступках не замечен». 2. «Мартышка» – Мартынов то же для Лермонтова, что Грушницкий для Печорина. Смердюков для Ивана Карамазова. |
1. В. Соловьев: вся жизнь М.Ю.
Лермонтова – непрерывная цепь злокачественных
поступков. 2. Дуэль с Мартыновым – «этот безумный вызов высшим силам». Бравый майор Мартынов. |
«В страшную грозу, при блеске молнии и раскатах грома перешла эта бурная душа в иную область бытия». Это напоминает конец Фауста. В. Соловьев дает понять, что конец его не только временная, но и вечная гибель. |
Вывод: В. Соловьев считает, что
вся сущность поэзии М.Ю. Лермонтова есть не что
иное как демонизм. О. Матвей советовал Гоголю
сжечь свои писания, Соловьев почти то же советует
нам сделать с писаниями Лермонтова.
Эта глухая ненависть, которая преследовала
Лермонтова всю жизнь. (Заполните таблицу,
используйте страницу 8, дидактического
материала)
Часть III.
Откуда же такая ненависть? «Смирись,
гордый человек!» – Достоевский. Если кто-то из
русских писателей начинал бунтовать, то разве
только для того, чтобы тотчас же покаяться
(приведите примеры, страница 9 дидактический
материал).
И вот один-единственный человек в русской
литературе, до конца не смирившийся – Лермонтов.
Сознание одиночества не отрывало Лермонтова от
жизни, не уводило его в мир отвлеченных мечтаний
«И нет в душе довольно власти – люблю мучения
земли». (16 мая 1830 год). «Выхожу один я на дорогу».
Творческая индивидуальность М.Ю. Лермонтова не
ограничивается поэтическим гением. Лермонтов
был незаурядным художником. Несомненно ему было
свойственно именно живописное видение мира. В
своих литературных произведениях он нередко
прибегает к законам композиции пространственных
искусств. С большим мастерством передает
Лермонтов движение. Яркий, уверенный,
темпераментный штрих и экспрессия, создающая
впечатление живого трепета натуры, усиливают
динамичность изображения и свидетельствуют о
подлинной одаренности Лермонтова.
Часть IV, посвящена следующим вопросам:
- Какой великий и могучий дух! В.Г. Белинский.
- «Я на деле заготавливаю материалы для моих сочинений», – сказал Лермонтов однажды самой жертве.
- Как же это соединялось с пошлостью? Скот Чурбанов с «великим и могучим духом?» Хулиган с Ангелом?
- «В Лермонтове было два человека,» – говорит близко знавшее его лицо. «…одна половина души моей высохла, умерла, я ее отрезал и бросил, …» – говорит Печорин.
Задание для учащихся. Заполните таблицу, используйте страницу 12 дидактического материала.
Вопрос: откуда же это раздвоение.
Часть V.
1. Произошла на небе война: Михаил и
Ангелы его воевали против Дракона; и Дракон и
Ангелы его воевали против них; но не устояли, и не
нашлось уже для них места на небе. И низвержен был
великий Дракон.
2. Гностическая легенда об отношении земного мира
к этой небесной войне, упоминается Данте в
«Божественной комедии».
3. Пересказ легенды (дидактический материал).
4. «Я счет своих лет потерял», – говорит
пятнадцатилетний мальчик. «Веков бесплодных ряд
унылый» воспоминания земного прошлого сливается
у Лермонтова с воспоминанием о прошлой вечности:
«И я счет своих лет потерял, И крылья забвенья
ловлю. Как я сердце унесть бы им дал, Как бы
вечность им бросил мою!»
Так же просто, как другие люди говорят: моя жизнь,
– Лермонтов говорит: моя вечность. Воспоминания,
забвения – таковы две главные стихии в
творчестве Лермонтова. «О, когда я мог забыть, что
незабвенно!...», – говорит пятнадцатилетний
мальчик и в последствии повторяет почти теми же
словами от лица Демона:
Забыть? Забвенья не дал Бог.
Да он и не взял бы забвенья.
Он мучается от своего прошлого опыта и
хочет забыть то вечное, о чем он знает: «Спастись
от думы неизбежной И незабвенное забыть!...»
«Незабвенное» – прошлое – вечное.
5. Как пример, можно привести зарубежный фильм «Падший ангел 3».
6. Песня матери – песня Ангела:
И голос той песни в душе молодой
Остался без слов, но живой…
Вся поэзия Лермонтова – воспоминание об
этой песне, услышанной в прошлой вечности.
Другие художники, глядя на свое создание,
чувствуют: это прекрасно, потому что этого еще
никогда не было. – Лермонтов чувствует: это
прекрасно, потому что это было всегда.
Часть VI.
1. Согласны ли вы с утверждением Д.С.
Мережковского, что Лермонтов мстит миру за то,
что сам не от мира сего; мстит людям за то, что сам
«не совсем человек»?
2. Заполните таблицу, используя текст
дидактического материала, страница 18-20.
Кажется, Лермонтов сам, если не осознавал ясно, то
более или менее смутно чувствовал в себе это «не
совсем человеческое», чудесное или чудовищное,
что надо скрывать от людей, потому что люди этого
не прощают. Отсюда бесконечная замкнутость,
отчужденность от людей. Мстит людям за то, что сам
«не совсем человек».
Все пошлости Лермонтова, ни что иное как желание,
что бы о нем думали «да это вовсе не великий, а
самый обыкновенный человек». Самое тяжелое,
«роковое» в судьбе Лермонтова не окончательное
торжество зла над добром, как думает В. Соловьев,
а бесконечное раздвоение, колебание воли,
смешение добра и зла, света и тьмы.
Он был похож на вечер ясный,
Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет.
Это и есть премирное состояние человеческих душ, тех нерешительных Ангелов, которые в борьбе Бога с Дьяволом не примкнули ни к той, ни к другой стороне. Не совсем человек – это сказывается и в его отношении к смерти. Никто не смотрел в глаза смерит так прямо, потому что никто не чувствовал так ясно, что смерти нет.
Часть VII.
Лермонтов первый в русской литературе поднял религиозный вопрос о зле. Если есть Бог, то как может быть зло? Если есть зло, то как может быть Бог? Действительно ли Демон есть Дьявол, непримиримый враг Божий.
Хочу я с небом примириться,
Хочу любить, хочу молиться,
Хочу я веровать добру.
Но если Демон не демон и не ангел, то кто
же? Не одно ли из тех двойственных существ,
которые в борьбе Дьявола с Богом не примкнули ни
к той, ни к другой стороне? – не душа ли
человеческая до рождения? – не душа ли самого
Лермонтова в той прошлой вечности, которую он так
ясно чувствовал?
Хочу я с небом примириться, – первый намек
Лермонтова на богосыновство в богоборчестве.
Но кто примирит Бога с Дьяволом? На этот вопрос
отвечает лермонтовский Демон: любовь как
влюбленность, Вечная женственность:
Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом.
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом
Это реальное, личное переживание самого Лермонтова: он это не выдумал, а выстрадал.
Часть VIII.
Прокомментируйте высказывание Д.С. Мережковского: «Вот почему любовь его в христианский брак не вмещается, как четвертое измерение в третье…» Согласны ли вы с этим?
1. В душе моей с начала мира
Твой образ был запечатлен.
Это воспоминание о том, что было до рождения, видения прошлой вечности. –
Тех дней, когда в жилище света
Блистал он чистый херувим…
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
2. Любовь к В.А. Лопухиной.
Моя воля надеждам противна моим:
Я люблю и страшусь быть взаимно любим.
В этом омерзении к христианскому браку, разумеется, преувеличение. Ведь предельная святость христианства вовсе не брак, а безбрачие, бесстрастие; предельная святость у Лермонтова – «нездешняя страсть» и, может быть, какой-то иной, нездешний брак.
Когда после смерти Тамары Демон требует ее души у Ангела, тот отвечает:
Она страдала и любила,
И рай открылся для любви.
Но если рай открылся для нее, то почему же и не для Демона? Он ведь также любил, также страдал. Вся разница в том, что Демон останется верен, а Тамара изменит любви своей. Здесь явный подлог: не любовь, а измена любви, ложь любви награждается христианским раем. Этой-то измены и не хочет Лермонтов и поэтому не принимает христианского рая.
Я видел прелесть бестелесных
И тосковал,
Что образ твой в чертах небесных
Не узнавал.
Христианской «бестелесности», «бесплотности» не принимает потому, что предчувствует какую-то высшую святыню плоти. «Я, может быть, скоро умру и, несмотря на это, я не могу думать о будущей жизни – я думаю только о тебе», – пишет Вера-Варенька Печорину-Лермонтову. И он отвечает ей из того мира в этот, оттуда сюда:
Любви безумного томленья,
Жилец могил,
В стране покоя и забвенья,
Я не забыл.
Есть ужас, который для него ужаснее
христианского ада.
Смерть пришла, наступило за гробом свиданье,
Но в мире новом друг друга они не узнали.
Вот чего он не может простить христианству.
Покоя, мира и забвенья
Не надо мне!
Должно свершиться соединение правды
небесной, с правдой земной, и, может быть, в этом
соединении окажется, что есть другой, настоящий
рай.
Недаром же и в самом христианстве некогда был не
только небесный идеализм, но и земной реализм, не
только умерщвление, но и воскресение плоти.
Ежели плоть Христа воскресшего – иная,
«прославленная» и, вместе с тем, точно такая же,
как при жизни, – даже до крестных язв, по которым
узнали Его ученики, то, может быть, и Варенька
воскреснет иною, более прекрасною и, вместе с тем,
точно такою же, даже до маленького родимого
пятнышка над бровью, по которому ее узнает
Лермонтов. И, может быть, Лермонтов примет этот
настоящий рай. – А если примет, то конец бунту в
любви, конец богоборчеству в богосыновстве.
Но для того, чтобы этого достигнуть, надо принять,
исполнить до конца и преодолеть христианство.
Трагедия Лермонтова в том, что он христианство
преодолеть не мог, потому что не принял и не
исполнил его до конца.