Литература
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления" 2010
На уроке использованы новые педагогические технологии и интерактивные методы обучения.
-
Использование интерактивного оборудования на уроках русского языка, литературы, курса "Речь и культура общения" 2010
В статье использованы методические рекомендации по использованию медиаресурсов (интерактивного оборудования), в приложении представлены рабочие материалы с урока, неисправленные, с пометками детских работ в программе NOTEBOOK для доски SMART.
-
Урок-семинар. Тема "Революция и гражданская война в литературе 20-х годов" 2010
Публицистические, прозаические и поэтические произведения о гражданской войне звучат сегодня призывом к национальному согласию и как предупреждение о трагедии, национальной катастрофе.
-
Урок одного стихотворения в 11-м классе. "А.Вознесенский "Сага" 2010
Урок представляет личность и творчество А. Вознесенского через рассмотрение лишь одного его стихотворения в контексте традиций русской литературы XIX и XX веков, а также показывает яркую, неповторимую поэтическую манеру одного из самых заметных и знаковых поэтов XX века.
-
Информационные технологии в проектной деятельности на уроках литературы 2010
Приобщение школьников к проектной деятельности считается одной из современных форм обучения, позволяющих наиболее полно развивать интеллектуальные, творческие способности индивидуально у каждого учащегося.
-
Формирование эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия прочитанного учащимися 5–6-х классов на уроках литературы 2010
Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время.
-
Урок литературы в 5-м классе с применением ИКТ "Сказочный мир Х.-К. Андерсена" 2010
Урок является заключительным в системе уроков по творчеству Х.-К. Андерсена и предполагает прочтение учащимися целого ряда произведений датского сказочника, способствует формированию у школьников мотивации к учению.
-
Интегрированный урок литература + обществознание в 10-м классе "Причины нравственного падения Катерины Измайловой" 2010
На уроке осуществлялся дифференцированный подход.
-
Практическая работа по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2010
На уроке развивается внимание, связная речь, происходит совершенствование умений читать, слушать, обогащать лексику. Формируется активность детей на уроке, навыки самостоятельной работы. Повышается интерес к литературе. Воспитывается умение работать с книгой. Воспитывается уважительное отношение к женщине, к матери.
-
Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по системе Занкова 2010
Тема урока «К.Бальмонт. У чудищ». Работа построена так, чтобы дети почувствовали «вкус и цвет» русского слова, обогатили свой словарный запас.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Любовь – это сердце всего". Любовь в жизни В.Маяковского. 11-й класс 2010
Литературный вечер посвящен той части жизни Владимира Маяковского, которая интересна старшеклассникам. Рассказ об интимной стороне жизни поэта раскрывает душу "грубого гунна", которая страдает, кричит и корчится от любовных мук. Учащиеся увидят поэта красивого, сильного, романтичного и благородного, готового на подвиги ради любимой.
-
Ток-шоу "Большая перемена" 2010
Цель мероприятия - показать, важна ли в дружбе внешность, социальное положение; какую роль играют книги в жизненных ситуациях; можно ли найти ответы в классической литературе и в литературе, рекомендуемой для подростов. Задачи: научить слушать друг друга, вести диалог; учить видеть лицо, индивидуальность писателя через художественные особенности произведения. Мероприятие знакомит учащихся с книгой Галины Гордиенко "Соперница из 8"А".
-
Поэзия времен Великой Отечественной войны (11-й класс) 2010
Цель урока – углубление знаний учащихся о войне 1941-1945 гг.; ознакомление учащихся с разнообразием и глубиной поэзии времен войны; выразительное чтение стихотворения, выступление перед аудиторией.
-
Последний урок по драме А.Н. Островского "Гроза" 2010
На уроке идет личностный смысл - активная жизненная позиция, умение отстаивать свою точку зрения, быть честным перед самим собой.
-
Интегрированный урок литература + руский язык по теме "Рассказы М.М. Пришвина о природе" 2010
Учитель раскрывает ребятам мир единения человека и природы, простоту, точность, живописность языка произведений М.М. Пришвина. Обобщает знания учащихся о строении слова, его составе, о том, как значение слова связано с его строением и происхождением; повторить чередование звуков в слове.
-
Урок литературы "Неоконченное путешествие с Жюлем Верном" 2010
Автор знакомит с основными вехами жизни Ж.Верна, с историей создания "Необыкновенных путешествий"; акцентирует внимание учеников на вере писателя в силу и возможности человека.
-
Сопоставительное изучение вступления к поэмам "Шурале" Г.Тукая и "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина 2010
Учитель закрепляет в сознании детей представления о тесной связи поэм с народным сказочным эпосом. Устанавливает ассоциативные связи между родной и русской литературой для выявления черт общности в двух литературах.
-
Спор поколений в "Дорогой Елене Сергеевне" (по пьесе Л.Разумовской и одноименному фильму Э.Рязанова) 2010
Занятие знакомит учащихся с жизнью и творчеством драматурга Л.Н. Разумовской. Учащиеся изучают историю создания пьесы «Дорогая Елена Сергеевна», определяют, в чём проявляется открытый трагизм пьесы и фильма, выделяют и сравнивают характер эпохи, явственно проглядывающийся в пьесе и фильме. Также рассматривают проблему «отцов и детей» в рамках пьесы и фильма и сравнивают портреты поколений, созданные Л.Н. Разумовской и Э.А. Рязановым. Урок может использоваться преподавателями русского языка и литературы, классными руководителями, воспитателями.
-
Религиозно-нравственное мировоззрение Гоголя по "Выбранным местам из переписки с друзьями" 2010
Цель работы – попытаться обозначить религиозно-нравственные ориентиры, заявленные Николаем Васильевичем в несколько неожиданном для него эпистолярном жанре, и дать с помощью работ К.В. Мочульского, М.М. Дунаева, С.Л. Франка, О.Зеньковского, святителя Игнатия Брянчанинова оценку писательскому труду Гоголя.
-
Проектные технологии на уроках литературы в старших классах 2010
Приобщение школьников к проектной деятельности является одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать интеллектуальные, творческие способности индивидуально у каждого учащегося. Статья рассматривает проектную деятельность на примере уроков литературы, посвященных изучению романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского.
-
Организация проектной деятельности на уроках литературы и во внеурочное время 2010
Об использовании метода проектов на материале действующего стандарта и учебных программ по литературе.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная дню Матери, "Ты одна мне помощь и отрада…" 2010
Разговор о материнской любви, которая сопровождает нас от рождения до смерти и передается из поколения в поколение. Предлагается провести разговор как литературный вечер, посвященный дню Матери или использовать на уроке литературы.
-
Информационные технологии на уроках литературы 2010
Урок литературы в 6-м классе входит в цикл «Литературная баллада», урок 9, программа А.Г. Кутузова. Цель урока: стимулирование учащихся к размышлению над общечеловеческими ценностями. Использование ИКТ на уроке позволяет экономично использовать время урока, благодаря чему достигается большая интенсивность урока, но не происходит перегрузка учащихся, так как работа идет в спокойном здоровьесберегающем ритме.
-
А.С. Пушкин "И.И. Пущину". Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях (мультимедийный урок по литературе, 6-й класс) 2010
Урок используется метод развития творческого самочувствия, что ведёт к эффективному раскрепощению собственной индивидуальности, помогает ученику в социальной адаптации и повышает уровень его коммуникабельности.
-
Мастерская творческого письма "Вся уместилась Родина во мне" 2010
Предоставленная разработка урока даёт возможность увидеть один из способов организации мастерской творческого письма по составлению центонов на основе краеведческого материала. К занятию подготовлена презентация.
-
Урок по повести Н.С. Лескова "Левша" 2010
Урок позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя, сопоставить события истории и литературы, формирует навык анализа художественного текста и развивает умение характеризовать героев литературного произведения.
-
Мир яств на страницах поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2010
Традиционным в нашей гимназии стал праздник "Мы - россияне". В 2009 году, который был юбилейным годом Н.В. Гоголя, в рамках этого праздника мы провели интегрированное мероприятие-конкурс "Мир яств на страницах поэмы "Мертвые души".
-
Влияние театра на искусство XVIII века. Урок по МХК в 10-м классе 2010
В чем же заключается притягательная сила театра? Разве расскажешь об этом словами? Всякий раз, когда мы приходим в зрительный зал театра, мы попадаем в его удивительную атмосферу, наши сердца замирают в ожидании чуда.
-
Учебный модуль по литературе. Проблемная лекция "М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества" или два взгляда на творчество М.Ю. Лермонтова. 9-й класс 2010
Статья Д.С. Мережковского объясняет противоречия между внешней и внутренней жизнью М.Ю. Лермонтова. Мережковский по-своему объясняет ту раздвоенность души Лермонтова, о которой очень часто говорили его современники. М.Ю. Лермонтов первый в русской литературе поднял религиозный вопрос о зле.
-
"Любовь – это сердце всего" (лингвостилистический анализ стихотворения В.Маяковского "Лиличка! Вместо письма") 2010
Урок с использованием электронной презентации ставил целью раскрыть красоту и трагичность любовного чувства лирического героя посредством лингвостилистического анализа стихотворения.