Цели: сформировать представление о детстве как лучшей поре в жизни человека; вспомнить произведения о детстве русских писателей и выявить особенности раскрытия «детской» темы.
Ход мероприятия.
I. Чтение стихотворения.
В чудетство откроешь окошки-
Счастливень стучит по дорожке,
Цветет Веселютик у речки,
И звонко поют Соловечки.
А где-то по дальним дорогам
Бредут Носомот с Бегерогом…
Мы с ними в Чудетство скорее пойдем-
Спешит торопинка под самым окном,
Зовет нас глядеть- заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. Детство!
Учитель: Детство - бесценная пора в жизни человека. Детские годы чудесны! Значимость этого периода жизни человек осознает уже, будучи взрослым. Каждый взрослый был когда-то ребенком. Не случайно есть такое утверждение «Все мы родом из детства». И вашему возрасту сейчас трудно дать определение: вы уже не дети, еще не взрослые, а уже что-то осталось позади. Это что-то - детство.
II. Формулировка целей мероприятия.
2. Учитель: - Что такое детство? Дайте свое определение. (Ответы уч-ся)
- Я предлагаю вашему вниманию высказывания писателей о детстве. Каждый писатель по-своему отображает этот очень важный период в жизни каждого человека. И каждый задается вопросом, как помочь детям увидеть этот мир, удивиться ему, почерпнуть живой воды из душевных глубин детства.
А) Л. Толстой: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».
Б) Ф.Достоевский: «Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома».
В) В. Распутин: «Я уверен, что писателем человека делает детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему право потом взяться за перо».
- Какое высказывание показалось вам знакомым?
- Да, в этом учебном году мы познакомились с замечательным произведением-повестью «Детство». Впервые в русской литературе Лев Толстой сказал, как трудно быть ребенком. И как важно вовремя прийти ему на помощь, защитить, сберечь благородные устремления его ума и сердца. Детская душа беззащитна, ранима и в то же время открыта для любви, добра и счастья.
- Какое впечатление произвела на вас эта повесть?
- Какие эпизоды запомнились?
3. Ведущий 1: Произведения великого русского писателя входят в мир ребенка с самого раннего детства. Дети- любимые персонажи его произведений, а тема детства - одна из важнейших в его творчестве. Писатель считал ребенка верхом совершенства, а детский характер- образцовым соединением положительных черт. В главном герое Николеньке Иртеньеве много автобиографических черт. Его детство, как и детство самого автора, протекает в дворянской усадьбе, Он умен, наблюдателен, обладает необычайно живым воображением, постоянно анализирует свои мысли и поступки.
4. Инсценирование - монолог героя.
5. Ведущий 2: Душа Николеньки открыта всем впечатлениям жизни, но в детские годы дети ограничены узким кругом семьи и не выходят за пределы дворянской усадьбы. Николенька начинает замечать недостатки людей своего круга и приходит к мысли о необходимости исправить пороки людские, и прежде всего, исправить самого себя. Но реальная жизнь, то и дело разрушает его мечтания, и Николенька постепенно уступает дурному влиянию своей среды, с ее тщеславием, лицемерием, презрением к незнатным людям, равнодушным, а чаще жестоким отношением к слугам и крепостным.
Вот Николенька, став невольным свидетелем спора отца с приказчиком из-за денег, интуитивно чувствует, что отец его не столь идеален, как представлялось ему раннее. А потом появляется юродивый Гриша, и возникают разногласия между отцом и матерью, двумя самыми любимыми людьми, и это куда сильнее ранит мальчика. Для него именно мать делала жизнь счастливой, а с ее смертью «…окончилась для меня счастливая пора детства»,- печально сообщает автор.
Учитель: - А кто еще из писателей создал произведение под названием «Детство»?
Для писателя дети - это тоже самая трогательная тема.
6. Ведущий 1: В повести «Детство» автор заставляет всех задуматься: «А какая она жизнь?» И описывает жизнь со всеми плюсами и минусами, светлыми и темными сторонами. Повесть дает возможность поразмышлять, поговорить о дружбе, о взаимоотношениях детей и взрослых, чести, доброте и человечности. Образцом мудрости можно назвать бабушку Акулину Ивановну. И к завистливым сыновьям, и к озлобленному мужу она добра. И все тянутся к ней, в том числе и Алеша, найдя в бабушке советчика, учителя, доброго друга и защитника.
7. Ведущий 1: Судьба самого Алеши – типичная история детства мальчика из народа. Характерно, что первая часть повести обрамлена двумя эпизодами: смертью отца Алеши, которой начинается произведение, и смертью матери, которой произведение заканчивается. Этим самым автор подводит нас к мысли о неблагополучии в жизни ребенка, поскольку он изначально лишен того «счастливого, невозвратимого», что было у маленького героя Л. Толстого, т. е. Горький изображает детство без детства.
Читая эту книгу, мы могли проследить, как постепенно формируется характер Алеши, его ведущая черта - не покорность, а способность противостоять несправедливости жизни становится для героя мерилом ценности человека вообще.
8. Инсценирование эпизода из 4 гл.
- Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись, скула калмыцкая. Видишь фигуру? Это- аз. Говори: аз! Буки! Веди! Это - что?
- Буки.
- Попал! Это?
- Веди.
- Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть,- это что?
- Добро.
- Попал! Это?
- Глаголь.
- Верно! А это?
- Аз.
- Лежал бы ты, отец, смирно…
- Стой, молчи! Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. Валяй, Лексей!
- Земля! Люди!- кричал внук.
- Мать, ты гляди, как взвился, а? Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?
- Это вы кричите…
- Да будет вам надрываться-то!- смеялась бабушка.
- А неверно поняла покойница Наталья, что памяти у него нету; память, слава Богу, лошадиная! Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак…
9. Сравнение детства двух героев.
Сходство и различия:
- разные семьи и взаимоотношение в них;
- умение рассуждать;
- наблюдательность;
- умеют оценивать поступки;
- умеют сострадать и раскаиваться в содеянном.
10. Ведущий 1: Совсем другое детство было у Ивана Алексеевича Бунина. В раннем детстве он жил в небольшом поместье, 10 лет от роду был отдан в Елецкую гимназию, где проучился 4,5 года, а затем был исключен в связи с неуплатой денег за обучение и вернулся в деревню, где и получил домашнее образование.
Отец будущего писателя был алкоголиком и однажды в состоянии невменяемости выстрелил в жену, которая, спасаясь, забралась на дерево и упала с него за мгновение до выстрела, чем и сохранила себе жизнь. А Ваня, несмотря на все это, восхищался отцом.
11. Ведущий 2: События детской и юношеской жизни способствовали в будущем пристальному вглядыванию в окружающий природный и деревенский мир. Летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, в глубочайшей полевой тишине, а зимой среди высоких сугробов пробуждалась у мальчика жизнь ума и сердца, развивалась необычайная зоркость глаза, обостренность слуха и обоняния.
В рассказах «Лапти» и «Цифры» повествуется о красоте, одухотворенности русского человека, о взаимоотношениях взрослых и детей.
12. Инсценирование эпизода из рассказа «Цифры».
- Перестань, Женя,- сказала мама.
- Перестань же, деточка, когда мама просит,- сказала бабушка.
- Да перестань,- сказал дядя.
- Сам перестань!- звонко крикнул мальчик, подпрыгнул и еще сильнее ударил в пол.
Дядя дернул за руку, шлепнул и вытолкнул из комнаты.
- А! - крикнул мальчик.
Мальчик на полу сидит и расставляет коробочки от спичек.
- Теперь я больше никогда не буду любить тебя. И никогда ничего не куплю тебе.
- Пожалуйста!- ответил, пожимая плечами.- Пожалуйста! Я от такого дурного мальчика и не взял бы ничего.
- Даже и японскую копеечку, какую тогда подарил, назад возьму!- крикнул дрогнувшим голосом.
- А вот это уж совсем нехорошо! Дарить, а потом отнимать. Впрочем, это твое дело.
- Попроси у дяди прощение, а то дядя рассердится и уедет в Москву. И никогда больше не приедет к нам,- грустно говорит бабушка.
- И пускай не приедет!- ответил едва слышно.
- Ну, я умру,- говорила еще печальнее.
- И умирай,- отвечал шепотом.
- Хорош!- сказал я.- Хорош! Вот так мальчик!
- Да не обращай на него внимания. Охота тебе с такой злючкой разговаривать!
Учитель: - Чем же закончилась эта история?
- Какие еще произведения о детстве вы знаете?
(Распутин «Уроки французского», Астафьев «Конь с розовой гривой», Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».)
13. Ведущий 1: Сегодня мы с вами вспомнили замечательные произведения литературы, в которых авторы передали собственные детские впечатления и воспоминания об увиденном и пережитом. Они не расстались со своим детством и, каждый раз погружаясь в глубины своей памяти, «пили из этого колодца неисчерпаемое вдохновение».
14. Ведущий 2: Мы надеемся, что помогли вам еще более полюбить страницы известных книг, и вы еще раз откроете их, чтобы совершить необыкновенное путешествие в милое, доброе, незабвенное детство.
15. Чтение стихотворения О. Дриз «Семицветная страна».
Есть такая страна,
Заветная,
Необычная,
Семицветная.
Если в ней не бывали
Раньше вы,
Знайте:
Леса там оранжевые,
Море сладкое там,-
Не соленое,
Как веселое небо
Зеленое!
Эта страна
Заветная-
Детство мое
Семицветное.