Тип урока:Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся.
Форма проведения:Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск.
Цели урока:
Обучающие:
- Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: «Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием.
- Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.
Цели, ориентированные на развитие личности учащихся:
- Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, задумываться над художественным значением произведения.
- Развивать навыки связного изложения мыслей в устной форме. Совершенствовать навыки выразительного чтения.
- Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
- Приобщать учащихся к миру этических и эстетических переживаний.
- Прививать любовь к прекрасному, к искусству.
Воспитательные цели:
- Содействовать развитию умения общаться между собой.
- Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование урока:
- Текст романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
- Портрет М. Булгакова, работы учащихся: плакат к произведению, изображение Фемиды (Богини правосудия).
- Разрезанные портреты Воланда (карточки для работы).<Рисунок 1>,<Рисунок 2>, <Рисунок 3>.
- Эпиграфы к уроку. Цитаты, написанные на доске.
- Презентация, выполненная учителем «Виртуальная экскурсия по булгаковским местам». <Приложение 1>
- Презентации учащихся (Д/з) <Приложение 2>
Это заключительное занятие в системе уроков по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». На предыдущих уроках рассматривались художественные особенности, идеологические и философские проблемы романа.
На первом уроке ребятам дается задание ответить на проблемные вопросы, для этого:
(разделиться на группы, изучить дополнительную литературу, представить ответ на вопрос, используя компьютерные технологии и др.)
Последний урок- это обобщение, проверка знаний, подведение итогов, размышление над финалом романа с опорой на личный опыт учеников, представление своих работ.
Ход урока
1. Орг. момент.
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня на заключительном уроке, посвященном одному из замечательных, волнующих, проблемных произведений М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Муз. заставка. Сегодняшний урок я начну со следующих строк:
Кто призывает нас к смиренью и любви,
А кто нас искушает, исполняя все мечты?
Мы часто задаем себе вопрос: «Кто прав, кто виноват?»
Вдруг зазвенит клинков торжественный набат!
Но верю, нас рассудит лишь одно.
Сойдутся вновь…
(учитель делает паузу и даёт понять, что ученикам нужно продолжить мысль)
Добро и зло.
Учитель: Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на уроке?
Определите пожалуйста тему.
Ученики определяют тему урока, записывают в тетрадь:
«Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
Учитель: Давайте обратимся к эпиграфам, которые записаны на доске:
« Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»
«Фауст» Гёте |
«Почему, зачем, откуда зло? Если есть Бог, то как может быть зло..?»
М.Ю. Лермонтов |
Выделите, пожалуйста, ключевые слова в этих эпиграфах:
(Обратить внимание учащихся на то , что в правом эпиграфе задаются вопросы Почему, зачем, откуда зло?)
Учитель: Ребята, когда вы сами себе задавали аналогичный вопрос?
(Ответ учащихся скорей всего, будет связан с периодом прочтения романа «Мастер и Маргарита»)
Учитель: Да, тема добра и зла у Булгакова в романе одна из ключевых, но прежде чем размышлять на эту тему, я бы хотела пригласить вас на экскурсию, где мы соприкоснемся со временем, историей, местом создания романа.
Ну, что ж мы отправляемся. Виртуальная экскурсия.
2. Просмотр презентации «Виртуальная экскурсия по булгаковским местам»
В презентации:
-Дом-музей Булгакова в Киеве.
-Приезд Булгакова в Москву.
-Булгаковский дом в Москве.
-На Патриарших
-Экскурсия в квартиру № 50 на Садовой 10. (состояние квартиры сегодня).
Учитель: Вы просмотрели презентацию, может вас, что-то удивило?
(Школьников не должно оставить равнодушными состояние квартиры №50 сегодня)
Квартира выглядит, действительно так, как будто там только что закончился бал у
Сатаны. Поступки людей и сегодня ставят нас в тупик! Кто же провоцирует людей, искушает, а, может быть и заставляет делать нехорошие поступки. Сеять зло?
Ученики: Дьявол, сатана, темные силы, зло в душе человека и др.
Учитель: А у Булгакова в произведении это…? (ответ Воланд).
Итак, Воланд прибывает в Москву! Смогли бы вы нарисовать его словесный портрет?
(Помочь учащимся вспомнить, что обличий у Воланда было несколько).
Давайте попробуем составить его портрет или фоторобот, пользуясь текстом произведения.
(Учащимся выдаются разрезанные карточки, где несколько портретов различных героев, также 3 иллюстрации с изображением Воланда. Ученики в группах составляют один из возможных.)
Ребята объясняют, почему портрет получился именно таким, зачитывают цитаты из произведения. <Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>
3. Ответы учащихся на проблемные вопросы, заданные на 1 уроке.
Учитель: Почему Воланд у Булгакова изображен столь привлекательно?
Добро или зло несет он?
(Этот проблемный вопрос являлся темой работы группы №2, ребята представляют отчет о проделанной работе).
Дьявол – злой ангел, пытающийся обольстить людей и внушить им ложные мысли и злые желания, губитель душ человеческих.
Кого искушает Воланд?
Москвичей на представлении в варьете, Маргариту, Никанора Ивановича Босого, буфетчика Сокова, дядю Берлиоза.
Кого погубил Воланд? Кого наказал?
Но Воланд избавляет Пилата от мук совести, возвращает Мастеру его роман и даёт ему вечный покой, помогает Маргарите найти Мастера.
Вывод: У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа. Можно сказать, что Воланд – вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра. (возвращаемся к эпиграфам)
Учитель после отчета второй группы переходит к следующему проблемному вопросу.
Мастер не заслужил света, он заслужил покой. Покой – это наказание или награда?
Группа №1 представляет презентацию <Приложение 2> и ответ на проблемный вопрос.
Покой, обещанный Мастеру, выглядит привлекательным после всего, что он перенёс.
Но характер покоя неясен.
Ни счастья на земле, ни ухода в свет Мастер не заслужил. Самый тяжкий грех мастера – отказ от творения, от поиска истины. Правда, искупив вину открытием истины, Мастер заслужил прощение и достоин свободы и покоя. Возможно, покой – это смерть, ведь эту награду Мастер получает из рук Воланда – князя Тьмы. Мастер наделен способностью «угадать» истину. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него. Маргарита дорожит романом больше чем Мастер.
Силой своей любви Маргарита спасает Мастера и его роман.
Один из учащихся исполняет интерпретированный отрывок песни «Он был старше её» гр. «Машина времени»:
Он был старше её, она была хороша.
В её маленьком теле гостила душа.
Они ходили вдвоем, они не сорились по мелочам,
А все вокруг суетились, как будто всерьез:
«Москвичей испортил квартирный вопрос».
А он любил её, но ей пришлось летать по ночам.
Припев:
Он страдал, если за окном темно.
Он не спал, на ночь запирал окно.
Он писал, о покое он мечтал,
В час, когда она летала по ночам.
А кругом «взятничество» и обман,
И людей словно поглотил туман.
Не смотри, что ночью за окном темно.
Ты пойми, миром правит лишь добро!
Учитель: Давайте подведем итог всему вышеизложенному. Поставьте на весы Богини правосудия понятия «Добро» и «Зло». Каким будет соотношение в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» этих понятий?
Итог наших размышлений отразим в небольшой таблице.
Учитель задает вопросы учащимся:
- Воланд способен наказать или исправить людей от порока?
- Всегда ли человек, совершая добрые поступки, добивается положительного результата?
- Чего опасается Воланд и его свита?
- Кто или что способно открыть человеку истину?
- Почему Мастер не смог одержать победу над нечистой силой? и др.
4. Оформление таблицы.
Примерное заполнение таблицы
З Л О | Д О Б Р О |
|
|
|
+ + + + - |
Выводы: Добро и зло – понятия вечные и неразделимые, и пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом.
М.А. Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом действительно мала. Нам необходимо увидеть среди завуалированного под добро зло. Разоблачить это зло.
(Один из учеников читает наизусть стихотворение)
Сойдутся вновь Добро и Зло,
И зазвенят клинки набатом,
Завяжутся тугим узлом
Судьба людей, тех, кто когда-то
Поверив в Свет, Любовь и Бога,
Ушли от призрачных надежд.
И, выбрав трудную дорогу,
Несут насмешек тяжкий крест.Так тяжело быть ближе к Богу,
Любить как Он, как Он прощать,
Идти вперед, презрев тревогу,
И в мире зла не замечать.
Но каждый верит: будет время-
Падет забвенья пелена,
Неся с любовью наше бремя,
Мы будем вместе, как стена.У каждого своя дорога,
У нас – одна на всех, как храм.
Таких, как мы, я верю много,
И пусть Господь поможет нам…
Учитель: Берегите себя и своих близких. Совершайте добрые и бескорыстные поступки.
Будьте честны с окружающими, а главное сами с собой!
Список литературы:
- Булгаков М. Мастер и Маргарита. Роман. Новосибирск.1998.
- Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. М. Просвещение.1991.
- Галинская И. Л. Загадки известных книг. М. Наука.1986.
- Грознова Н. А. Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Л. Наука.1991.
- Русская литература XX века. Учебник под редакцией В.В.Агеносова. М. 2000.
- Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. М. “Локид”, “Миф”. 1997 г.
- Соколов Б. В. Три жизни Михаила Булгакова. М. Эллис лак.1997.