Цели.
1. Познакомить учащихся с рассказом О.Тихомирова “Слава героям” из истории прошлого нашего народа.
2. Совершенствовать навык осознанного и выразительного чтения.
3. Обогащать словарный запас, способствовать развитию связной устной речи через ответы на вопросы.
4. Воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: инд. карточки для проверки д/з, индивидуальные карточки для выразительного чтения (4 абзац стр.200).
Оформление доски: словарные слова и словосочетания, число, тема, таблица слов для составления предложений (открываются поэтапно)
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Приветствие;
- Проверка готовности к уроку;
- Речевая разминка “Составь предложения из слов”.
занимали | Челубей | держался | отступить |
позиции | поигрывал | стойко | коннице |
Полки | как соломинкой | полк | мамаевой |
свои | копьем | Передовой | пришлось |
II. Повторение пройденного материала (используются карточки, в которых уч-ся выбирают правильный ответ).
1) Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?
2) Кто автор?
3) Подчеркните главных героев рассказа.
1) “Куликовская битва”, “Москва собирает войско”. 2) Олег Тихомиров, Сергей Михалков. 3) Князь Дмитрий, Мамай, богатырь Челубей, Пересвет. |
Проверка д/з.
Выборочное чтение по вопросам:
- найдите в тексте и прочитайте, как князь Дмитрий готовился к битве?
- что случилось в бою с князем Дмитрием Ивановичем?
- как закончилась битва, и кто в ней победил?
Оценивание ответов учащихся.
III. Изучение нового материала.
1) Сообщение темы урока (тема открывается на доске).
- Сегодня на уроке мы прочитаем еще один рассказ Олега Тихомирова “Слава героям”.
- Ребята, скажите, кого называют героями?
- Как вы понимаете выражение “Слава героям”?
- Можно ли по названию определить о положительных или отрицательных героях будет идти речь?
Прочитав этот рассказ, вы узнаете, как народ встречал героев Куликовской битвы и как в нашей истории называют князя Дмитрия.
Физминутка.
Дружно встали. Раз, два, три!
Мы теперь - богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво;
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой “Л” расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!
- В рассказе вам встретятся незнакомые слова, их мы сейчас не употребляем в нашей речи.
2) Словарная работа.
На доске открываются слова, хоровое прочтение и разбор их.
Доспехи – в старину, так говорили о воинском снаряжении.
Гонцы – в старину, так говорили о человеке, которого посылали со срочным известием.
Ратники – воины.
Полки – воинская часть.
Ордынцы – враги.
Русь – в старину называлась Россия.
Словосочетания из текста:
пешие воины – те, которые воюют пешком;
трубить сбор – всех собирать.
3) Первичное чтение.
- Ребята, внимательно послушайте рассказ и ответьте на вопрос:
- Какое имя было присвоено князю Дмитрию и почему?
4) Чтение с анализом смысловых частей.
- Что велел князь Владимир Андреевич?
- В каком виде нашли князя Дмитрия?
- Какую весть гонцы понесли во все города?
- Какие слова сказал князь, прощаясь с погибшими воинами?
- Как народ встречал полки князя Дмитрия?
- Почему князя Дмитрия стали называть Донским?
- Чем стали считать Москву русские княжества?
IV. Закрепление изученного материала.
- Ребята, поделитесь впечатлениями от прочитанного рассказа. Как вам показалась первая часть рассказа грустная или веселая?
Выразительное чтение 4 абзаца по карточкам, выделяя голосом предложения с восклицательной интонацией.
- Вторая часть рассказа веселая или грустная? Докажите словами из текста, почему?
Оценивание ответов учащихся с комментированием.
Д/з: стр 200 читать, пересказывать
V. Итог урока.
- Какое произведение сегодня прочитали? (Ответы учащихся)
- Кто автор? (Ответы учащихся)
- Назовите главного героя (Ответы учащихся)
- Перечислите, какие в рассказе (Ответы учащихся)
- Как в старину называлось наше государство? (Ответы учащихся)