Тип урока: творческая мастерская.
Цели урока:
- образовательные: проанализировать повесть в соответствии с темой урока; расширить запас слов учащихся, объясняя значение эпических терминов;
- развивающая: развитие речи учащихся;
- воспитательные: способствовать воспитанию доброты, жалости, чувства любви, ответственности, как составляющих понятия «доброта»; учить видеть и различать добро и зло; способствовать формированию интереса к данной проблеме, порождающего явление высказаться.
Подготовка к уроку:
- организация домашнего задания;
- самостоятельное чтение повести;
- нарисовать рисунки по теме: «добро» и «зло» (отношение к Биму);
- ответить на вопросы:
- какие чувства вы испытывали, прочитав повесть?
- какие герои добрые, а какие злые? Обоснуйте ответ.
- как вы понимаете, что такое зло и что такое добро?
- какие проблемы художественных средств использует автор при описании героев?
- индивидуальные задания для учеников – консультантов:
- сообщение о жизни писателя;
- сообщение о породе сеттеров;
- подобрать мудрые мысли о доброте и зле (5-8);
- выучить стихотворения Э. Асадова и С. Есенина;
- выучить куплет из песни на мотив «Учат в школе»;
- оформление экспозиции (фото) на тему: «Братья наши меньшие»
Оформление доски:
- эпиграф:
Мир сотворен, но еще не досоздан,
Задан маршрут: через тернии к звездам.
Зло и добро в роковом поединке переплелись:
Человек – посрединке; - экспозиция (фото) на тему: «Братья наши меньшие»;
- портрет Г.Троепольского под ним даты жизни и слова автора: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности»;
- рисунки на тему: «Доброе и отрицательное отношение людей к Биму» – (по разным сторонам доски);
- построение схемы в процессе урока: «Добро» и «зло».
Ход урока
I. Подготовка учащихся к восприятию текста.
(Звучит музыка…):
У: Здравствуйте!
Мы в мир пришли, чтобы добро творить,
Чтоб злу дорогу в душе преградить.
Так почему ж бывает коротка
Тропинка от добра до зла?...
(Л. Новикова)
У: В прочитанном четверостишии содержится вопрос, ответить на который мы постараемся в ходе урока. Откройте тетрадки, запишите тему.
Добро и зло…
Два противоположных понятия, два непримиримых врага, две крайние позиции. Сегодня мы попробуем понять, где тот порог, за которым кончается добро и начинается зло.
Эпиграф нашего урока…(Запись эпиграфа, схема-опора.) Учитель представляет консультантов, у них эмблемы со словом «Добро».
II. Анализ исходных понятий.
У: Давайте попробуем разобраться, что такое добро и зло, что скрывается за этими морально-этическим категориям, с помощью которых мы выносим оценку нравственному поведению других людей и своему собственному. (Ответы учеников.)
Справка консультантов (ответы из словаря):
- Добро –
- Зло –
У: Итак, ребята, мы узнали о том, как вы сами толкуете эти понятия, и как толкуются они в словаре. Ваш жизненный опыт, ваши друзья, родители, учителя помогли вам сформировать представления об этих сложнейших категориях. А литература, книги, прочитанные вами, помогают в этом разобраться. Всегда ли проблема добра и зла решается однозначно?
Сегодня на уроке мы посмотрим, как решается данная проблема в повести Г.Троепольского «Белый Бим Черное Ухо». В литературе, как в жизни, эта проблема, оказывается, не столь проста.
III. Краткая информация о писателе.
IV. Словарная работа.
Запись: интеллигентный (от лат.) – высокий уровень развития интеллекта (ум, рассудок, разум: мыслительная способность человека), образованность, высокая культура поведения.
V. Введение в тему. Беседа по тексту
– Вспомним что такое повесть?
– Передадим сюжет одним предложением.
– О чём произведение (определим тему)?
– Какие чувства вы испытывали, прочитав повесть?
– Художественный образ… Как создает автор образы? Кто главные герои?
– Перечислите детали портрета Бима (кратко.) Обобщим образ Бима.
– Как вы понимаете значение « интеллигентная собака»? Какие слова поморгают это понять?
VI. Краткая информация о породе сеттеров
(консультант из произведения или словаря зачитывает информацию.)
VII. Работа по тексту + составление схемы-опоры.
– Какие герои злые, а какие добрые?
– Повесть начинается с того, что щенок скучает. Как живет Бим у Ивана Ивановича? Что он постоянно ощущает? (С ответами учеников постоянно появляются на доске слова)
– Д: Ласка (Консультант даёт справку из словаря.)
– Что больше всего любил Бим? Обобщение (консультант.)
– А кто еще с ним, после того как хозяин попал в больницу? Разговаривал как с человеком?
– Что на всю жизнь Бим понял, при произнесении слова «хорошо»? (Консультанты: ласка, доверие, благодарность, дружба.)
– Как понять смысл слов: «До беды жили на равных – человек и собака»? (Консультанты: понимание, любовь.)
–Чем становилась тёплая дружба и преданность, по словам автора? (Консультант: счастье.)
– Кто впервые оклеветал Бима, кем он был обижен? (Консультанты: обида, клевета.)
– Где, ребята, кульминационный момент в повести. Меняется ли судьба Бима в этот момент? Может это будет переход к какому-то злу или борьбе? (Увозят хозяина в больницу.)
– Прочитайте в слух, как он стал себя вести. (6 глава..)
– Какая цель его жизни? (Ждать и искать)
– Что с ним происходит? (Консультант: скука.)
– Встречаем ли мы еще добрых людей в повести?
– Автор говорит, что Бим начал разбираться в людях. Вы согласны?
– Послушайте стихотворение Э. Асадова.
– Какой момент, похожий в повести, упоминает поэт?
– Играет ли речь людей особую роль для животных? Мог ли Бим по жестам, интонации, мимике, словам различать людей? Приведите примеры.
– Автор говорит, что Бим начал терять веру в людей. Когда впервые он начал терять эту веру?
– Когда в нем появилась злоба? (Консультант: злоба.)
– А кто еще бил Бима? Автор подчеркивает в повести, что через промежуток времени люди научили его ненавидеть. Кто это? (Консультант: ненависть.)
– Когда Бим разочаровался полностью и перестал доверять людям, опасаться? (Консультант: недоверие.)
– Давайте посмотрим отрывок из художественного фильма. (Кадр: отец Толика увозит Бима в лес и привязывает к дереву.)
– Ребята, что происходит с Толиком после? (Сын больше не верит своему отцу.)
– Умеют ли животные плакать как люди?
– Найдите и зачитайте, когда впервые Бим заплакал.
– Какие приемы использует автор в своем произведении? («очеловечивание», детали: дверь, ружье.)
– Приведите примеры таких приемов.
– А почему для Бима часто слово «дверь» имеет определенное значение? Что она обозначает? (Консультант: вера, надежда, свобода.)
– А какое слово для Бима обозначало горе. Для людей это слово несет горькие воспоминания? (Консультант: горе, осколок.)
– Какое время напоминают эти слова? (Консультант: война.)
– Кто упоминает об этом в повести? Назовите героев.
– Подводя итог урока, хочется спросить: «Оставил ли след Бим на земле?» (Консультант: след.)
VIII. Проверка индивидуальных заданий.
1. Обращение к рисункам.
– Что хотели показать вы на своих рисунках? (выступления учащихся.)
2. Игра «Собери цепочку предложений».
IX. Обращение к экспозиции (фото).
В жизни от каждого из нас зависит очень много. Разные породы собак приспособлены к разной службе: охраняют дом, спасают людей из завалов, помогают слепым людям, разыскивают преступников. Но иногда в городских квартирах живут, как говорят, «бесполезные» собаки. Зачем они человеку? У кого из вас есть домашние животные? Они вам дороги? А почему?
(Консультант обращает внимание присутствующих на стенд и делает вывод.)
– Посмотрите на нашу схему – дорогу. Каждый в жизни выбирает свой путь. Почему же тропинка от добра до зла коротка? Каким людям в жизни труднее жить, а каким легче? Что чаще всего порождает зло?
(Консультант: безответственность.)
X. Вывод урока.
– Вот и составили мы с вами схему понятий добра и зла.
Благодаря повести Г.Троепольского лишь частично мы смогли осознать значения этих понятий.
Мое пожелание: пусть обиды, скука, злоба, недоверие…уйдут из вашего сердца. Пусть в нем не будет места безразличию, безответственности. Тогда в любых ситуациях вы всегда останетесь добрыми людьми.
XI. Учащиеся зачитывают по цепочке мудрые мысли.
XII. Чтение стихотворения К. Кулиева одним из учеников.
На мир смотрите добрыми глазами,
Чтоб добрым было слово, добрым – труд.
Пусть дураки сочтут вас дураками,
Злодеи малодушными сочтут…
Пусть у глупца спокойней жизнь и краше,
Пусть в жизни сам злодей не знает зла,
Добро навеки будет богом нашим,
Ему – молитва наша и хвала.
XIII. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение о добре и зле.
XIV. Исполнение куплета песни под музыку «Чему учат в школе».
В жизни надо добрым быть,
Зло стараться истребить.
Никогда не поздно это и не рано.
И чтоб след оставить свой
На планете дорогой,
Мы дорогу доброты лишь выбираем.
Скоро вырастим мы все,
Разойдемся по земле,
И у каждого свой путь особый будет,
Но чтоб след оставить свой
На планете дорогой,
Лишь по совести мы жить
Все с вами будем. (Консультант: совесть.)