Литература
-
А.Н. Островский "Лес" (1871 г.) 2010
Урок помогает раскрыть проблемы, поднятые автором в комедии "Лес", через готовую систему образов путём прямого цитирования.
-
Литературный вечер, посвященный творчеству А.С. Пушкина "Но жив талант, бессмертен гений" 2010
Литературный вечер для учащихся 8–9-х классов посвящен творчеству А.С. Пушкина. Он знакомит учащихся с тем, как современные поэты по-своему прочитывают страницы жизни А.С. Пушкина; учит школьников размышлять над поэтической строкой; вызывает в сердцах детей чувство соучастия к судьбе Пушкина; пробуждает интерес к современной поэзии о Пушкине; способствует эстетическому воспитанию учеников.
-
М.Горький "Легенда о Данко" (по рассказу "Старуха Изергиль") (7-й класс) 2010
На уроке проходит изучение идейного и художественного своеобразия легенды; овладение понятием легенда; воспитание уважения к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, любви к людям, служению им.
-
Сочинялки (урок-игра) 2010
На уроке детям объясняется, как сочиняются стихотворные строчки и какая может быть польза от такого занятия.
-
Авторская программа элективного курса по литературе "Уроки нравственности" 2010
Срок реализации программы – 1 год (2 раза в месяц), 18 часов. Программа курса основана на внепрограммных литературных произведениях и взаимосвязана с планами работы классного руководителя, педагога-организатора, завуча по воспитательной работе, и является дополнительным средством воспитательного воздействия на учащихся.
-
Мифы народов Ямала о происхождении живого на Земле. 6-й класс 2010
С глубокой древности до нашего времени было высказано огромное количество гипотез о происхождении живого на Земле. Но всё многообразие этих идей сводится к двум взаимоисключающим точкам зрения – происхождение живого от живого и происхождение живого от неживого. На занятии прочитаем и обсудим мифы народов Ямала о происхождении живого на Земле.
-
Герасим: характеристика героя. Средства создания образа. Портрет, описание помещения как средства характеристики персонажа 2010
В статье представлена система уроков по рассказу И.С. Тургенева «Муму».
-
"Великий храм природы" в повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца" (по программе "Школа-2100", 5-й класс) 2010
На уроке ребята учиться анализировать текст-описание пейзажа, используя литературоведческие понятия. Используются технологии проблемного диалога, комментированное чтение и диалог с автором через текст.
-
Урок по творчеству О.Мандельштама "Улица Мандельштама" (судьба и творчество поэта) 2010
Материал урока знакомит учащихся с драматической судьбой поэта, со сложным периодом жизни поэта в Воронеже; помогает проанализировать стихи разных периодов его творчества. Рассказывает о последних годах жизни и гибели Мандельштама.
-
Урок литературы в 5-м классе с использованием ИКТ по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" 2010
Урок построен на основе межпредметных связей: наряду с текстом художественного произведения используются фрагменты видеофильма, иллюстрации, задания на персональных компьютерах, интерактивной доске. Использование ИКТ повышает интерес учащихся к изучаемому произведению, что в итоге помогает глубже понять, сопоставить, оценить поведение героев.
-
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 2010
На уроке учащиеся познакомятся с поэзией времён Великой Отечественной войны. Через исследование ученики узнают, как поэзия соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями людей.
-
Тема урока "Прекрасное рядом" (5-й класс) 2010
Урок внеклассного чтения в 5-м классе проводится по рассказу К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома», чтобы вызвать учащихся к живому разговору, закрепить понимание прочитанного. Цель урока: углубить знания учащихся по творчеству писателя, научить их видеть и понимать красоту природы, воспитать чувство настоящего хозяина родной земли.
-
Интегрированный урок (английский язык + литература) по теме "Вместе со сказкой" 2010
Интегрированный урок (английский язык + литература) для 5-го класса в форме КВН с целью развития познавательного интереса к изучению английского языка. После конкурсов ученики показывают инсценировку сказки «Репка на новый лад».
-
Нравственная проблематика рассказа Л.Н. Андреева "Петька на даче" 2010
Урок ознакомления с новым материалом, в процессе которого учащиеся знакомятся с личностью Л.Н. Андреева, особенностями его стиля, отвечают на проблемный вопрос: «Описанию жизни героя на даче посвящена меньшая часть повествования. Почему же свой рассказ Л.Н. Андреев назвал «Петька на даче»?» Рассматривая основные нравственные проблемы, поднимаемые автором (безрадостное детство, отсутствие чуткости), ребята учатся доброте, состраданию. Используются методы проблемного обучения.
-
Тема маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель" 2010
Обращаясь к повести Н.В. Гоголя «Шинель», ставлю целями урока проследить развитие темы «маленького человека», затронутой А.С. Пушкиным, вызвать у детей сочувствие к униженному, отметить языковые средства, которые помогают автору нарисовать мелкого чиновника. Эта работа заставит прочитать текст внимательно, узнать новые слова, усвоить литературоведческие термины.
-
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество 2010
Подготовленный урок проводится в рамках празднования 210-й годовщины со дня рождения А.С. Пушкина.
-
Тема нового "маленького человека" в творчестве М.М. Зощенко 2010
Тема «маленького человека» не является новой в литературе. Цель урока: проследить развитие в XX веке писателем-сатириком М.М. Зощенко традиций литературы XIX века («маленький человек», «смех сквозь слезы»); выявить причины изменения черт героев; учить анализировать текст, наблюдать за языком произведения.
-
Внеклассное мероприятие "Там, на неведомых дорожках…" (5–6-е классы) 2010
Внеклассное мероприятие можно провести в рамках недели русского языка и литературы. Занятие призвано привить учащимся любовь к русскому языку и литературе, формировать у них бережное отношение к слову, обучить культуре речи и общения.
-
Модульно-рейтинговая технология на уроках литературы 2010
Целью данной работы является представление созданной системы работы по литературе в 8–11-х классах через использование методов модульно-рейтинговой технологии.
-
Сценарий литературно-музыкального вечера "Любовь в поэзии Серебряного века" 2010
Любовь в поэзии Серебряного века... Одного из сложнейших и интереснейших периодов духовного развития России, эпохи "русского ренессанса", эпохи обострения эстетической чувствительности, эпохи беспокойства и исканий, возбуждения, напряженности, трагичности времени.
-
Открытый урок по теме "Сердце матери" (по рассказу В.М. Шукшина "Материнское сердце") 2010
Проводится урок с целью формирования чуткого и уважительного отношения к матери, любви к малой родине. На уроке читаются стихотворения, посвященные маме, написанные самими учащимися. Объяснение нового материала строится в вопросно-ответном общении. Закрепление знаний – написания сочинения-миниатюры "Признание маме".
-
"Черный человек" Сергея Есенина 2010
Урок литературы, посвященный анализу произведения и его значения в творчестве и жизни поэта.
-
Урок-лекция "История создания поэмы-эпопеи Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" 2010
Урок построен в форме лекции. Рассказывая об истории создания поэмы Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», студенты узнают исторические сведения о крестьянской реформе 1861 года, о жизни крестьян после «освобождения». Учитель знакомит обучающихся с жанром, композицией поэмы. На уроке идет подготовка к восприятию первой части поэмы – «Пролога».
-
Анализ стихотворения И.А. Бунина "Последний шмель" (текст и подтекст) (6-й класс) 2010
Урок построен, с одной стороны, как традиционный анализ стихотворения, с другой – как поиск секретов стихотворения, объяснения «странностей стихотворения». Ученики искали философскую подоплеку стихотворения, которую сразу не уловили, но через иллюстрации почувствовали. Анализ формальных элементов помог выйти на идейно-тематический уровень.
-
Красота в поэзии Серебряного века 2010
При изучении поэзии важным представляется воспитать художественный вкус школьников, научить их понимать поэтическое слово. Эту задачу решает урок, который на доступном пятиклассникам уровне учит постигать особенности поэзии Серебряного века. Урок сопровождается презентацией.
-
Внеклассное мероприятие "Все начинается с детства" 2010
Тема детства – одна из важнейших в русской литературе. Внеклассное мероприятие проходит в виде устного журнала по замечательным произведениям Л.Толстого, И.Бунина, М.Горького, посвященным этой теме. Цель мероприятия – сформировать у учащихся представление о детстве как лучшей поре в жизни человека.
-
Викторина по литературе 2010
Данный материал был использован на одном из этапов школьной интеллектуальной игры - "Литературная гостиная". Материал может быть использован как для внеклассной работы (для литературных викторин), так и в конце года для проверки качества усвоения знаний по литературе.
-
М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. "Бородино" – отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. Историческая основа стихотворения 2010
Стихотворение "Бородино" сравнительно небольшое по размеру, и его можно прочитать и обсудить в классе. Предлагаю такой ход работы над стихотворением, который поможет детям учиться работать непосредственно с текстом произведения, ставить вопросы к нему, для ответов на эти вопросы подключая все имеющиеся знания. Урок построен в форме эвристической беседы.
-
Открытый урок по литературе. А.Островский "Свои люди — сочтемся!" 2010
Предложен урок-спектакль с анализом художественного произведения, цель которого - организовать групповую деятельность учащихся по прочтению, осмыслению и перевоплощению в литературного героя с последующим инсценированием отдельных актов произведения Островского "Свои люди - сочтёмся!"
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Трагическое осмысление Октябрьской революции 1917 года в творчестве М.Волошина и З.Гиппиус" 2010
Учащимся даётся возможность полно представить объективную картину как самих революционных событий, так и литературного процесса 20-х годов. Неоднозначный подход к творчеству разных писателей предполагает формирование у школьников своего мнения о художественном произведении.