Литература
-
Использование визуальных средств и приемов в обучении дисциплины "Литература" 2010
Главная функция визуальных средств и приёмов состоит в образном воссоздании сущности явления, его структуры для подтверждения теоретических положений. Они помогают привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для мыслительной деятельности.
-
Литературная игра по творчеству русских писателей 2010
Литературная игра проводится для учащихся 9-х классов по итогам изучения трех монографических тем: Творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя. Игру можно проводить как в рамках учебного времени, так и как внеклассное мероприятие. Благодаря ее заданиям в игровой форме можно легко проверить знания учащихся по важнейшим темам курса литературы.
-
Образ куклы в истории и литературе. 5-й класс 2010
Автор представляет учащимся куклу, как исторический и литературный образ. Прививает любовь к чтению произведений русской и зарубежной литературы.
-
Урок риторики в 5-м классе 2010
Автор учит детей распознавать тексты-объявления, анализировать положительные и неудачные образцы текстов объявлений, редактировать их. Развивает творческие способности обучающихся. Воспитывает коммуникативную культуру школьников.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Легенда и поэзия в мире красоты" 2010
На уроке происходит воспитание чувства прекрасного: любви к окружающей нас среде; знакомство с легендами и литературными произведениями о цветах; приобщение к миру музыки; активизация творческих способностей учащихся.
-
Интегрированный урок литературы и ИКТ "Путь исканий Петра Бузухова" 2010
Представлен план открытого урока в 10-м классе по литературе в интеграции с ИКТ. Основная цель - формирование и развитие у учащихся общеучебных умений и навыков через интеграцию умений ИКТ и знаний по литературе (работа в Exсel); развитие умений планировать свою работу в группе и самостоятельно, оценивать свою работу и работу других; защищать и обосновывать свою точку зрения; развитие творческого мышления через решение творческих задач, использование элементов проектной деятельности.
-
Открытый урок по литературе "Трудно быть рыжим" по рассказу Е.Габовой "Не пускайте рыжую на озеро". 7-й класс 2010
В ходе урока происходит изучение рассказа, понимание авторского замысла, основной идеи рассказа, развитие навыков аналитического чтения, ассоциативного мышления, устной монологической речи, навыков коллективной работы, формирование доброго отношения к людям, целеустремлённой личности, преодолевающей трудности, находящей своё место в жизни.
-
Изучение лирики Н.Заболоцкого "Художественная картина мира Н.Заболоцкого" 2010
Урок знакомит учащихся с личностью Николая Заболоцкого, с его видением мира; осуществляется письменный анализ стихотворения "Дождь".
-
Семейные чтения. Любовная лирика А.С. Пушкина (урок-праздник для учащихся и их родителей) 2010
Урок помогает приобщить учащихся к семейному чтению, раскрыть духовный потенциал любовной лирики А.С. Пушкина, обучить анализу лирического произведения.
-
Противоречивый образ Емельяна Пугачева в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2010
Урок помогает создать условия для комплексного применения знаний по теме, формирования умений средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерных технологий.
-
А.Н. Островский "Лес" (1871 г.) 2010
Урок помогает раскрыть проблемы, поднятые автором в комедии "Лес", через готовую систему образов путём прямого цитирования.
-
Литературный вечер, посвященный творчеству А.С. Пушкина "Но жив талант, бессмертен гений" 2010
Литературный вечер для учащихся 8–9-х классов посвящен творчеству А.С. Пушкина. Он знакомит учащихся с тем, как современные поэты по-своему прочитывают страницы жизни А.С. Пушкина; учит школьников размышлять над поэтической строкой; вызывает в сердцах детей чувство соучастия к судьбе Пушкина; пробуждает интерес к современной поэзии о Пушкине; способствует эстетическому воспитанию учеников.
-
М.Горький "Легенда о Данко" (по рассказу "Старуха Изергиль") (7-й класс) 2010
На уроке проходит изучение идейного и художественного своеобразия легенды; овладение понятием легенда; воспитание уважения к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, любви к людям, служению им.
-
Сочинялки (урок-игра) 2010
На уроке детям объясняется, как сочиняются стихотворные строчки и какая может быть польза от такого занятия.
-
Авторская программа элективного курса по литературе "Уроки нравственности" 2010
Срок реализации программы – 1 год (2 раза в месяц), 18 часов. Программа курса основана на внепрограммных литературных произведениях и взаимосвязана с планами работы классного руководителя, педагога-организатора, завуча по воспитательной работе, и является дополнительным средством воспитательного воздействия на учащихся.
-
Мифы народов Ямала о происхождении живого на Земле. 6-й класс 2010
С глубокой древности до нашего времени было высказано огромное количество гипотез о происхождении живого на Земле. Но всё многообразие этих идей сводится к двум взаимоисключающим точкам зрения – происхождение живого от живого и происхождение живого от неживого. На занятии прочитаем и обсудим мифы народов Ямала о происхождении живого на Земле.
-
Герасим: характеристика героя. Средства создания образа. Портрет, описание помещения как средства характеристики персонажа 2010
В статье представлена система уроков по рассказу И.С. Тургенева «Муму».
-
"Великий храм природы" в повести М.М. Пришвина "Кладовая солнца" (по программе "Школа-2100", 5-й класс) 2010
На уроке ребята учиться анализировать текст-описание пейзажа, используя литературоведческие понятия. Используются технологии проблемного диалога, комментированное чтение и диалог с автором через текст.
-
Урок по творчеству О.Мандельштама "Улица Мандельштама" (судьба и творчество поэта) 2010
Материал урока знакомит учащихся с драматической судьбой поэта, со сложным периодом жизни поэта в Воронеже; помогает проанализировать стихи разных периодов его творчества. Рассказывает о последних годах жизни и гибели Мандельштама.
-
Урок литературы в 5-м классе с использованием ИКТ по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" 2010
Урок построен на основе межпредметных связей: наряду с текстом художественного произведения используются фрагменты видеофильма, иллюстрации, задания на персональных компьютерах, интерактивной доске. Использование ИКТ повышает интерес учащихся к изучаемому произведению, что в итоге помогает глубже понять, сопоставить, оценить поведение героев.
-
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 2010
На уроке учащиеся познакомятся с поэзией времён Великой Отечественной войны. Через исследование ученики узнают, как поэзия соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями людей.
-
Тема урока "Прекрасное рядом" (5-й класс) 2010
Урок внеклассного чтения в 5-м классе проводится по рассказу К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома», чтобы вызвать учащихся к живому разговору, закрепить понимание прочитанного. Цель урока: углубить знания учащихся по творчеству писателя, научить их видеть и понимать красоту природы, воспитать чувство настоящего хозяина родной земли.
-
Интегрированный урок (английский язык + литература) по теме "Вместе со сказкой" 2010
Интегрированный урок (английский язык + литература) для 5-го класса в форме КВН с целью развития познавательного интереса к изучению английского языка. После конкурсов ученики показывают инсценировку сказки «Репка на новый лад».
-
Нравственная проблематика рассказа Л.Н. Андреева "Петька на даче" 2010
Урок ознакомления с новым материалом, в процессе которого учащиеся знакомятся с личностью Л.Н. Андреева, особенностями его стиля, отвечают на проблемный вопрос: «Описанию жизни героя на даче посвящена меньшая часть повествования. Почему же свой рассказ Л.Н. Андреев назвал «Петька на даче»?» Рассматривая основные нравственные проблемы, поднимаемые автором (безрадостное детство, отсутствие чуткости), ребята учатся доброте, состраданию. Используются методы проблемного обучения.
-
Тема маленького человека в повести Н.В. Гоголя "Шинель" 2010
Обращаясь к повести Н.В. Гоголя «Шинель», ставлю целями урока проследить развитие темы «маленького человека», затронутой А.С. Пушкиным, вызвать у детей сочувствие к униженному, отметить языковые средства, которые помогают автору нарисовать мелкого чиновника. Эта работа заставит прочитать текст внимательно, узнать новые слова, усвоить литературоведческие термины.
-
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество 2010
Подготовленный урок проводится в рамках празднования 210-й годовщины со дня рождения А.С. Пушкина.
-
Тема нового "маленького человека" в творчестве М.М. Зощенко 2010
Тема «маленького человека» не является новой в литературе. Цель урока: проследить развитие в XX веке писателем-сатириком М.М. Зощенко традиций литературы XIX века («маленький человек», «смех сквозь слезы»); выявить причины изменения черт героев; учить анализировать текст, наблюдать за языком произведения.
-
Внеклассное мероприятие "Там, на неведомых дорожках…" (5–6-е классы) 2010
Внеклассное мероприятие можно провести в рамках недели русского языка и литературы. Занятие призвано привить учащимся любовь к русскому языку и литературе, формировать у них бережное отношение к слову, обучить культуре речи и общения.
-
Модульно-рейтинговая технология на уроках литературы 2010
Целью данной работы является представление созданной системы работы по литературе в 8–11-х классах через использование методов модульно-рейтинговой технологии.
-
Сценарий литературно-музыкального вечера "Любовь в поэзии Серебряного века" 2010
Любовь в поэзии Серебряного века... Одного из сложнейших и интереснейших периодов духовного развития России, эпохи "русского ренессанса", эпохи обострения эстетической чувствительности, эпохи беспокойства и исканий, возбуждения, напряженности, трагичности времени.