Бородино! Бородино!
На битве исполинов новой
Ты славою озарено,
Как древле поле Куликово.
Здесь - на полях Бородина -
Россией билася Европа,
И честь России спасена
В волнах кровавого потопа.
Сергей Раич
Цели урока:
- доказать, что Бородинское сражение - поворотный момент в войне с Наполеоном, после которого французское наступление захлебнулось;
- показать, что Бородинское сражение - это точка пересечения судеб главных героев романа;
- выявить идейно-художественные особенности изображения войны в романе;
- показать, как реализуется в этих главах любимая мысль Толстого - "мысль народная".
Оборудование:
- мультимедийная установка;
- портреты Л. Н. Толстого и главных героев романа;
- презентации учащихся после посещения Бородинского музея, фотографии, сделанные ими;
- фотографии Бородинской панорамы;
- портреты героев Отечественной войны 1812 года: Багратиона, Барклая-де-Толли, Раевского, Платова, Тучкова и др.;
- портреты Кутузова и Наполеона;
- план расположения войск русской и наполеоновской армий перед Бородинским сражением 26 августа 1812 года.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
Чтобы разобраться в сложнейшем романе "Война и мир", мы много готовились: посетили Бородинскую панораму, Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник, побывали в Храме Христа Спасителя, у Триумфальной арки, что на Кутузовском проспекте.
Бородинское сражение - это кульминация романа, так как здесь наиболее ярко проявляется главная мысль - "мысль народная", здесь выражены взгляды Толстого на историю, на личность, на его отношение к войне. Бородинское сражение - это точка пересечений судеб главных героев романа.
Л. Н. Толстой не мог не написать о Бородинском сражении: его отец в 17 лет поступил на службу и участвовал в боях с Наполеоном, был адъютантом генерал-лейтенанта Андрея Ивановича Горчакова, который командовал отрядом, защищавшим Шевардинский редут. Лев Николаевич побывал на Бородинском поле, так как понял, что для создания живой картины сражения необходимо увидеть место исторической битвы. В окончательном тексте романа Бородинская битва, по замыслу Толстого, должна быть кульминационной.
Из письма жене: "Только бы дал Бог здоровья и спокойствия, а я напишу такое Бородинское сражение, какого ещё не было!"
В романе "Война и мир" Бородинское сражение описывается в 20 главах. В них вошло то, что писатель узнал и увидел, передумал, прочувствовал. Время подтвердило правомерность главного вывода, сделанного великим писателем: "Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по Старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника"
Работа с текстом произведения
Учитель:
- Почему описание сражения Толстой начинает с описания его диспозиции? Почему сражение показано глазами Пьера, тогда как он мало что понимает в военном деле?
Учащийся:
- Исходя из взглядов Толстого на историю, можно сделать вывод, что писатель намеренно показывает сражение глазами Пьера, чтобы подчеркнуть, что исход боя зависит не от расположения войска, а от того, каков дух войска. Пьер, человек невоенный, воспринимает всё происходящее с психологической точки зрения, он лучше чувствует настроение солдат и офицеров.
Учитель:
- Толстой внимательно изучил окрестные села, деревни, реки, монастырь. "Горки - самый высокий пункт", - именно с этого места автор будет описывать Бородинскую позицию, увиденную Пьером. "Горки и Семёновская. Старая Можайская дорога. Утица", - вот те места, которые потом увидел Пьер, объезжая русскую позицию с генералом Беннигсеном перед сражением (слова учителя сопровождаются фотографиями).
Какое значение для Пьера имели слова солдата: "Всем миром навалиться хотят:" /глава 20/
Учащийся:
- Пьер понимает, что воюют солдаты не за награды, а за Отечество, они чувствуют единство всех - от простых солдат до офицеров и главнокомандующего. Потрясают своей нравственной стойкостью защитники батареи генерала Раевского. При общении с русскими солдатами Пьер находит смысл и цель жизни, осознав ложность своих прежних установок. Он вдруг ясно понимает, что народ - носитель лучших человеческих качеств. Пьер задумывается: "Как скинуть с себя всё это лишнее, дьявольское, всё бремя этого внешнего человека?" А ведь было время, когда Пьера привлекал образ Наполеона. С началом Отечественной войны это увлечение проходит, он понимает, что поклоняться деспоту и злодею нельзя.
Учитель:
- Что чувствует князь Андрей накануне сражения, уверен ли он в победе?
Учащийся:
- Война 1812 года возвращает Болконского к жизни. Он отдаёт себя служению Отчизне, командует полком. Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: "Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение"
Учитель:
- Почему князь Андрей так уверен в победе?
Учащийся:
- Он понимает, что речь идет не о какой-то абстрактной земле, а о той земле, где лежат предки, о той земле, на которой живут близкие родные люди: "Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить"
Учитель:
- Справедливы ли слова Андрея о том, что французов надо казнить?
Учащийся:
- Здесь опять-таки следует исходить из взглядов Толстого на историю, так как главные любимые герои несут в себе авторскую идею. Князь Андрей, когда-то осуждавший ужасы войны, призывает к жестокой расправе над врагом: "Война так война, а не игрушка". Толстой признает войну освободительную, справедливую, во имя отцов и детей, жен и матерей. Когда хотят разорить твою землю, когда хотят убить тебя, нельзя великодушничать.
Учитель:
- Почему, по вашему мнению, перед сражением состоялось церковное шествие и поле боя обнесли иконой Смоленской Божьей Матери? Каково поведение солдат перед боем?
Учащийся:
- это укрепляет боевой дух войска. Солдаты надели чистые рубахи, отказались от водки, говоря, что не тот сейчас момент, они осознают всю силу ответственности за судьбу России. Не зря Кутузов, узнав об этом, восклицает: "Чудесный народ, бесподобный народ!". Русские воины защищали не только своё Отечество, но и Православие. Можно утверждать, что они удостоились мученических венцов, как все те, кто пролил кровь за Христа. Была положена традиция ежегодного поминовения в день Бородинского сражения православных российских воинов, " за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших". На Бородинском поле поминовение это совершается 8 сентября, в День воинской славы России.
На экране - икона Смоленской Божьей Матери.
Специально подготовленный ученик рассказывает историю иконы.
Учитель:
- Сравните поведение Кутузова и Наполеона в битве /главы 33-35/
Учащийся:
- Наполеон отдает массу приказов, казалось бы, очень разумных, но таких, которые не могли быть исполнены, так как ситуация очень быстро меняется, и приказ уже не имеет смысла. Войска приходят с поля боя расстроенными толпами. Кутузов же больше следит за духом войска, он отдает только те приказы, которые могут поддержать или усилить стойкость солдат
Просмотр эпизода кинофильма С. Бондарчука "Война и мир" в романе - глава 35
Эпизод, когда в штаб Кутузова является немецкий генерал Вальцоген, служащий в русской армии, и докладывает, что ситуация безвыходная: "отбить нечем, потому что войск нет; они бегут, и нет возможности их остановить". Кутузов в бешенстве: "Как вы: как вы смеете?!... Неприятель отбит на левом, поражен на правом фланге:..Неприятель побеждён, и завтра погоним его из священной земли русской".
Учитель:
- Как в данном эпизоде реализуется любимая мысль Толстого - "мысль народная", его взгляд на историю и на роль личности в истории?
Учащийся:
- Нельзя предугадать, что будет делать неприятель, поэтому искусства полководца, по мнению автора, не существует. Кутузов только соглашался или не соглашался с тем, что ему предлагали, не делал никаких распоряжений. Он понимает, что сражение - это не шахматная игра, где можно просчитать ходы, его заботит другое: ": выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что-то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти". Об этом же перед сражением говорит князь Андрей: "Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиций, ни от вооружения, ни даже от числа:::, а от того чувства, которое есть во мне, в нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате: Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть". Творец истории - народ, и нельзя вмешиваться в ход истории.
Учитель подводит итог:
- Наполеон изображён Толстым как актер, позёр (сцена перед сражением, когда ему преподносят картину, изображающую сына): "он сделал взгляд задумчивой нежности". И как игрок, когда, вернувшись после поездки по линии, говорит: "Шахматы расставлены, игра начнется завтра". Наполеон, которым так восхищались многие, лишён величия. Это самовлюбленный, лицемерный, фальшивый человек, равнодушный к судьбам окружающих. Война для него - игра, а люди - пешки. "Ничтожнейшим орудием истории", "человеком с помраченной совестью" называет его Толстой.
Кутузов же, напротив, естественен (сцена, когда он своей старческой походкой идет поклониться иконе Смоленской Божьей Матери, грузно опускается на колени), прост, а, по мнению Толстого, "нет величия там, где нет простоты, добра и правды". Мы видим проявление мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа войска. Кутузов жалеет каждого солдата.
Учитель:
- Каков толстовский принцип изображения войны?
Учащийся:
- Автор показал войну в крови, в слезах, в муках, т. е. без прикрас. В главе 39: "Несколько тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах: На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью". Толстой отрицает войну завоевательную, но оправдывает войну освободительную.
Главы 36-37 - ранение князя Андрея
Просмотр эпизода кинофильма С. Бондарчука "Война и мир"
На карте показываем, где приблизительно находился полк князя Андрея (это деревня Князьково, она сгорела во время ВОВ)
Комментарий учащихся:
- Именно в момент ранения Андрей понял, как он любит жизнь и как она дорога ему. Он долго метался в поисках смысла жизни, а ответ на мучающий его всю жизнь вопрос получил здесь. В перевязочном пункте, в палатке, видя на третьем столе Анатоля Курагина, оскорбившего его, Андрей испытывает не ненависть, а жалость и любовь к этому человеку: " Страдание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще осталось мне, ежели бы я был жив".
Учитель:
- Какова роль пейзажей в описании сражения (т.3, ч.3, гл. 30,28)? Мы отмечали, что для автора это важно. Любимые герои Толстого чувствуют и понимают природу, так как в ней гармония и успокоение. Благодаря ей они обретают смысл жизни: Андрей и небо, Андрей и дуб, Наташа и красота ночи в Отрадном.
Учащийся:
- Накануне сражения утреннее солнце, только что брызнувшее из-за тучи и рассеивающегося тумана, дальние леса, "точно высеченные из какого-то драгоценного желто-зелёного камня" (учащийся зачитывает описание природы, глава 30). В середине сражения - солнце, застланное дымом. В конце - "над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блёстками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости". Тучи закрыли солнце, стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных людей, "как будто говорил: "Довольно, люди. Перестаньте: Опомнитесь. Что вы делаете?". Природа знаменует этапы боя.
На экране фотографии, сделанные учащимися: Шевардинский редут, Семёновские флеши, Батарея Раевского
Учитель:
- Из записей Толстого: " Даль видна на 25 верст. Черные тени от лесов и строений на восходе и от курганов. Солнце встаёт влево, назади. Франц. в глаза солнце", - эти строки, появившиеся после объезда поля на заре, позволили Толстому создать не только исторически достоверную, но и величественную, живописную картину начала боя. Писатель очень хотел разыскать стариков, ещё живших в эпоху Отечественной войны, но поиски не дали результатов. Это очень огорчило Льва Николаевича.
- Если вы вспомните рассказ экскурсовода при посещении музея и сравните описание поля битвы после сражения Толстым, наверное, никто из вас не останется равнодушным к нашей истории. Наши предки полегли здесь, и количество их велико: трупы лежали в 7-8 слоёв. Земля у перевязочных пунктов на несколько сантиметров была пропитана кровью. Так что когда о Бородинском поле говорят: "Земля, политая кровью", - это не поэтический образ и не преувеличение. Не только земля, но и ручейки, и реки были красного цвета. Людская кровь делает землю исторической - она не дает забыть того, что здесь пережито.
Бородино - это не только место великого сражения, это огромна братская могила, где лежат тысячи людей.
Поныне на Бородинском поле, если вслушаться в тишину, можно услышать далекие звуки августовского дня, звуки страшного боя: визг картечи, крики солдат, звонкие голоса командиров, стоны умирающих, храп обезумевших от запаха крови лошадей. Но дышится здесь как-то по-особенному, и всегда тихо. Может быть, в этой тишине различим полёт Божьих ангелов над землёй? Может быть, души тех, кто погиб здесь за Родину, смотрят на тебя с небес?
Бородино! Тверда твоя земля!
Одно твоё торжественное имя
Выводит павших из небытия
И чудодейно властвует живыми.
Сергей Васильев
Мы размышляли о судьбе Росси, о связи времен, мы прониклись гордостью за наших предков, мы увидели ужасы войны. Подводя итог урока, хочу задать вопрос. Победа, одержанная русской армией в Бородинском сражении, особенная. Что это за победа и как определяет её Толстой?
Учащийся:
- Была одержана нравственная победа. " Нравственная сила французской армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве врага и своём бессилии, была одержана русскими под Бородином".
Учитель:
- Как увековечена память о Бородинском сражении ?
Учащийся:
- В честь победы над Наполеоном на народные деньги возведён храм Христа Спасителя; открыт Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник; Бородинская панорама, Триумфальная арка на Кутузовском проспекте. Народ хранит память об этом событии.
Учитель подводит итоги урока:
- Итак, мы убедились, что Бородинское сражение - это кульминация романа "Война и мир", вы сумели доказать это.
Завершаем урок чтением стихотворения, написанного ученицей 11 класса д. Горки Оксаной Панфил (специально подготовленный ученик):
Иду по тихой я березовой аллее,
Смотрю на памятники - выстроились в ряд,
И кажется: с опавшею листвою
Они мне о солдатах говорят.
О тех героях, что тогда сражались,
Отстаивая честь родной земли.
О тех солдатах, что своею жизнью
Отчизну от врагов уберегли.
Когда я подхожу к могильным обелискам,
Всегда молчу, ни с кем не говорю.
Я понимаю - здесь лежат солдаты,
Они все заслужили тишину!
Домашнее задание.
- написать эссе на одну из предложенных тем: "Вспомним, братцы, россов славу", "Бессмертен тот, Отечество кто спас"
- ученик готовит сообщение о Маргарите Михайловне Тучковой и церкви Спаса Нерукотворного на Бородинском поле
- несколько учащихся готовят сообщения о героях Бородинского сражения: о Багратионе, о Барклае-де-Толли, о Тучкове, о Платове.