Цели:
- образовательные: истолковать содержание рассказа, проанализировать художественный мир текста, образы, мотивы, сюжет, композицию рассказа;
- развивающие: развитие личного интереса учащихся к произведению, способствовать формированию информационной культуры, критического мышления, речи учащихся, умения делать выводы, аргументировать свою точку зрения;
- воспитательные: размышление над жизненно значимыми нравственными понятиями, воспитание духовно-нравственных ценностей.
Оборудование: текст рассказа А.П.Чехова “Скрипка Ротшильда”, интерактивное оборудование.
Ход урока
I. Оргмомент. Приветствие.
Сообщение темы урока. Оформление рабочих тетрадей.
II. Работа по теме.
Цели урока формулируют учащиеся, опираясь на понятие “ интерпретация”.
Учитель: “ Мы будем работать с композицией рассказа и убедимся в гармоничности его сюжетного построения. Еще в древности ученые хотели связать “ гармонию с алгеброй”. Греческий ученый Пифагор в числе стремился запечатлеть гармонию сфер. Гармоничность построения литературного произведения можно подтвердить математически.
Сегодня мы попытаемся в этом убедиться. На интерактивной доске (вы в тетрадях) проведем прямую линию, на которой отрезками будем выделять основные эпизоды рассказа А.П.Чехова.
Итак, обратимся к рассказу “Скрипка Ротшильда”.
1) Первоначальное восприятие рассказа. Первое впечатление.
- Как поняли рассказ? Какие мысли он у вас вызвал? (Hеализация домашнего задания: после прочтения рассказа записать свои впечатления)
2) Анализ рассказа. Интерпретация предполагает истолкование, не допускает ассоциаций. Надо увидеть то, что показал нам автор. Погружение в текст.
- От чьего лица ведется повествование? (От 3-го, повествователь рассказывает о судьбе Якова в настоящем времени и рассказывает о прошлом, в центре повествования именно судьба Якова)
Выделяем значимые части, озаглавливаем. Наносим на шкалу первый заголовок.
3) Городок, работа, дом, прозвища
Система образов.
- Каков Яков Иванов? Занятия, возраст, черты характера, отношение к людям. (Яков Матвеевич Иванов, безликая фамилия, обычный человек, таких много. 70 лет, зовут почему-то Бронза, гробовщик)
- Что особенного было в гробовщике? (Выше и крепче его не было людей нигде, даже в тюремном замке, получается, что самые крепкие сидят в тюрьме – абсурд, ненормальность, неправильность жизни). Хороший работник, но живет бедно.
- Яков и интерьер (что окружает Якова?). (Печь, двухспальная кровать, гробы, верстак, Марфа (образ жены в ряду неодушевленных предметов)
- Яков и природа (замечает только после смерти жены).
Выявление конфликта. Какое главное противоречие в этом рассказе? Вокруг какого противоречия идет повествование?
Несоответствие жизни и души мешает ему и заставляет вымещать злобу на других:
- ненавидит Ротшильда
- презирает жидов
- Всегда ли был таким Яков?
Среда, в которой живет Яков.
Вывод: действительность заглушает тягу к прекрасному.
4) Источники дохода: гробы, скрипка.
- Первое упоминание о скрипке. (Небольшой доход приносила игра на скрипке) “Доход” вынесено как главное слово (инверсия). Оно для него важнее, чем скрипка?
- Расскажите об игре Якова. (Гробовщик играет на свадьбах. Говоря об игре Якова, автор употребляет сниженную лексику: “потело багровое лицо, скрипка взвизгивала, пахло чесноком”)
- Почему в этой игре нет гармонии ни для глаз, ни для слуха, ни для обоняния? (Игра для дохода, подкалымливает)
- Какое слово чаще всего повторяется в следующем эпизоде? Наверное, очень важное. (“Убыток”, 5 раз в небольшом абзаце) Озаглавим:
5) Мысли об убытках или Источники убытков. - А какое слово автор использует как контекстуальный синоним этому слову? (“Чепуха”, сам Яков так говорит, “трогал струны - становилось легче”. Допишем в 3-м эпизоде: Спасение - скрипка. - Разлад в душе. Осознает ли Яков разлад?
6) Болезнь Марфы - Этот эпизод связан с потрясениями, которые испытал Яков. Какое из них сильнее? (Годовой итог убытков привел его в неистовство. Он даже счеты бросил. Второе потрясение - радостное лицо умирающей жены.) Ему стало жутко, это потрясение страшнее. Он впервые задумался о своей жизни. Впервые видит жену счастливой. Одним этим словом автор передал ужас своего открытия.
7) Визит в больницу .
- Пытается защитить Марфу, у бездушного фельдшера просит хоть банки поставить, хоть пьявки поставьте… . Допишем: Попытка защитить жену. - Нет, он, конечно, пытается что-то сделать для жены, пытается за соломинку схватиться, но каким был черствым, таким и остался.
8) Гроб живой жене. - С живой мерку для гроба снял! Убытки в тетрадочку записал. Мысли так и крутятся вокруг все тех же “убытков”. Допишем сюда же: Воспоминания Марфы: девочка с белокурыми волосиками, сидели на речке и песни пели под вербой (символ святости).
9) Похороны. Удовлетворение от работы. - Даже прощался с женой молча, а гроб похвалил: “Хорошая работа”.
10) После похорон думы о Марфе.
- Не пожалел, не приласкал. Злой, черствый, вернее, обозленный на жизнь человек. Даже не помнил, что был у них ребенок когда-то. Вот почему его Бронзой прозвали, он непробиваемый, бесчувственный, как железяка. Да, аршин, которым измерял живую еще жену – это символ его бездуховности.
- Почему же потрясение, которое он пережил, мало что изменило в нем?
- Душа его болит, ему тоскливо, он не знает, что ему делать. Для него это непривычное состояние, это не прежняя угрюмость, но, как и раньше, он находит на ком сорвать зло. Встречает Ротшильда после похорон, не вовремя, Яков озлоблен, сильная тоска, нездоровилось.
11) Встреча с Ротшильдом. - Встречает Ротшильда после похорон, не вовремя, Яков озлоблен, сильно тоскует, ему нездоровилось. - Не один Яков такой озлобленный. Это норма жизни, скорее. Люди черствые, мальчишки свистят, улюлюкают.
12) Река воспоминаний. - Какая духовная работа произошла, когда попал на реку? (Чувство тоскливой злобы сменилось болью души. Река, верба, солнце – все вспомнил, младенца вспомнил. Меняется восприятие. Наверное, впервые за 50 лет увидел красоту и хрупкость природы, вербу пожалел)
13) Мысли о жизни.
- Жизнь прошла без пользы. Не меняя жизненных категорий (прибыль-выгода-доход; убытки) приходит к выводу о моральных, духовных убытках. Осознал, что “если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу. (Кульминация)
14) Ночные страдания.
- Почему, даже теперь, в минуту, когда понял, что жизнь прошла зря, опять повторяются “потери и убытки”? (Это привычные слова, душа проснулась, но бедны мысли и чувства, продолжает мыслить категориями “потери и убытки” Слов других он, действительно, не знает, по пять раз вставал с постели, чтобы поиграть на скрипке)
- Почему Марфа радостно ждала смерть, а у Якова “сжалось сердце”, ведь его жизнь тоже убыточна?
15) Визит к врачу. - Размышления о жизни. (Жизнь проходит без пользы. От смерти одна польза будет)
16) Жалость по отношению к скрипке. - Скрипка для Якова была важнее, чем гробы, чем жена, она была частью его души, он только сейчас понял, что надо было жить по-другому. У Марфы не было ничего, что бы она любила. А у Якова – “осиротеет скрипка”. Скрипка – символ его души, хотя он этого сам и не осознавал. Скрипка и река, верба, солнце – это символы другой, настоящей жизни, но “потери и убытки” заслоняли эту жизнь.
17) Визит Ротшильда.
- Диалог. Понимание и примирение. Ротшильд стал братом. Игра на скрипке. Слезы Ротшильда.
18) Исповедь.
- На пороге смерти вспомнил лицо Марфы и отчаянный крик Ротшильда, укушенного собакой. Подумав об этих грехах, сказал: “Скрипку отдайте Ротшильду”. С потерей жены, с потерей скрипки (она сиротой остается) пришло осознание бесполезно прожитой жизни. Развязка. Символ примирения, отказа от злобы на окружающих, самое дорогое завещал Ротшильду, впереди ничего нет, жест прозревшего человека.
19) Игра Ротшильда на скрипке Якова.
III. Обобщение, выводы.
- Почему рассказ называется “Скрипка Ротшильда”? Яков завещал скрипку, Ротшильд сохранил нечто большее, чем просто скрипку, скрипка становится символом духовного перерождения, переосмысления. Этот рассказ, который читается на одном дыхании, заставляет задуматься об очень многих жизненных вопросах. Он и воспринимается потому так легко и естественно, что построен органично, в единстве содержания и формы. Вы, как учащиеся математического класса, знаете, что такое “золотое сечение”. (Приложение 1) Форма, в основе построения которой лежит золотое сечение, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Принцип золотого сечения – высшее проявление совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Древние архитекторы, скульпторы зачастую создавали свои произведения с учетом золотого сечения. Эти творения выглядят особенно гармоничными, приятными для человеческого взгляда (Афинский Акрополь, египетские Пирамиды и многие другие).
- Мы можем убедиться, что рассказ “Скрипка Ротшильда” выстроен гармонично, даже с точки зрения математики. Если мы умножим число 17 (количество сюжетных отрезков) на число..0.618 (золотое сечение), мы получим 10,506 и увидим, что на данный сюжетный отрезок (номер11) приходится кульминация рассказа, где самые сильные душевные переживания героя достигают своей наивысшей точки, что служит дополнительным свидетельством выдающегося таланта А.П.Чехова.