Цель:
- Познакомиться с удивительным миром химии, презентовать новый учебный предмет.
- Раскрыть творческие способности учащихся через литературные сочинения, рисунки, инсценировки.
- Воспитать чувство ответственности и коллективизма во время работы в малых группах.
Оборудование: химические препараты для опытов, рисунки детей о чудесах, песня "Маленькая страна".
В процессе подготовки урока были созданы 4 микрогруппы:
- 1 микрогруппа "Художники": Приготовить рисунки о чудесах.
- 2 микрогруппа "Литературная": Выучить стихи о чудесах, прочитать кн. "Алиса в стране чудес".
- 3 микрогруппа "Творческая": Сочинить сказки о волшебном кувшинчике, о волшебном цветке, многоголовом змее, волшебной палочке.
- 4 микрогруппа "Театральная": Подготовить сценку "Алиса в стране чудес".
Ведут урок 2 учителя:
- 1-й - учитель русского языка и литературы,
- 2-й - учитель химии.
На доске эпиграф:
"Химия - это область чудес, где скрыто счастье человечества". М. Горький
1-й учитель:
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Урок сегодня необычный,
От всех других весьма отличный.
Как происходят чудеса?
Хотите взмыть под небеса?
Желание не столь простое
Попасть в Страну Чудес большое.
Каждый из нас в детстве любил читать сказки, в которых могущественные феи и добрые волшебники совершают удивительные чудеса, и каждому хотелось ощутить на себе силу волшебства и самому побыть в роли волшебника. Подрастая, мы начинаем понимать, что чудес в жизни не бывает. Но, оказывается, это не так.
2-й учитель: Наука - вот истинная волшебница наших дней. И среди всех наук, творящих чудеса, выделяется химия. Она позволяет получать из природного сырья необходимые человеку материалы, каких не встретишь в природе. Яркие игрушки, школьные принадлежности, ткани и пластмассы даёт нам эта добрая волшебница. Каждый из вас, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: зажигает газ, готовит обед. Да и сам человеческий организм - большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.
1-й учитель: (читает эпиграф урока) Таким образом, сегодня мы проводим интегрированный урок, и ведут его сразу 2 учителя. Разговор пойдёт о Стране Чудес, куда мы попадём с вами вместе с химией и литературой. А поможет нам осуществить сказочное путешествие в Страну Чудес одна из героинь литературных сказок. Используем для этого удивительные чернила.
(1-й опыт "Таинственная надпись", появляется запись: Алиса).
В 1865 году в Лондоне вышла в свет удивительно своеобразная сказочная повесть "Алиса в стране чудес". Автор этой повести, профессор математики Чарльз Доджсон, укрылся под псевдонимом Льюис Кэрролл. Писатель-математик сочинил книгу для маленькой девочки Алисы. В этой книге он намеревался с помощью выдумки, сказки познакомить детей с точными науками, избежав излишней назидательности, продемонстрировать законы точных наук и их увлекательность в необычной форме.
Июльский полдень золотой
Сияет так светло,
В неловких маленьких руках
Упрямится весло.
И нас теченьем далеко
От дома унесло.
Безжалостные! В жаркий день,
В такой сонливый час,
Когда бы только подремать,
Не размыкая глаз,
Вы требуете, чтобы я
Придумывал рассказ.
И первая велит начать
Его без промедленья,
Вторая просит: "Поглупей
Пусть будут приключенья".
А третья прерывает нас
Сто раз в одно мгновенье.
Но вот настала тишина,
И, будто бы во сне,
Неслышно девочка идёт
По сказочной стране.
И видит множество чудес
В подземной глубине.
Но ключ фантазии иссяк -
Не бьёт её струя.
- Конец я после расскажу,
Даю вам слово я.
- Настало после! - мне кричит
Компания моя.
И тянется неспешно нить
Моей волшебной сказки,
К закату дело, наконец,
Доходит до развязки.
Идём домой. Вечерний луч
Смягчил дневные краски.
Алиса, сказку детских дней
Храни до седины
В том тайнике, где ты хранишь
Младенческие сны.
Мой странник бережёт цветок
Далёкой стороны.
(Пересказ начала повести "Алиса в стране чудес"),
Главная героиня сказки - маленькая девочка Алиса. Именно с ней случаются те необычные, загадочные истории, которые происходят в Стране Чудес.
Вопрос: Какие же чудеса происходят с Алисой? ( отвечают).
Викторина:
- Каким образом Алиса становилась то маленькой, то большой девочкой?
- Что предстояло преодолеть Мыши, которую встретила Алиса?
- Что оставил после себя Чеширский кот, который исчез частями?
- Какое любимое приказание давала Королева?
- Что использовали игроки в крокет?
- В чём обвиняли Червонного Валета во время суда?
Вспомним, с чего начались приключения Алисы? (пересказ отрывка)
- 2-й опыт "Волшебный кувшинчик" (опыты проводит учитель химии).
- 3-й опыт "Заживление раны"
Чтение сказки о волшебном кувшинчике, составленной самими учащимися, и сказки "Волшебный цветок".
- 4-й опыт "Волшебный цветок".
Вернёмся к Алисе в её Страну Чудес.
(Сценка в исполнении детей).
В стране чудес всё необычно: и герои, и их рассуждения. У русского поэта К. Бальмонта есть стихотворение "У чудищ". Оно тоже о чудесах, о волшебстве (читает ученик).
- 5-й опыт "Дым без огня".
- 6-й опыт "Фараоновый змей".
Давайте перенесёмся ещё в одну сказку, но не Алисы, а нашу (читают собственную сказку "Многоголовый змей", "Волшебная палочка").
Сказка заканчивается пробуждением Алисы. Какой же это был забавный и чудесный сон! Сон, который никогда не забудешь!
(Читают стих. В.Высоцкого "Песня Додо, или песня Кэрролла").
Мы не прощаемся с Алисой. Во 2-й книге "Алиса в Зазеркалье" девочка попадает в зазеркальную страну, где живут и действуют шахматные фигуры.
А сейчас мы расскажем о писателе Борисе Заходере, который перевёл книгу Льюиса Кэрролла с английского (рассказывает ученик). Обращаясь к современному юному читателю, Борис Заходер писал: "Как вы, наверно, догадались, книжка об Алисе - одна из самых любимых моих книг. Я читал и перечитывал её не раз и не два - целых двадцать пять лет. Читал я её по-английски: скажу по секрету, что ради неё я выучил английский язык. И чем больше я её перечитывал, тем больше она мне нравилась, тем более я убеждался в том, что перевести её на русский язык совершенно невозможно".
Любовь к героине сказки - Алисе помогла писателю великолепно справиться с поставленной задачей. Вот как об этом говорит сам Борис Заходер: "И вскоре я понял, что самое главное в книжке об Алисе - не загадки, не фокусы, не головоломки, не игра слов и даже не блистательная игра ума, а сама Алиса, которую автор так любит, что эта великая любовь превращает фокусы в чудеса, а фокусника в волшебника. Потому что только настоящий волшебник может подарить девочке - и сказке - такую долгую-долгую, на века, жизнь!"
Обратимся к эпиграфу урока. Почему Горький сказал, что "химия - это область чудес, где скрыто счастье человечества"? (отвечают).
(Звучит песня "Маленькая страна").
Рефлексия
- Какие желания у вас возникли во время урока?
- Почему писатели обращаются к таким жанровым формам, как фэнтези?