Мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир пережил

Разделы: Литература


Цели урока:

  • расширить читательские интересы одиннадцатиклассников о литературе земли Югорской;
  • формировать интерес к литературе родного края;
  • развивать умение анализировать;
  • определять и формлировать свое отношение к прочитанному через создание опорных конспектов;
  • развивать умение грамотно, аргументированно выражать собственную точку зрения.

Задачи:

  • развивать устную монологическую речь учащихся;
  • развивать умения и навыки работы с текстом.

Эпиграф: «Война – самая большая несправедливость на свете». (Л.Н. Толстой)

Оборудование: рассказ «Приказ Министра Обороны», иллюстрации к произведению (работы учащихся), сочинения, видео-аудио записи.

ХОД УРОКА

Слово учителя.  Война… Каждый воспринимает это слово по-своему.
Для одних – это смерть, неоправданная жестокость. Для других – исполнение долга перед Родиной. Но как бы не относились к войне, едва ли кто-нибудь опровергнет ее мощную, разрушительную силу, бесконечный страх, который срастается с сознанием человека и становится постоянным состоянием.

Юлия Друнина в свое время писала:

«Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне».

– Что знали о ней 18-летние мальчишки, которых впервые отправили воевать в далекую страну, и как мало знали о ней те, кто отдавал приказы, отправляя чужих сыновей в самое пекло?
– Что сегодня о ней знаем мы? Знаем ли всю горькую правду, прикосновение которой оставляет на теле и в душе человека ожоги и кровоточащие раны, правду, от которой седели материнские головы, а солдатские слетали с плеч.
– Афганская война. Кто видел ее лицо, знает о ней все и поэтому не может забыть! О ней пишут книги, создают фильмы.

Фрагмент фильма «Афганский излом».
Песня А. Розембаума «Черный тюльпан».

– А надо ли нам сегодня знать об этой войне?
– Вот почему тема нашего урока «Мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир пережил» на примере рассказа А. Игумного « Приказ Министра Обороны».
– Сегодня мы попытаемся проникнуть в духовную жизнь героев рассказа, осмыслить глубину нравственных и философских проблем, поднятых автором.
– Расширить ваши представления о литературе земли Югорской.
– Кто из известных вам писателей обращался к теме афганской войны?

– Сегодня на уроке новое имя. Игумнов Александр Петрович, писатель Югорской земли, ветеран вооруженных сил, известный широкому кругу читателей, как автор афганских рассказов, вошедших в сборник «Пробуждение», вышедший в 1999 году.
Предыстория очерка печальна. Неизвестные лица не раз предупреждали писателя о том, чтобы он прекратил работу над афганскими  рассказами, но Игумнов не отказался, был тверд в своем решении. Тогда в его квартире был устроен погром, а рукописи сожжены.
Писателю удалось восстановить свои рассказы, и они нашли своего читателя.
Русская критика в лице Льва Аннинского и Озерова дала высокую оценку афганской прозе Игумного, пытающейся осмыслить эту военную эпопею с ее жестокостью, мерзостью, безнравственностью, подлостью, отчаянием и безысходностью.
В одном из интервью Игумнов сказал: «Я дал клятву рассказать правду об этой войне. Без этого я не смог бы жить дальше».
Ужас афганской войны Йгумнов испытал на себе. Он служил в Афганистане вертолетчиком, в бою был сбит, тяжело ранен, а после госпиталя комиссован.
Но с тех двух памятных лет и начался новый период в жизни бывшего воина. Период непрерывно связанный с той далекой горной страной.
Игумнов –  основатель клуба «Саланг», готовящего ребят  к военной службе, пишет рассказы, черпая сюжеты для них на чеченской земле, где бывает ежегодно.

Словом, жизнь продолжается, а Афганистан… Афганистан – это горький опыт, открывший глаза на мир и остающийся самым его испытанием.
– Итак, рассказ «Приказ Министра Обороны». 75-летию ХМАО посвящается.
– Давайте, ребята, определим жанр произведения.
– Ваше первое впечатление от прочитанного?
(Учитель на доске записывает все слова, которые говорят учащиеся).

Боль
Оцепенение
Шок
Негодование
Забыть, забыться
Слезы

Учитель: Слезы –  это верный признак того, что душа жива. Что она способна сочувствовать, сопереживать, что она мучается, радуется, живет. А вот послушайте, какое впечатление произвел этот рассказ на вашу сверстницу, ученицу школы Анну Мурзину. (Чтение стихотворения)

Фотография на мраморной плите…
Молодой… нет двадцати.
Рьяно рвался к своей высоте.
Пуля сбила с пути.

Обнимаю камень могильный,
Перепачкав руки в земле…
Сын мой! Красивый и сильный
Погиб… Убит на войне…

Помнятся встречи первые,
Свадьба, дитя рождение,
А теперь только пряди белые,
Материнской душе мучение.

Пустая комната… Со стены
Не солдат, не мужчина, а мальчик
Смотрит прямо в глаза войны…
Как представить: мой сын – автоматчик?!

Фотография на могильном венце…
Молодой… Нет двадцати…
Обещал, что вернется в конце…
Пуля сбила с пути…

– Какие эпизоды рассказа вызвали у вас такие сильные чувства? (Бой, расстрел мирных жителей, ожидание матери)
– Назовите основной прием построения рассказа?
– А теперь  обозначим пространство и время рассказа?
– Давайте рассмотрим пространство и время мирной жизни?
– Как Игумнов рисует образ матери?
– Почему автор употребляет одни глаголы, описывая состояние матери?
– Да, мать и сын связаны не только кровными узами, но и  еще чем-то необъяснимо большим, что порой трудно объяснить словами. Она чувствует, что сыну трудно, что он страдает в неведомой земле.
– А как ему там, в том страшном пространстве войны?
– Каким он предстает перед читателями?
– Действительно ли ему «посчастливилось»стать солдатом? – как пишет автор.

Зачитать фрагмент:

«После заката солнца благополучно прибыла группа прикрытия. Пока все шло по плану. Группа захвата вновь впереди. Группа прикрытия где-то сзади. К утру в кишлак прибудет весь разведбат. В небе загудят вертушки. Выйдут на исходные позиции артиллерия и танки. Четко и слаженно идет операция. А главное – без потерь. Осторожно, шаг за шагом спецназ ползет в гору. Еще немного – и вот она! Красавица вершина горы Таш-Курган. А вокруг благоухает весна. Утреннее солнце, травы, прохлада и свежесть. Безумное счастье всей природы – встреча нового дня.
Радостно светятся усталые лица. С надеждой смотрит Игорь на север. Всего сорок километров до Союза, счастливой и вечной жизни. Там, за горизонтом, добрая мать, любимый отец, сестренка Катюшка и братик Борька. Как жаль, что его не ждет девчонка. Не успел обзавестись подругой. Но у него все впереди. Последняя операция. Так близок дембель и они уже на вершине горы. Духи дудто испарились, исчезли в бесконечной Вселенной. Как славно все вышло. И как на душе хорошо».

– Как объяснить, что «память Игоря подводила итог его службы в Афгане»?
– Как автору удается показать, что жизнь и война – понятия  несовместимые?
– Мир природы прекрасен. Природа полна гармонии. А в жизни  людей этой гармонии нет. Природа утреннего дня действительно прекрасна: ослепительное весеннее солнце, жизнь только начинается. Впереди целая Вечность.
– Кто из литературных героев испытывал те же чувства, что и герой Игумнова, очутившись на поле брани, иначе войну и не назовешь? (Андрей Болконский, Николай Ростов  в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».)
– А вы задумывались над тем, почему почти теми же словами, как у Толстого, Игумнов рисует небо?
 Те же ключевые слова: небо – вечность – бесконечность.
Небо – символ высокого, прекрасного, символ вечной жизни, красоты мироздания.
Итак, Игумнов продолжает традиции великой русской литературы.
Продолжая рассказ, автор далее не дает нам описаний красоты окружающего мира – Почему?
Эта сцена необходима. Нет в рассказе таких описаний.– Почему?
Дальше они неуместны. Жизнь ребят зависит от тех, кто держит их на прицеле. Гармония красоты окружающего мира разрушена.

– Какими строчками? – назовите их? Строчками, бьющими как одиночный выстрел. (И тут тишину разорвал первый выстрел. Крупнокалиберная пуля ударила в голову радиста, разметав его мозги и наушники по скалам. Тут же застрочил длинными очередями пулемет, смертельно ранив в грудь майора Грекова.)

– Как проявляет себя Горев в последнем бою?
– Что помогает автору показать напряженность и безысходность боя? (Сержант Гореев, оставшись один на один с врагом, принимает огонь на себя.)
– Каждый ли человек способен на это?
– Мог ли он поступить иначе?
– Какую параллель с Великой Отечественной войной мы можем провести?
– Откуда истоки героизма Игоря Гореева? («Его дед в Отечественную в полковой разведке из немецких тылов «языков» таскал, а прадед в первую мировую в Брусиловском прорыве отличился. И мне пришлось хлебнуть лиха. Думаю, и наш сын не посрамит фамилию»)
 – Что дает вам право так думать?
– Игорь Горев – особенный человек?
– Посмотрите, ребята, если мы обратимся к роману Л.Н.Толстого «Война и мир» и рассказу Игумнова, то увидим, что и Н.Ростов, и А.Болконский, и Игорь Горев хотели быть героями. Самой природой в них было заложено стремление быть солдатом. Но если в 1812 году наш солдат защищал свое Отечество, то что защищали русские парни в афганской войне?
– Трудно было на этой войне солдатам. Все их внутреннее существо противилось этому бессмысленному убийству. Вся их человеческая сущность отторгала эту неоправданную жестокость. Не мог нормальный человек выдержать это. Не мог! Но должен! Ибо есть приказ министра обороны. Война была испытанием для героев, испытанием на прочность, человечность. Проверкой нравственных качеств. От каждого зависело –  подчиниться темной, низшей своей природе или преобразить эту природу свободными усилиями человеческого духа.

– В каком эпизоде это показано наиболее ярко? (Расстрел мирных жителей на площади)
– Как поступки характеризуют героев?
– В чем кроется причина Климовского садизма?
– Почему один становится героем, а в другом все человеческое погибло? (Анализ эпизода: расстрел мирных жителей)
– Нужна ли нам  такая детализация фактов? (Найдите говорящие детали)
– Нужны ли  такие произведения, которые вызывают… (Зачитываются слова, написанные на доске в начале урока)

Вывод делают сами учащиеся.

– Так что же такое война с нравственной и социальной точек зрения?

А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке в опорных конспектах. Опыт составления у вас уже имеется. (Работа в группах)

Вывод учителя по уроку. И все же, я уверена, большинство из вас согласится с тем , что Игумнов имел полное право сказать об афганской войне так, как он хотел и как он это сделал в «Приказе министра обороны». Возможно, кому-то этот рассказ прибавит горечи, в ком-то усилит неприязненное отношение к тем государственным деятелям, которые втянули наших ребят в эту бойню.
Меня же «Приказ министра обороны» раз и навсегда убедил в том , что это была чужая – не наша война, мы не имели права в нее вмешиваться. Это у правительства «были долги какие-то» –  у нас их не было. Вот только лучшие сыновья России отдавали эти чужие долги собственными головами. Справедливо? Нет. Подло! Ни одна человеческая гибель не была и не будет оправдана. Убийство в военное время не признается грехом, но разве война не преступление?
Еще в 19 веке Л.Н.Толстой писал: «Война – это самая большая несправедливость на свете». Так неужели человечество так ничему и не научилось за это время.
Опыт Афгана тонет в опыте Чечни, тот в косовском и что дальше?
Человечество трусит по минному полю локальных войн. Беречься оно не умеет, природа его агрессивна, а судьба горька.
Итак, ребята, заканчивая работу над рассказом, мы оставляем открытый финал. Юношам скоро предстоит идти в армию…
Будем думать…