Цель: сопоставить образы Иешуа и Иисуса, выделить общее и частное, определить общечеловеческое начало в образе Иешуа.
Задачи:
- образовательная: научить учащихся анализировать художественные образы при помощи сопоставления; видеть главные приемы, отображающие идейную нагрузку образа;
- воспитательная: воспитывать чувство Добра, Истины, Справедливости, помочь учащимся в формировании основных духовных качеств человека;
- развивающая: развивать логическое мышление, способности анализа, умения делать выводы.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Объявление темы и цели урока
Учитель: Не секрет, что одним из самых сложных произведений XX века является роман М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”. По сегодняшний день роман и его герои вызывают бурю эмоций как у поклонников творчества писателя, так и противников. Одни утверждают, что роман – это своеобразное воспевание темных сил, другие утверждают обратное, третьи видят в романе только образы, совсем никак не связанные с религией. Но так или иначе среди читателей романа нет равнодушных, тех, кто, прочитав произведение, закрыл книгу и спокойно переключился на повседневные дела. Бесспорно, сколько читателей, столько и мнений, но давайте и мы внесем свою небольшую лепту в изучение бессмертного творения, ведь “рукописи не горят” тогда, когда книга живет в сердце читателя.
И чтобы прочувствовать всю глубину романа, давайте постараемся проникнуться его главной тайной: кто такой этот странный человек Иешуа Га-Ноцри, каково его место в романе и насколько его образ связан с его библейским прообразом. Ведь так странно, что великий мастер будет нам доказывать общеизвестные истины, опираясь на образ, который, возможно, нами понят гораздо глубже.
Не случайно в самом начале романа мастера поднимается вопрос о вере, ведь каждому “будет дано по вере его”.
Давайте определим те проблемы в произведении, поднятые автором, которые необходимо прояснить для полного понимания образа героя.
(Слайд 1) см. Приложение 1
Рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины.
3. Определение тезисов урока
(Слайд 2)
- Иешуа и Иисус – одно и тоже лицо?
- Иисус стал прообразом Иешуа?
- Иешуа отображает особенности христианской морали?
- Га-Ноцри – человек?
- Роман мастера об Иешуа и Пилате?
4. Работа с текстом
1) Что вы знаете об Иисусе?
2) Кто его родители?
3) Почему особую роль в Библии играет божественное происхождение Иисуса?
Вывод: учащиеся рассказывают историю Иисуса, об его появлении на свет, об его земных родителях. Объясняют, что именно Иисус является земным воплощением заповедей Божьих.
5. Работа в группах
Запишите заповеди, которые в земном пребывании отразил Иисус.
(Слайд 3.)
Заповеди
- Я, Господь Бог твой, чтобы не было у тебя других богов, кроме меня.
- Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею; не кланяйся и не служи им.
- Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
- Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой – день покоя да будет посвящен Господу Богу твоему.
- Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле.
- Не убей.
- Не прелюбодействуй.
- Не воруй.
- Не произноси на другого ложного свидетельства.
- Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, никакого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему.
4) Что отразили заповеди?
Учащиеся утверждают, что заповеди – это
отражение основных принципов человеческого
общежития, основанных на гармоничном развитии
мира, поэтому именно сын Божий является тем, кто
воплощает эти заповеди среди людей.
5) Кто являлся сподвижниками Иисуса?
Учащиеся утверждают, что сподвижники Иисуса
выступали продолжателями его дела, а значит,
волей-неволей вызывают опасения у тех, кто
старается продиктовать заповеди Божьи, исходя из
своих интересов. Естественно, несогласные
выступают в роли противоборствующей силы. Но
библейский Пилат еще не понимает всей силы
Иисуса и его сторонников в борьбе с властью.
Значит, просто необходим тот, кто остановит
идущих против власти.
6) Кто такой Пилат?
Перенимая библейский сюжет, Булгаков все же
стремится оторвать читателя от зависимости
библейских образов. Ему важно показать, что Пилат
– это , прежде всего, человек, а уж потом
историческая личность, поэтому так важно, что
атеисты Берлиоз и Бездомный слышат историю
Пилата не от историка, а от мифического существа,
в котором больше земного, чем в них самих. Ведь
Воланд сразу же говорит о Человеке, не о его
духовности, не о его уме и способностях, а просто
о человеке, за которым скрывается каждый из нас.
7) Какую роль он сыграл в судьбе Иисуса?
8) Почему рассказ о Понтии Пилате мы слышим
впервые из уст Воланда?
9) Для чего этот рассказ начинается с описания
Понтия?
(Слайд 4.)
Понтий
10) Почему плащ Пилата “белый с кровавым
подбоем”?
11) С какой целью автор подчеркивает то, что Пилат
живет во дворце Ирода Великого?
12) Что это за историческое лицо?
13) Как дела Ирода сочетались с делами библейского
Пилата?
14) Чего боялись оба?
15) Что усиливает контраст в одежде Иешуа и Пилата?
Вывод: Итак, Пилат – человек. Но человек, наделенный огромной властью, и его символы власти так естественно связаны с человеческими болезнями, слабостями, что Пилат – политик, государственный деятель уходит на второй план. Ничто человеческое ему не чуждо: он не хочет жить в ненавистной стране, поэтому-то он и не имеет собственного жилья, ведь он здесь по принуждению, а значит, временно, он не хочет понимать народ этой страны, он стремится к тому, что близко каждому человеку. Наверное, именно поэтому он так неоднозначно встречает странствующего философа. С одной стороны, он понимает, что перед ним преступник, задержанный властью, с другой – человек, который открыто отвержен страной, которую ненавидит прокуратор.
(Слайд 5.)
Иешуа
16) Почему “приведенный с тревожным любопытством
глядел на прокуратора”?
(Слайд 6.)
Иешуа
17) Что значит обращение “добрый человек”?
18) Что доброе он видит в людях?
(Слайд 7.)
Образы ершалаимских глав
19) Почему Понтий за обращение Иешуа наказывает
его?
20) Что его в нем пугает?
21) Почему автор сознательно лишает Иешуа памяти о
родителях?
22) Чем это помогает отличить Иешуа от Иисуса?
23) Кто были для Иисуса его ученики?
24) Кто был “учеником” Иешуа?
Вывод: Образ Иешуа – это образ человека, который плыл по течению жизни. Его не тревожат земные перипетии, ему важно знать, что свети солнце, вокруг кипит жизнь. Но он давно понял, что в человеке скрыта самая главная истина: человек всегда добрый, потому что в этой доброте скрыта вся суть человечества. Пилата пугает фраза о человеке. Он понимает, что доброта – это слабость. Никогда власть не сможет опираться на идеи Иешуа. Но после ударов Марка Крысобоя, когда Пилат заметил в глазах философа страх, он понял, что и доброта, и страх, и любовь – это проявление качеств Человека. И то, что у Иешуа нет последователей, а только прозревший сборщик податей Левий Матвей, утверждает Пилата в мысли, что человек сам себя ограничивает, боится собственных откровений. И этот уход от человеческого пугает Понтия Пилата. Тем не менее, в Иешуа он видит того, кто открыто признает силу Человека, и это вызывает уважение прокуратора Иудеи. Именно в этой сцене Булгаков открыто рассуждает о предназначении Человека, о разлагающем влиянии власти.
(Слайд 8.)
Левий
25) Был ли он его учеником?
26) Чем учение Иешуа отличается от учения Иисуса?
27) Как Иисус проповедовал новую веру?
28) В чем она?
Для того чтобы утвердить людей в вере, Иисус не только сам становился образцом, но и готов был вести за собой. Он входил в храмы, изгонял оттуда торговцев, открыто выступал против власти первосвященников, которые своими действиями развращали души верующих. А ведь спасение души является основой веры, проповедуемой Иисусом. Иисус понимал, что духовная жизнь человека и его физическое пребывание на земле едины и неделимы.
29) В чем вера Иешуа?
30) Что он проповедует?
31) Почему Пилат решается помиловать Иешуа?
32) В чем он видит “правильность” его учения?
33) Кто такие Гестас, Дисмас и Вар-равван?
34) В чем их преступление?
35) Что поменяло отношение Понтия?
36) Чего он боится?
37) Почему его пугают высказывания Иешуа о власти?
(Слайд 9.)
О власти
38) Что подразумевает под этими словами Иешуа?
39) Что видит в них игемон?
40) Как вы понимаете эти слова?
Иешуа не борется за душу человека. Его философия проста и понятна. Человек должен жить честно и открыто, не задумываясь над тем, чтобы кому-то угодить. Власть же, по мнению Иешуа, является той силой, которая забирает у человека естественность, заставляя врать, изворачиваться, убивая в себе самые лучшие качества. Поэтому Пилат и решает помиловать странника, признавая, пусть неоткрыто, его правоту.
41) Почему Пилат утверждение приговора сочетает
со словами “ненавистный город”?
42) Почему Иешуа просит о пощаде?
43) Почему Пилат все же хочет помиловать Иешуа?
44) Какой путь он для этого находит?
45) Кто такой Иосиф Каифа?
Вывод: Иешуа открыто говорит, что когда-нибудь восторжествует Справедливость. Нет, он не призывает к анархии, ног власть, убивающая в человеке все прекрасное, должна погибнуть сама. В человеке должно победить его естественное начало. Но Пилат сам представитель этой власти. Его мысли, действия пронизаны тем, чем он жил многие годы. Поэтому-то он и боится того, что в Риме не поймут его поступка. Не умея преодолеть страх, он возлагает надежды на спасение Иешуа на Каифу. В глубине души он понимает, что “ненавистный город” стал местом его открытий.
(Слайд 10.)
Каифа
46) Как вы понимаете слово “первосвященник”?
47) Чего добивается Пилат от Каифы?
48) Почему Каифа против помилования Иешуа?
49) Почему он готов помиловать убийцу Вар-раввана,
но казнить мирного странника?
50) Почему, осознав то, что спасти Иешуа не удастся,
Пилат думает: “Бессмертие… Пришло бессмертие”?
Что он осознал?
Вывод: Финал жизни Иешуа настолько же трагичен, как и у Иисуса. Как и Иисуса, первосвященники не желают помилования человека, смущающего умы людей. Для них помиловать убийцу гораздо проще, чем помиловать человека, посягнувшего на их незыблемые устои. Именно все страхи и опасения власти Булгаков вложил в первосвященника Каифу. Каифа не только яркий представитель своего времени, но и тот, кто готов украсть Правду ради своей выгоды. Он, не боясь, выступает против завоевателя, прекрасно осознавая, что ему подобные всегда будут на его стороне. Пилат же понимает серьезность принятого решения. И его “бессмертие” – это вечный укор потомков тем, кто, борясь за власть, готов жертвовать будущим всего человечества.
Учитель: Библейский сюжет, использованный автором в романе, находит совершенно необычную интерпретацию. Ведь хорошо известные образы меняются, наполняются новым, необычным смыслом. Определите признаки, объединяющие Иисуса и Иешуа, и то, что их отличает.
(Слайд 11.)
Вывод.
Иисус и Иешуа – одно ли лицо?
Общее: | Разное: |
Библейский мотив. | Иисус испугал Пилата. Иешуа смог его переубедить. |
Оба были казнены только лишь потому, что верой в Человека напугали власть первосвященников и римских императоров. | Родители Иисуса известны. Иешуа их не знает. |
Иисус проповедовал веру в духовное начало человека. Иешуа проповедовал веру в Человека. | |
Иисус имел последователей. С Иешуа был только Левий. |
Учитель: Совсе незначительные отличия, но как они помогают увидеть Иешуа простым прохожим. Мастерски М.А.Булгаков заставляет читателя погрузиться уже не в мир литературного героя, а в мир самого читателя. Заставляет задуматься нас о наших поступках, о наших мыслях. И если еще в душе кого-то остались сомнения, то сцена казни лучше всего ставит Иешуа на одну ступень с обычным человеком.
Казнь
1) Голгофа – лобное место. Почему же эта гора в
романе названа Лысой?
2) Почему Пилат принимает такие меры безопасности
во время казни?
3) Почему народ так и не взбунтовался?
4) Расскажите о том, как происходила казнь?
5) В чем “счастье” Иешуа на кресте?
(Слайд 12.)
Иешуа на кресте
6) Как переживает казнь Иешуа Левий Матвей?
7) Чего он просит у бога?
Вывод: В отличие от горы, где принял муки за человечество Иисус, Лысая гора должна выполнить функцию площадки для кровавого представления. Пилат не может понять, как люди не видят тех простых истин, которые озвучивает Иешуа. Он, прозревший, не может смириться с тем, как слепы другие. Иешуа же не выносит страданий. Он человек, не наделенный ни физической силой, ни духовной, на кресте теряет сознание. Нет, Иешуа не Иисус, он не сможет страдать за тех, кто отверг его. Ведь его правда живет только в нем самом. Левий Матвей понимает это и просит у Бога смерти для Иешуа.
(Слайд 13.)
Гроза
8) Какой символический смысл несет гроза?
9) Как умирает Иешуа?
10) Почему Пилат приказывает убить Иешуа?
11) Видит ли он то же, что и Левий?
(Слайд 14.)
Ершалаим
12) Что подчеркивает Булгаков словами: “Тьма
накрыла Ершалаим”?
“Слепой” народ не увидел своего спасителя, не
смог разглядеть в странном философе-бродяге
того, кто давно понял смысл жизни. Поэтому тьма
становится осязаемой. Она закрывает все вокруг,
погружая человечество в дальнейшее рабство духа.
13) Чем тяготится Понтий Пилат?
14) Почему он решился отомстить за смерть Иешуа?
15) Кого он считает главным виновником казни?
16) Почему же он мстит Иуде?
17) Как он понимает последние слова Иешуа,
переданные Афранием?
(Слайд 15.)
Встреча с Афранием
Вывод: Пилат не может смириться со случившимся.Он жаждет наказать виновных. Поэтому мудрый и хитрый Афраний становится мечом отмщения. Обещания прокуратора подталкивают Афрания к выполнению приказа. Но сильнее всего Пилат наказывает самого себя.
(Слайд 16.)
Мысли Пилата
18) Кто подчеркивает главный недостаток Пилата?
(Слайд 17.)
Собака
19) Расскажите о смерти Иуды.
20) Какой грех совершил Иуда в глазах Бога и людей?
21) Чем булгаковский Иуда отличается от
библейского?
Вывод: Трусость стала величайшим пороком. Не убийство, не жажда сохранить свою власть, не предательство, а именно трусость. Понтий Пилат страдает от чудовищной ошибки. Он отвержен самим собой. И верная собака является для него немым укором. Ведь (тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит”. Но трусость заполонила все. Трусость убивает в человеке все человеческое, заставляя преступить закон, заповеди. Поэтому так виновато звучат слова Понтия Пилата в конце романа: “Скажи, ведь не было никакой казни?” И в ответ всепрощенческое: “Конечно, не было”. Ведь для Иешуа люди не сильные и смелые, они просто добрые.
6. Подведение итогов
7. Домашнее задание
Учитель: Подготовьте ответы на вопросы: “Какова дальнейшая судьба героев романа? Почему история о них не заканчивается с их физической смертью?”