Цель урока. Дать представление о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого периода соединялись с глубоко личными переживаниями.
Словарная работа. Гуманизм, стойкость, патриотизм, мужество.
Оборудование. Выставка книг о войне разных авторов; записи песен о войне; фонограмма выступления К.Симонова; иллюстрации, репродукции картин, военных сюжетов, видеозаписи художественных фильмов о войне.
Ход урока
1. Демонстрируются кадры о Великой Отечественной войне (документальные).
На фоне фильма звучит песня В.А.Лебедева-Кумача и Александрова "Священная война".
2. Вступительное слово учителя.
Годы уходят, а память по-прежнему возвращает нас к началу сороковых, к молодости наших бабушек и дедушек, к их судьбе - жестокой, беспощадной, но прекрасной. Прекрасна же она для тех, кто остались в живых, самою возможностью жить, еще и еще, в новых условиях, испытать характер, испытать свое человеческое достоинство...
Поздняя осень 1941г. Холодная, ненастная... Атмосфера величайшего нравственного и психологического напряжения. Идет ожесточенный бой на подступах к Москве - столице нашей! Миллионы советских людей встали под ружье, чтобы защитить свой дом, семью, Родину, их настоящее и будущее. Учения, стрельбы, маршевые роты и... песня в строю:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идет война народная,
Священная война!
Ощущение от этой песни трудно с чем-либо сравнить: по спине пробегает холодок решимости, самоотречения, и ты чувствуешь себя частицей в благородном гневе поднявшегося на войну народа, чувствуешь в себе силы и отвагу сломить врага или с честью умереть на поле боя...
Прошли годы, десятилетия, выросли дети отважных воинов , стали старше и сильнее тех ребят, впервые услыхавших и певших эту песню в солдатском строю. А для них эта песня осталась священной... и стоит только услышать ее - и снова холодок по спине, воспоминания, неотразимая эмоциональная реакция. Но не только военные, но и нынешнее поколение помнит о событиях сороковых годов по рассказам старших, по большому количеству литературы, кинематографу, который правдиво и честно отразил трагедию и героику войны. Но поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей к правде, без которой невозможно чувствовать ответственность за свою страну. Почему же именно поэзия оказалась необходима людям - тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?! Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о родных мысли фронтовиков. Связь с домом, уверенность, что защищаешь свою семью, что тебя ждут, давали силу воевать и верить в победу.
Война и любовь внешне контрастны, несопоставимы, оказывались двумя гранями одной человеческой жизни. Когда человек любит, а уж тем более он знает, что его любят, - он храбро сражается. Есть великая правда в том, что любовь к женщине оказывается неотделима от солдатской доблести. Любовь для фронтовика - это невидимая, но крепкая, надежная ниточка между ним и всем тем, что находится за его спиной.
3. Слово ученикам.
Первый ученик. Поэты-фронтовики, пришедшие и не пришедшие с войны, но написавшие песни, которые стали популярны по всей стране (учащиеся называют фамилии поэтов и их портреты прикрепляют к доске).
Алексей Сурков, Константин Симонов, Владимир Агатов, Адексей Фатьянов, Михаил Исаковский.
Второй ученик. Наибольшее признание получают песни в форме любовного признания.
Третий ученик. Константин Симонов. Имя этого писателя неразрывно связано со стихотворением "Жди меня, и я вернусь:" Прослушивание стихотворения "Жди меня" в авторском исполнении.
Четвертый ученик. Июль 1941 года. Стихи эти, написанные двадцатипятилетним Константином Симоновым, стали и остались пронзительным шедевром его поэзии. Да и вообще - всей советской лирики времен Великой Отечественной войны.
На вопрос читателя относительно истории текста Симонов в 1969 году ответил: "У стихотворения "Жди меня" нет никакой особой истории. Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу, и я ей написал письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стихотворением:" (Это стихотворение посвящено жене Константина Симонова Валентине Серовой)
Добавлю: стало стихотворением, а затем - и песней, и листовкой, и частицей многих и многих солдатских писем-треугольников, посланных домой.
4. Чтение стихотворения Константина Симонова "Жди меня" учащимися.
5. Работа над текстом стихотворения.
- Какие чувства вызывает стихотворение у читателей?
- Какой интонацией окрашено стихотворение?
- Как построено данное стихотворение?
(Понятие об анафоре(жди:жди:жди:)
Анафора - единоначалие, - повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание.
- Какова роль анафоры в тексте?
- Что связывает стихотворение с устным народным творчеством?
6. Слово учителя.
В этих стихах Симонова таинственным и уникальным образом сжились две интонации - тут и присяга, и ворожба. Влюбленная душа - самая зрячая и чуткая, она как бы видит вдаль и вширь, и нет предела её познанию мировых кудес. Это - душа кудесника, и влюбленный сам становится кудесником. Вот почему любоь, как высшая тайна, - родная стихия заклинаний; отсюда они появляются, вырастая, как цветы из бездны.
Из подобных заклинаний - симоновское "Жди меня".
- Какие еще поэтические образы древних заклинаний и заговоров встречаются в тексте?
(В небольшом стихотворении дважды возникает "чародейный" образ огня: "у огня" поминают героя друзья, а любимая "среди огня" спасает его своим ожиданием. С поэтикой древних заклинаний и заговоров связаны и важнейшие образы природного круга: дожди, жара, снега:)
С годами необычайно популярное в пору Великой Отечественной войны стихотворение Симонова "Жди меня" ничуть не утратило своей лирической мощи - просто контуры его восприятия еще больше разширились. Любовь, попирающая смерть и забвение. Любовь, одухотворяющая долг. Любовь, противостоящая злу войны.
7. Первый ученик. Алексей Сурков и его песня "Землянка"
История создания песни.
Алексей Сурков - автор тихой, проникновенной песни "Землянка". Песня "В землянке" стала чуть ли не первой лирической песней, рожденной в пламени войны. "Это было шестнадцать "домашних строк" из письма жене, - пишет автор стихов - поэт Сурков. - Написал я его в конце ноября, после тяжелого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробиваться ночью из окружения. Так и остались бы эти стихи частью письма, если бы... не появился в нашей фронтовой газете композитор Константин Листов и не стал просить "что-нибудь", на что можно написать песню. И тут я, на счастье, вспомнил о тех стихах, разыскал их... И отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что песни из этого лирического стихотворения не выйдет". Через неделю композитор принес в редакцию готовую песню "В землянке".
Песня получилась замечательная. Она быстро докатилась до передовой и согревала солдатские сердца, звучала в землянках в час перед атакой, стала задушевной спутницей бойцов на войне. Несчетное количество раз песня звучала по радио в передачах "По заявкам воинов"...
Гимном любви и верности называют эту лирическую песню, рожденную в пламени Великой Отечественной. Проникновенный и искренний, тоскующий живой голос поэта удивительно слился в ту трудную и суровую пору с живыми тоскующими голосами всех разлученных войной.
8. Чтение текста и прослушивание фонограммы исполнения песни "Землянка".
- Какими чувствами пронизано данное стихотворение?
- Что рассказывает поэт об ожиданиях встреч, о тяжести разлук и утрат?
Класс исполняет данную песню.
9. Второй ученик. Владимир Агатов. Песня "Темная ночь"
История создания.
"Темная ночь" - одна из самых популярных песен военных лет - написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма "Два бойца" весной 1942 года. Фильм рассказывал о дружбе двух солдат, роли которых исполняли Борис Андреев и Марк Бернес.
"Всё действие в картине должна была сопровождать симфоническая музыка,- рассказывает Никита Богословский. - Но однажды, когда снимался эпизод в землянке, Луков - режиссер фильма - решил, что хорошая лирическая песня оживила бы сцену. Он пришел ко мне и так ярко обрисовал картину, внутреннее состояние героев, что я тут же сел за рояль и почти сразу, без единой остановки, написал мелодию будущей "Темной ночи". Она вошла в фильм без изменений".
Теперь дело было за текстом. К счастью, в Ташкент, где снимался фильм, приехал с фронта на несколько дней навестить жену и маленького сына поэт Владимир Агатов. Режиссер фильма, встретив его на вокзале, повез в студию, не дав даже повидаться с семьёй. Мелодия, которую на студии наиграл поэту Богословский, и душевное состояние Агатова, рвавшегося увидеть жену и сынишку, сделали свое дело: родились слова, которые и сейчас, спустя десятилетия, не оставляют равнодушными.
По свидетельству Константина Симонова, весной 1943 года эта песня была "на устах буквально у каждого фронтовика", потому что вместила в себя мысли и чувства миллионов людей. Песню запели еще до выхода в свет картины. Её первым исполнителем был Леонид Утесов.
"Помню, было это в помещении театра имени Ленинского комсомола, - пишет Утесов. - Пою: "Темная ночь, только пули свистят по степи..." - и вижу, как люди плачут. Песня произвела огромное впечатление".
10. Прослушивание фонограммы песни. Чтение текста учащимися.
11. Вопросы учителя.
- Как любовь родных и близких помогала бойцам на войне?
- О чем вспоминают бойцы на привалах?
12. Третий ученик. Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Исаковскому. Его имя связано с песнми "Дан приказ ему на Запад", "В лесу прифронтовом", "Враги сожгли родную хату", но самой популярной песней Исаковского стала "Катюша".
История создания стихотворения "Катюша".
Работа над статьей учебника "Фронтовая судьба "Катюши" (В.Я.Коровина. Литература 8 класс вторая часть. Просвещение.2003. Стр. 217). Чтение статьи, ответы на вопросы к статье.
Прослушивание песни "Катюша", выразительное чтение и исполнение песни учащимися.
13. Подведение итога урока.
- Какое из стихотворений и история его создания вас поразила, запомнилась? Почему?
14. Домашнее задание.
Найти стихотворение о войне, подготовить его выразительное чтение и историю создания произведения.