Литература
-
Интегрированный урок (литература + ОБЖ) по теме «Образ стихии в поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"» 2011
Использование на уроке "Технологии развития критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их кругозор, побуждает детей критически мыслить, что в свою очередь способствует развитию их любознательности, умению ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов, позволяет проводить рефлексию на разных этапах урока, совершенствует умение самостоятельно формулировать выводы.
-
Роль художественной детали в раскрытии образа Собакевича (урок по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") 2011
Целями урока является стремление показать, как с помощью художественной детали создается образ-характеристика, увидеть деталь как средство типизации и индивидуализации художественного образа, развивать умения анализа текста методом "микроскопического анализа". Групповая форма работы и создание проектов дает возможность развивать творческие способности школьников, видеть своеобразное, нестандартное прочтение текста учащимися.
-
Литература Красноярского края в 3-м классе. Тема: "Сравнение образа кедра в живописи, поэзии, рассказе" 2011
Цель урока: дать ученикам общее представление о поэтическом, живописном и повествовательном образе кедра в произведениях красноярских авторов, показать связь искусства слова с искусством живописи.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе "Образ народа в произведениях о Великой Отечественной войне" 2011
На уроке внеклассного чтения в 8-м классе рассматривается стихотворение С.Наровчатова "В те годы". Автор знакомит учащихся с историей России, Великой Отечественной войны. Форма урока-исследования способствует формированию умений и навыков анализа поэтического текста.
-
Урок литературы в 9-м классе. М.Ю. Лермонтов, Абай: созвучие звуков, чувств и душ 2011
Помочь учащимся увидеть истинные духовные ценности. Научить всматриваться в свой внутренний мир, анализировать свои поступки и поступки других людей. Пробудить интерес к жизни и к творчеству великих поэтов, прочесть самостоятельно из Лермонтова, Абая. Укрепить в сознании учащихся любовь к земле, на которой они живут.
-
Урок словесности в 8-м классе "Лингвоэстетический анализ песни "Священная война" 2011
Обучение лингвоэстетическому анализу поэтического текста через освоение знаний истории создания песни, развитие аналитических умений, что будет способствовать патриотическому воспитанию.
-
"В мир приходит женщина, чтобы…" (по стихотворению Ю.Друниной "Зинка") 2011
Данный урок служит своеобразным погружением в поэзию военного времени на примере стихотворения «Зинка», на примере судьбы поэтессы Ю.Друниной.
-
Интегрированный урок (родная литература + право) "Драма А.Софронова «Игра жизни» глазами закона" 2011
Связь литературы с жизнью показана с помощью деловой игры, в ходе которой дети сами доказывают невиновность главного героя драмы – Ефима. Перенося ситуацию драмы на современность, учащиеся убеждаются в необходимости знаний собственных прав, доказывают, что без достаточных доказательств и фактов суд не может принять решение – постановление.
-
Былины. "Преданья старины глубокой". 6-й класс 2011
Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видеосопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку.
-
Н.В. Гоголь. Романтические произведения. "Вечера на хуторе близ Диканьки". 10-й класс 2011
Автор знакомит учащихся с жизнью писателя, дает представление о романтизме и романтических произведениях Н.В. Гоголя.
-
Ода родному краю 2011
Цель урока: воспитание патриотизма и любви к родному краю, родной земле, людям, живущим на ней. Продолжить знакомство с творчеством алтайских поэтов, воспевающих красоту, богатство и щедрость Алтая, воспитывать чувство прекрасного, любовь к языку, развивать умения и навыки выразительного чтения.
-
Интегрированный урок литературы и истории "…и падали в снега чужой земли значки стрелков с эмблемой эдельвейса" 2011
Особенностью урока является активизация творческой деятельности учащихся по овладению знаниями, проявление индивидуальных творческих способностей и одаренности личности школьника. Данный вид урока требует сочетания разнообразных видов деятельности: мыслительной, речевой, коммуникативной, деятельности научного и художественно-эстетического характера, что должно способствовать развитию воссоздающего и творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.
-
Изображение героического прошлого России в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино" 2011
Разработка цифрового урока ориентирована на учителей литературы, работающих практически со всеми учебниками по литературе для 5-го класса. В первую очередь для тех, кто занимается по учебнику В.Я. Коровиной. Содержит подробный конспект урока изучения стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино", презентацию к уроку с иллюстрациями сцен Бородинского сражения и звучанием стихотворения в исполнении народных артистов России.
-
Русская интеллигенция в испытаниях времени в сборнике рассказов С.Довлатова "Чемодан" 2011
Конспект урока предлагается для 11-го класса при изучении раздела "Литература 70–80-х годов в контексте времени" в одном ряду с произведениями В.Распутина, В.Шукшина, В.Астафьева, Ю.Трифонова, Ч.Айтматова, которые в разных аспектах ("городская проза", "деревенская проза" и т.д.) исследуют личность человека в такой период отечественной истории, как "эпоха застоя". Основная воспитательная цель урока – убедить выпускников в необходимости ответственности за свои поступки в ситуации выбора.
-
Урок-презентация "Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно", а также творчество Бориса Акунина 2011
Урок внеклассного чтения по современной литературе для 10-го класса представляет «Книгу, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно». Эта книга позволяет узнать самые популярные имена писателей ХХI века, в доступной и краткой форме познакомиться с их творчеством, определить свои пристрастия, расширить литературный кругозор и научить милосердию.
-
Интегрированный урок (литература + психология) "Философия жизни и смерти в художественной литературе" 2011
Цель урока – развитие рефлексивного мышления как составляющего аспекта личностного становления студента.
-
Интегрированный урок (литература + психология) "Психология любви" 2011
У учащихся развиваются навыки конструктивного взаимодействия в межличностных отношениях на примере творчества Л.Н. Толстого и А.И. Куприна.
-
Урок развития речи "Сказка "Снегурочка" А.Н. Островского в творчестве художников-миниатюристов" 2011
В ряду культурных ценностей нашего народа особое место занимает искусство лаковой миниатюры. Замечательные произведения создаются художниками Палеха, Холуя, Мстёры. Их тематика разнообразна: сказки и былины, лирические сценки и героические батальные композиции. Многие произведения устного народного творчества и художественной литературы нашли свое отражение в произведениях миниатюрной живописи. Все это может быть использовано как иллюстративный материал на уроках русского языка и литературы.
-
"Литературная игра по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2011
Данный материал представляет собой урок-игру по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», который является заключительным этапом в изучении художественного текста. Целями урока являются закрепление материала и проверка знаний учащихся в нестандартной форме. Задания подобраны с целью вызвать интерес учащихся к повести, помочь понять идейно-художественный замысел автора, в ходе игры вызвать командный дух для достижения победы.
-
А.С. Пушкин. "Сказка о попе и работнике его Балде". 8-й класс специальной (коррекционной) школы VIII вида 2011
Разработка урока обобщает знания о поэте. Учащиеся совершенствуют навык беглого, выразительного чтения, развивают умение определять внутреннее состояние героев, причины их поведения. Формируют умения оценивать героев, определять основную мысль произведения. Автор прививает интерес к чтению.
-
Программа курса "Речь и общение". 6-й класс 2011
Программа курса предполагает сближение задач лингвистического и литературного образования школьников. Основные направления работы с текстом: формирование умения слушать и понимать текст, развитие навыков комплексного анализа готового текста. Учащиеся совершенствуют умения воспринимать текст в устной и письменной форме, сохраняя его языковые и изобразительно-выразительные особенности, развивают творческие способности по созданию текстов разных стилей, типов и жанров.
-
"Оставаться человеком" 2011
Урок-телемарафон по повести В.Г. Короленко воспитывает в ученике прекрасные и благородные чувства: сочувствие, сострадание, милосердие, дружескую привязанность – важные признаки духовной зрелости человека.
-
Урок-путешествие в мир поэта Николая Заболоцкого 2011
Цель урока – не только знакомство с основными вехами биографии и творчества поэта, но и постижение своеобразия художественного мышления, развитие умения анализировать поэтический текст, выдвигать гипотезы, доказывать их, обобщать и систематизировать, воспитывать гражданственность и нравственность.
-
"Узора милого не зачеркнуть" (Смысловая палитра стихотворения О.Мандельштама "Дано мне тело – что мне делать с ним…"). 11-й класс 2011
Анализ поэтических текстов на уроках литературы – трудная задача для учителя. Данный урок поможет сделать работу учителя и учащихся интересной, увлекательной и познавательной, потому что предполагает использование игровых моментов, элементов технологии «Французский демарш», технологии развития критического мышления. Необычная форма урока даст возможность учащимся не только разгадать тайны поэзии Серебряного века, но и познать самих себя.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме «Поэзия периода "оттепели"» 2011
Урок, относящийся к нестандартным, проводится в форме путешествия. Уроку предшествует исследовательская работа по изучению биографий и творчества поэтов. Поэтическая форма изложения и музыкальное сопровождение формирует познавательный интерес и концентрирует внимание учащихся, а также развивает творческий потенциал учащихся.
-
Историко-литературная гостиная "Декабристы в поэзии" 2011
Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия.
-
Урок литературы в 7-м классе по повести А.М. Горького "Детство" 2011
Урок литературы на тему "Нравственные уроки детства" посвящен проблеме воспитания подрастающего поколения, что особенно актуально для семиклассников. Учитель обращает внимание школьников на важные жизненные вопросы: каким должно быть детство, чтобы человек стал счастливым, как помочь подросткам адаптироваться в обществе, как подготовить их к преодолению трудностей – и предлагает рассмотреть позицию А.М. Горького по данной проблеме.
-
Интегрированный урок (русская литература + башкирская (родная) литература) "Башкортостан – родная земля" 2011
На уроке учащиеся знакомятся с русским писателем С.Т. Аксаковым, с башкирским поэтом Г.Салямом, с картиной известного художника Нестерова М.В. "Родина Аксакова", творчество которых позволяет воспитывать через приобщение к природе чувство любви к своей Родине, учить видеть прекрасное, наблюдать красоту поэтического слова.
-
"Радетель земли Русской…" Вечер творчества В.П. Астафьева 2011
Вечер, посвященный творчеству известного писателя В.П. Астафьева, помогает в полной мере раскрыть его личность – гражданина и патриота. Учащиеся не только более полно знакомятся с творчеством писателя, но и с его гражданской позицией. Цель проведения – заострить внимание на актуальные проблемы, поднятые в произведениях автора, а также прививать детям любовь к родному краю, развивать умение видеть красоту природы и понимать смысл жизни каждого на этой земле...
-
Открытый читальный зал 2011
Урок внеклассного чтения был подготовлен к юбилею А.П. Чехова. Автор знакомит учащихся с самыми популярными произведениями писателя, написанными о детях и для детей. Расширяет читательский кругозор учащихся, воспитывает чувства уважения к старшим, заботу о младших, любовь к животным.