Литература
-
Интеграция содержания образования как способ развития конкурентоспособного ученика 2011
Как интегрировать физику и литературу в средней школе? Каковы цели и задачи интеграции гуманитарных и естественно-научных дисциплин в системе среднего и профильного образования? В статье описан опыт организации интегрирования литературы и физики, работа по литературе с учащимися, у которых имеются склонности к физике, к математике, и по физике, у которых склонности к гуманитарным предметам.
-
Изучение романа Л.Н. Толстого "Война и мир" 2011
Дидактический материал к урокам литературы. Урок представляет собой систему вопросов и ответов. Задавая тот или иной вопрос, учитель далеко не всегда может надеяться на получение правильного ответа. Часто на вопрос и вовсе нет одного правильного ответа (вместо него ряд вариантов, которые текст более или менее допускает). Подобные ситуации совершенно естественны. В конечном итоге нам нужен ученик, умеющий и любящий думать над книгой, окончательный же ответ на вопрос может дать сам учитель.
-
Изучение медитативной лирики Ф.И. Тютчева в старших классах (презентация к домашнему уроку) 2011
В статье рассматривается специфика изучения медитативной лирики в старших классах, возможности использования ее в учебно-воспитательном процессе, в организации личностного подхода к пониманию художественных текстов, в решении проблем философского отношения к лирическому произведению, что способствует духовному, творческому развитию человека.
-
Доклад как средство активизации речевой деятельности учащихся на уроках литературы 2011
В статье утверждается, что школа призвана обучать культуре речи, то есть умению так использовать языковой материал, чтобы обеспечить наилучшее воздействие на аудиторию.
-
"Нет, весь я не умру…" Интеллектуальная игра, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина 2011
Игра посвящена празднованию дня Лицея. Она направлена на обобщение, систематизацию знаний по творчеству А.С. Пушкина, развитие связной речи учащихся, умение выразить свое мнение, отношение к рассматриваемым вопросам, осмысление идеи красоты, подвига поэта во славу отчизны.
-
Дополнительный материал в 9-м классе по творчеству Н.В. Гоголя "Блажен незлобливый поэт…" 2011
Дополнительный материал к внекласcным мероприятиям и к урокам литературы в 9-м классе по творчеству Н.В. Гоголя выполнен в виде презентации, состоящей из 20 слайдов с использованием Internet Explorer, Word, PowerPoint. Данная работа предназначена для учителей русского языка, литературы и МО.
-
Интегрированный урок (английский язык + литература + информатика) "Перевод как средство общения между народами" 2011
Работа может применяться в качестве обобщающего занятия по английскому языку и литературе, а также самостоятельного творческого проекта по информатике. Она способствует приобщению учащихся к богатству русской классической и зарубежной литературы, повышению качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст и совершенствованию речи.
-
"Весна идет!" 5-й класс 2011
Вашему вниманию представляю урок литературы в 5-м классе «Весна идет!» Это урок – встреча с произведениями о Севере: лирическими миниатюрами М.Пришвина «Начало весны» и Ф.Абрамова «Февраль», стихотворениями О.Фокиной. Каждое слово в этих произведениях – емкий, лаконичный образ, требующий раздумий, помогающий найти прекрасное в обыденном и ярко, эмоционально описать природу и изменения, происходящие в ней.
-
Программа театрального коллектива "ЛИК" при школьной библиотеке 2011
В статье представлена программа литературно-театрального клуба для учащихся общеобразовательных школ, которая позволит детям прикоснуться к миру литературы, научиться определять характер персонажа, тему и сюжет произведения, поможет развить творческие способности, научиться выражать свои эмоции, поставить голос, развить речь, раскрепоститься, получить основы стиля и этикета. Ребенок растет в глазах своих сверстников, получает заряд уверенности в своих силах.
-
Тема любви в творчестве В.Маяковского 2011
Рассказывая об эпизодах из личной жизни поэта, обучающиеся глубже начинают понимать переживания лирического героя, начинают видеть в поэте-агитаторе тонкого лирика. Материал может использоваться учителями литературы, обучающимися при изучении творчества В. Маяковского.
-
Анализ стихотворения Н.А. Некрасова "Перед дождем". 5-й класс 2011
Учащиеся на уроке знакомятся с творчеством Н.А. Некрасова. После прочтения стихотворения дети выделяют доминирующие образы, находят приемы звукописи, определяют размер стихотворения.
-
Сказка литературная и народная 2011
На уроке учащиеся выясняет, чем отличается народная сказка от литературной. Учитель способствует развитию творческих способностей учеников.
-
Изучение современной литературы на уроках в старших классах. Образ Дома и его обитателей в романе Мариам Петросян "Дом, в котором…" 2011
Автор знакомит учащихся с литературным событием 2009 г. в области литературы, книгой М.Петросян "Дом, в котором...". Создать мотивацию на чтение произведения, вызвать у школьников интерес к тому, о чем они, по сути, ничего не знают.
-
Рождественский литературный праздник, посвященный романам Ф.Э. Бёрнетта, Дж. Гринвуда, М.Доджа, Г.Мало 2011
Рождественский литературный праздник, посвящённый романам Ф.Э. Бёрнетт «Маленькая принцесса», «Маленький лорд Фонтлерой», Дж. Гринвуда «Маленький оборвыш», М.Додж «Серебряные коньки», Г.Мало «Без семьи» проводится в конце 1-го полугодия для пятиклассников.
-
Исследовательская деятельность учащихся. Урок литературы по творчеству Т.Белозёрова. 5-й класс 2011
В статье представлена разработка уроков с использованием технологии педмастерских.
-
Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. "Нам не дано забывать" 2011
Литературно-музыкальная композиция посвящена памяти Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, знакомит с поэзией времен Великой Отечественной войны и послевоенного периода. Мероприятие способствует пробуждению уважения к истории войны, воспитывает патриотические чувства. Обучающиеся вспоминают трагические страницы Великой Отечественной войны, читают стихотворения этих лет, приводят данные из архивных материалов.
-
Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках литературы как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 2011
В статье говорится о том, как исследовательская и проектная деятельность учащихся в ОУ помогает организовать самостоятельную работу над выбранной темой, работать с различными источниками информации.
-
Конспект урока русской словесности в 6-м классе по рассказу Л.Н. Андреева "Ангелочек" 2011
Урок внеклассного чтения, построенный c помощью стратегии РКМЧП "Чтение с остановками". В приложении содержится текст рассказа, разделенный на 5 частей для организации работы с художественным произведением в классе. Урок способствует воспитанию нравственности, развитию чувства сострадания к герою, привитию интереса к процессу чтения.
-
Анализ лексико-стилистических ресурсов языка как средства реализации авторской идеи на уроках литературы 2011
Для ознакомления с творчеством писателя использованы миниатюры под названием "Крохотки". По стилистической окраске слов, использованию определенных морфологических средств, предложений различных типов можно выявить некоторую общность во всех миниатюрах. Ученики должны произвести языковой анализ некоторых коротких рассказов и постараться связать закономерности использования художественных средств языка с авторским замыслом.
-
Урок по рассказу А.С. Грина "Зеленая лампа". 8-й класс 2011
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; остановившись на анализе и изучении рассказа "Зелёная лампа", рассмотреть систему образов, подчеркнуть особенности рассказа в композиционном плане и определить тему и идею рассказа "Зелёная лампа"; развивать умение анализировать художественное произведение: давать характеристику героям, сопоставлять факты и делать самостоятельно выводы.
-
Урок-исследование по роману М.Булгакова "Белая гвардия" 2011
Цель методической концепции комплексного анализа романа "Белая гвардия" – выявление в совместном общении с учащимися "мотивов дома" и особенностей булгаковского изображения "русской усобицы".
-
Литературно-музыкальная композиция "Души прекрасные порывы" (к 185-летию восстания декабристов). 7–10-й классы 2011
Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание.
-
Интегрированный урок-зачет (география + литература + МХК) с элементами игры "Западный макрорегион" 2011
На уроке подводятся итоги изучения экономических районов Западной макрозоны России. Класс заранее разбит на творческие группы (туристические агентства), которые должны защитить экскурсионный тур по своему району. Завершается урок проверочной работой.
-
Литературно-музыкальная композиция "Мы письма, как летопись боя, как хронику чувств, перечтем…" 2011
Основная цель урока – приобщить школьников к чтению стихов о Великой Отечественной войне, поведавших о весточках с фронта – искренних человеческих документах тех, кто пал смертью храбрых, защищая Отечество и завещая нам мир.
-
Нравственные уроки романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2011
Цели урока: совершенствование умения аналитического комментирования текста; совершенствование умения формулировать и высказывать собственную точку зрения, соотнося ее с мнениями других; воспитание культуры общения, толерантности.
-
Урок литературы по теме "Если душа родилась крылатой…" (жизнь и творчество М.Цветаевой) 2011
Урок призван познакомить учащихся с особенностями жизни и творчества, раскрыть основные темы и мотивы лирики Цветаевой. Развивать технику выразительного чтения, память, мышление.
-
Переписка первой половины XIX века 2011
Цели урока: познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра первой половины XIX века; углубить личностные характеристики главных героев романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" при помощи анализа их писем; развивать аналитические способности, творческое воображение.
-
А.С. Пушкин "Капитанская дочка": формирование характера Петра Гринева. Анализ 1-й главы. Вводное занятие 2011
В последнее время всерьез заговорили о необходимости усиления патриотического воспитания молодежи. Автор решила поделиться опытом с коллегами, как сделать это при изучении повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". В разработке и проведении данного урока она показала нестандартный подход к изучению повести, постаралась найти связующее звено между содержанием произведения и проблемами современного общества.
-
Авторская песня о войне 2011
Представлен сценарий мероприятия, приуроченного к 65-й годовщине – Победы в Великой Отечественной войне. Он рассчитан на учащихся 15-17лет (9-11-й классы). Литературно-музыкальная гостиная предполагает ознакомление ребят с авторской песней о войне, ее местом в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны, фрагментами истории России, возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами.
-
"Он весь – дитя добра и света…" 2011
Литературная композиция представляет основные этапы жизни и творчества великого поэта Серебряного века, помогает понять и прочувствовать сложную и противоречивую атмосферу XX века на примере лучших образцов лирики А.Блока.