Цель: показать учащимся весенние изменения в природе через знакомство с творчеством русских поэтов.
Задачи:
- помочь учащимся эмоционально почувствовать прелесть весны;
- формировать навык анализа поэтического текста;
- повторить сведения об изобразительных средствах;
- отрабатывать навык выразительного чтения стихотворений;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- пробудить интерес к поэзии;
- активизировать познавательную деятельность школьников.
Оборудование, оформление: иллюстрации весны, портреты поэтов, аудиозапись “Весенние голоса птиц”, музыка П.И.Чайковского из цикла “Времена года” под названием “Апрель”, репродукция картины А.К. Саврасова “Грачи прилетели”, на доске записан эпиграф к уроку:
Еще морозец поутру,
Еще не слышен звон капели,
Но мы поверили в весну –
Грачи сегодня прилетели.
(Р.Ермизина)
Ход урока
Учитель:
Солнце красное пригрело,
Слышен чудный звон капели.
Воробьи повеселели,
Ну а мы тихонько сели.
- Как ваше настроение? С чем это связано?
Да, весна потихоньку вступает в свои права. И как она хороша!
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет.
Теплый дождь, сверканье вод –
Вас назвавши, что прибавить?
Дети:
Жизнь души! Весны приход!
Учитель:
Так писал об этом времени года В.А.Жуковский. “Жизнью души” он называет
весну. Действительно, когда все пробуждается, покрываются зеленью нивы, то есть
поля озимой пшеницы, когда все согрето ласковыми лучами солнца, во многих
сердцах просыпаются светлые чувства. Недаром о весне сложено много стихов,
написано немало рассказов, картин.
Сегодня на уроке мы поговорим о весне, попытаемся понять, почему русские поэты так воспевали это чудесное время года в своих произведениях.
- Давайте произнесем слово “весна” выразительно. А теперь с различной интонацией.
Красивое слово, правда? Что же оно обозначает? Что это за пора?
Ученик (читает):
“Началась та чудная пора, когда природа, пробудясь ото сна, начинает жить
полною, молодою, торопливою жизнью: когда все переходит в волнение, в движение,
в звук, в цвет, в запах” (С.Аксаков)
Учитель:
Скажите, какой голос у весны? Послушайте запись.
Какие звуки вы слышите? (Птичье пение, полет ветерка, набухание почек, восход
солнца.)
В народе говорят: “Весна – утро года” Почему?
В древности год начинался с марта-месяца.
- Словарная работа.
Давайте посмотрим толкование слова “весна” в этимологическом словаре.
Весна – веселый, ясный, светлый. Время, которое живо, весело.
“Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет наблюдать природу, не может не любить ее. Человек становится частью природы, и она открывает ему все свои тайны, открывает свою душу”.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
(Ф.И.Тютчев)
- Какие три месяца стоят за словом “весна”?
Много народных примет, пословиц, поговорок сложено про весну и весенние
месяцы.
Ребята называют:
Как в марте мороз ни трескуч, да не больно жгуч.
Май холодный – не будешь голодный. Увидел грача – весну встречай.
Май холодный – год хлебородный. Апрель с водою – май с травою и др.
Да, именно природа – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов,
композиторов, художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово.
Словом поэты и писатели создают пейзаж. Мы мысленно представляем картину,
проникаемся настроением автора, будь то восхищение красотой, радость или легкая
грусть.
Учитель читает стихотворение Е.Баратынского “ Весна! Весна! Как воздух чист!”
Весна! Весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон.
Своей лазурею живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде под моей ногой
И шумен, и душист…
- Работа над содержанием стихотворения
– Что вы представляли, слушая это стихотворение?
– Как автору удалось воссоздать картину приближения весны?
– Назовите художественные средства.
– Подберите эпитеты к словам, “оживите” предметы весны с помощью олицетворений:
эпитеты | олицетворения | |
весна | ликующая, звонкая, добрая | пришла, наступила |
солнце | доброе, лучезарное, ласковое, приветливое | согрело, разбудило, приласкало |
цветы | робкие, нежные, волшебные | разбежались, улыбнулись |
листья | изумрудные, молодые | Шумят, шепчутся, машут ладошками |
– Мы сказали, что у весны есть голос. А какое у нее лицо? Чем пахнет весна?
Ребята читают стихотворения о весне, идет коллективная работа над содержанием стихотворений.
Ф.И.Тютчев “Весенние воды”.
Н.Заболоцкий “Оттепель”.
И.С.Никитин “Полно, степь моя, спать беспробудно…”
И.Бунин “Еще весны душистой нега...”
А теперь, ребята, обратимся к эпиграфу. Взгляните на картину художника
А.К.Саврасова.
Как она называется? (“Грачи прилетели”)
К какому жанру живописи относится произведение? (Пейзаж – картина природы
– используется писателями в различных целях: для того, чтобы передать состояние
души человека, его мысли, чувства.)
– Ранняя или поздняя весна изображена на полотне?
– Как художник показал наступление весны?
– Какие краски преобладают?
– Какое настроение вызывает пейзаж?
– Прослушайте пьесу П.И.Чайковского из цикла “Времена года” под названием
“Апрель”.
(Звучит мелодия.)
– Что вы представили себе, когда слушали музыку?
– Какие чувства передал в ней П.И.Чайковский?
В тетрадях напишите сочинение-миниатюру о том, какой вы представляете себе
весну.
(Чтение записанного, обсуждение.)
Учитель:
Сегодня мы увидели обычный русский пейзаж на полотне, в стихотворениях. Природа – неотъемлемая часть жизни любого человека. Давайте представим, что вы вышли на улицу и не увидели березку, заснеженный кустик, травинку. Что вы почувствуете? (Пустоту, одиночество.)
– Что же мы можем сделать для того, чтобы наши потомки увидели красоту родной земли? (Ответы детей.)
Учитель:
В лесу и на речной излуке,
В родных полях, где даль светла,
Ты с добротой не будь в разлуке,
Не причини природе зла.
Ведь ты и сам ее частица,
Она всегда щедра к тебе.
Все, что несешь ей, отразится
В твоей душе, в твоей судьбе.
Иди к земле хорошим другом,
Ее защитником иди,
Чтоб только пенье птиц над лугом,
Чтоб мир и солнце впереди.
Итог урока.
Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. В нашей русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но полна спокойствия и раздолья, степенности и величия.
– С какими стихотворениями мы знакомились на уроке?
Оценки за урок.
Домашнее задание: выучить одно из стихотворений, приготовить иллюстрацию к наиболее понравившемуся стихотворению.