Литература будто полноводная могучая и вечная река. Чем дальше она течёт, тем полноводнее становится.
Литература полнится за счёт талантов, родившихся в "глубинке", взлелеянных российскими просторами. Столица же только привечает и утверждает их. Или же наоборот.
Читатель всю жизнь читатель. Но для его формирования необходимо творческое освоение родной культуры, потребность в читательской активности, которая помогает свободному и яркому владению собственным словом.
Рядом с нами, по той же земле, ходят люди, наделённые искорками таланта, просто литературными способностями, люди, которые стараются сделать светлее наше нынешнее бытие в меру своих возможностей. Пророки ли они, провидцы ли? Для нас не важно это. Главное, что они есть.
Данный курс предполагает знакомство учащихся с творчеством поэтов и прозаиков Белгородчины с целью приобщения их к литературе родного края. Программа позволяет также показать литературу нашего края в развитии и раскрыть её многожанровость. Курс предполагает изучение литературы родного края в двух направлениях: историческом и тематическом. Знакомство с произведениями авторов Н. Грибанова, Вл. Шаповалова, М.Фёдоровой, И.Чернухина и других.
Наряду с изучением биографических сведений об авторах и их художественных произведений в программу включены практические занятия по составлению загадок, былей и небылиц, маленьких историй, сбору материала о красоте и величии родного края во время прогулок и экскурсий по необозримым просторам Белгородчины.
Программа рассчитана на учащихся 8 класса и
распределена на 34 часа:
0 часов - изучение творчества писателей и
поэтов;
Данный элективный курс является логическим дополнением к курсу литературы основной школы и позволяет расширить представление учащихся о культурном богатстве родного края, развивать творческие способности за счёт личностно-ориентированного и индивидуального подхода.
Содержание программы
1 .Введение. Ознакомление с программой; цели и задачи курса. Обзор творчества поэтов и писателей Белгородчины (ежемесячный литературный журнал "Дверь в лето", раздел "Пёрышко" областной газеты "Белгородская правда" и др.) (1 час)
2. Устное народное творчество жителей Белгородской области: загадки, потешки, песни, считалки, небылицы, сказания:(сборник Р.И.Карагодиной).
Практическая часть. Встречи со старожилами. Участие в народных гуляниях и праздниках. Составление рукописных книг ("Устное народное творчество нашего села"). Составление загадок, частушек, отражающих современную жизнь, быт, обычаи. 5 (2+3)часов
3. Белгородские поэты - детям.
- А.Сиваев "Про мороз", "Мама", "Куда ты лето прятал"
- С.Ташков "Принцесса"
- К.Макаров "Тимошка", "Красавица", "Замерзайчик"
- М.Фёдорова "Баю-бай"
Практическая часть. Составление четверостиший, поздравлений - пожеланий для маленьких. 4 (2+2)часа
4. Далёкое прошлое. Место былины, оды, были, сказа в литературе родного края (расширение теоретических сведений об этих жанрах).
- В.Калуцкий "Сказ про то, как Верхососенские шиши шведа били"
- Ю.Макаров "Поединок" (Школьная история - своеобразным жанром)
- С.Анохин "Живые истоки мои:"
- Е.Свиридов "Встречи в Гулаге" 3часа
5. "Нам об этом забывать нельзя" (Тема Великой Отечественной войны в литературе родного края)
- Ст. Минаков "Матвей, Степан, Игнат, Серафим:"
- Л.Кузубов "Талисман"
- И.Чернухин "4 года" (сборник "Тёплый хлеб")
- А.Кривцов "Незабываемое"
- Н.Грибанов "Тётка Акулина"
- Ю.Шмелёв "Память"
- Вл. Шаповалов "По всей линии фронта"
Практическая часть. Экскурсия на Курскую Дугу. 6 (3+3)часов
6. О времени и о себе. (Отношение поэтов и писателей к Родине, родному краю; проблемы современной жизни, проблемы детства; чувство гордости и любви к людям, внёсшим вклад в процветание родного края).
- В.Фёдоров Лирическая хроника "Белгород"
- Пётр Рощупкин "Нынче время такое"
- Н.Грибанов Сборник "Донские окоёмы"
- Б.Осыков Критические заметки "Я родился в селе Красном:", "Белогорье, синие дали:", "Театр в Головчино"
- В.Черкесов "Щепкин"
- Михаил Тверетинов "Расслоила нас жизнь, расслоила"
- В.И.Бабин "Замкнутый круг"
- Павел Савин "Тихая, робкая, славная", "На родине Щепкина", "Песня о щепкинском крае"
- Размышления о добре и зле (Г.Островский "Слёзы", А.Лиханов "Никто"), о душевном состоянии (Влад. Петров "Надежда"), о назначении поэта и поэзии (П.Савин "Творчество", В.Мерзляков "Поэту").
Практическая часть. Рассуждения на нравственные темы (темы определяет учитель) 8 (5+3)часов
7. Пейзажные зарисовки и любовная лирика.
- Жизнеутверждающая сила поэзии Т.Рыжовой ("Соберу любовь по зёрнышку", "Село моё тонет в сирени" и другие)
- Н.Филатов "Природа радует давно"
- А.Гирявенко "В глубине лесного яра"
- В.Игин "Ты и я", "Брошусь в омут с головою" и другие
- А.Макаров "Диалог", "Я прорастаю ростком на золе"
- Р.Золочевский, В. Буханов, В.Молчанов, Т.Олейникова, М. Кулижников и другие (по выбору учителя)
Практическая часть. Составление лирических миниатюр, оформление книжек-малышек "Село родное"; экскурсия в музей М.С.Щепкина, Экскурсии "Удивительное - рядом" (по окрестностям села) 6 (3+3)часов
8. Заключительное занятие. Презентация книги "Истоки" (коллективное творчество - компьютерный набор), выставка книжек-малышек, созданных в ходе изучения курса, конкурс чтецов по теме "Родное Белогорье".
Примечание: по выбору учителя могут быть выбраны другие виды творческого отчёта. Возможны встречи с поэтами и писателями Белгородчины. (1час)+1час резервный