Цели урока:
1. Образовательная:
- создать условия для изучения исторической повести «Тарас Бульба»;
- показать роль Запорожской Сечи в становлении личности, проводя аналитическую работу, сопоставительный анализ;
- учить работать с текстом повести и дополнительной литературой.
2. Развивающая:
- создать условия для развития речи учащихся путем пересказа, словесного рисования, монологических высказываний по теме урока, для развития аналитического мышления.
3. Воспитательная:
- создать условия для воспитания гражданских качеств у учащихся: патриотизма, братства, воинского долга, отношения к законам, преодоления жизненных трудностей.
Оборудование:
- текст повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»;
- репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Подготовительный этап урока: класс разбит на рабочие группы, каждая группа получила название и соответствующие задания:
- «Историки» – рассказать об истории возникновения Запорожской Сечи.
- «Лингвисты» – дать толкование лексического значения слов, используя словарь.
- «Искусствоведы» – представить картину И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
- «Литераторы» – аналитическая работа с текстом повести.
Эпиграф к уроку:
Так вот она Сечь! Вот то гнездо,
откуда вылетают все те гордые
и крепкие, как львы! Вот откуда
разливается воля и казачество на всю Украйну!
Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Этап мотивации и целеполагания.
Вступительное слово учителя: Прочитайте внимательно тему урока и эпиграф к нему.
- Как вы думаете, о чем будет наш урок? Что нам предстоит узнать на уроке?
- Какие главные слова в теме урока?
- А как вы понимаете значение этих слов – нравы, обычаи?
(Ответы учащихся.)
А теперь сравните свои ответы с тем, как определяется значение этих слов в толковом словаре?
(Рассказ группы «лингвистов» о значении предложенных слов.)
Итак, сегодня нам предстоит большая и важная работа, в процессе которой мы должны будем выяснить, какое значение имела Запорожская Сечь в воспитании различных качеств этих гордых и крепких, как львы, людях, готовых в любую минуту встать на защиту Родины. А для этого нам нужно узнать, каков был жизненный уклад этой казачьей вольницы, какие законы существовали здесь. В результате нашего разговора мы должны прийти к выводу, в чем важность данной темы в наше время.
III. Изучение нового материала.
Задание 1. Прежде чем начнем работать с текстом повести, необходимо познакомиться с историей Запорожской Сечи, о причинах ее возникновения. Прослушайте сообщение группы «историков» и ответьте на вопрос: с какой целью была создана Запорожская Сечь?
Казачество на рубеже16 – 17 веков представляло довольно сложную и неоднородную социальную массу, куда входили вольные казаки, беглые крестьяне, бедный мещанский люд, в основном ремесленники, а также мелкая служивая шляхта, из которой формировалась казацкая старшинская верхушка. Основную часть казачества с его особым укладом жизни и военной организацией составляли беглые крестьяне, искавшие в незаселенных «диких полях» и на недоступных днепровских порогах спасения от польских и украинских магнатов. За днепровскими порогами и была создана Запорожская Сечь – своеобразная военная «республика» – запорожское войско.
Запорожская Сечь представляла собою строгую военную организацию, сторожевой бастион, где проходили выучку молодые казаки. Но были здесь и старые, закаленные в походах и битвах казаки, которые подчинялись куренным атаманам, выборному кошевому. В особо ответственные моменты, когда принимались решения о походах, собиралась казацкая рада (совет). Молодые казаки получали здесь необходимую воинскую науку: нужно было владеть и саблей, и копьем, чтобы на скаку сразить врага, требовался меткий глаз, чтобы поразить цель, умение схватиться врукопашную или вести осаду, управлять челном.
Задание 2. Тема героического, могучего плотью и духом народа стала определяющей и в творчестве великого русского художника Ильи Репина, автора картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», создающей яркие, живые впечатления о казачьей вольнице, славных, удалых людях.
А в мир репинской картины нас введут «искусствоведы», которые расскажут об исторической основе картины, ее композиции, основных образах:
Пожалуй, ни одна картина Ильи Ефимовича Репина не стала такой популярной уже в условиях царской России, как картина «Запорожцы». У каждого художника есть своя тема, которая проходит через все его творчество. Такой определяющей темой у Репина была тема героического, могучего духом и плотью народа. В «Запорожцах» Репину удалось, используя исторический сюжет, показать раскрывшиеся народные силы. Вольным, свободолюбивым запорожским рыцарям посвятил художник свое полотно. В основе картины – историческое событие. Конец 17 века. 1676 год. Турецкий султан Махмуд 4 шлет запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывает им добровольно и без сопротивления сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану хлесткий озорной ответ, полный юмора. Репин изображает запорожцев в момент, когда они, сгрудившись у грубо сколоченного стола, вперебой сочиняют знаменитое письмо. В центре – кошевой атаман Иван Сирко в папахе с сизой меховой опушкой. Хищный орлиный нос, крылатые густые брови, сверлящий взгляд в упор, презрительно оттопыренная нижняя губа, энергичный жест руки, держащей трубку, решительный поворот фигуры, собранной и как бы готовой к действию, – все это говорит о том, что перед нами властный, не знающий пощады к врагу, военачальник. Справа от атамана – необъятная фигура запорожца в красном жупане, в жгучей алой свитке, да в таких же шароварах. Он хохочет, ухватившись за живот, и кажется, будто тот колышется, выпирая из-под широкого золоченого пояса. В его хохоте есть что-то доброе, по-детски наивное. А вот и виновник этого взрыва хохота. Слева, за столом сидит полуобнаженный силач. Все у него при себе, на поясе: тут и украшенная затейливым орнаментом баклага с вином, и боевой топор, и даже ложка торчит. Это ему принадлежит та сочная шутка, которая пришлась по душе его товарищам.
Композиция картины представляет зрителю тесную, сплоченную группу людей, единую в своих помыслах и делах. Невольно вспоминаются строки из гоголевского «Тараса Бульбы»: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей». И то, что рамки картины произвольно срезаны, создает впечатление, будто и за пределами холста продолжается красочная, бурная жизнь запорожского коша. Это впечатление усиливает прокопченная дымом костров даль, в которой угадываются бесчисленные казацкие курени, кони, люди, обозы… Раскрывая идейную суть своей картины, Репин писал: «Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов…»
Самая важная и сильная сторона картины в органическом сплаве идеи свободолюбия с показом этой идеи через обыденные, земные образы и детали, точно рисующие казацкий быт и характер.
- Кого из героев повести напоминают запорожцы на картине?
- Что сумел выхватить художник из гоголевского произведения?
Мы познакомились с историей возникновения Запорожской Сечи, увидели, какими представлял запорожцев И. Репин. А сейчас обратимся к тексту повести Н.В.Гоголя.
IV. Работа с текстом повести.
Задание 1.
- Вспомните, зачем Тарас Бульба везет своих сыновей в Сечь?
- Какие сцены и эпизоды позволяют читателю увидеть общую картину Сечи?
- Составьте план и запишите его в тетради.
Первое место, куда попадает Тарас Бульба и его сыновья, было предместье.
Задание 2. Прочитайте, как описывает предместье Гоголь в главе 2, и обобщите наблюдения над текстом.
- Кто населял предместье?
- Какова картина привычной жизни предместья?
- Значение предместья для Сечи.
Задание 3. Прочитайте отрывок из главы 2 со слов «Несколько дюжих запорожцев, лежавших с трубками в зубах, посмотрели на них довольно добродушно и не сдвинулись с места…» до слов «Тарас скоро встретил множество знакомых лиц» и ответьте на вопрос:
- Какой предстает Сечь?
- Каковы занятия казаков? Докажите текстом.
Итак, «вольные казаки», вынужденные постоянно воевать, привыкли к бранному быту. Они пренебрежительно стали относиться к хозяйственным заботам, к торговле, предпочитая все необходимое выменивать в предместье на добытые в сражениях трофеи. Целые дни проводятся в пирах и разгуле, если врага нет поблизости.
Задание 4. «Вольные казаки», – говорит Гоголь.
- Как вы думаете, какой смысл вкладывает он в это понятие?
- Что является самым главным в жизни этих людей?
Вывод. Мотив воли как главной жизненной ценности казачества сопровождает все описание Запорожской Сечи.
Задание 5. Проследите по тексту, как при описании Сечи происходит постоянное напоминание о кочевой жизни воинов, отстаивающих свое право быть свободными на своей земле. (Ответы учащихся.)
Таким образом, понятие о свободе превращается в понятие о воле – ничем не ограниченной свободе обязательством, долгом.
Гоголь рисует Сечь во всем ее великолепии. Это строгая военная организация, сторожевой бастион, где проходили выучку молодые казаки.
Задание 6.
- Докажите, что Гоголь создает героический образ Сечи.
- Что объединяет эту вольницу в сильное и организованное войско?
Говоря о Запорожской Сечи, нельзя забывать и о законах, царивших здесь.
Задание 7.
- Какие были законы в Запорожской Сечи?
- Докажите текстом, что законы в Сечи отличались жестокостью.
- Почему были жестоки эти законы?
- Чем это было продиктовано?
IV. Подведение итогов урока.
Итак, мы показали Запорожскую Сечь, узнали о ее нравах и обычаях.
- Как вы думаете, с какой целью Гоголь описывает Запорожскую Сечь, эту вольницу, этих свободолюбивых людей, законы, царившие здесь, часто жестокие?
- Почему, по-вашему, сейчас, в 21 веке, мы вновь возвращаемся к событиям, произошедшим в далеком прошлом?
- Чему мы можем поучиться у казаков?
V. Домашнее задание.
Написать развернутый ответ на тему «Остап и Андрий в Запорожской Сечи».
VI. Рефлексия.
Оцените свое участие в уроке. Подумайте, какие выводы вы сделали для себя в ходе обсуждения данной темы.