Тип урока:
Мастерская ценностных ориентаций, творческого письма и построения знаний.
Цель:
создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения.
Задачи образовательные:
– Формирование аналитических навыков при работе с текстом.
– Развитие навыков сжатого отбора материала и создания монологического высказывания.
Задачи развития:
– Развитие образного мышления, внимания к слову, воображения, творческих способностей.
– Развитие критического мышления.
– Развитие личностной рефлексии
Задачи воспитательные:
– Воспитание чувства уважения к своей личности, способности не терять своей индивидуальности, находить силы сопротивления губительным жизненным обстоятельствам. Вопросы выбора жизненного пути.
Оборудование:
- Текст у каждого.
- Фломастеры или маркеры (разным цветом записываются ключевые слова: теплые – холодные цвета).
- Мультимедиа или заранее заготовленные на листах слова, которые появляются на доске в ходе работы. Учитель создает проект на доске, дети – в тетрадях.
Ход урока
Мы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. Творческого вдохновения всем нам!
ИНДУКТОР
Посмотрите на этот замечательный цветок, что у меня в руках. РОЗА. Когда вы видите розу, какие у вас возникают ассоциации, запишите.
Любовь, Красота, Гармония, Страсть, Нежность, Хрупкость, Ранимость
У меня возникли вот такие ассоциации. А когда я прочла рассказ аргентинского писателя XX в. Хорхе Луиса Борхеса, у меня появились новые ассоциации. А какие – вы скажете в конце занятия.
Рассказ называется “Роза Парацельса”
Парацельс – немецкий врач, естествоиспытатель и философ, человек, занимающийся и алхимией.
– Что вы знаете об алхимии?
(Превращение простых металлов в драгоценные при помощи некого Философского камня)
Чтение рассказа.
– Какие вопросы у вас возникли после прочтения?
– Какие вопросы требуют обдумывания?
ЗАПИСИ НА ДОСКЕ:
– О каком ученике молил Бога Парацельс?
В чем смысл и в чем разница понятий ВЕРА и ДОВЕРИЕ?
– Почему Парацельс называет Гризебаха доверчивым, хотя последний называет себя недоверчивым?
– Почему, по мысли Парацельса, невозможен возврат к небытию?
Что означает слово Камень?
Почему П. не показал юноше чудо?
После прочтения рассказа естественно возникает вопрос: о чем написал Борхес? Как раскрыть тайну?
В этом мы с вами постараемся сегодня разобраться, постараемся прикоснуться к этой Тайне.
А для этого надо поработать с текстом.
Задания группам:
1 группа – Как меняется состояние ученика, каковы причины этих изменений?
2 группа – Как меняется состояние П.? Каковы причины этих изменений?
3 группа – Выпишите самые спорные и загадочные фразы. Как их объяснить? Выпишите слова-символы. Что они могут означать?
4 группа – П. сказал юноше перед уходом, что тот будет всегда желанным гостем. Допишите финал-последний абзац, сохраняя авторский стиль. Вернется ли юноша к учителю, что станется с П.? Устно обоснуйте свой финал.
Записи ведутся по принципу “двойного дневника”:
цитата------------------------------------------------------рассуждения по поводу
САМОКОНСТРУКЦИЯ
СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Ученик | |
“Я хочу…” “ Я хочу, чтобы ты обучил меня науке. Я хочу рядом с тобой пройти путь, ведущий к Камню” (предлагает золото) | Самонадеянность, невоспитан- ность (не просит, а требует), наивность: разве можно купить знание? Деньги еще не доказательство готовности работать. |
“…Смотрел с недоверием…” | Недоверчивость |
“Я готов пройти ее вместе с тобой; если понадобится-положить на это годы. Но прежде чем отправиться в путь, дай мне одно доказательство своего мастерства…Немедленно,-с неожиданной решимостью ответил ученик….Я отдам тебе мою жизнь без остатка” | Юношеская запальчивость Увлеченность Недоверчивость Нетерпеливость Готовность пожертвовать тем, цены чему не знает – жизнью |
“…Стоял на своем” “…Настойчиво повторил…” “Упорствовал…” (в ходе разговора с П. о том, возможен ли возврат к небытию, можно ли уничтожить розу) | Упрямство или упорство? Как следствие наивности представлений о жизни Настойчивость |
В ходе разговора с П. меняется его тон: “С напускным смирением спросил…” “Сказал с полным безразличием: “Я прошу, чтобы ты продемонстрировал мне исчезновение и появление розы | |
К чему ты при этом прибегнешь-к сосуду для перегонки или к Слову,-для меня не имеет значения” | Ему нужно было только доказательство, а путь достижения цели был не интересен |
После гневных слов П.: “Охваченный волнением…резким движением…швырнул розу в огонь” | Нетерпеливость Готовность ради цели погубить прекрасное (цель оправдывает средства?..) |
После того, как П. якобы признал свою несостоятельность: “Юноше стало стыдно…Он преклонил колени…Он говорил с неподдельным чувством, однако это чувство было вызвано состраданием к старому учителю, столь почитаемому, столь пострадавшему, столь необыкновенному и поэтому-то столь ничтожному. Как смеет он, Иоганн Гризебах, срывать своей нечестивой рукой маску, которая прикрывает пустоту?” | Стыдно не за свой поступок, не за
недоверие к Мастеру, а за то ,что он раскрыл
ничтожество П. Разочарование ВЫВОД:
Самоуверенность+- Самонадеянность- Наивность Юношеская запальчивость Настойчивость+ Упрямство- Нетерпеливость+- Недоверчивость-+ Разочарованность- |
Учитель | |
“Сил, чтобы подняться и зажечь светильник не было”… “НЕ без гордости сказал…” “Роза его взволновала” | Способен ценить прекрасное |
“П. засмеялся…Мои хулители…Мне известно лишь, что есть дорога” | Спокойствие П., объясняющееся и старческой слабостью и мудростью |
После требования док-ва мастерства: “Когда?,-с тревогой произнес П. | Может быть, понял, что юноша не станет его учеником, т.к. он слишком нетерпелив и недоверчив? |
После проявления упрямства со стороны ученика, недоверия, наивности: “П. взглянул с сожалением” | Понял, что это не тот ученик, который ему нужен |
После настойчивых просьб показать чудо “П. задумался” | Может быть, он засомневался, может быть, у него возникло на какое-то мгновение желание показать чудо, но… “чудо не принесет тебе искомой веры” |
“Повысив голос, сказал: “А кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?” | Негодование дерзостью юноши, его требованием показать чудо |
После того, как юноша бросил розу в огонь: “П. был невозмутим” | Мудрость Уверенность в своих знаниях В нетленности всего сущего ВЫВОД: Спокойствие Невозмутимость Уверенность в своих знаниях Мудрость Сожаление |
- О чем сожалеет П.? (О том,что юноша не сможет стать учеником)
- А почему не сможет? Разве у него нет для этого необходимых качеств? Оцените качества юноши. Только ли отрицательные?
- Почему же П., моливший Бога, чтобы тот послал ему ученика, отказывается от него?
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
3гр.: “Ты слишком доверчив. Я не нуждаюсь в доверчивости. Мне нужна Вера.”
– Как понимать эти слова П.? Давайте посмотрим, в чем разница понятий:
ВЕРА ДОВЕРИЕ ДОВЕРЧИВОСТЬ
ВЕРА –
1.Убеждение, уверенность в чем-то. Вера слепа
2.Убеждение в существовании Бога.
ДОВЕРИЕ – уверенность в чьей-либо
добросовестности, искренности.
Доверяем, если на жизненном опыте убедились, что
человек заслуживает доверия
– Что сильнее? (ВЕРА. Вера глубока. Вера дает силы. П. требует Веры, т.к. сам когда-то, слепо веря, добился Знания. Если бы он сомневался, то слабела бы и Вера, и невозможно было бы обрести Знание, Мудрость. Вера -творческое начало в человеке. Веры требует, чтобы ученик мог почерпнуть хотя бы частичку его мудрости, заключенной в Слово. Юноша должен отказаться от сомнений (недоверчивости), и только тогда у него в душе воцарится гармония, которая и поможет ему увидеть настоящую сущность вещей.
– Что, по-вашему, нужно в отношениях Учителя и Ученика, чтобы час ученичества состоялся? (Взаимное уважение, интерес, доброжелательность, доверие, вера, терпение, чувство ответственности…)
– Почему П. называет юношу доверчивым? (Доверчивый – легко доверяющий, питающий ко всем доверие)
Юноша доверчив потому, что готов пожертвовать своей жизнью за чудо; пожертвовать тем, чем дорожить не научился, цены чему не знает.
– Какие еще вы выписали фразы?
“ПУТЬ -_это и есть КАМЕНЬ. Место, откуда идешь, – это и есть КАМЕНЬ…Каждый шаг является целью.”
(К П. в ходе жизненного опыта пришло понимание того, что ЖИЗНЬ ценна сама по себе. ЖИЗНЬ – есть чудо. Смысл жизни (цель) – это и есть сама жизнь.)
ПУТЬ = КАМЕНЬ
(жизнь) = (цель)
“Всевышний не мог создать что-то, помимо Рая”
(Беда человека в том, что он не понимает счастья бытия. П. пришел к этому пониманию: “Путь есть Камень” – самоценность жизни)
“…роза бессмертна, и только облик ее меняется” (Говорит о нетленности всего сущего. О способности возродиться при помощи Слова и Веры. Жизнь невозможно уничтожить; смерть-это переход в другое состояние, и этот переход не означает невозможности вернуться назад” )
П. перед уходом юноши сказал, что тот всегда будет желанным гостем.
Послушаем ваши варианты финала.
РАЗРЫВ
– Чтение учителем финала
“П. остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнес Слово. И возникла Роза.”
– Почему П. не показал Розу ученику?
– Как это характеризует П.?
– П. неважно, что говорят о нем, что думают. Он никому ничего не будет доказывать. Он познал Истину. Он гений.
– Ученик не обладает Верой, т.е.способностью к Познанию. ( У него не хватило бы терпения, он не смог бы преодолеть трудности, разочарования)
– Цветок принесен учеником, но рассказ назван “Роза Парацельса”. Почему?
(Роза принадлежит тому, кто возродил ее из пепла)
– Какие новые ассоциации к слову Роза у вас возникают после знакомства с рассказом Борхеса?
ЖИЗНЬ, ВЕЧНОСТЬ, НЕТЛЕННОСТЬ, РАДОСТЬ И УТЕШЕНИЕ ДЛЯ УСТАЛОГО И ОДИНОКОГО П., ЛЮБОВЬ К ПОЗНАНИЮ
– Что же хотел показать Борхес?
(Борхес показал красоту Познания не ради определенной цели, а красоту Любви к Познанию: Путь есть Камень.)
РЕФЛЕКСИЯ
– Возьмите любое слово из рассказа и составьте синквейн.
Вопросы остались. Их много. Жизнь поможет ответить. Выберите любой из вопросов и напишите эссе: “Диалог с самим собой после прочтения рассказа Борхеса”
“Диалог с Борхесом”
“Диалог с Парацельсом”
Вернемся к словам П.: “Путь есть Камень. Место, откуда идешь, – это и есть Камень. Очень доступно иллюстрирует истину этих слов португальский писатель XXI в. Пауло Коэльо в своей книге “Алхимик”. Это притча для нашего времени. Я рекомендую ее прочитать.