Урок-мастерская по рассказу Х.-Л. Борхеса "Роза Парацельса". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Тип урока:

Мастерская ценностных ориентаций, творческого письма и построения знаний.

Цель:

создание условий для формирования навыков самопознания, для приобретения детьми собственного духовного опыта через анализ содержательной стороны литературного произведения.

Задачи образовательные:

Формирование аналитических навыков при работе с текстом.

Развитие навыков сжатого отбора материала и создания монологического высказывания.

Задачи развития:

– Развитие образного мышления, внимания к слову, воображения, творческих способностей.

Развитие критического мышления.

Развитие личностной рефлексии

Задачи воспитательные:

Воспитание чувства уважения к своей личности, способности не терять своей индивидуальности, находить силы сопротивления губительным жизненным обстоятельствам. Вопросы выбора жизненного пути.

Оборудование:

  1. Текст у каждого.
  2. Фломастеры или маркеры (разным цветом записываются ключевые слова: теплые – холодные цвета).
  3. Мультимедиа или заранее заготовленные на листах слова, которые появляются на доске в ходе работы. Учитель создает проект на доске, дети – в тетрадях.

Ход урока

Мы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. Творческого вдохновения всем нам!

ИНДУКТОР

Посмотрите на этот замечательный цветок, что у меня в руках. РОЗА. Когда вы видите розу, какие у вас возникают ассоциации, запишите.

Любовь, Красота, Гармония, Страсть, Нежность, Хрупкость, Ранимость

У меня возникли вот такие ассоциации. А когда я прочла рассказ аргентинского писателя XX в. Хорхе Луиса Борхеса, у меня появились новые ассоциации. А какие – вы скажете в конце занятия.

Рассказ называется “Роза Парацельса”

Парацельс – немецкий врач, естествоиспытатель и философ, человек, занимающийся и алхимией.

– Что вы знаете об алхимии?

(Превращение простых металлов в драгоценные при помощи некого Философского камня)

Чтение рассказа.

– Какие вопросы у вас возникли после прочтения?

– Какие вопросы требуют обдумывания?

ЗАПИСИ НА ДОСКЕ:

– О каком ученике молил Бога Парацельс?

В чем смысл и в чем разница понятий ВЕРА и ДОВЕРИЕ?

– Почему Парацельс называет Гризебаха доверчивым, хотя последний называет себя недоверчивым?

– Почему, по мысли Парацельса, невозможен возврат к небытию?

Что означает слово Камень?

Почему П. не показал юноше чудо?

После прочтения рассказа естественно возникает вопрос: о чем написал Борхес? Как раскрыть тайну?

В этом мы с вами постараемся сегодня разобраться, постараемся прикоснуться к этой Тайне.

А для этого надо поработать с текстом.

Задания группам:

1 группа – Как меняется состояние ученика, каковы причины этих изменений?

2 группа – Как меняется состояние П.? Каковы причины этих изменений?

3 группа – Выпишите самые спорные и загадочные фразы. Как их объяснить? Выпишите слова-символы. Что они могут означать?

4 группа – П. сказал юноше перед уходом, что тот будет всегда желанным гостем. Допишите финал-последний абзац, сохраняя авторский стиль. Вернется ли юноша к учителю, что станется с П.? Устно обоснуйте свой финал.

Записи ведутся по принципу “двойного дневника”:

цитата------------------------------------------------------рассуждения по поводу

САМОКОНСТРУКЦИЯ

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Ученик  
Я хочу…” “ Я хочу, чтобы ты обучил меня науке. Я хочу рядом с тобой пройти путь, ведущий к Камню” (предлагает золото) Самонадеянность, невоспитан- ность (не просит, а требует), наивность: разве можно купить знание? Деньги еще не доказательство готовности работать.
“…Смотрел с недоверием…” Недоверчивость
Я готов пройти ее вместе с тобой; если понадобится-положить на это годы. Но прежде чем отправиться в путь, дай мне одно доказательство своего мастерстваНемедленно,-с неожиданной решимостью ответил ученик….Я отдам тебе мою жизнь без остатка Юношеская запальчивость Увлеченность Недоверчивость Нетерпеливость Готовность пожертвовать тем, цены чему не знает – жизнью
“…Стоял на своем” “…Настойчиво повторил…” “Упорствовал…” (в ходе разговора с П. о том, возможен ли возврат к небытию, можно ли уничтожить розу) Упрямство или упорство? Как следствие наивности представлений о жизни Настойчивость
В ходе разговора с П. меняется его тон: “С напускным смирением спросил…” “Сказал с полным безразличием: “Я прошу, чтобы ты продемонстрировал мне исчезновение и появление розы  
К чему ты при этом прибегнешь-к сосуду для перегонки или к Слову,-для меня не имеет значения” Ему нужно было только доказательство, а путь достижения цели был не интересен
После гневных слов П.: “Охваченный волнением…резким движением…швырнул розу в огонь” Нетерпеливость Готовность ради цели погубить прекрасное (цель оправдывает средства?..)
После того, как П. якобы признал свою несостоятельность: “Юноше стало стыдно…Он преклонил колени…Он говорил с неподдельным чувством, однако это чувство было вызвано состраданием к старому учителю, столь почитаемому, столь пострадавшему, столь необыкновенному и поэтому-то столь ничтожному. Как смеет он, Иоганн Гризебах, срывать своей нечестивой рукой маску, которая прикрывает пустоту?” Стыдно не за свой поступок, не за недоверие к Мастеру, а за то ,что он раскрыл ничтожество П. Разочарование ВЫВОД: Самоуверенность+-
Самонадеянность-
Наивность
Юношеская запальчивость Настойчивость+
Упрямство-
Нетерпеливость+-
Недоверчивость-+
Разочарованность-

 

Учитель  
Сил, чтобы подняться и зажечь светильник не было”… “НЕ без гордости сказал…” “Роза его взволновала” Способен ценить прекрасное
“П. засмеялся…Мои хулители…Мне известно лишь, что есть дорога” Спокойствие П., объясняющееся и старческой слабостью и мудростью
После требования док-ва мастерства: “Когда?,-с тревогой произнес П. Может быть, понял, что юноша не станет его учеником, т.к. он слишком нетерпелив и недоверчив?
После проявления упрямства со стороны ученика, недоверия, наивности: “П. взглянул с сожалением Понял, что это не тот ученик, который ему нужен
После настойчивых просьб показать чудо “П. задумался” Может быть, он засомневался, может быть, у него возникло на какое-то мгновение желание показать чудо, но… “чудо не принесет тебе искомой веры”
“Повысив голос, сказал: “А кто дал тебе право входить в дом учителя и требовать чуда? Чем ты заслужил подобную милость?” Негодование дерзостью юноши, его требованием показать чудо
После того, как юноша бросил розу в огонь: “П. был невозмутим” Мудрость
Уверенность в своих знаниях
В нетленности всего сущего
ВЫВОД:
Спокойствие
Невозмутимость
Уверенность в своих знаниях
Мудрость
Сожаление

- О чем сожалеет П.? (О том,что юноша не сможет стать учеником)

- А почему не сможет? Разве у него нет для этого необходимых качеств? Оцените качества юноши. Только ли отрицательные?

- Почему же П., моливший Бога, чтобы тот послал ему ученика, отказывается от него?

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

3гр.: “Ты слишком доверчив. Я не нуждаюсь в доверчивости. Мне нужна Вера.”

– Как понимать эти слова П.? Давайте посмотрим, в чем разница понятий:

ВЕРА ДОВЕРИЕ ДОВЕРЧИВОСТЬ

ВЕРА –
1.Убеждение, уверенность в чем-то. Вера слепа
2.Убеждение в существовании Бога.

ДОВЕРИЕ – уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности.
Доверяем, если на жизненном опыте убедились, что человек заслуживает доверия

– Что сильнее? (ВЕРА. Вера глубока. Вера дает силы. П. требует Веры, т.к. сам когда-то, слепо веря, добился Знания. Если бы он сомневался, то слабела бы и Вера, и невозможно было бы обрести Знание, Мудрость. Вера -творческое начало в человеке. Веры требует, чтобы ученик мог почерпнуть хотя бы частичку его мудрости, заключенной в Слово. Юноша должен отказаться от сомнений (недоверчивости), и только тогда у него в душе воцарится гармония, которая и поможет ему увидеть настоящую сущность вещей.

– Что, по-вашему, нужно в отношениях Учителя и Ученика, чтобы час ученичества состоялся? (Взаимное уважение, интерес, доброжелательность, доверие, вера, терпение, чувство ответственности…)

– Почему П. называет юношу доверчивым? (Доверчивый – легко доверяющий, питающий ко всем доверие)

Юноша доверчив потому, что готов пожертвовать своей жизнью за чудо; пожертвовать тем, чем дорожить не научился, цены чему не знает.

– Какие еще вы выписали фразы?

“ПУТЬ -_это и есть КАМЕНЬ. Место, откуда идешь, – это и есть КАМЕНЬ…Каждый шаг является целью.”

(К П. в ходе жизненного опыта пришло понимание того, что ЖИЗНЬ ценна сама по себе. ЖИЗНЬ – есть чудо. Смысл жизни (цель) – это и есть сама жизнь.)

ПУТЬ = КАМЕНЬ

(жизнь) = (цель)

“Всевышний не мог создать что-то, помимо Рая”

(Беда человека в том, что он не понимает счастья бытия. П. пришел к этому пониманию: “Путь есть Камень” – самоценность жизни)

“…роза бессмертна, и только облик ее меняется” (Говорит о нетленности всего сущего. О способности возродиться при помощи Слова и Веры. Жизнь невозможно уничтожить; смерть-это переход в другое состояние, и этот переход не означает невозможности вернуться назад” )

П. перед уходом юноши сказал, что тот всегда будет желанным гостем.

Послушаем ваши варианты финала.

РАЗРЫВ

– Чтение учителем финала

“П. остался один. Прежде чем погасить светильник и удобно расположиться в кресле, он встряхнул щепотку пепла в горсти, тихо произнес Слово. И возникла Роза.”

– Почему П. не показал Розу ученику?

– Как это характеризует П.?

– П. неважно, что говорят о нем, что думают. Он никому ничего не будет доказывать. Он познал Истину. Он гений.

– Ученик не обладает Верой, т.е.способностью к Познанию. ( У него не хватило бы терпения, он не смог бы преодолеть трудности, разочарования)

– Цветок принесен учеником, но рассказ назван “Роза Парацельса”. Почему?

(Роза принадлежит тому, кто возродил ее из пепла)

– Какие новые ассоциации к слову Роза у вас возникают после знакомства с рассказом Борхеса?

ЖИЗНЬ, ВЕЧНОСТЬ, НЕТЛЕННОСТЬ, РАДОСТЬ И УТЕШЕНИЕ ДЛЯ УСТАЛОГО И ОДИНОКОГО П., ЛЮБОВЬ К ПОЗНАНИЮ

– Что же хотел показать Борхес?

(Борхес показал красоту Познания не ради определенной цели, а красоту Любви к Познанию: Путь есть Камень.)

РЕФЛЕКСИЯ

– Возьмите любое слово из рассказа и составьте синквейн.

Вопросы остались. Их много. Жизнь поможет ответить. Выберите любой из вопросов и напишите эссе: “Диалог с самим собой после прочтения рассказа Борхеса”

“Диалог с Борхесом”

“Диалог с Парацельсом”

Вернемся к словам П.: “Путь есть Камень. Место, откуда идешь, – это и есть Камень. Очень доступно иллюстрирует истину этих слов португальский писатель XXI в. Пауло Коэльо в своей книге “Алхимик”. Это притча для нашего времени. Я рекомендую ее прочитать.