Цели:
- продолжить знакомство с творчеством немецких сказочников братьев Гримм, жанром и видом сказки;
- обучать сознательному, выразительному чтению произведения;
- формировать навыки анализа поступков героев;
- развивать связную речь.
Оборудование:
- "волшебный" фонарь, рисунки с изображением осла, пса, кота, петуха;
- рисунки с изображением музыкальных инструментов: гитары, барабана, скрипки, балалайки;
- компьютер (викторина);
- конверты с заданиям, знаки-символы, приложение.
Ход урока
1. Организационный момент: (дети стоят)
Учитель: начнём урок с приветствия:
У. Здравствуй, утро!
Дети: Здравствуй!
У. Здравствуй, солнце!
Д. Здравствуй!
У. Здравствуйте, дети!
Д. Здравствуйте!
У.Прикоснитесь ладошками друг к другу, улыбнитесь. Почувствуйте тепло и поддержку друга. Это поможет вам в работе на уроке.
Сядет тот, кто назовёт жанры устного народного творчества.
2. Речевая зарядка:
а). дыхательная гимнастика: вдох-выдох с закрытым ртом; вдох через нос, выдох через рот.
б). артикуляционная гимнастика: упражнение "улыбка-трубочка", "качели", "лошадки".
в). На доске слова:
Если ты попал в беду,
Если трудно одному,
Ты ищи себе друзей:
С ними вместе веселей!
Задание: прочитайте хором, раскройте смысл этих слов.
У. Эти слова будут эпиграфом нашего урока.
3. Актуализация опорных знаний и способов действий:
Беседа:
- С творчеством каких авторов вы познакомились на прошлом уроке?
(показ фотографии);
- Как их звали?
- Что вы запомнили из того, что услышали на прошлом уроке?
(вопросы на мониторе):
1). В какой стране жили сказочники?
2). Сами ли они сочиняли сказки?
3). Сколько сказок ими собрано?
4). Как назывались сборники сказок?
У. В этом году исполняется 225 лет со дня рождения братьев Гримм. Но сказочный свет и тепло их сказок согревают наши души и сердца и поныне. Отблеск этого волшебного света сохранился в этом старом фонаре. Подойдите, дети, ко мне. Давайте дотронемся до него. Это не простой, волшебный фонарь. Он поможет нам отправиться в сказку. Готовы? Раз-два-три!
У.
Дорогой сказок мы пойдём
За Якобом с Вильгельмом,
Теперь три раза постучим:
(Хором): "Откройтесь, сказки братьев Гримм!"
У. Хорошо ли вы знаете сказки братьев Гримм? Посмотрим , как вы справились с домашним заданием (заданием было: прочитать сказки братьев Гримм).
Задание 1. (выполняется по рядам): "Договорить название сказок"
1 ряд 2 ряд Король:(Дроздобород) Маленькие:(человечки) Белоснежка:(и 7 гномов) Мальчик :(с - пальчик) Золотой:(гусь) Горшок:(каши)
Задание 2. Ответить на вопросы викторины (на мониторе вопросы):
1 вопрос: Персонаж сказки братьев Гримм был обыкновенным человеком среднего роста, но сам он считал себя храбрее всех людей на свете. Он даже не побоялся сразиться с настоящим великаном и, что самое интересное, победил его. Назовите имя персонажа и его профессию.(Портной Ганс "Храбрый портняжка").
2 вопрос: Героиня этой сказки отвергла всех женихов, насмехаясь над ними, давая им обидные прозвища. (Королевна "Король Дроздобород").
3 вопрос: В какой сказке трое персонажей, убежав от старушки,пошли путешествовать. Они пытались перебраться через ручей, но у них ничего не получилось. (Боб, Соломинка и Уголёк В одноимённой сказке).
4 вопрос: Героини какой сказки были ужасно некрасивыми: у одной имелась большая нога, у другой- большая губа, а у третьей - очень большой палец на руке ("Три пряхи" - три пряхи).
5 вопрос (всему классу): Какие четверо друзей не побоялись дважды сразиться с разбойниками и даже выгнали их из леса (Осёл, пёс, кот, петух "Бременские музыканты").
Физминутка.
4. Объявление темы и цели урока:
Вот над этой сказкой мы и будем сегодня работать - проанализируем поступки героев, определим основную мысль произведения.
5. Закрепление знаний и способов действий:
Беседа:
- Назовите главных героев сказки (прикрепить картинки осла, пса, кота, петуха на доску);
- Какую работу они выполняли у своих хозяев?
- Почему ушли от них?
- Как вы считаете, правильно ли поступили их хозяева?Встречали ли вы в жизни подобные истории?
- Что решили сделать герои, оказавшись вместе? Какая у них была мечта?
- На каких инструментах мечтали играть они?
Задание: прикрепить возле каждой картинки с изображением героя картинку с тем муз. инструментом, на котором он играл).
У. Итак, герои отправились в город Бремен. Но вот настала ночь:
Задание: найдите в тексте сказки и прочитайте эпизод о том, как устраивались на ночлег наши герои (чтение в паре).
У. Что увидел петух с высоты?
Задание: прочитать по ролям сцену, как поступили герои с разбойниками
6. Физминутка:
Давайте попробуем изобразить эту сцену:
Осёл кричит :ИА-ИА;.пёс - ГАВ-ГАВ; кот - МЯУ-МЯУ; петух - КУ-КА-РЕ-КУ! (хором, громко).
У. И что же разбойники? А наши герои?
- Кто где расположился в доме на ночь?
Задание: соединить стрелками, кто где расположился
На доске слова:
Осёл под дверью Пёс на печи Кот ворота Петух сено
Задание: расскажите, использовав слова - действия из текста, о том, как один из разбойников решил посмотреть, что делается в доме.
На доске слова- действия:
- Зашёл
- Горят
- Разожгу
- Рассердился
- Цапнет
- Зашипит
- Схватила
- Лягнул
- Закричит
- Кинулся
У. Что же рассказал разбойник своим товарищам? (найти в тексте и выразительно прочитать)
У. Чем же закончилась сказка?
- Какова её главная мысль? Раскрывают ли слова эпиграфа эту мысль?
Задание (групповое) от "Светофорчика: (в конвертах задания):
- 1 группа: придумать продолжение сказки;
- 2 группа: подумать, какая русская сказка похожа на сказку "Бременские музыканты"?
- 3 группа: собрать пословицы и сказать, о чём они.
У.Подходит к концу наше путешествие по сказке, и пришла пора погасить, конечно ненадолго, волшебный фонарь Давайте возьмёмся за руки и задуем огонь все вместе. Я надеюсь, все мы зарядились светом и теплом этого фонаря и будем намного добрее, умнее, отзывчивее.
6. Рефлексия: закончи фразы:
На уроке я узнал(а):
Теперь я знаю, что:
7. Итог: возьмите знаки- символы и выберите тот, которым вы оцениваете свою работу на уроке (дети выбирают символ и прикрепляют на доску).
У. выставляет отметки. Урок окончен.
8. Дом. задание: прочитать сказку братьев Гримм "Госпожа Метелица";
- 1 группа: дать характеристику родной дочери;
- 2 группа: дать характеристику падчерицы.