Тип: урок-игра.
Цель: выявить знатока творчества Н.В. Гоголя.
Задачи урока:
- Обобщить ранее изученный материал по творчеству Н.В. Гоголя.
- Создать условия для развития мыслительной деятельности, быстроты реакции.
- Содействовать формированию интереса к литературе.
Литературный портрет |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Праздники и угощенья |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Скажи мне, как тебя зовут |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
“По азбучному порядку те слова, которые в книжке этой не всякому понятны” |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Литературоведение |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Ход игры
Ведущий зачитывает эпиграф к игре, показывает на портрет Н.В.Гоголя.
Как изумились мы русской книге,
которая заставила нас смеяться…
все обрадовались этому живому племени
поющего и пляшущего, эти свежим картинам
малороссийской природы, этой весёлости,
простодушной и вместе лукавой.
Мы так были благодарны молодому автору.
А.С.Пушкин
Ведущий: Невероятный Гоголь, Весёлый Гоголь, Поэтический Гоголь, Печальный Гоголь, Таинственный Гоголь.
Обращение Гоголя к украинской теме было закономерно. Его детство и юность прошли на Украине. Отсюда он вынес любовь к украинскому фольклору. Приехав в Петербург, Гоголь неожиданно для себя почувствовал здесь атмосферу глубокого интереса к украинской культуре. “Здесь так занимает всех всё малороссийское” – с радостным изумлением сообщает матери. Гоголь через несколько месяцев после своего приезда в Петербург.
Начинаем игру, посвящённую творчеству Н.В.Гоголя. Тема сегодняшней игры – повести под общим названием “Вечера на хуторе близ Диканьки”. В 6 классе мы изучали только две повести: “Ночь перед Рождеством” и “Майская ночь, или Утопленница”. Вопросы будут касаться только этих повестей.
Условия игры: В игре принимают участие 3 игрока, которых мы выберем с помощью вопросов.
В игре пять секторов, в каждом по пять вопросов различной стоимости – от 10 до 50 баллов.
Учащиеся сами выбирают темы и вопросы. Жеребьёвка определяет игрока, который первым делает ход, далее вопрос выбирает правильно ответивший игрок. Если не отвечаете, баллы снимаются со счёта.
Игрок, набравший от 210 до 250 баллов, получает по литературе отметку “отлично”, от 110 до 200 – отметку “хорошо”, от 50 до 100 – отметку “удовлетворительно”.
Учащийся, набравший наибольшее количество баллов, становится победителем игры. Подсчёт баллов будет производить компетентное жюри.
Итак, приступаем к выбору игроков.
Вопросы:
Сектор “Литературный портрет”. Вопросы:
10 баллов. “..Эх, добрая баба! чёрт– баба!..” (Солоха.)
20 баллов. “…крив, но зато одинокий глаз его злодей и далеко может увидеть хорошенькую поселянку…” (Голова.)
30 баллов. “…Нет, этот…ещё ленивее Чуба: тот, по крайней мере, ест ложкою, а этот и руки не хочет поднять!..” (Пацюк.)
40 баллов. “Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком…Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире…” (Чёрт.)
50 баллов. “…Попробуй подойти! вишь, какой! вот большая цаца! Ты думаешь, я на тебя суда не найду? Нет, голубчик, я пойду, и пойду прямо к комиссару. Ты у меня будешь знать!...Однако ж посмотреть на спину и плечи: я думаю, синие пятна есть. Должно быть, больно поколотил вражий сын!..” (Кузнец.)
Сектор “Праздники и угощенья”. Вопросы:
10 баллов. По народным поверьям, “в самую полночь отверзаются небесные врата и с высот заоблачных сходит на землю Сын Божий”. “Пресветлый рай во время этого торжественного явления открывает взорам праведных людей все свои сокровища неоценимые, все свои тайны неизъяснимые. Все воды в райских реках оживают и приходят в движение, источники …наделяются в эту великую ночь чудодейной целебной силой; в райских садах на деревьях распускаются цветы и наливаются золотые яблочки. И из райских пределов обитающее в них солнце рассылает на одетую снежной пеленою землю свои дары щедрые – богатые. Если кто о чём будет молиться в полночь, о чём просить станет – всё исполнится – сбудется, как по – писаному, говорит народ”. (А.А.Коринфский). О каком же волшебном времени говорит народ? (Ночь перед Рождеством.)
20 баллов. Как называется небольшой свадебный хлеб? (Шишка.)
30 баллов. Чем потчевала Солоха гостей, приходивших к ней? (Жирными, со сметаной варениками.)
40 баллов. У любого народа есть свои праздники. Рождество для всех настолько долгожданный праздник , что для встречи его в каждом доме готовятся праздничные угощения. Какие? (Кутья, вареники).
50 баллов. “У нас, на хуторах, водится издавна: как только окончатся работы в поле, мужик залезает отдыхать на всю зиму на печь и наш брат припрячет своих пчёл в тёмный погреб, когда ни журавлей на небе, ни груш на дереве не увидите более, – тогда, только вечер, уже наверно где-нибудь в конце улицы брезжит огонёк, смех и песни слышатся издалеча, бренчит балалайка, а подчас и скрыпка, говор, шум… Это у нас… ” О каком весёлом времени рассказывает нам Рудый Панько? (Вечерницы.)
Сектор “Скажи мне, как тебя зовут”. Вопросы:
10 баллов. Кто такой москаль? (Московский мужик.)
20 баллов. В повести к своей девушке казак Левко обращается “Галю, Галю”. Назовите её второе имя. (Ганна.)
30 баллов. “Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша?– говорила она, как бы рассеянно, для того только, чтобы об чём – нибудь поболтать с собою. – Лгут люди, я совсем не хороша”. Кому принадлежат эти слова? (Оксана.)
40 баллов. Если бы он в указанное время проезжал на тройке обывательских лошадей, он бы, верно, приметил ведьму, потому что от него ни одна ведьма на свете не ускользнёт. (Сорочинский заседатель.)
50 баллов. Назовите имя дьяка из повести “Ночь перед Рождеством”. (Осип Никифорович.)
Сектор “По азбучному порядку те слова, которые в книжке этой не всякому понятны”.
Ведущий: Я зачитываю предложения из текста, ваша задача – определить значения не всякому понятных слов.
Вопросы:
10 баллов. “Погляди, какие я тебе принёс черевики!”. (Черевики – башмаки.)
20 баллов. “Железо на окову положил такое, какого не клал на Сотникову таратайку, когда ходил на работу в Полтаву”. (Таратайка – повозка.)
30 баллов. “Он знал, что богатый козак Чуб приглашён дьячком на кутью”. (Кутья – каша из пшеницы с мёдом и отваром из сухих фруктов. Кутью ели в канун Рождества.)
40 баллов. “Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки”. (Китайка – сорт хлопчатобумажной ткани.)
50 баллов. “Выгружали мешки и хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели уже набрать довольно за свои колядки”. (Паляница – небольшой хлеб, несколько плоский.)
Сектор “Литературоведение”. Вопросы:
10 баллов. Определите жанр произведения “Ночь перед Рождеством”. (Повесть.)
20 баллов. Что можно назвать основным источником для написания повестей “Ночь перед Рождеством” и “Майская ночь, или Утопленница”? (Украинские народные песни и предания, обычаи и быт украинского народа.)
30 баллов. Разделите реальное и фантастическое.
“Чуб выпучил глаза, когда вошёл к нему кузнец, и не знал, чему дивиться: тому ли, что кузнец воскрес, тому ли, что кузнец смел к нему прийти, или тому, что он нарядился таким щёголем и запорожцем…” (Реальное.)
“Вмиг вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замёрзшего снега. Поднялась метель. В воздухе забелело”. (Фантастическое.)
40 баллов. Определите юмористический приём, использованный Н.В.Гоголем в данном примере.
“Это кузнец, – произнёс, схватясь за капелюхи, Чуб. – Слышишь, Солоха, куда хочешь девай меня; я ни за что на свете не захочу показаться этому выродку проклятому, чтоб ему набежало, дьявольскому сыну, под обоими глазами по пузырю в копну величиною”. (Гипербола.)
50 баллов. Какова роль фантастических персонажей в повести “Майская ночь, или Утопленница”? (Утверждать добро и справедливость.)
Ведущий: Наша игра подошла к концу. Подведём итоги.
Награждение победителя.
Ведущий: Хотелось бы закончить нашу встречу словами В.Г.Белинского: “Всё, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, всё, что народ может иметь оригинального – всё это радужным цветом блестит в поэтических грёзах г. Гоголя”.
Читайте Гоголя, веселитесь, избавляйтесь от ненужного и плохого, открывайте душу новому– доброму, честному, справедливому, а главное – любви, которая преображает и мир, и человека.