Подведение итогов изученного раздела "Я и мое детство". 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Введение.

Данный урок способствует расширению читательского опыта и кругозора учащихся, что является одним из основных принципов образовательной системы Школа 2100. Посредством литературы формируется понимание что есть добро, что есть зло, что такое гуманизм и бесчеловечность, и как влияют поступки каждого из нас на судьбу других людей, какова должна быть позиция человека по отношению ко всему человечеству. Изучение литературы развивает самоанализ личности, воспитывает в нем толерантность.

Цель: обобщение и систематизация полученных знаний.

Задачи:

  1. Образовательные: закрепить изученный материал и проверить уровень знаний обучающихся по данному разделу.
  2. Развивающие: продолжить работу по развитию речевой культуры учащихся, логического мышления, формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать; развивать память, творческие способности обучающихся и коммуникативные навыки.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь к литературе через создание ситуации успеха; воспитание милосердия, доброты, терпимости.

Тип урока: зачет, урок обобщения и закрепления изученного.

Форма работы: индивидуальная, в парах, групповая.

Место работы в учебном плане: заключительный, зачетный урок «Я и мое детство».

Подготовительная работа.

Изучение биографии писателей данного раздела, помогающее лучше понять их творческую личность.

Внимательное прочтение дневниковых записей, где автор размышляет над проблемами становления личности,а также чтение прозаических и стихотворных текстов данного раздела, изучение теоретико-литературоведческих и лингвистических понятий.

Оборудование урока:

  • фотографии поэтов и писателей;
  • карточки с заданиями, учебник;
  • книжно-иллюстративная выставка произведений авторов, книг, альбомов.

Актуальность урока.

Подбор заданий урока – зачета стимулирует самостоятельную мысль, дает возможность выразить свое отношение к поднимаемым в произведении проблемам, выявить уровень сформированности у учащихся основных учебных умений, соответствующих ряду важнейших предметных компетенций – читательских, литературоведческих и речевых.

Ход урока

I. Организационный момент.

По усмотрению учителя, учитывая особенности учащихся, можно предложить работать индивидуально, в парах или в группах. Обучающимся предлагаются 3 варианта зачетной работы, которую они выполняют в течение урока. По окончании проверки работа анализируется.

Вариант №1.

Задание №1. Из биографии каких писателей взяты следующие факты:

  1. Этот человек носил придуманную фамилию, образованную от слова «сердце».
  2. Этот человек открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне.
  3. Этот человек родился в крестьянской семье. Большая часть его творчества посвящена природе и родине.
  4. Этот человек воспитывался в сиротском приюте. Воспоминания об этом легли в основу романа.
  5. Этот человек начал работать в 10 лет. Переменил большое количество профессий. Со временем увлекся литературой и стал известным писателем.

Задание №2. Укажите автора и название стихотворения.

1. Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

2. Темнеет. Готовятся к чаю…
Дремлет Ася под маминой шубой.
Я страшную сказку читаю
О старой колдунье беззубой.

3. Убить врага из пистолета.
Догнать, спасти, прижать к груди.
И счастье было рядом где-то,
Там, за экраном впереди.

Задание №3. Распределить данные имена по категориям, которые указаны ниже.

Герцен, Николенька, Есенин, Александр 1, Карл Иваныч, Цветаева, Толстой, Николай 1, Элен Бернс, Наталья Савишна, Шарлота Бронте, Сережа Ивин, Иленька Грап, Тарковский, Горький, Лексей, Джен Эйр, мистер Брокльхерст, Цыганок, Бонапарт, Бунин, К. Симонов.

1 Писатель, 2 Поэт, 3 Литературный герой, 4 Политический деятель.

Задание №4. Что объединяет эти строчки из стихотворений разных авторов. Автора и название стихотворения указать.

1. Как я хочу придумать средство,
Чтоб счастье было впереди,
Чтоб хоть на час вернуться в детство,
Догнать, спасти, прижать к груди.

2. Вернуться туда невозможно
И рассказать нельзя,
Как был переполнен блаженством
Этот райский сад.

Задание №5. Выбери нужный вариант:

  1. Агнец – это: а) ягненок, б) огонь, в) ангел.
  2. Где вам могли встретиться буки? а) в лесу, б) в книге, в) на картине.
  3. Какого цвета бывают ланиты? а) красные, б) зеленые, в) синие.
  4. Простоволосый – это: а) без кудрей, б) без волос, в) без шапки.
  5. Инок живет: а) в другом государстве, б) в монастыре, в) в лесу.
  6. Длань – это: а) рука, ладонь, б) плащ, в) нога.
  7. Перст – это: а) кольцо, б) палец, в) перчатка.

Задание №6. Из какого произведения взят этот персонаж? Какую роль в становлении главного героя он сыграл?

  • Иленька Грап.

Задание №7. В связи с какими писателями вы употребляли данное понятие?

  • Гуманизм.

Задание №8. Из какого произведения взят этот отрывок ? Назовите автора. Какую роль играет эта сцена?

«Наступила пауза, во время которой я почувствовала, что мне уже удается сдержать дрожь, сотрясавшую все мои члены: ведь так или иначе суда не избежать, а испытание нужно вынести с твердостью.

- Дорогие дети! – продолжал с пафосом проповедник. - Это печальный, это горестный случай! Но мой долг предупредить вас, ибо девочка, которая могла бы быть одной из смиренных овец Господних, на самом деле – отверженная, это не член верного стада, она втерлась в него. Она – враг. Берегитесь ее, остерегайтесь следовать ее примеру; если нужно – избегайте ее общества, исключите ее из ваших игр, держитесь от нее подальше. А вы, наставницы, следите за ней: наблюдайте за каждым ее движением, взвешивайте каждое слово, расследуйте каждый поступок, наказывайте плоть, чтобы спасти душу, - если только спасение возможно, ибо это дитя (мой язык едва мне повинуется), этот ребенок, родившийся в христианской стране, хуже любой маленькой язычницы, которая молится Браме и стоит на коленях перед Джаганатом… Эта девочка лгунья!»

Вариант №2.

Задание №1. Из биографии каких писателей взяты следующие факты?

  1. Этот человек принадлежал к родовитой дворянской знати. По материнской линии он приходился родственником А.С. Пушкину.
  2. Этот человек писал под псевдонимом, который отражал его непростую жизнь.
  3. Жизненный принцип этого человека :»быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды»
  4. Этот человек покончил с собой в 1925 году в Петрограде.
  5. Этот человек, помимо того, что был талантливым писателем, занимался еще общественной деятельностью, издавал журнал «Полярная звезда», газету «Колокол».

Задание №2. Укажите автора и название стихотворения.

1. Изба крестьянская,
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампады кроткий свет.
Как хорошо,
Что я сберег те
Все ощущенья детских лет.

2. Вернуться туда невозможно
И рассказать нельзя,
Как был переполнен блаженством
Этот райский сад

3. Но в детстве можно все на свете,
И за двугривенный в кино
Я мог, как могут только дети,
Из зала прыгнуть в полотно.

Задание №3. Распределить данные имена по категориям, которые указаны ниже.

Герцен, Николенька, Есенин, Александр 1, Карл Иваныч, Цветаева, Толстой, Николай 1, Элен Бернс, Наталья Савишна, Шарлота Бронте, Сережа Ивин, Иленька Грап, Тарковский, Горький, Лексей, Джен Эйр, мистер Брокльхерст, Цыганок, Бонапарт, Бунин, К. Симонов.

1 Писатель, 2 Поэт, 3 Литературный герой, 4 Политический деятель.

Задание №4. Что объединяет эти строчки из стихотворений разных авторов? Автора и название стихотворения указать.

1. Я помню только то,
Что мужики роптали,
Бранились в черта,
В Бога и в царя.
Но им в ответ
Лишь улыбались дали
Да наша жидкая
Лимонная заря.

2. Еще я помню уличных гимнастов,
Шарманщиков, медведей и цыган
И помню развеселый балаган
Петрушек голосистых и носатых.

Задание №5. Выбери нужный вариант:

  1. Агнец – это: а) ягненок, б) огонь, в) ангел.
  2. Где вам могли встретиться буки ? а) в лесу, б) в книге, в) на картине.
  3. Какого цвета бывают ланиты? а) красные, б) зеленые, в) синие.
  4. Простоволосый – это: а) без кудрей, б) без волос, в) без шапки.
  5. Инок живет: а) в другом государстве, б) в монастыре, в) в лесу.
  6. Длань – это: а) рука, ладонь, б) плащ, в) нога.
  7. Перст – это: а) кольцо, б) палец, в) перчатка.

Задание №6. Из какого произведения взят этот персонаж? Какую роль в становлении главного героя он сыграл?

  • Николай 1.

Задание №7.

Объяснить данное понятие. В связи с какими писателями вы употребляли данное понятие?

  • Публицист.

Задание №8. Из какого произведения взят этот отрывок? Назовите автора. Какую роль играет эта сцена?

«Победу Николая над пятью торжествовали в Москве молебствием. Середь Кремля митрополит Филарет благодарил Бога за убийства. Вся царская фамилия молилась, около нее сенат, министры, а кругом на огромном пространстве стояли густые массы гвардии, коленопреклоненные, без кивера, и тоже молились, пушки гремели с высот Кремля.

Никогда виселицы не имели такого торжества. Николай понял важность победы!

Мальчиком четырнадцати лет, потерянным в толпе, я был на этом молебствии, и тут, перед алтарем, оскверненным кровавой молитвой, я клялся отомстить казненных и обрекал себя на борьбу с этим троном, с этим алтарем, с этими пушками. Я не отомстил, гвардия и трон, алтарь и пушки – все осталось; но через тридцать лет я стою под тем же знаменем, которого не покидал ни разу».

Вариант №3.

Задание №1. Из биографии каких писателей взяты следующие факты?

  1. Этот человек родился в образованной и высококультурной семье. Отец-профессор и искусствовед, мать-пианистка.
  2. На жизнь этого человека очень сильно повлияло декабристское восстание и казнь декабристов
  3. Этот человек в своем творчестве при создании образов использовал удивительную цветовую гамму, передавал звуки и запахи.
  4. Когда ему было 3 года, он заболел холерой. Заботясь о нем, его отец тоже заболел и умер. Мальчик же выжил.
  5. Известнейший роман этого человека назван по имени главной героини, образ которой во многом автобиографичен.

Задание №2. Укажите автора и название стихотворения:

1. Из столовой позвали нас к чаю.
Клубочком свернувшейся Асе
Я страшную сказку читаю.

2. Как захожий богомолец
Я смотрю твои поля.
А у низеньких оконец
Звонко чахнут тополя
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий спас
И гудит за кослгором
На лугах веселый пляс.

3. Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок как шелк…Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только 10 лет,
А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Задание №3. Распределить данные имена по категориям, которые указаны ниже.

Герцен, Николенька, Есенин, Александр 1, Карл Иваныч, Цветаева, Толстой, Николай 1, Элен Бернс, Наталья Савишна, Шарлота Бронте, Сережа Ивин, Иленька Грап, Тарковский, Горький, Лексей, Джен Эйр, мистер Брокльхерст, Цыганок, Бонапарт, Бунин, К. Симонов.

1 Писатель, 2 Поэт, 3 Литературный герой, 4 Политический деятель.

Задание №4. Что объединяет эти строчки из стихотворений разных авторов? Автора и название стихотворения указать.

1. Чем жарче, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам

2. Никогда я не был
Счастливей, чем тогда.
Вернуться туда невозможно
И рассказать нельзя…

Задание №5. Выбери нужный вариант:

  1. 1 Агнец – это: а) ягненок, б) огонь, в) ангел.
  2. 2 Где вам могли встретиться буки ? а) в лесу, б) в книге, в) на картине.
  3. 3 Какого цвета бывают ланиты? а) красные, б) зеленые, в) синие.
  4. 4 Простоволосый – это: а) без кудрей, б) без волос, в) без шапки.
  5. 5 Инок живет: а) в другом государстве, б) в монастыре, в) в лесу.
  6. 6 Длань – это: а) рука, ладонь, б) плащ, в) нога.
  7. 7 Перст – это: а) кольцо, б) палец, в) перчатка.

Задание №6. Из какого произведения взят этот персонаж? Какую роль в становлении главного героя он сыграл?

  • Сережа Ивин.

Задание №7. Объяснить данное понятие. В связи с какими писателями вы употребляли данное понятие?

  • Мемуары.

Задание №8. Из какого произведения взят этот отрывок? Назовите автора. Какую роль играет эта сцена?

«Бабушка кинулась ко мне и схватила меня на руки, закричав: - Лексея не дам! Не дам, изверг! Она стала бить ногою в дверь, призывая: - Варя, Варвара!..

Дед бросился к ней, сшиб ее с ног, выхватил меня и понес к лавке. Я бился в руках у него, дергал рыжую бороду, укусил ему палец. Он орал, тискал меня и наконец бросил на лавку, разбив мне лицо. Помню дикий его крик:

- Привязывай! Убью!..

Помню белое лицо матери и ее огромные глаза. Она бегала вдоль лавки и хрипела:

- Папаша, не надо!.. Отдайте…

Дед засек меня до потери сознания, и несколько дней я хворал, валяясь вверх спиною на широкой жаркой постели в маленькой комнате с одним окном и красной, неугасимой лампадой в углу перед киотом со множеством икон.

Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. В течение их я, должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то особенное. С тех пор у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

II. Подведение итогов: выводы по уроку, рефлексия.

Материалы для учителя:

  1. А.А. Волков, Л.А. Смирнова. «История русской литературы XX века». М., Просвещение, 1977.
  2. М. Цветаева. Соч. в 2 томах, т.2. М., Художественная литература, 1980.
  3. О. Монахова; М. Стишова. Русская литература XIX века. М; Олма – Пресс, 1999.(Пособие для школьников и поступающих в вузы).
  4. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литература. 7 класс. «Путь к станции «Я». Учебник в 2 книгах. Изд.3-е, испр. М., Баласс 2010.

Список литературы для учащихся:

  1. Л.Л. Бельская. Литературные викторины. М., Просвещение, 2005.
  2. А.И. Горшков. Русская словесность. От слова к словесности. Учебное пособие. М., 1996.
  3. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литература. 7 класс. «Путь к станции «Я». Учебник в 2 книгах. Изд.3-е, испр. М., Баласс 2010.