Последняя цель искусства – пересоздание жизни
Андрей Белый
Учащиеся разделены на течения по группам (символисты, акмеисты, футуристы, поэты вне групп). На столах находятся таблички с названием литературного течения.
Ход урока
1. Выразительное чтение стихотворения учителем.
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий-
Только оклик искаженный
Торжествующих созвучий?Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете-
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
Этим стихотворением, раскрывающим путь к пониманию поэзии, мне бы хотелось начать урок, посвященный поэзии модернизма.
2. Слово Учителя.
Мы изучили основные течения поэзии модернизма, сегодня цель нашего урока – обобщить знания о поэзии модернизма. И для этого мы еще раз окунемся во времена 20 века, когда произошел всплеск поэзии, которая в историю развития литературы вошла как поэзия Серебряного века.
3. Работа с эпиграфом.
Ребята, все согласны с данным высказыванием? (учащиеся высказывают свои точки зрения, в которых прослеживается неоднозначность суждения).
В конце урока мы вернемся к словам А. Белого и попытаемся доказать или опровергнуть это высказывание.
4. Постановка проблемы.
К какому течению относится данное стихотворение? (стихотворение прочитано учителем):
Окно мое высоко над землей,
Смотрю на море жадными глазами.
Я мечтою ловлю уходящие тени,
Тайны созданных созданий.
О, как люблю, люблю случайности
И стих, в котором пенье струй.
Хочу любви– и не могу любить
Опять, как в годы золотые.
И трудно дышать, и больно жить,
И сердце навеки угрюмо.
Кабы нас с тобой – да судьба свела –
Ох, веселые пошли бы по земле дела!
Ураган,
огонь,
вода
Подступают в ропоте.
Кто
сумеет совладать?
Можете?
Попробуйте…
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранней
Проскакал на розовом коне.
(Учащиеся высказывают свои точки зрения, в которых прослеживается неоднозначность ответа).
5. Слово Учителя:
Сегодня на уроке мы должны ответить на
следующие вопросы:
Согласны ли вы с высказыванием?
К какому течению относится данное стихотворение?
Создать образ поэта-модерниста.
6. Беседа об особенностях течений.
1.Давайте вспомним поэтов, которые являются представителями ваших течений. (после называния учитель открывает обратную сторону доски, на которой висят портреты поэтов).
2.Вопрос Учителя: “Что может объединят данных поэтов?”
3.На доске представлены понятия, выберете, которые относятся к вашим течениям.
Конкретно-чувственное восприятие внешнего мира |
Интуитивное постижение мирового единства, тайн мироздания |
Символ |
Импрессионистические мотивы |
Спасительная миссия красоты |
Обращение к образам греческой и римской мифологии |
Познание потустороннего мира через призму реального |
Адамизм |
Познание реального мира |
Достоверность образа |
Стремление освободить искусство от идейности |
Эксперимент словотворчества |
Антиэстетизм |
Представление урбанистической цивилизации |
Пафос погрома |
Главное– форма, а не содержание |
Погруженность в себя, создание своего собственного мира |
Постижение мира и через символы, и через конкретные образы |
Тема рока, судьбы |
Индивидуальность |
Музыкальность |
Декаденство |
Учащиеся выбирают понятия своей группы.
4.Какие можете назвать черты, объединяющие течения.
(Мистическое содержание, новаторство языка,художественная впечатлительность,творческая индивидуальность)
6. Работа с атрибуцией.
На столе у вас стихотворения, относится ли оно к вашему течению, если нет, то передайте тому, кому относится ( учащиеся аргументируют ответ и передают стихотворения той группе, которой оно принадлежит).
7. Просматривание картин художников– модернистов: А.Я.Головин “Фарфор и цветы”, К.Моне “Сад с прудом в Живерне”, Штеренберг “Столик и елка”, У.Боччони “Восставший город”.
Какие впечатления вызывают у вас данные картины?
Что изображено на картинах?
Что объединяет эти картины?
Какая картина и что в ней вас бы привлекло как представителя вашего течения?
Какие краски используются?
Соотносится ли стихотворения, которые лежат у вас на столе, с какой-нибудь из данных картин, приведите пример.
8. Прослушивание музыки композитора 20 века И.Ф. Стравинскго “У Петрушки”.
Что вы услышали в данной композиции?
Передает ли она настроение времени и чувств поэтов-модернистов?
(Учащиеся делают вывод о взаимосвязи поэзии и другими видами исскуства).
9.
Беседа о лексическом строе языка стихотворений.Что еще помогает в определениии автора стихотворения?
(Лексический строй языка).
Задание: какие языковые средства чаще всего используют символисты, акмеисты, футуристы, поэты вне групп? Для этого вы должны исследовать лексический строй языка стихотворения вашего течения.
(Учащимся предлагаются следующие стихотворения: символизм “Вода”, акмеизм “Беатриче”, футуризм “Адище города”, поэты вне групп “Вот опять окно”).
10. Выразительное чтение стихотворений.
11. Анализ лексического строя языка данных стихотворений
.12. Работа с афоризмами.
Выберете афоризмы, которые раскрывают основную задачу каждого течения и аргументируйте свой ответ:
ТЕОДОР ДРАЙЗЕР
Искусство – это нектар души, собранный в трудах и муках.
Слова – это лишь маленькие звенья, связующие большие чувства и стремления, о которых мы не говорим вслух.
АЛЕН
Во всяком искусстве произведение рождает мысль, а не наоборот.
Искусство писать предшествует искусству мыслить.
МАКС БИРБОМ
В прошлом всегда есть что-то абсурдное.
СИРИЛ КОННОЛИ
Искусство – это память, а память – вновь испытываемое желание.
ОЛДОС ХАКСЛИ
В искусстве простые вещи бывают сложнее самых сложных. Чтобы решать простые задачи, нужен талант – и не от головы, а от сердца.
Абсурд, как и поэзия, с которой он тесно связан, как философское умозаключение, как всякий вообще продукт воображения, есть утверждение духовной свободы человека, восставшего против тирании обстоятельств.
Поэзия – это не чары, не волшебство. Наоборот. Если считать, что у поэзии, у искусства вообще, есть некая цель, то цель эта – говоря правду, освобождать от чар, отрезвлять...
ГИЛБЕРТ ЧЕСТЕРТОН
Искусство – это всегда ограничение. Смысл всякой картины в ее рамке.
ВЕСЛАВ БРУДЗИНЬСКИЙ
Большое искусство – играть так тонко, чтобы не задеть ушей тех, кто сидит в первых рядах, но чтобы галерка услышала каждое слово.
АЛЕКСАНДР КУМOP
"Жизнь подражает искусству".
СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ
Творчество – это загадка, которую художник задает сам себе.
ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ
Искусство жаждет самовластья
И души черпает до дна.
Едва душа вздохнет о счастье –
Она уже отрешена.
Верь в звук слов:
Смысл тайн – в них...
Искусство – это приотворенные двери в вечность
МАКСИМИЛИАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ВОЛОШИН
Искусство живо –
Живою кровью принесенных жертв.
Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытных тайниках его души.
ИГОРЬ ФЁДОРОВИЧ СТРАВИНСКИЙ
Искусство должно быть холодным.
ФЕДОР СОЛОГУБ
Символ – окно в бесконечность.
Искусство должно будить и будоражить.
Учащиеся выбирают афоризмы и доказывают свою позицию.
12. Возвращение к проблемам, поставленным в начале урока.
Учащиеся обосновали правильно высказывание, взятое эпиграфом к уроку, определили, что стихотворение относится к разным течениям.
13. Работа с теоретико-итературоведческими понятиями.
Центон – стихотворение, собранное по строчкам из стихотворений одного или разных поэтов.
14. Устное словесное рисование.
Каждый назовет ту черту, которая может быть у поэта, исходя из вашего течения.
Варианты:
Задумавшийся, одежда разного цвета–
индивидуальность, отказ от старых устоев.
Улыбающийся – приветствие. Будущее.
Сидящий в окне (взгляд в другой мир)
С книгой стихотворения. Воздействие своей
поэзией на читателя.
Учитель говорит, что,как читатель, тоже имеет свое представление о поэте-модернисте (на слайде представляет нарисованный обобщенный портрет поэта-модерниста).
15. Подведение итога учащимися.
Вывод: поэзия модернизма внесла большой вклад в развитие культуры и искусства, модернисты, отличающиеся непохожестью, индивидуальностью, преобразили мир средствами искусства.
Литературные течения заявили свою программу, задачи искусства, которые раскрываются в темах, идеях, языке и творческой личности самого поэта. Идейная направленность – духовное возрождение человека в период катастроф, революций начала 20 в.
Вы должны выбрать листочек по цвету и написать, что вы узнали нового (зеленый), что для себя открыли (голубой), изменили точку зрения в …(желтый).
16. Домашнее задание.
Сочинение – размышление над цитатой, которая на ваш взгляд отражает сущность поэзии модернизма.
17. Выставление оценок.
Ребята, я вас прошу оценить себя самим и на листочке поставить себе оценку за работу на уроке (учитель выдает специальные листики).
Учитель: “Я вам желаю выбрать путь к поэзии, вы поняли, что поэзия ставит нас перед выбором, поэтому смотрите, слушайте, чувствуйте поэзию сердцем!”
Презентация к уроку прилагается.