Урок внеклассного чтения "Первое добро в жизни" (по рассказу А.Платонова "Июльская гроза")

Разделы: Литература


Основные учебные цели:

  • Формирование личностного отношения к прочитанному.
  • Осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

Цели урока:

  • Проанализировать рассказ А.Платонова «Гроза».
  • Раскрыть:
    • тему изображения мира и мира детей в рассказе,
    • умение детей заботиться о младших,
    • любовь к родной земле, Родине, хлебу.
  • Понять внутреннее состояние героев и их поведение в минуты опасности
  • природного явления – грозы.
  • Смысл названия рассказа.
  • Теория литературы: завязка, кульминация, развязка

Оборудование урока:

1. Портрет А.Платонова.
2. Выставка книг А.Платонова.
3. Репродукции картина тему «Лето. Гроза. Рожь»

Эпиграф урока.

1. «Наташа понюхала воздух: пахло соломой, молоком, горячей землею, отцом и матерью» (Рассказ А.Платонова «Июльская гроза»)

2. «Нет! Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Паустовский)

ХОД УРОКА

У. Определим ключевые слова рассказа А.Платонова «Июльская гроза».

Запишем их на доске:

ГРОЗА

ДЕТИ

РОЖЬ

 

 

У. Наша задача: понять, как на протяжении рассказа они меняются.

У. Проверка домашнего задания: подобрать эпитеты к ключевым словам рассказа.

Теория литературы. Вспомним, что такое эпитет?

Ответ учащихся:

  • Эпитет – это определения. Они помогают «расшифровывать» существительные, поясняют их.
  • Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представлять себе предмет, почувствовать отношение к нему.
  • Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательными.

(«Словарь литературоведческих терминов» Л., «Наука», 1979)

Ответ учащихся:

Эпитеты к слову ГРОЗА. (Гроза – гром и молния с дождем и градом).
Грозная, гулкая, жуткая, зловещая, крушительная, небывалая, оглушительная, освежающая, свирепая, сильная, чудовищная, яростная.

Ответ учащихся:

Эпитеты к слову МОЛНИЯ. (Молния – электрический разряд.)
Эпитеты: быстролётная, далекая, длинная, зигзагообразная, изогнутая, короткая, косая, ломаная, летучая.

Ответ учащихся:

Эпитеты к слову ГРОМ. (Гром – грохот, гул, сопровождающий молнию).
Буйный, грозный, грохочущий, далекий, дальний, зловещий, могучий, оглушительный, страшный, трескучий, ужасный, ярый.

Ответ учащихся:

РОЖЬ – (о высоте, густоте, цвете посевов, о степени зрелости)
Богатая, волнистая, высокая, густая, золотая, зрелая, колосистая, молодая, наливная, налитая, недозрелая, низкая, отборная, переспелая, плотная, сплошная, тяжелая, сыпучая, озимая, морозоустойчивая, посевная, скороспелая, яровая.

(Из: К.С.Горбачевич, Е.П.Хабло «Словарь эпитетов русского языка» Л.,»Наука», 1979 «Словарь синонимов» (справочное пособие) Л., «Наука», 1975)

У.: Мы записали цитаты из текста, чтобы проследить развитие действия в динамике,

Следует сопоставить:

  • Природное явление – грозу.
  • Состояние поля ржи.
  • Поведение детей.

– до грозы,
– во время грозы,
– после грозы.

Мы должны ответить на вопросы:

  • Что (гроза, рожь)
  • Кто (дети)

Как они изменяются в рассказе?

ГРОЗА

РОЖЬ

ДЕТИ

до грозы
во время грозы
после грозы

ТАБЛИЦА

(заполняется на уроке)

Учащиеся работают с текстом рассказа, находят цитаты, учитель записывает их в таблицу.

 

ДО ГРОЗЫ

ВО ВРЕМЯ ГРОЗЫ

ПОСЛЕ ГРОЗЫ

  июль град еле-еле капал
жара ветер стало смирно
сушь ночь вспыхивали зарницы
безмолвие ливень  
дальняя молния молния  
пыльный вихрь дождь лил  
удар грома пригнулась и полегла (от бури) не поднялась
РОЖЬ высокая рожь ветер пригнул рожь низко молчаливая
медленно шумела град бил в хлеб полегшая
грустный шум полегла склоненные колосья
росла тихо    
ДЕТИ шли спрятались перестали бояться
бежали мимо ржи град бил по спине «Я не боюсь грозы.
  укрыла руками, прижала к себе брата Я люблю грозу»
  схватила руками  
  продрогли  

У.: Какую характеристику дает автор Наташе? (Из текста)

Ответ учащихся:

1. Серые, чуткие, задумчивые глаза, внимательно открытый, домашний детский рот, полные щеки и светлые волосы, обгоревшие на солнце и иссушенные полевым ветром.
«Хорошая будет крестьянка!»

2. Бабушка заметила, что Наташа, чем больше подрастает, тем делается лучше и задумчивей с лица и все более походит на нёё, когда бабушка была девушкой.

У.: Как Наташа относилась к брату?

Ответ учащихся:

Любила и жалела его,
спасала его,
относилась к нему, как мама,
защищала его во время грозы,
относилась к нему по-взрослому.

У.: В рассказе Платонова мы видим, как растет хлеб. Хлеб – это не только подарок дождя и солнца, а дорогой плод труда человека.

«Наташа вздохнула с утешением, вон уже видна мельница, где мелют зерно, это, наверное, дедушка привез мешок; он знает, что придут внучка с внуком и надо испечь блины из новой муки; старая мука ведь уже вся вышла у них, и из нее плохо всходит тесто, а блины получаются не такие праховые и ноздреватые, как из свежего помола».

Уважение, почтение к хлебу пришло к нам от многих поколений дедов и прадедов. Мы видим, как в рассказе 9-летняя Наташа относится к полю ржи. «Наташа пошла по обочине ржи, потому что боялась помять хлеб».

У.: Хлеб – чудо земли. «Антошка смотрел на склоненные колосья и понимал, что это растет ХЛЕБ, первое добро жизни, чем держатся люди».

У.: Проверка домашнего задания. Подобрать пословицы о хлебе.

Ответ учащихся:

  • Хлеб хлебу брат.
  • Хлебушко – калачу дедушка.
  • Худ обед, когда хлеба нет.
  • Хлеб да вода – мужицкая еда.
  • Хлеба ни куска, так в горнице тоска.

У.: В этом рассказе Платонова мы видим, как понятия: родные места, родимая сторона, родной народ сливаются в одно простое, ёмкое слово – РОДИНА.

Проверка домашнего задания. Подобрать пословицы о родной стороне, Родине.

Ответ учащихся:

  • Родная сторона – золотая колыбель (татарская).
  • Человек без родины своей, что без песни соловей (татарская).
  • Вырастишь рожь – хлеб пожуёшь (татарская).

У.: Прочитайте эпиграфы к уроку. Подумайте, почему мы взяли слова К.Паустовского о родине?

У.: Родина для А.Платонова не была понятием смутным и отвлеченным.

Он писал в 1921 году:

«Сердце может быть пораженным похилившейся избенкой на краю деревни, и ты не забудешь, не разлюбишь её никогда, каким бы мудрым и бессмертным ни стал, куда бы ни ушел. Всё мне дорого, ничего нельзя забыть и оставить: и каждой рытвине, каждому столбу и далекому человеку, пропадающему на дороге, я говорю: «Я восхищаюсь».

У.: О рассказе А.Платонова «Июльская гроза» К.Паустовский писал:

«…ничего более ясного, классического и побеждающего своей прелестью я, пожалуй, не знаю в современной нашей литературе».