Литература
-
Урок "Нынче час мой настал…" (Дуэль в жизни Сильвио, главного героя повести А.С. Пушкина "Выстрел") 2011
Урок по литературе предназначен для учащихся 6-х классов. Урок разработан с использованием информационных технологий. Основная проблема урока - показ характера героя. В ходе урока учащиеся анализируют поступки героя, отрабатывают умения пользоваться словарём, дают свою оценку личности героя.
-
Внеклассное чтение по сказке "Общее счастье". 5-й класс 2011
Цели урока: познакомить ребят со сказкой; вырабатывать навыки анализа произведения; развивать технику чтения; воспитывать любовь к книге.
-
"Нам детство изувечила война" 2011
Патриотическое воспитание и становление гражданственности – одно из важнейших направлений деятельности современной российской школы. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это, а также формирование у современной молодёжи важнейших духовно-нравственных ценностей, воспитание чувства гордости за свою страну, свою малую родину явилось целью представленного материала.
-
Интегрированное занятие (история + литература) по теме "Память - наша совесть, она как сила нам нужна…" 9–11-й классы 2011
Проведение интегрированных уроков позволяет активизировать связь между предметами, обратиться к ранее уже полученным знаниям, сформировать активную гражданскую позицию. Проводимая подготовительная работа к таким урокам развивает у обучающихся навыки исследовательской работы, сопричастность к истории своей страны, развитию ее культуры.
-
Изучение творчества А.С. Грибоедова в 9-м классе 2011
В статье планируется изучение жизни и творчества А.С.Грибоедова, комедии «Горе от ума». Использование разных приемов и методов на уроках.
-
Урок литературы по теме "Пейзажная живопись в творчестве русских поэтов, ее развитие" 2011
В ходе урока поэтическое слово предстает как волшебство. Звучат стихи А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.П. Плещеева, А.А. Фета и др. Используются картины русских художников. Урок проходит в форме путешествия по календарю. Каждая страница оживает, когда дети выразительно читают стихи, озвучивая пейзаж на картинах художников.
-
Исследовательская деятельность учащихся в научном обществе учащихся (секция филологии) 2011
Потребность в организации исследовательской деятельности учащихся обусловлена современными тенденциями культурно-экономического развития общества. Суть исследовательской работы - в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведённых на его основании новых выводах.
-
Литературная игра по сказке Х.К. Андерсена "Соловей". 5-й класс 2011
В системе уроков по изучению сказки Х.К.Андерсена "Соловей" этот урок - обобщающий. Внимание учеников акцентируется на общечеловеческом значении произведения. Не менее важной задачей является активизация речевой деятельности пятиклассников. Для этого на уроке в системе используются разнообразные методы и приёмы стимуляции творческой активности учеников. Каждый этап урока методически обоснован и преследует конкретные образовательные и развивающие цели.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Русская частушка" 2011
Внеклассное мероприятие по литературе, способствующее приобщению к народной культуре, углублению знаний о фольклоре и частушке как жанре, развитию творческих способностей учащихся, воспитанию чуткости к родному языку.
-
Урок литературы по теме "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова". 9-й класс 2011
В процессе урока с учащимися проводится беседа о стихотворениях М.Ю. Лермонтова на тему любви, знакомство с фактами биографии женщин, вдохновивших поэта на написание стихотворений. Подчеркивается, что лирический герой в произведениях Лермонтова стремится к любви абсолютной, возможной в воображаемом мире. Герой одинок на земле в своих чувствах, зачастую разочарован.
-
Межпредметный проект по литературе и информатике 2011
Представляем вашему вниманию урок, построенный на основе продукта, полученного в ходе реализации межпредметного проекта. Урок рассчитан на учащихся 10-го класса, включает презентации, газету «Литературный вестник», которые были выполнены учащимися на уроках информатики и ИКТ для демонстрации на уроке литературы.
-
Урок-мастерская по новелле О.Шестинского "Стук в дверь". 8–9-й классы 2011
Проблема нравственного выбора – неотъемлемая спутница нашей жизни. Выбор жизненных ценностей и нравственных приоритетов оказывает влияние на судьбу каждого человека. Урок по новелле О.Шестинского "Стук в дверь" дает возможность учащимся 8–9-х классов поразмышлять над этими важными проблемами. Обращение к истории страны, трагическим дням блокады Ленинграда поможет учащимся осознать величие подвига жителей города.
-
Тема любви в поэзии А.С. Пушкина 2011
Предлагаемый урок является частью сложившейся системы изучения творчества А.С. Пушкина, воспитывает интерес к личности и творчеству великого русского поэта, учит видеть гениальность поэта не только в поэзии, но и в любви. Урок способствует развитию навыков выразительного чтения стихотворений А.С. Пушкина, создает благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.
-
Поэзия С.Есенина – ответ на вызов времени 2011
Данная работа посвящена 150-летию со дня рождения Сергея Александровича Есенина – выдающегося русского поэта. Гражданская позиция автора в том, что наибольшие перспективы воспитания прочного, глубокого, осознанного патриотизма у современной молодежи открывает последовательное, многолетнее, систематическое выращивание чувства собственной причастности к великой русской культуре.
-
Развитие творческих способностей – один из путей воспитания квалифицированного читателя 2011
Цель работы: формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
-
Конспект урока литературы в 11-м классе по теме "В тех и в других война вдохнула… мрачный хмель разгула…" (И.Э. Бабель. "Конармия") 2011
Цели урока: показать неизбежность трагической судьбы человека в переломные моменты истории; понять, в чем особенность изображения Бабелем исторических современных ему событий; формировать навыки анализа текста, развивать устную монологическую речь, формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности.
-
Гимн женщине 2011
Языком живописи воспета женщина, её красота, её сила и нежность, терпение и снисходительность, достоинство, с каким она несёт свой крест. В дивных творениях показаны различные женские образы, символ материнства, нравственность и человечность всеобщей красоты мироздания. Слава женщине!
-
Ребенок и книга на страницах "Былого и дум" А.И. Герцена. 10-й класс 2011
В статье предлагаются различные задания на основе фрагментов из произведения А.И. Герцена "Былое и думы". Выбранные фрагменты позволяют определить, какую роль в формировании личности юного героя "Былого и дум" сыграли книги. На занятии учащиеся работают не только с текстом из книги А.И. Герцена, но и с репродукциями картин, с афоризмами, с выдержками из работ современных исследователей, чьи статьи посвящены проблеме чтения современных подростков.
-
Урок-игра по литературе 2011
Урок-игра проводится с целью проверить знания учащимися биографии и басен И.А. Крылова, повторить жанровые особенности басни. Урок содействует воспитанию у учащихся навыков, способствующих улучшению памяти; развивает умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль, различать человеческие достоинства и недостатки, развивает творческие способности учащихся. К уроку потребуется: презентация, карточки с заданиями для групп.
-
"Недаром помнит вся Россия…". М.Ю. Лермонтов. "Бородино". 6-й класс 2011
Урок проводится в 6-м классе по программе под ред. А.Г. Кутузова в разделе "Литературная баллада". Автор знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием баллады М.Ю. Лермонтова "Бородино".
-
Литературная гостиная в 10-м классе на тему "Что движет солнце и светила…" 2011
На уроке автор формирует у учащихся интерес к русской литературе посредством использования дополнительной литературы. Развивает речь, совершенствует навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь. На примерах художественных произведений, историй любви знаменитых людей показать огромную роль любви в жизни человека, научить ценить чистоту и глубину чувства любви.
-
Урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" "Разрешение крови по совести" 2011
В работе представлен сценарий урока по роману Ф.М. Достоевского, который содержит типы заданий и учебных ситуаций, организующих поисковую деятельность учащихся, направленную на формирование культуры восприятия художественного текста.
-
Путь духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова "Ионыч" 2011
При анализе рассказа особое внимание уделяется художественным приемам, при помощи которых автор мастерски изображает нравственное падение героя. На уроке используется метод комментированного чтения в сочетании с эвристическим методом, элементы лингвостилистического анализа; сочетаются индивидуальная, парная, групповая формы работы; предлагаются дифференцированные задания. Такой подход позволяет ввести учащихся в мир прозы А.П. Чехова, приблизить их к пониманию идейного содержания произведения.
-
Урок-мастерская по рассказу А.П. Чехова "Толстый и тонкий" 2011
На уроке исследуются особенности стиля А.П. Чехова – мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади емко сказать много. Использование элементов технологии критического мышления и ИКТ позволяет привлечь всех учащихся к поиску.
-
Практикум по выполнению заданий ЕГЭ 2011
Учителю русского языка и литературы хорошо известно, что самым трудным делом в преподавании словесности является сдача учащимися Единого государственного экзамена по литературе. К тому же успешной сдачей государственного экзамена по литературе будет и то, если ученик сам попробует составить материал для ЕГЭ. В работе предлагается четыре варианта составленного практикума по подготовке к ЕГЭ по литературе.
-
Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание": "Жук в стеклянной банке" (анализ текстов) 2011
В ходе урока проводится подробный анализ характеров персонажей, произведения в целом.
-
Содружество искусств 2011
Цель элективного курса – провести сравнительный анализ произведений литературного творчества в сравнении с произведениями изобразительного искусства.
-
Проект "Чехов в школе" 2011
Дидактические цели проекта: вызвать интерес к жизни писателя; формировать собственное отношение к личности А.П. Чехова; учить вглядываться в человека, открывать неизвестное в известном; формирование гуманистического видения мира, формирование понимания необходимости литературы для саморазвития и самореализации своего духовного мира; формирование способности к критическому мышлению.
-
А.П. Чехов. Новелла "Ионыч". От доктора Старцева – к Ионычу. 10-й класс 2011
Идея урока заключается в том, чтобы дать возможность старшеклассникам самостоятельно интерпретировать новеллу на основе полученных на предыдущих уроках знаний. Особое внимание уделяется работе с текстом. Перед уроком учащиеся получают индивидуальные задания.
-
"Сочинение – это просто". Урок-практикум. Обучение анализу стихотворения 2011
Автор учит учащихся анализу стихотворения, воспитывает культуру письменной речи и публичных выступлений. Учащиеся совершенствуют навыки анализа и интерпретации литературного произведения.