Цели:
- Дать начальное понятие о художественном сравнении и метафоре.
- Способствовать формированию умения разграничивать прямое и переносное значение слов, выявлять авторскую иронию.
- Создать условия для развития творческого мышления, воображения, ассоциативной памяти.
ХОД УРОКА
I. Определение темы урока
Учитель: Здравствуйте, дети. Многие из
вас уже прочли на доске тему урока и догадались,
что на сегодня нам предстоит сопоставлять разные
предметы, признаки и действия. А ещё мы
понаблюдаем, как и зачем их сравнивают писатели в
своих произведениях.
– Так что же на что похоже? Кто может дать ответ?
Дети предлагают объекты для сравнения, с помощью учителя определяют сопоставимые признаки.
Учитель: Вот видите, можно сравнить даже мышку и слона (по цвету) или комара и слона (по носу).
II. Работа с текстом стихотворения Р. Сефа
Подбор образа по ассоциации.
Учитель: А вот поэт Роман Сеф в своём стихотворении-шутке утверждает, что всё похоже на всё. Я прочту стихотворение, но вместо некоторых слов прохлопаю в ладоши только ритм. Отгадайте, что или кто прячется за хлопками, и запишите ответ в тетрадь.
На свете все на все похоже:
Змея – на (ремешок) из кожи;
Луна – на круглый (глаз) огромный;
Журавль – на тощий (кран подъемный);
Кот полосатый – на (пижаму);
Я – на тебя, а ты – на маму.
(Выслушиваются и обсуждаются ответы учащихся).
III. Звуковая разминка
Трансформация звуковых образов в зрительные и словесные.
Учитель: Предлагаю вам звуковую
разминку. Послушайте! (Руками по столу
отбивается ритм, напоминающий стук колёс поезда).
– Что вам напоминают эти звуки? Представьте себе
картинку или фрагмент фильма, в котором они могли
бы использоваться. Запишите ответ словом,
сочетанием слов или предложением.
(Выслушиваются и обсуждаются ответы, например, «приближается поезд», «стук колёс», «электричка» и т.п.).
– Давайте вместе воспроизведём этот ритм. Какие звуки вам бы хотелось добавить?
Дети изображают, например, гудение, свист, фырканье, шипение и др.
Учитель: Вот теперь получился настоящий поезд. Локомотив набирает скорость. Ему совсем не тяжело: он очень силён. Бежит и тянет огромный состав. А везёт поезд разные грузы. Например, вот такие.
IV. Работа с рисунками
Трансформация одних зрительных образов в другие, более конкретные.
Учитель: Что же это за грузы? (Демонстрируется Рисунок 1). Может быть, трудно сразу определить, так как это не точное изображение, а только намёк на картинку, которую ещё надо мысленно дорисовать. Подумайте, на что или на кого это похоже? (Предлагаются разные варианты задания для трёх или девяти групп учащихся).
Рисунок 1.
Учитель: Допустим, в нескольких
вагонах поезда едут животные, птицы, рыбы,
насекомые – разные живые существа. Тогда кто бы
это мог быть?
А вы представьте, что в составе есть большие
платформы, а на них – машины, механизмы, разная
техника, транспортные средства. Тогда на что это
похоже?
А ещё в поезде едут музыканты, а в одном из
вагонов лежат их музыкальные инструменты.
Подумайте, какие.
(Выслушиваются и обсуждаются ответы, например, «я думаю, здесь расположился жираф: у него такая длинная и тонкая шея», «это бык: он грубый, злой и опасный», «может быть, это скрипка: на ней играют смычком, а голос у неё тонкий и нежный», «это луноход, он со всех сторон закрыт от вредного излучения» и т.п.).
Учитель: Видите, как интересно получилось. Смотрели вы на одинаковые рисунки, а предметы получились разные. Это потому, что пришлось их «дофантазировать». Каждый из вас уловил что-то похожее в форме или настроении, характере предмета и его схематического изображения.
V. Работа с текстом (содержанием) стихотворения Н. Дмитриевой
Определение предмета по действию и признаку.
Учитель: Я, как и поэт Р. Сеф, считаю,
что всё на всё похоже. Чтобы это заметить, надо
научиться выделять особенности разных явлений.
Если речь идёт о предмете, полезно заметить,
какими он наделён признаками, какие действия он
выполняет.
Послушайте продолжение стихотворения «Что на
что похоже», которое я написала специально для
этого урока. Вам предстоит угадать и записать в
тетрадь два важных слова, которые я пропущу при
чтении.
А наш Андрей,
когда подрос,
Вдруг стал похож
на (паровоз).
Теперь вполне способен он
Таскать учебников вагон.
Он так пыхтит и паром пышет,
Когда пример в тетрадку пишет,
Зато летит по коридорам,
Как пассажирский поезд скорый.
Вчера пришёл с прогулки поздно
Чернее сажи паровозной.
Отец сказал, что с этих пор
Включает красный (семафор)!
Учитель: Какие слова были пропущены? Как вы об этом догадались?
(Выслушиваются и обсуждаются ответы. Например, «пропущено слово ПАРОВОЗ: мальчик пыхтит и пышет паром, бегает по коридорам с огромной скоростью, как поезд, носит большие тяжести». «Андрей похож на паровоз: он чумазый, чёрный, как сажа». «Пропущено слово СЕМАФОР: это светофор для железной дороги. Он может разрешить проезд или запретить движение», «Красный свет семафора показывает, что по этой дороге двигаться нельзя» и т.п.).
VI. Знакомство с понятиями СРАВНЕНИЕ и МЕТАФОРА
Учитель: Мне приятно, что
пропущенные слова угаданы правильно. Конечно же,
вы заметили, что мальчик в этом стихотворении
похож на паровоз. Авторы литературных
произведений, чтобы передать отношение к герою
или дать ему яркую характеристику, часто
прибегают к подобному сопоставлению. Если оно
выражено, как в предложении «…зато летит по
коридорам, как пассажирский поезд скорый», где
есть специальное слово КАК или другие подобные
союзы: СЛОВНО, БУДТО, КАК-БУДТО и др., – это
СРАВНЕНИЕ. Если специальных союзов нет,
сравнение будто бы спрятано в самом тексте, как в
предложении «Отец сказал, что с этих пор включает
красныйсемафор!» – это МЕТАФОРА.(Предложения-примеры,
союзы, термины записываются в тетради).
А как автор стихотворения относится к своему
герою? (Осуждает, жалеет, посмеивается над ним).
Такой юмористический оттенок стихотворению,
может быть, как раз и придаёт неожиданное
употребление слов в переносном значении. А
скрытая насмешка называется ИРОНИЯ.
VII. Работа с текстом (формой) стихотворения Н. Дмитриевой
Выявление особенностей ритма, изучение рифмы.
Учитель: Тот, кто внимательно слушал,
как стихотворение звучит, конечно, догадался, что
правильно отгадать слова помогает само звучание
стихотворения. Во-первых, это рифма. Вы, конечно,
помните, что это «похожие хвосты», может быть,
совсем не похожих по смыслу слов.
– Какие рифмующиеся слова подсказали вам
пропущенные при чтении слова ПАРОВОЗ и СЕМАФОР?
– А сейчас давайте прохлопаем ритм первых
строчек стихотворения. Что вам напоминает этот
ритм? (Стук колёс поезда).
VIII. Итоги урока
Самостоятельная работа.
Учитель: На сегодняшнем уроке мы
познакомились с новыми понятиями.
– Назовите их и постарайтесь объяснить, не глядя
в тетрадь. Зачем такие приёмы используют авторы
стихотворений?
– Кто автор стихотворения-шутки, с которым мы
сегодня работали?
– Что вам особенно запомнилось и понравилось?
(Выслушиваются и обсуждаются ответы учащихся).
– А сейчас предлагаю вам дописать стихотворение Владимира Орлова. Для этого надо не просто подобрать подходящее по смыслу сравнение, но и угадать, какие чувства хотел передать автор, какую картинку он себе представлял, когда создавал текст.
За окном ветерок веселится:
То попрыгает, то притаится.
И листочки бегут по дорожке,
Словно (жёлтые мышки от кошки).
(Дети записывают свои варианты в тетради. Затем выслушиваются и обсуждаются ответы. Учитывается размер, цвет, «одушевлённость» листочков, общее настроение стихотворения. Обращается внимание на ритм и рифму).
Учитель: Вам удалось создать настоящий художественный образ. В стихотворении – самое обычное явление жизни: ВЕТЕР ДУЕТ – ЛИСТЬЯ ЛЕТЯТ превратилось в художественное высказывание, создающее настроение, вызывающее в читателе ответные чувства.
– Спасибо всем за урок!