Урок развития речи в 5-м классе "Что на что похоже". Начальное понятие о метафоре и художественном сравнении

Разделы: Литература


Цели:

  • Дать начальное понятие о художественном сравнении и метафоре.
  • Способствовать формированию умения разграничивать прямое и переносное значение слов, выявлять авторскую иронию.
  • Создать условия для развития творческого мышления, воображения, ассоциативной памяти.

ХОД УРОКА

I. Определение темы урока

Учитель: Здравствуйте, дети. Многие из вас уже прочли на доске тему урока и догадались, что на сегодня нам предстоит сопоставлять разные предметы, признаки и действия. А ещё мы понаблюдаем, как и зачем их сравнивают писатели в своих произведениях.
– Так что же на что похоже? Кто может дать ответ?

Дети предлагают объекты для сравнения, с помощью учителя определяют сопоставимые признаки.

Учитель: Вот видите, можно сравнить даже мышку и слона (по цвету) или комара и слона (по носу).

II. Работа с текстом стихотворения Р. Сефа

Подбор образа по ассоциации.

Учитель: А вот поэт Роман Сеф в своём стихотворении-шутке утверждает, что всё похоже на всё. Я прочту стихотворение, но вместо некоторых слов прохлопаю в ладоши только ритм. Отгадайте, что или кто прячется за хлопками, и запишите ответ в тетрадь.

На свете все на все похоже:
Змея – на (ремешок) из кожи;
Луна на круглый (глаз) огромный;
Журавль на тощий (кран подъемный);
Кот полосатый на (пижаму);
Я – на тебя, а ты – на маму.

(Выслушиваются и обсуждаются ответы учащихся).

III. Звуковая разминка

Трансформация звуковых образов в зрительные и словесные.

Учитель: Предлагаю вам звуковую разминку. Послушайте! (Руками по столу отбивается ритм, напоминающий стук колёс поезда).
– Что вам напоминают эти звуки? Представьте себе картинку или фрагмент фильма, в котором они могли бы использоваться. Запишите ответ словом, сочетанием слов или предложением.

(Выслушиваются и обсуждаются ответы, например, «приближается поезд», «стук колёс», «электричка» и т.п.).

– Давайте вместе воспроизведём этот ритм. Какие звуки вам бы хотелось добавить?

Дети изображают, например, гудение, свист, фырканье, шипение и др.

Учитель: Вот теперь получился настоящий поезд. Локомотив набирает скорость. Ему совсем не тяжело: он очень силён. Бежит и тянет огромный состав. А везёт поезд разные грузы. Например, вот такие.

IV. Работа с рисунками

Трансформация одних зрительных образов в другие, более конкретные.

Учитель: Что же это за грузы? (Демонстрируется Рисунок 1). Может быть, трудно сразу определить, так как это не точное изображение, а только намёк на картинку, которую ещё надо мысленно дорисовать. Подумайте, на что или на кого это похоже? (Предлагаются разные варианты задания для трёх или девяти групп учащихся).

Рисунок 1.

Учитель: Допустим, в нескольких вагонах поезда едут животные, птицы, рыбы, насекомые – разные живые существа. Тогда кто бы это мог быть?
А вы представьте, что в составе есть большие платформы, а на них – машины, механизмы, разная техника, транспортные средства. Тогда на что это похоже?
А ещё в поезде едут музыканты, а в одном из вагонов лежат их музыкальные инструменты. Подумайте, какие.

(Выслушиваются и обсуждаются ответы, например, «я думаю, здесь расположился жираф: у него такая длинная и тонкая шея», «это бык: он грубый, злой и опасный», «может быть, это скрипка: на ней играют смычком, а голос у неё тонкий и нежный», «это луноход, он со всех сторон закрыт от вредного излучения» и т.п.).

Учитель: Видите, как интересно получилось. Смотрели вы на одинаковые рисунки, а предметы получились разные. Это потому, что пришлось их «дофантазировать». Каждый из вас уловил что-то похожее в форме или настроении, характере предмета и его схематического изображения.

V. Работа с текстом (содержанием) стихотворения Н. Дмитриевой

Определение предмета по действию и признаку.

Учитель: Я, как и поэт Р. Сеф, считаю, что всё на всё похоже. Чтобы это заметить, надо научиться выделять особенности разных явлений. Если речь идёт о предмете, полезно заметить, какими он наделён признаками, какие действия он выполняет.
Послушайте продолжение стихотворения «Что на что похоже», которое я написала специально для этого урока. Вам предстоит угадать и записать в тетрадь два важных слова, которые я пропущу при чтении.

А наш Андрей,
когда подрос,
Вдруг стал похож
на (паровоз).
Теперь вполне способен он
Таскать учебников вагон.
Он так пыхтит и паром пышет,
Когда пример в тетрадку пишет,
Зато летит по коридорам,
Как пассажирский поезд скорый.
Вчера пришёл с прогулки поздно
Чернее сажи паровозной.
Отец сказал, что с этих пор
Включает красный (семафор)!

Учитель: Какие слова были пропущены? Как вы об этом догадались?

(Выслушиваются и обсуждаются ответы. Например, «пропущено слово ПАРОВОЗ: мальчик пыхтит и пышет паром, бегает по коридорам с огромной скоростью, как поезд, носит большие тяжести». «Андрей похож на паровоз: он чумазый, чёрный, как сажа». «Пропущено слово СЕМАФОР: это светофор для железной дороги. Он может разрешить проезд или запретить движение», «Красный свет семафора показывает, что по этой дороге двигаться нельзя» и т.п.).

VI. Знакомство с понятиями СРАВНЕНИЕ и МЕТАФОРА

Учитель:  Мне приятно, что пропущенные слова угаданы правильно. Конечно же, вы заметили, что мальчик в этом стихотворении похож на паровоз. Авторы литературных произведений, чтобы передать отношение к герою или дать ему яркую характеристику, часто прибегают к подобному сопоставлению. Если оно выражено, как в предложении «…зато летит по коридорам, как пассажирский поезд скорый», где есть специальное слово КАК или другие подобные союзы: СЛОВНО, БУДТО, КАК-БУДТО и др., – это СРАВНЕНИЕ. Если специальных союзов нет, сравнение будто бы спрятано в самом тексте, как в предложении «Отец сказал, что с этих пор включает красныйсемафор!» – это МЕТАФОРА.(Предложения-примеры, союзы, термины записываются в тетради).
А как автор стихотворения относится к своему герою? (Осуждает, жалеет, посмеивается над ним). Такой юмористический оттенок стихотворению, может быть, как раз и придаёт неожиданное употребление слов в переносном значении. А скрытая насмешка называется ИРОНИЯ.

VII. Работа с текстом (формой) стихотворения Н. Дмитриевой

Выявление особенностей ритма, изучение рифмы.

Учитель: Тот, кто внимательно слушал, как стихотворение звучит, конечно, догадался, что правильно отгадать слова помогает само звучание стихотворения. Во-первых, это рифма. Вы, конечно, помните, что это «похожие хвосты», может быть, совсем не похожих по смыслу слов.
– Какие рифмующиеся слова подсказали вам пропущенные при чтении слова ПАРОВОЗ и СЕМАФОР?
– А сейчас давайте прохлопаем ритм первых строчек стихотворения. Что вам напоминает этот ритм? (Стук колёс поезда).

VIII. Итоги урока

Самостоятельная работа.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы познакомились с новыми понятиями.
– Назовите их и постарайтесь объяснить, не глядя в тетрадь. Зачем такие приёмы используют авторы стихотворений?
– Кто автор стихотворения-шутки, с которым мы сегодня работали?
– Что вам особенно запомнилось и понравилось?

(Выслушиваются и обсуждаются ответы учащихся).

– А сейчас предлагаю вам дописать стихотворение Владимира Орлова. Для этого надо не просто подобрать подходящее по смыслу сравнение, но и угадать, какие чувства хотел передать автор, какую картинку он себе представлял, когда создавал текст.

За окном ветерок веселится:
То попрыгает, то притаится.
И листочки бегут по дорожке,
Словно (жёлтые мышки от кошки).

(Дети записывают свои варианты в тетради. Затем выслушиваются и обсуждаются ответы. Учитывается размер, цвет, «одушевлённость» листочков, общее настроение стихотворения. Обращается внимание на ритм и рифму).

Учитель: Вам удалось создать настоящий художественный образ. В стихотворении – самое обычное явление жизни: ВЕТЕР ДУЕТ – ЛИСТЬЯ ЛЕТЯТ превратилось в художественное высказывание, создающее настроение, вызывающее в читателе ответные чувства.

– Спасибо всем за урок!