Литературная игра для учащихся 8-х классов (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")

Разделы: Литература


Цели:

  • проверить качество полученных знаний по произведению и кругозор учащихся;
  • способствовать развитию познавательного интереса, творческих способностей.

Оформление:

Красная скатерть (символ любви, страсти, цвет одежды Пугачёва), томик Пушкина, портрет Пушкина, 2 сердца (любовь Мироновой и Гринёва), роза в красной вазе, иллюстрации к произведению.

Вступительное слово учителя:

Ребята, мы с вами завершили изучение последнего крупного произведения А. С. Пушкина, замечательной исторической повести «Капитанская дочка», узнали много нового, интересного. Сегодня мы вспомним все то, о чем говорили на предыдущих уроках, что закрепилось в уме и сердце, а также проявим свои творческие способности и таланты в завершающей игре по повести «Капитанская дочка».
Класс делится на 2 команды, 2 человека – «счетоводы». Каждая из команд придумывает название (по теме произведения) и объяснение, почему так называется.

1. Задание для каждой из команд, рассчитанное на продолжительность всей игры:

Придумать стихотворение на тему «признание Гринёва в любви к Маше». Форма, стиль, манера – произвольные.

2. Разминка. Блиц-опрос:

1-я команда:

  • Чем наградил Гринёв вожатого?
  • За что Швабрин был сослан в Белогорскую крепость?
  • Где состоялась первая встреча Маши Мироновой и Екатерины II?
  • От кого узнали родители Гринёва о дуэли со Швабриным?
  • Какая песня была любимой у Пугачёва?
  • Какое применение нашёл Петруша Гринёв географической карте?

2-якоманда:

  • Кто окликнул Гринёва во время поединка со Швабриным?
  • Как, узнав о проделках француза Бопре, обошелся с ним Андрей Петрович Гринёв?
  • Когда последний раз видел Пугачёва Гринёв?
  • Где произошла первая встреча Петра Гринёва и гусара Зурина?
  • Как объяснил Гринёв генералу в Оренбурге смысл русской поговорки «держать в ежовых рукавицах»?
  • Какую сумму проиграл Гринёв Зурину?

– А теперь вспомним уроки математики и физкультуры

3. О чем говорят цифры?

На доске написаны числа. Ваша задача: по очереди выбегая к доске, определять, что означает то или иное число, результат записывать.

1-я команда:

19 (октября – день открытия Лицея)
18 (лет Маше)
1773 (начало бунта)
II (Екатерина)
3 (главных героя или основные части)
1-5 (главы, где характер героя начинает развиваться)

2-я команда:

1836 (окончание написания повести)
17 (лет Гринёву)
1775 (окончание восстания)
III (Пётр)
14(глав в произведении)
2, 7-8, 11, 12 (главы, где фигурирует Пугачев)

4. Поработаем с лексикой!

Перед вами слова из текста повести. Среди них есть заимствованная и устаревшая лексика. Ваша задача: разделить слова на 2 группы (гвардия, ментор, рекрут, сей, дабы, тщусь, пенять, суженая, ранг, оный, пиитический, келья, коммуникация, челобитье, тактика, эпитафия, банк, нареченная).

5. Продолжаем работать с лексикой произведения. В тексте мы видим много устаревших слов, плохо нам знакомых. Каждой команде дано по 4 слова и определения к ним. Соотнесите верно слова и их значения. (Фортеция, челобитье, кибитка, эпитафия, бастион, ментор, рекрут, алтын ).

– Как вам известно, Пушкин был большим почитателем русского народного творчества. Во многих своих произведениях он искусно использует фольклорные сюжеты, его герои подчас напоминают нам известных сказочных персонажей.

6. Так и в повести «Капитанская дочка» мы встречаемся с народными песнями, сказками, пословицами. Следующий конкурс связан именно с этой темой – Пушкин и фольклор.

Каждой команде даны 3 пословицы, которые звучат из уст разных героев повести.

Задача: растолковать смысл каждой из них и по возможности вспомнить, кем и при каких обстоятельствах она сказана. (Пускай потянет лямку, да понюхает пороху. Из огня да в полымя. Казнить так казнить, миловать так миловать. Небо с овчинку показалось. Конь и о четырех ногах, а спотыкается. Послужил мне верой и правдой.).

А теперь представим, что мы актеры немого кино.

7. Изюминка нашей игры! Театрализация.

Задача: обыграть предложенный (или выбранный по желанию) эпизод так, чтобы вас смогли понять, узнать, о чем он и кто из героев в нем задействован.

Например: «Буран», «Спасение Маши из плена»

8. Битва капитанов. Узнай себя!

1-я команда:

  • Вы персона лет сорока, обладательница “приятного голоса, но властного”. Лицо Ваше “полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”. Назовите себя. (Императрица Екатерина).
  • Ваше превосходительство, напомните нам, какой породы Ваша любимая собачка? (Белая собачка английской породы).
  • В беседе с Марьей Ивановной вы услышали просьбу о милости, а не о правосудии. Почему именно милости?(по закону Гринев был виновен).

2-я команда:

  • Согласно описанию, Вы человек “наружности замечательной: лет сорока от роду, росту среднего, худощав и широкоплеч”. Лицо Ваше “имело выражение довольно приятное, но плутовское”. Вы себя узнали? Представьтесь. (Вожатый, Е. Пугачёв).
  • Почему Вы отпустили Петра Гринёва в Оренбург, хотя он не был добр с Вами? (Он поразил меня своей искренностью).
  • Напомните нам сказку старой калмычки. С какой целью Вы рассказали её спутнику?

9. Зачитываем получившиеся стихотворения

10. Подведение итогов, вручение грамот