Цели:
- проверить качество полученных знаний по произведению и кругозор учащихся;
- способствовать развитию познавательного интереса, творческих способностей.
Оформление:
Красная скатерть (символ любви, страсти, цвет одежды Пугачёва), томик Пушкина, портрет Пушкина, 2 сердца (любовь Мироновой и Гринёва), роза в красной вазе, иллюстрации к произведению.
Вступительное слово учителя:
Ребята, мы с вами завершили изучение последнего
крупного произведения А. С. Пушкина,
замечательной исторической повести
«Капитанская дочка», узнали много нового,
интересного. Сегодня мы вспомним все то, о чем
говорили на предыдущих уроках, что закрепилось в
уме и сердце, а также проявим свои творческие
способности и таланты в завершающей игре по
повести «Капитанская дочка».
Класс делится на 2 команды, 2 человека –
«счетоводы». Каждая из команд придумывает
название (по теме произведения) и объяснение,
почему так называется.
1. Задание для каждой из команд, рассчитанное на продолжительность всей игры:
Придумать стихотворение на тему «признание Гринёва в любви к Маше». Форма, стиль, манера – произвольные.
2. Разминка. Блиц-опрос:
1-я команда:
- Чем наградил Гринёв вожатого?
- За что Швабрин был сослан в Белогорскую крепость?
- Где состоялась первая встреча Маши Мироновой и Екатерины II?
- От кого узнали родители Гринёва о дуэли со Швабриным?
- Какая песня была любимой у Пугачёва?
- Какое применение нашёл Петруша Гринёв географической карте?
2-якоманда:
- Кто окликнул Гринёва во время поединка со Швабриным?
- Как, узнав о проделках француза Бопре, обошелся с ним Андрей Петрович Гринёв?
- Когда последний раз видел Пугачёва Гринёв?
- Где произошла первая встреча Петра Гринёва и гусара Зурина?
- Как объяснил Гринёв генералу в Оренбурге смысл русской поговорки «держать в ежовых рукавицах»?
- Какую сумму проиграл Гринёв Зурину?
– А теперь вспомним уроки математики и физкультуры
3. О чем говорят цифры?
На доске написаны числа. Ваша задача: по очереди выбегая к доске, определять, что означает то или иное число, результат записывать.
1-я команда:
19 (октября – день открытия Лицея)
18 (лет Маше)
1773 (начало бунта)
II (Екатерина)
3 (главных героя или основные части)
1-5 (главы, где характер героя начинает
развиваться)
2-я команда:
1836 (окончание написания повести)
17 (лет Гринёву)
1775 (окончание восстания)
III (Пётр)
14(глав в произведении)
2, 7-8, 11, 12 (главы, где фигурирует Пугачев)
4. Поработаем с лексикой!
Перед вами слова из текста повести. Среди них есть заимствованная и устаревшая лексика. Ваша задача: разделить слова на 2 группы (гвардия, ментор, рекрут, сей, дабы, тщусь, пенять, суженая, ранг, оный, пиитический, келья, коммуникация, челобитье, тактика, эпитафия, банк, нареченная).
5. Продолжаем работать с лексикой произведения. В тексте мы видим много устаревших слов, плохо нам знакомых. Каждой команде дано по 4 слова и определения к ним. Соотнесите верно слова и их значения. (Фортеция, челобитье, кибитка, эпитафия, бастион, ментор, рекрут, алтын ).
– Как вам известно, Пушкин был большим почитателем русского народного творчества. Во многих своих произведениях он искусно использует фольклорные сюжеты, его герои подчас напоминают нам известных сказочных персонажей.
6. Так и в повести «Капитанская дочка» мы встречаемся с народными песнями, сказками, пословицами. Следующий конкурс связан именно с этой темой – Пушкин и фольклор.
Каждой команде даны 3 пословицы, которые звучат из уст разных героев повести.
Задача: растолковать смысл каждой из них и по возможности вспомнить, кем и при каких обстоятельствах она сказана. (Пускай потянет лямку, да понюхает пороху. Из огня да в полымя. Казнить так казнить, миловать так миловать. Небо с овчинку показалось. Конь и о четырех ногах, а спотыкается. Послужил мне верой и правдой.).
А теперь представим, что мы актеры немого кино.
7. Изюминка нашей игры! Театрализация.
Задача: обыграть предложенный (или выбранный по желанию) эпизод так, чтобы вас смогли понять, узнать, о чем он и кто из героев в нем задействован.
Например: «Буран», «Спасение Маши из плена»
8. Битва капитанов. Узнай себя!
1-я команда:
- Вы персона лет сорока, обладательница “приятного голоса, но властного”. Лицо Ваше “полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”. Назовите себя. (Императрица Екатерина).
- Ваше превосходительство, напомните нам, какой породы Ваша любимая собачка? (Белая собачка английской породы).
- В беседе с Марьей Ивановной вы услышали просьбу о милости, а не о правосудии. Почему именно милости?(по закону Гринев был виновен).
2-я команда:
- Согласно описанию, Вы человек “наружности замечательной: лет сорока от роду, росту среднего, худощав и широкоплеч”. Лицо Ваше “имело выражение довольно приятное, но плутовское”. Вы себя узнали? Представьтесь. (Вожатый, Е. Пугачёв).
- Почему Вы отпустили Петра Гринёва в Оренбург, хотя он не был добр с Вами? (Он поразил меня своей искренностью).
- Напомните нам сказку старой калмычки. С какой целью Вы рассказали её спутнику?
9. Зачитываем получившиеся стихотворения
10. Подведение итогов, вручение грамот