Урок развития речи "Крылатая мудрость народа…" (по сказке Джанни Родари). 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цели урока:

  • Познавательные:
    • познакомиться со сказкой «Старые пословицы»;
    • уметь анализировать смысл пословиц.
  • Воспитательные:
    • заинтересовывать учащихся чтением литературы;
    • вызывать интерес к предмету, к слову, к языку.
  • Развивающие:
    • развивать все виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание.
    • формировать навыки речевого общения,
    • развивать логическое мышление: уметь определять смысл пословицы.

Словарная работа: фольклор, пословица.

Оборудование урока: портрет Дж. Родари, книга Дж. Родари «Сказки по телефону», В.И. Даль «Пословицы русского народа».

ХОД УРОКА

«…Пословицы.
Их тысячи, десятки тысяч!
Как на крыльях, они перелетают
из века в век,
от одного поколения к другому,
и не видна та безграничная даль,
куда устремляет свой полет
эта крылатая мудрость…»

(М.А. Шолохов)

I. Повторение домашнего задания

На прошлом уроке мы познакомились с удивительной жизнью известного итальянского писателя, сказочника Джани Родари и его книгой «Сказки по телефону».

  • Расскажите, какие факты биографии вы запомнили. Почему?
  • В чём особенность сборника Дж. Родари «Сказки по телефону»?
  • Назовите самое главное качество обитателей Страны без углов. Почему?
  • Какая сказка вам больше всего понравилась? Обоснуйте свой выбор.

II. Новый материал

– А сегодня мы познакомимся с ещё одной сказкой Дж. Родари «Старые пословицы».

1) Что такое пословица?
2) Почему говоря о пословице, мы вспоминаем понятие «фольклор»?

– Выразительное чтение сказки.
– Работа с текстом произведения.

1. Кто является главными героями сказки? (Пословицы)
2. Найдите в тексте пословицы, которые стали героинями. («Ночью все кошки серы», «Своя работа – верный выигрыш», «Доброе начало полдела откачало», «Нет дороже золотой середины», «Конец – всему делу венец», «Не тряси яблоко, покуда зелено: созреет – само упадет»)
3. Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц.
4. Почему три пословицы никак не могут до сих пор жить в мире и согласии?
5. Автор назвал пословицы старыми. Как вы думаете, почему? (Пословицы расстроились, что их никто не употребляет в речи, никому они не нужны и о них стали забывать люди).
6. Почему некоторые пословицы стареют, а другие живут долго? От чего это зависит?
7. Нужны ли нашей речи старые пословицы? Согласны ли вы с мнением М.А. Шолохова? (Cм. эпиграф к уроку).

III. Игра «Найди свою пословицу»

Слово учителя: У каждого из вас на столе лежат карточки, на которых написаны пословицы.

В чужом месте
Всяк кулик
На чужой сторонушке
Лето собирает,
Коли грибовно,
Нет друга, так ищи,
Без друга – сирота,
Для милого дружка и
Лес рубят –
Грамоте учиться –
Не красна книга письмом,
Коня в рати узнаешь,
рад своей воронушке
сережку из ушка.
что в лесу.
с другом – семьянин
свое болото хвалит.
красна умом:
а друга в беде.
так и хлебовно.
всегда пригодится
щепки летят
а нашел, так береги.
а зима поедает.

Посмотрите, можно ли назвать их пословицами, если нет, то почему? (Нет. Это совершенно разные части пословиц, которые не подходят друг к другу по смыслу.)

Задание: Найти свои недостающие частички пословиц, чтобы получилась пословица. (Ученики ищут у одноклассников недостающие части пословиц).

Зачитать получившуюся пословицу и объяснить её смысл.

Правильный вариант получившихся пословиц:

  • В чужом месте что в лесу.
  • Всяк кулик свое болото хвалит.
  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.
  • Лето собирает, а зима поедает.
  • Коли грибовно, так и хлебовно.
  • Коня в рати узнаешь, а друга в беде.
  • Нет друга, так ищи: а нашел, так береги.
  • Без друга – сирота; с другом – семьянин.
  • Для милого дружка и сережку из ушка.
  • В лесу рубят, а к нам щепки летят
  • Грамоте учиться всегда пригодится
  • Не красна книга письмом, красна умом.

– Как можно доказать, что это старые пословицы? (Они созданы народом в далекие времена, в них вложена мудрость многих поколений, эти пословицы вышли из активного употребления людей).
– Прав ли был М. А. Шолохов, говоря о пословице следующее: «…Пословицы. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет та крылатая мудрость…»? Свой ответ обоснуйте.

IV. Итог урока

– А сейчас от сказки Дж. Родари мы перенесемся в Россию 19 века. Перед нами замечательная, удивительная книга «Русские пословицы и поговорки», в которой собраны пословицы и поговорки русского народа. Автор этой книги Владимир Иванович Даль.
– За что мы должны быть благодарны автору и самой книге? Выразите свою благодарность в устной форме. (2-3 предложения).
Возможен вариант – написать синквейн на тему «Пословица».

V. Домашнее задание

Написать свою «Сказку по телефону». (Класс может издать свой сборник сказок).