Тема урока: А.П. Чехов «Смерть чиновника». Смех над самоуничижением и чинопочитанием.
Цели:
- продолжить знакомство учащихся 6 класса с произведениями А.П. Чехова;
- формирование умения:
- работать в группе;
- графически оформлять материал;
- творчески перерабатывать полученную информацию.
- определить идейное содержание рассказа А.П. Чехова, особенности характера героя чеховского произведения.
Оборудование: текст рассказа А.П. Чехова.
Уроки проводятся в виде чтения с остановками (2 спаренных урока):
– класс делится на 3 группы, равнозначные по
своему составу. В этих группах учащиеся работают
в течение уроков;
– текст разбивается на фрагменты, которые в ходе
работы зачитываются в классе. Текст учащиеся не
должны читать заранее;
– к каждому фрагменту готовятся вопросы разных
уровней (на некоторые из них учащиеся отвечают
индивидуально, работа проводится как
фронтальный опрос, на другие готовят ответы
коллективно, работая в группе, результат такой
работы озвучивает один из учащихся по выбору
группы);
– в ходе работы учащиеся заполняют таблицу,
позволяющую впоследствии сделать вывод об
особенностях характера героя, об идейном
содержании рассказа и позиции автора.
Подготовка доски: на доске в начале урока записано А.П. Чехов «Смерть чиновника», виде эпиграфа афоризм: «Смех – дело серьезное», в ходе урока на доске делаются записи, обобщающие результат обсуждения.
ХОД УРОКА
I. Вызов (стимулирование интереса)
1. Слово учителя: Обратите внимание на доску. С произведением какого автора мы познакомимся, какие произведения А.П. Чехова мы читали? Каков жанр этих произведений?
2. Словарная работа
– Как вы понимаете значение слова афоризм?
(Выслушав ответы учащихся, записываем определение: афоризм – краткое выразительное изречение.)
3. Постановка проблемного вопроса
– Как вы понимаете это изречение?
(Выслушиваю мнения ребят. Они различны: от «нужно думать, когда шутишь – тебе смешно, а другому больно», до «чтобы хорошо пошутить, нужно научиться это делать»).
Слово учителя: В ходе нашего обсуждения, мы с вами попытались выяснить смысл этого афоризма, а узнать, насколько мы правы поможет нам смерть чиновника (словосочетание записывается без кавычек на доске).
4. Инструктаж учащихся о правилах урока
5. Составление ассоциативного ряда
– Какие ассоциации возникают, когда вы слышите это словосочетание, в течение минуты, поработав в группе, представьте свои ответы.
(Один из учащихся группы зачитывает
ассоциативный ряд. Учитель или ассистент
(учащийся) записывает предложенные ассоциации
под словосочетанием смерть чиновника.
Опрашиваем все 3 группы. Повторяющиеся
ассоциации не записываем, также стараемся, чтобы
в ряду не было ассоциаций, помешающих раскрыть
идейное содержание рассказа.)
Примерная запись на доске:
Смерть чиновника
горе, страдание, слезы, похороны, гроб, убийство, могила и т.д.)
– Давайте попробуем составить еще один ассоциативный ряд. Какие ассоциации возникают при чтении слова «произведение»?
(Работают учащиеся, как и раньше, ассоциативный ряд записывается на доске. Данные ассоциации помогут учащимся повторить литературоведческие понятия.
Например:
Автор, композиция (строение), тема, идея, герой и т.п.)
II. Осмысление (работа с текстом: чтение с остановками, анализ, ответы на вопросы, заполнение таблицы)
1. Предлагаем учащимся начертить таблицу, которую в ходе обсуждения заполняем
Действия героя | Результат | Итог |
|
2. Предлагаем учащимся предложить сюжет, схему событий произведения с названием «Смерть чиновника» – работа в группах, 5 мин, обнародование результатов обсуждения (1 учащийся из группы)
3. Чтение с остановками, заполнение таблицы:
В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитриевич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг... В рассказах часто встречается это «но вдруг».
Вопросы:
– Кто герой рассказа? (Иван Дмитриевич
Червяков, экзекутор)
– Кто такой экзекутор? (Если дети не знают,
проводим словарную работу:
1. В царской России: чиновник по хозяйственной
части в учреждении.
2. Тот, кто проводит телесные наказания,
экзекуцию.)
– Место действия? (Театр)
– Как автор определил жанр произведения? (Рассказ)
– Какая часть рассказа перед нами? (Экспозиция,
начало завязки – но вдруг)
– Что же могло произойти? Какова завязка
произведения? (Ребята работают в группе 1 мин.,
сообщают результат обсуждения).
– Проверим, правы ли вы. Чтение второй логической
части.
Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось, он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицеймейстеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают.
Вопросы:
– Угадали? Нет? Записываем в I графу таблицы
действия героя. Что запишем? (Чихнул)
– О чем свидетельствуют слова автора: «Чихать
никому и нигде не возбраняется. Все чихают»? (Обычное
дело, ничем не примечательный случай)
– Обычна ли такая завязка для рассказа? (Нет)
– Как вы думаете, произведение какого жанра
перед вами? (Юмористическое или сатирическое)
– Как могут развиваться события? (Работа в
группах 2-3 мин)
Червяков нисколько не сконфузился утерся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то.
– Угадали? Каков же результат его действий,
итог? (Обрызгал, сконфузился)
– Запишите в таблицу. Как вы понимаете значение
слова сконфузился?
(Словарная работа: Сконфузиться – испытывать смущение, стесняться.)
– Как могут развиваться действия дальше, что предпримет герой? (Работа в группах 1мин)
В старичке Червяков узнал статского генерала
Бризжалова, служащего по ведомству путей
сообщения.
«Я его обрызгал! – подумал Червяков. – Не мой
начальник, чужой, но все-таки неловко.
Извиниться надо».
Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и
зашептал генералу на ухо:
– Извините, ваше -ство, я вас обрызгал... я
нечаянно...
– Угадали? Что же предпринимает герой?
(Решает извиниться)
– Каков итог? (Получил прощение)
– Если бы между героями состоялся диалог, каким
бы он был? Составьте диалог героев.
(Работа в группе, 3 мин, в конце обобщаем результаты обсуждения)
– Ничего, ничего...
– Ради бога, извините. Я ведь... я не желал!
– Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!
Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал
глядеть на сцену. Глядел он, но уж блаженства
больше не чувствовал. Его начало помучивать
беспокойство. В антракте он подошел к Бризжалову,
походил возле него и, поборовши робость,
пробормотал:
– Я вас обрызгал, ваше -ство... Простите... Я
ведь... не то чтобы...
– Ах, полноте... Я уж забыл, а вы всё о том же! –
сказал генерал и нетерпеливо шевельнул нижней
губой.
«Забыл, а у самого ехидство в глазах, – подумал
Червяков, подозрительно поглядывая на генерала.
– И говорить не хочет. Надо бы ему объяснить,
что я вовсе не желал… что это закон природы, а то
подумает, что я плюнуть хотел. Теперь не
подумает, так после подумает!..»
– Что еще предпринимает герой? (Извиняется
еще раз)
– Каков результат? (Сконфузился)
– А итог? (От него отмахнулись, не захотели
разговаривать)
– Что можете вы сказать о характерах героев?
(Работа в группах 3 мин)
– Как будут развиваться события? Какой может
быть кульминация? (Работа в группах 1 мин)
Придя домой, Червяков рассказал жене о своем
невежестве. Жена, как показалось ему, слишком
легкомысленно отнеслась к происшедшему; она
только испугалась, а потом, когда узнала, что
Бризжалов «чужой», успокоилась.
– А все-таки ты сходи, извинись, – сказала она.
– Подумает, что ты себя в публике держать не
умеешь!
– То-то вот и есть! Я извинялся, да он как-то
странно... Ни одного слова путного не сказал. Да и
некогда было разговаривать.
На другой день Червяков надел новый вицмундир,
подстригся и пошел к Бризжалову объяснить...
Войдя в приемную генерала, он увидел там много
просителей, а между просителями и самого
генерала, который уже начал прием прошений.
Опросив несколько просителей, генерал поднял
глаза и на Червякова.
– Вчера в «Аркадии», ежели
припомните, ваше -ство, – начал докладывать
экзекутор, – я чихнул-с и... нечаянно обрызгал...
Изв...Какие пустяки... Бог знает что! Вам что
угодно? – обратился генерал к следующему
просителю.
«Говорить не хочет! – подумал Червяков,
бледнея. – Сердится, значит... Нет, этого нельзя
так оставить... Я ему объясню...»
Когда генерал кончил беседу с последним
просителем и направился во внутренние
апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:
– Ваше -ство! Ежели я
осмеливаюсь беспокоить ваше -ство, то
именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не
нарочно, сами изволите знать-с!
Генерал состроил плаксивое лицо и махнул
рукой.
– Да вы просто смеетесь, милостисдарь! –
сказал он, скрываясь за дверью.
«Какие же тут насмешки? – подумал Червяков. –
Вовсе тут нет никаких насмешек! Генерал, а не
может понять!
Когда так, не стану же я больше извиняться
перед этим фанфароном! Черт с ним! Напишу ему
письмо, а ходить не стану! Ей-богу, не стану!»
Так думал Червяков, идя домой. Письма генералу
он не написал. Думал, думал, и никак не выдумал
этого письма. Пришлось на другой день идти самому
объяснять.
– Я вчера приходил беспокоить ваше -ство, –
забормотал он, когда генерал
поднял на него вопрошающие глаза, – не
для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать.
Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с... а
смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели
мы будем
смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к
персонам... не будет...
– Пошел вон!!! – гаркнул вдруг посиневший и
затрясшийся генерал.
Что-с? – спросил шепотом Червяков, млея от
ужаса.
– Пошел вон!!! – повторил генерал, затопав
ногами.
– Угадали? Что предпринимает герой? (Извиняется
еще раз).
– Каков результат? Обратите внимание на реплики,
которые произносит Червяков, о чем
свидетельствует -с в слове «брызнул-с», какова
его поза? Как вы можете назвать его поведение.
(Работа в группах 1 мин) (Пресмыкался)
– Какие строки являются кульминацией рассказа?
– С какой интонацией разговаривает с ним
генерал? Как реагирует герой? (Оскорблен,
унижен, раздавлен)
– Каков же характер Червякова? (Работа в группах 3
мин)
– Какой может быть развязка? (Работа в группах 1
мин)
В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся... Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер.
– Угадали? Какой будет последняя часть таблицы?
(Работа в группе)
– После всех выдвинутых версий записываем (Испугался,
поплелся домой, умер)
– Изучите еще раз табличку, что стало поводом к
смерти героя? (Чихнул)
Действия героя |
Результат |
Итог |
чихнул решает извиниться извиняется еще раз извинялся испугался |
обрызгал извиняется сконфузился пресмыкался поплелся домой |
сконфузился (смутился, застеснялся) получил прощение от него отмахнулись не захотели разговаривать оскорблен, унижен, раздавлен умер |
– Обратите внимание на записанные ранее
ассоциации к словосочетанию «Смерть чиновника».
Сопоставимы ли результат и повод?
– Неужели из-за того, что человек чихнул он может
умереть? Какова же истинная причина смерти
Червякова? (Его испуг, его характер)
– Что в его характере стало причиной смерти?
– Как Чехов относится к своему герою?
– А как вы относитесь к чеховскому герою?
– Можно ли отнести И.Д. Червякова к такому
литературному типу, как «маленький человек»?
Почему?
– Почему герой Пушкина Самсон Вырин, А.А.
Башмачкин Гоголя вызывали сочувствие авторов и
наше, а Червяков – скорее отвращение, хотя его и
жаль?
Слово учителя. Вывод: герои Пушкина и Гоголя стали жертвами обстоятельств, они унижены обществом, в котором живут, Червяков же унижает себя сам, его чинопочитание, самоуничижение убивают в нем человеческое, его душу, именно поэтому и умирает герой. Запись в тетрадь значений слов самоуничижение, чинопочитание.
III. Рефлексия (ответная реакция). Вывод
Запишите вывод в тетрадь.
1. Над чем же смеется Чехов? (Работа в группах)
2. Как же теперь вы понимаете афоризм, записанный на доске? Хотите ли вы быть похожими на Червякова? Чего добился Чехов своим смехом? (С помощью смеха можно заставить человека задуматься над своими поступками, поднять важные темы и проблемы. Смех – дело серьезное именно потому, что обладает великой силой, он может помочь изменить мир и людей, в нем живущих.)
3. Каков жанр произведения Чехова? Какой это рассказ сатирический или юмористический? Докажите.
4. Как бы вы сформулировали тему урока? (Работа в группах – 3 мин)
5. Оформление записей в тетради
Возможные варианты:
- А.П. Чехов «Смерть чиновника». Смех над самоуничижением и чинопочитанием.
- А.П. Чехов «Смерть чиновника». Сатира, направленная против самоуничижения и чинопочитания.
- А.П. Чехов «Смерть чиновника». Развитие темы «маленького человека».
- А.П. Чехов «Смерть чиновника». И.Д. Червяков – тип «маленького человека» и т.п.)
6. Обсуждение впечатлений ребят от урока
– Понравилось? Хотите познакомиться с другим произведением Чехова? А самим попробовать что-нибудь написать? А нарисовать?
Домашнее задание: прочитайте другие произведения А.П. Чехова «Толстый и тонкий», «Хирургия». Напишите свой небольшой юмористический рассказ или нарисуйте комикс. За эту работу вы получите отметки в журнал, а сегодняшние уроки показали, что вы все можете получить наивысшую оценку: ТВОРЕЦ.