Урок литературного краеведения "Память, священная память…", посвященный 65-летию Победы

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Знакомство учащихся с творчеством А. Н. Молькова и В. Г. Верстакова (местные поэты); обучение анализу стихотворения и произведений живописи, формирование умения делать выводы по теме.
  • Развитие навыков общения в группе, развитие эстетических чувств учащихся от общения с произведениями литературы, живописи и музыки.
  • Воспитание чувства патриотизма.

Оборудование: презентация, выставка книг местных писателей, раздаточный материал (стихи А. Н. Молькова и В. Г. Верстакова; репродукция картины А. Шилова «Забытый»; песни Е. Винокурова и А. Эшпая «Москвичи», В. Высоцкого «Братские могилы»).

ХОД УРОКА

Прилодение 1, слайд 1 – тема урока и эпиграф – стихи поэта фронтовика Михаила Андронова.

Учитель. «Память, священная память…». Так сегодня называется наш урок. А эпиграфом к нему служат строки поэта-фронтовика Михаила Андронова:

Тетрадки нам война перечеркнула,
Взрывной волной от парт оторвала,
Она огнём в глаза нам полыхнула
И на священный подвиг позвала.

Ещё лица не тронули морщины,
Едва пушок пробился над губой…
А юноша-подросток стал мужчиной,
Он стал бойцом, он принял первый бой.

Вопрос к учащимся. Как вы думаете, о чём мы будем сегодня с вами говорить? (Учащиеся аргументируют свои ответы, учитель обобщает).

Учитель. Мы будем говорить о нашей памяти о Великой Отечественной войне, о судьбе ветеранов. А помогут нам в этом стихи наших земляков, поэтов А. Н. Молькова и В. Г. Верстакова.

Прилодение 1, слайд 2 – карта Ивановской области с обозначением д. Новая Шуйского района и с. Марково Комсомольского района.

Учитель. Ребята, откройте атласы Ивановской области и найдите 2 населённых пункта: д. Новая Шуйского района и с. Марково Комсомольского района. Именно с ними связана судьба А. Н. Молькова.

Прилодение 1, слайд 3 – фотография А. Н. Молькова и его краткая биография.

Учитель знакомит учащихся с биографией поэта-фронтовика.
Родился в 1913 г. в д. Новая, недалеко от с. Сергеево. В Шуе окончил школу и педагогический техникум, получив специальность учителя географии. Любил литературу, начал писать стихи с 14 лет.
В 1936 году необоснованно арестован. Был узником Дмитлага НКВД СССР. Находясь в заключении, строил канал Москва – Волга. В лагере была издана его книжка стихов «Весна».
В 1940 году освобождён из лагеря, а в 1942 – призван в армию. Воевал против фашистов. За смелость и мужество награждён медалью «За отвагу».
Последние годы жил в п. Марково Комсомольского района. Там и умер в 1974 году.

Прилодение 1, слайд 4 – стихотворение А. Н. Молькова «Красавица осень» и вопросы для анализа стихотворения.

Учитель. Итак, ребята, давайте прочитаем стихотворение А. Н. Молькова из цикла «Осенние пейзажи»:

Красавица осень – хорошее время.
Краса увяданья в звоне овса.
И золото – точно огромную премию
За музыку бурь получили леса.

Пропахла грибами лесная опушка,
И, значит, брожу я сегодня не зря.
А с неба огромной нарядной волнушкой
В корзину болотца упала заря.

После выразительного прочтения этого стихотворения учеником учащиеся отвечают на следующие вопросы, предварительно обсудив ответы в группах:

  • Каким настроением наполнено это стихотворение?
  • Какие поэтические строки об этом говорят?
  • Что можно сказать о мироощущении лирического героя?

Учащиеся приходят к выводу, что стихотворение наполнено радостью, свежестью от восприятия природы. Лирический герой, сам поэт предстает перед нами человеком, любящим и понимающим родную природу. Источником вдохновения для поэта является неброская красота природы нашего края.

Прилодение 1, слайд 5 – стихотворение А. Н. Молькова «Пейзаж» из сборника «Весна», выпущенного в лагере, в котором отбывал наказание А. Н. Мольков. Также на слайде помещены вопросы для анализа стихотворения.

Учитель.  А теперь, ребята, мы с вами познакомимся со стихотворением А. Н. Молькова «Пейзаж». При обдумывании прочитанного, не забудьте, что это стихотворение написано в то время, когда поэт отбывал наказание в Дмитлаге.

Метнулась метелицы прядь седая,
Бикфордов шнур догорел и – трах!
И только дым пополз, оседая
На бурых, вывернутых пластах.

И началось. За буркою – бурка
Брызгали комья мёрзлой земли.
Шмыгал ветер в забоях юрко,
Трапы дощатые запылив.

С дамбы, где февралём распластан
Мягкий лиловый вечерний снег,
Смотрел спокойно, вдумчиво, ласково
В бушлате лагерном человек.

После выразительного прочтения этого стихотворения учеником учащиеся отвечают на следующие вопросы, предварительно обсудив ответы в группах:

  • Какие изменения в душе лирического героя нашли отражение в этом стихотворении?
  • Какие поэтические строки об этом говорят?

Учащиеся приходят к выводу, что стихотворение отражает суровые будни лагерной жизни. Но душа поэта, написавшего эти строки, не очерствела. Он такой же вдумчивый, спокойный и ласковый. Даже в лагере любуется красотой природы. Мы видим, что жизненные испытания не растоптали душу и не сломили духа А. Н. Молькова.

Прилодение 1, слайд 6 – стихотворение А. Н. Молькова «Тебя от края и до края…» и вопросы для анализа стихотворения.

Учитель. Итак, ребята, поэт А. Н. Мольков, освободившись из лагеря, становится солдатом Великой Отечественной войны. Он смело защищает Родину, получив в награду медаль «За отвагу». На склоне лет он написал стихотворение, которое можно считать поэтическим завещанием:

Тебя от края и до края
Я исходил, исколесил,
Но пред тобой, земля родная,
Я не лукавил, не хитрил.

Я пережил свои утраты,
Своей судьбой вознаградим.
Я верным был твоим солдатом,
Я был подёнщиком твоим.

И, наживя свои седины,
Под листопад календарей,
Я вправе требовать от сына:
Будь Сыном Родины моей!

После выразительного прочтения этого стихотворения учеником учащиеся отвечают на следующие вопросы, предварительно обсудив ответы в группах:

  • Какими чувствами наполнено это стихотворение?
  • Какой наказ даёт отец-поэт своему сыну?
  • Что вы можете сказать о человеке, поэте-фронтовике, написавшем такие стихи?

Ученики приходят к выводу, что в стихотворении звучит гордость фронтовика за свою Родину. Человек прошёл все испытания и выдержал их с честью. Он не озлобился, не стал предателем. Он стал защитником Родины. Быть патриотом А. Н. Мольков завещает и своему сыну.

Учитель. Ребята, а как судьба и творчество А. Н. Молькова связаны с темой нашего урока?

Учащиеся приходят к выводу, что о таких настоящих патриотах, каким был А. Н. Мольков, нужно помнить молодому поколению. Судьба поэта-фронтовика – образец для молодёжи.

Прилодение 1, слайд 7 – фотография В. Г. Верстакова и его краткая биография.

Учитель знакомит учащихся с биографией поэта.

Родился в 1951 г. в семье офицера. Семья жила на Украине, в Германии. В 60-е годы переехала в Шую.
В. Г. Верстаков учился в средней школе № 2. Был всесторонне одарён: выигрывал математические олимпиады; сдавая экзамены экстерном, «перешагивал» через класс; любил заниматься спортом.
Закончил Московскую Военно-инженерную академию им. Ф. Э. Дзержинского. Работал военным корреспондентом газеты «Правда». Прошёл Афганистан. Кавалер ордена Почёта и медали «За боевые заслуги». Автор нескольких стихотворных сборников, в которых воспевает отвагу и героизм русского солдата, с любовью пишет о своей малой родине – Шуе и Шуйском районе.

Прилодение 1, слайд 8 – стихотворение В. Г. Верстакова «Синий платочек» и вопросы для анализа стихотворения.

Учитель. Ребята, давайте прочитаем стихотворение В. Г. Верстакова с таким милым названием «Синий платочек»:

В двадцати километрах от города Южи
В глухоманном пустынном селе
Он живёт одиноко, поскольку не нужен
Никому на спасённой земле.

Обветшала наследственная пятистенка,
Окна пыльные искривлены,
Отражая в коричнево-красном оттенке
Заходящее солнце страны.

Под крыльцом протекают угрюмые воды
Безызвестной болотной реки,
Вдоль которой весной он выходит к народу,
Если мимо плывут рыбаки.

Он сидит на крыльце, он дымит, как на фронте,
Самокруткой с дешёвой махрой,
Он с внезапною болью бормочет: «Не троньте»,
И с привычной усмешкой: «Ге-рой…»

Он удит окуней, он картошку сажает,
Он, прищурясь, глядит на восход.
Он служил в разведроте. Он не угрожает –
Он про синий платочек поёт.

После выразительного прочтения этого стихотворения учеником учащиеся отвечают на следующие вопросы, предварительно обсудив ответы в группах:

  • Какими чувствами наполнено это стихотворение? Какие строки об этом говорят?
  • Что можно сказать о душевном состоянии солдата-ветерана?

Ученики приходят к выводу, что за милым названием стихотворения «Синий платочек» кроется тяжёлая судьба фронтовика. На исходе жизни он остался одиноким, никому не нужным. Эта тема одиночества солдата болью отзывается в душах тех людей, которые читают стихотворение.

Прилодение 1, слайд 9 – портрет народного художника СССР А. Шилова.

Учитель: Ребята, мы продолжим наш разговор о стихотворении В. Г. Верстакова после того, как посмотрим несколько картин народного художника СССР А. Шилова, талантливого портретиста.

Прилодение 1, слайд 10 – портреты ветеранов Великой Отечественной войны «Забытый», «Непобедимый», «Сестра милосердия».

Учитель. Ребята, а какой из этих портретов созвучен по настроению со стихотворением В. Г. Верстакова «Синий платочек»?

Учащиеся определяют, что таким портретом является «Забытый».

Прилодение 1, слайд 11 – портрет «Забытый» и вопросы для беседы.

Учитель. Ребята, вы правильно соотнесли по настроению стихотворение «Синий платочек» и портрет кисти А. Шилова «Забытый». А теперь я предлагаю вам ответить на следующие вопросы, предварительно обсудив ответы в группах:

  • Рассмотрите репродукцию картины А. Шилова «Забытый».
  • Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картину?
  •  Какие детали говорят об одиночестве героя и неуютности быта ветерана Великой Отечественной войны?
  • Какой нравственный урок должны извлечь для себя мы, молодое поколение России?

Учащиеся приходят к выводу, что для себя мы должны извлечь нравственный урок, заключающийся в следующем: нельзя бездушно относиться к ветеранам Великой Отечественной войны. Их осталось не так уж и много. Всех мы должны окружить вниманием и заботой. И в этом –  наш нравственный долг патриотов.

Учитель. Ребята, прочитайте последнюю строфу стихотворения и скажите, какую песню времён Великой Отечественной войны упоминает В. Г. Верстаков?

Ученики сообщают, что это песня «Синий платочек».

Прилодение 1, слайд 12 – фотография народной артистки СССР К. И. Шульженко.

Учитель. Ребята, перед вами первая исполнительница песни «Синий платочек» К. И. Шульженко. Мы имеем возможность послушать эту песню в её исполнении. Она поёт так, как пела солдатам-фронтовикам.

Учащиеся прослушивают песню в исполнении К. И. Шульженко.

Учитель. Итак, ребята, мы прочитали стихотворение В. Г. Верстакова, познакомились с портретом кисти А. Шилова «Забытый», прослушали песню «Синий платочек». Как, на ваш взгляд, эти произведения искусства связаны с темой нашего урока?

Учащиеся приходят к выводу, что и стихотворение, и картину, и песню объединяет память. Наша память о ратных страницах в истории СССР и России, память о конкретных людях, солдатах Великой Отечественной, погибших и выживших. Наш святой долг – сохранить эту память.

Прилодение 1, слайд 13 содержит ключевой вопрос урока: что значит быть достойным памяти героев Великой Отечественной войны?

Учитель. Ребята, а что значит быть достойным памяти героев Великой Отечественной войны?
Обсуждая этот вопрос, учащиеся приходят к выводу, что быть достойным памяти – это значит помнить войну, помнить ветеранов и заботиться о них.

Прилодение 1, слайд 14 рассказывает об акции «Поклон павшим», ежегодно проходящей в Пустошенской МСОШ.
После обсуждения фотографий слайда учитель обращается к ученикам с предложением:
«Подумайте, а как ваш класс может принять участие в данной акции?» Ребята предлагают конкретные дела, в которых примут участие.

Учитель. Итак, ребята, подходит к концу наш урок. Я предлагаю закончить его на эмоциональной ноте – исполнить песни, посвящённые Великой Отечественной войне.

Вместе с учителем школьники исполняют песню Е. Винокурова и А. Эшпая «Москвичи» и песню В. Высоцкого «Братские могилы».

Москвичи

Е. Винокуров                            А. Эшпай

В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Серёжка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.
А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.

Свет лампы воспалённой
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной,
В окне на Моховой.
Друзьям не встать. В округе
Без них идёт кино.
Девчонки, их подруги,
Все замужем давно.

Но помнит мир спасённый,
Мир вечный, мир живой
Серёжку с Малой Бронной
И Витьку с моховой.

Братские могилы

В. Высоцкий

На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И Вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы,
Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,
Горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов,
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?

Учитель вместе с учащимися подводит итоги урока, благодарит учеников за работу и взаимную радость общения.