Литература
-
Сказовая форма повествования (по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"). 10-й класс 2011
"Очарованный странник" – это рассказ о жизни, сказ о житии, опирающийся на народные легенды и предания. Сказовая форма -дает двойной портрет: рассказчика и автора, это искусное повествование, где исповедальное и игровое начала друг другу помогают.
-
Урок – читательская конференция на тему «Проблема чести и предательства в новелле П. Мериме "Маттео Фальконе"» 2011
Попробуем разобраться в творчестве французского писателя-романтика П. Мериме. Он автор увлекательных новелл. Он мастер создавать неожиданные повороты действия, драматические конфликты. Он рассказывает о необыкновенных, порой фантастических приключениях. Читая Мериме, мы оказываемся в мире сильных чувств. Он ставит читателя перед необходимостью решать серьёзные жизненные вопросы. Задача урока – раскрыть проблему чести и предательства в новелле П. Мериме "Маттео Фальконе".
-
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Урок нравственности. Лингвистический анализ текста на примере сказки А.Поповой "Коряга" 2011
На уроке учащиеся знакомятся со сказкой А. Поповой «Коряга», узнают об особенностях её композиции. На примере сказки дети учатся анализировать текст, выделять его части, определять его тему и идею, находить изобразительные средства языка.
-
Тематическое планирование по учебнику литературы под редакцией Г.С. Меркина. 5–7-е классы 2011
Представлены рабочие программы по литературе для 5–7-х классов.
-
Урок-размышление по главе из книги В.П. Астафьева "Последний поклон": "Ангел-хранитель" 2011
Урок по главе из книги В.П. Астафьева «Последний поклон» («Ангел-хранитель») может быть реализован в рамках программы для общеобразовательных учреждений по предмету «Литература Красноярского края». На примере произведений автора воспитывается стремление к деятельному добру, любовь к животным. Учащиеся приобретают навыки художественного анализа текста.
-
Урок «Юбилею Н.В. Гоголя посвящается…» 2011
Представленный урок – литературный час, посвященный юбилею Н.В. Гоголя, проводится в рамках недели русского языка и литературы. Для успешного обучения предлагаются такие формы работы, которые вызывают заинтересованность в изучении предмета: проектная деятельность, театрализованное представление, литературные викторины и др.
-
Литературная гостиная "Гротеск в произведениях русской литературы" 2011
Научно-практическое заседание литературной гостиной. Заседание проводят ученики 6-го гимназического класса.
-
Литературная гостиная "Классицизм в русском искусстве и литературе" 2011
Научно-практическое заседание литературной гостиной. Заседание проводят ученики 8-го гимназического класса.
-
"Окопная" правда в романе В.П. Астафьева "Веселый солдат" 2011
Урок по роману В.П. Астафьева «Веселый солдат» можно использовать как урок внеклассного чтения в 9-м классе при изучении темы «Герои и проблемы современной литературы» по программе любого автора; в 11-м классе (профильный и базовый уровни) при изучении темы «Современная литература»; как занятие по теме «Военная тема в современной литературе» элективного курса «Современная русская литература» под редакцией проф. Б.А. Ланина.
-
Интегрированный урок (математика + литература) по темам "Грин – человек светлой мечты" и "Решение квадратных уравнений" 2011
Интегрированный урок знакомства с жизнью и творчеством А.С. Грина и закрепления темы "Решение квадратных уравнений" направлен на то, чтобы обобщить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Грина с помощью различных источников информации. Ученики совершенствуют навыки решения квадратных уравнений. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, развивается коммуникативная культура.
-
"Пусть продолжится радостью жизнь" (по творчеству курского поэта В.Г. Золотарева) 2011
Воспитание духовно развитой личности – одна из важнейших задач литературы. Наиболее полно эти задачи можно реализовать на уроке внеклассного чтения, посвященном жизни и творчеству поэта Василия Григорьевича Золоторева. На урок вместе с поэтом приглашен и руководитель пресс-службы областного суда, журналист В.В. Кулагин, который работает вместе с поэтом-судьей. Урок продолжается чуть позже, но уже в Курском областном суде, куда по приглашению пришли ученики вместе со своим учителем.
-
"Русское народное творчество. Традиции фольклора в русской культуре". Урок обобщения знаний в 5-м классе 2011
Русская литература как учебная дисциплина одна из самых важных и необходимых в наше нелегкое время, ведь она воспитывает в человеке лучшие качества. Ученики совершенствуют и обобщают знания, умения и навыки по теме. Автор на уроке воспитывает любовь к народной культуре во взаимосвязи древности и современности.
-
Бинарный урок "История Кремля в математике и литературе" 2011
Работа представляет собой урок комплексного применения ЗУН с использованием мультимедийной презентации. Урок формирует у учащихся умения применять ЗУН по теме "Десятичные дроби" и отрабатывать навыки выразительного чтения поэтических текстов.
-
Классный час "Кубанское – значит качественное" 2011
Данная разработка классного часа содержит материал для знакомства с кубанской краевой программой «Качество». Её задача научить учащихся определять качество товара, изучить права потребителя, формировать потребительскую культуру учащихся.
-
Методические рекомендации к уроку литературы "Кубань и классики" 2011
Данные методические рекомендации можно использовать на уроках литературы в качестве регионального компонента с целью научить учащихся слышать красоту кубанской речи, воспитывать у ребят чувство любви к малой родине, формировать аналитические, исследовательские и коммуникативные умения, дать представление о самых разных аспектах прошлого и настоящего малой родины.
-
М.Булгаков "Дьяволиада". 11-й класс 2011
Литературный вечер, посвященный личности и творчеству М.Булгакова. Цель мероприятия: вовлечь учащихся в процесс чтения как интереснейший процесс интеллектуальной работы; развивать фантазию; обучать работе с текстом отбору текстового материала и его анализу, обучать сопоставительному анализу художественного произведения, театрального спектакля, киноверсии.
-
Внеклассное чтение по сказке П.Треверс Мэри Поппинс "Встреча Мэри Поппинс с мисс Эндрю". 5-й класс 2011
Внеклассное чтение книги П. Треверс «Мэри Поппинс» в 5-м классе позволяет сопоставить разные образы воспитателей детей с помощью театрального искусства, сравнивая художественное произведение и кинофильм. Цель: развитие у учащихся воображения, фантазии, веры в чудо; воспитание умения будни превращать в праздники.
-
Научно-практическое заседание литературной гостиной 2011
Разработка итогового урока по теме «Сказки» в 5-м гимназическом классе в форме научно-практического заседания литературной гостиной. Материалы к уроку были подобраны учениками и откорректированы учителем. Урок вели пятиклассники.
-
Тема урока: "Бородинское сражение" (урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино"). 5-й класс 2011
Представлен урок – экскурсия в воображаемое далекое прошлое, в 1812 год. Урок знакомит с творчеством М.Ю. Лермонтова. Учащиеся могут проанализировать стихотворения поэта.
-
Урок «Место и композицонная роль прологов в трагедии И.Ф. Гете "Фауст"» 2011
На уроке раскрываются своеобразие и композиционная роль прологов трагедии «Фауст», глубина взглядов автора на сущность человека.
-
Тема урока: "На любовь свое сердце настрою…" (по лирике Б.Ш. Окуджавы). 11-й класс 2011
Урок знакомит с творческой биографией Б.Ш. Окуджавы, с литературным жанром «авторская песня». Учащиеся приобретают навыки монологической речи и составления комплексного анализа лирического произведения.
-
Война и дети. А.Платонов. "Маленький солдат". 5-й класс 2011
Урок знакомит с ролью детей в годы Великой Отечественной войны; воспитывает у детей чувство патриотизма, любви к своей стране. На уроке закрепляются навыки анализа рассказа, ведется работа над литературоведческими понятиями. Данный урок – это урок-размышление над главной идеей рассказа. В течение урока использованы различные виды работ: выразительное чтение, чтение по ролям, пересказ, словесное рисование, беседа по вопросам, чтение наизусть стихотворений, рисунки детей.
-
"Слово пошло за живописью" (авангардная живопись и поэзия начала ХХ века). 11-й класс 2011
Урок-мастерская развивает умения учащихся самостоятельно исследовать художественные произведения искусства: поэзия и живопись, исходя из их специфики, с целью формирования эмоционально-ценностного отношения к футуризму как одному из наиболее ярких направлений русского авангарда. Урок носит интегративный характер (МХК, ИЗО, история) и позволяет учащимся реализовать себя в творческой деятельности.
-
Образ звезды в стихотворении Н.Рубцова "Звезда полей" 2011
Урок – педагогическая мастерская представляет совокупность пространств: игрового, учебного, художественно-творческого. Ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные знания. Занятие проводилось в 6-м и 8-м классах. Шестиклассники учились анализировать стихотворение, а восьмиклассники отрабатывали навыки анализа стихотворного произведения.
-
Урок-исследование по теме "Умом Россию не понять". Философская лирика. 10-й класс 2011
Цель урока – постижение философской глубины произведения Тютчева, развитие навыков интерпретации лирического стихотворения. Исследование текста стихотворения «Умом Россию не понять…» позволяет формировать умение языкового анализа лирического стихотворения. Метод проектирования помогает постичь гражданскую позицию поэта, русского человека, показать духовные возможности Родины – России. Устремления Тютчева к христианскому идеалу – стремление к святости. Нет святости – нет ценности.
-
"Антону Павловичу Чехову посвящается…" 2011
Предложенная литературно-музыкальная композиция посвящена жизни и творчеству А.П. Чехова. Мероприятие не ставит целью изучить отдельные факты биографии писателя, но предполагает развитие интереса к его судьбе и произведениям. Может быть представлена в виде группового долгосрочного творческого проекта.
-
Разработка урока литературы в 9–11-х классах по программе В.Я. Коровиной 2011
Урок-презентация по литературе в 9-м классе по программе В.Я. Коровиной «Сатирическое изображение новой социальной обстановки в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». На уроке повторяются основные вехи жизни и творчества М.А. Булгакова, закрепляются такие понятия, как «сатира», «ирония», «памфлет», «гротеск»; анализируются булгаковские сатирические приемы изображения действительности 20-х годов XX века.
-
Интегрированный урок по литературному чтению и творчеству А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя…" 2011
На уроке учащиеся знакомятся с произведением А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя…», продолжается работа над формированием навыка выразительного чтения, расширяется читательский кругозор, закрепляются знания учащихся о пичужской росписи и вырезного декора.
-
Урок по рассказу А.И. Солженицына "Правая кисть" 2011
Цель урока: пробудить интерес к личности, творчеству и мировоззрению А.И. Солженицына; осмыслить авторскую позицию по отношению к насилию, лжи, «мертвым» идеям и схемам.
-
"Все мы родом из детства". 11-й класс 2011
Одной из эффективных форм воспитательной работы является проведение прощальных уроков литературы в выпускном классе, которые способствуют глубокому осмыслению нравственных выводов произведений литературы, помогают подросткам осознать их великую созидательную силу. На данном уроке анализируется важный этап в жизни каждого человека и определяется его роль во взрослой жизни. Тщательно отобранные для урока произведения поданы в интересной форме и праздничной обстановке.