Литература
-
О.Генри. "Роман биржевого маклера" 2011
Беседа с учащимися по произведению О.Генри "Роман биржевого маклера".
-
Рассказ И.А. Бунина "Чистый понедельник": трагедийная концепция любви 2011
Урок в 11-м классе (2 часа) посвящен формированию отношения к трагедийной любви на примере творчества И.А. Бунина.
-
Открытый урок внеклассного чтения по изучению жизненного и творческого пути народного поэта Дагестана Расула Гамзатова "Журавли Расула Гамзатова" 2011
Предложенный в статье урок не является программным в основном курсе литературы для 9–11-х классов. Он разработан как урок внеклассного чтения в рамках предметной декады по литературе на тему “Культура объединяет народы”. Литературный материал этого урока имеет проблемно-тематическую связь с уроками основного курса. На уроке учащиеся знакомятся с биографией и творчеством поэта, разбирают смысловую составляющую его произведений.
-
Составление программы поэтического концерта "Русские поэты XIX века о Родине и родной природе: Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, И.С. Никитин, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, И.З. Суриков" 2011
На уроке учащиеся обращают внимание на художественно-образное содержание текста, чтобы глубже понять авторский замысел.
-
Использование текстов малой формы на уроках русского языка, литературы, факультативах, классных часах для формирования коммуникативно-речевых компетенций 2011
В статье автор рассматривает проблемы владения речью у современных старшеклассников и подчеркивает важность работы по развитию речи учеников на протяжении всего обучения в школе.
-
Любовная лирика Ф.И. Тютчева 2011
Урок призван познакомить учащихся с личной жизнью Ф.И. Тютчева и ее отображением в его поэтических произведениях.
-
Марина Цветаева 2011
Урок призван познакомить учащихся с биографией и творчеством Марины Цветаевой.
-
«Остап и Андрий в бурсе. Степь как образ Родине в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 2011
Цели занятия: показать формирование характеров Остапа и Андрия в бурсе; показать степь как образ Родины; пробудить чувство любви к Родине, восхищения красотой природы; развивать умение давать монологический ответ на поставленный вопрос, анализировать эпизод и объяснять его место в сюжете произведения, использовать в речи различные средства выразительности.
-
Совершенствование техники чтения в 5-х классах посредством дидактического материала 2011
Статья посвящена методам и формам обучения чтению, приводятся основные ошибки учащихся при обучении чтению. Также приводятся виды работ, на которые учителю следует обратить внимание при формировании навыков чтения и понимания прочитанного.
-
Сказовая форма повествования (по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"). 10-й класс 2011
"Очарованный странник" – это рассказ о жизни, сказ о житии, опирающийся на народные легенды и предания. Сказовая форма -дает двойной портрет: рассказчика и автора, это искусное повествование, где исповедальное и игровое начала друг другу помогают.
-
Урок – читательская конференция на тему «Проблема чести и предательства в новелле П. Мериме "Маттео Фальконе"» 2011
Попробуем разобраться в творчестве французского писателя-романтика П. Мериме. Он автор увлекательных новелл. Он мастер создавать неожиданные повороты действия, драматические конфликты. Он рассказывает о необыкновенных, порой фантастических приключениях. Читая Мериме, мы оказываемся в мире сильных чувств. Он ставит читателя перед необходимостью решать серьёзные жизненные вопросы. Задача урока – раскрыть проблему чести и предательства в новелле П. Мериме "Маттео Фальконе".
-
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Урок нравственности. Лингвистический анализ текста на примере сказки А.Поповой "Коряга" 2011
На уроке учащиеся знакомятся со сказкой А. Поповой «Коряга», узнают об особенностях её композиции. На примере сказки дети учатся анализировать текст, выделять его части, определять его тему и идею, находить изобразительные средства языка.
-
Тематическое планирование по учебнику литературы под редакцией Г.С. Меркина. 5–7-е классы 2011
Представлены рабочие программы по литературе для 5–7-х классов.
-
Урок-размышление по главе из книги В.П. Астафьева "Последний поклон": "Ангел-хранитель" 2011
Урок по главе из книги В.П. Астафьева «Последний поклон» («Ангел-хранитель») может быть реализован в рамках программы для общеобразовательных учреждений по предмету «Литература Красноярского края». На примере произведений автора воспитывается стремление к деятельному добру, любовь к животным. Учащиеся приобретают навыки художественного анализа текста.
-
Урок «Юбилею Н.В. Гоголя посвящается…» 2011
Представленный урок – литературный час, посвященный юбилею Н.В. Гоголя, проводится в рамках недели русского языка и литературы. Для успешного обучения предлагаются такие формы работы, которые вызывают заинтересованность в изучении предмета: проектная деятельность, театрализованное представление, литературные викторины и др.
-
Литературная гостиная "Гротеск в произведениях русской литературы" 2011
Научно-практическое заседание литературной гостиной. Заседание проводят ученики 6-го гимназического класса.
-
Литературная гостиная "Классицизм в русском искусстве и литературе" 2011
Научно-практическое заседание литературной гостиной. Заседание проводят ученики 8-го гимназического класса.
-
"Окопная" правда в романе В.П. Астафьева "Веселый солдат" 2011
Урок по роману В.П. Астафьева «Веселый солдат» можно использовать как урок внеклассного чтения в 9-м классе при изучении темы «Герои и проблемы современной литературы» по программе любого автора; в 11-м классе (профильный и базовый уровни) при изучении темы «Современная литература»; как занятие по теме «Военная тема в современной литературе» элективного курса «Современная русская литература» под редакцией проф. Б.А. Ланина.
-
Интегрированный урок (математика + литература) по темам "Грин – человек светлой мечты" и "Решение квадратных уравнений" 2011
Интегрированный урок знакомства с жизнью и творчеством А.С. Грина и закрепления темы "Решение квадратных уравнений" направлен на то, чтобы обобщить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Грина с помощью различных источников информации. Ученики совершенствуют навыки решения квадратных уравнений. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, развивается коммуникативная культура.
-
"Пусть продолжится радостью жизнь" (по творчеству курского поэта В.Г. Золотарева) 2011
Воспитание духовно развитой личности – одна из важнейших задач литературы. Наиболее полно эти задачи можно реализовать на уроке внеклассного чтения, посвященном жизни и творчеству поэта Василия Григорьевича Золоторева. На урок вместе с поэтом приглашен и руководитель пресс-службы областного суда, журналист В.В. Кулагин, который работает вместе с поэтом-судьей. Урок продолжается чуть позже, но уже в Курском областном суде, куда по приглашению пришли ученики вместе со своим учителем.
-
"Русское народное творчество. Традиции фольклора в русской культуре". Урок обобщения знаний в 5-м классе 2011
Русская литература как учебная дисциплина одна из самых важных и необходимых в наше нелегкое время, ведь она воспитывает в человеке лучшие качества. Ученики совершенствуют и обобщают знания, умения и навыки по теме. Автор на уроке воспитывает любовь к народной культуре во взаимосвязи древности и современности.
-
Бинарный урок "История Кремля в математике и литературе" 2011
Работа представляет собой урок комплексного применения ЗУН с использованием мультимедийной презентации. Урок формирует у учащихся умения применять ЗУН по теме "Десятичные дроби" и отрабатывать навыки выразительного чтения поэтических текстов.
-
Классный час "Кубанское – значит качественное" 2011
Данная разработка классного часа содержит материал для знакомства с кубанской краевой программой «Качество». Её задача научить учащихся определять качество товара, изучить права потребителя, формировать потребительскую культуру учащихся.
-
Методические рекомендации к уроку литературы "Кубань и классики" 2011
Данные методические рекомендации можно использовать на уроках литературы в качестве регионального компонента с целью научить учащихся слышать красоту кубанской речи, воспитывать у ребят чувство любви к малой родине, формировать аналитические, исследовательские и коммуникативные умения, дать представление о самых разных аспектах прошлого и настоящего малой родины.
-
М.Булгаков "Дьяволиада". 11-й класс 2011
Литературный вечер, посвященный личности и творчеству М.Булгакова. Цель мероприятия: вовлечь учащихся в процесс чтения как интереснейший процесс интеллектуальной работы; развивать фантазию; обучать работе с текстом отбору текстового материала и его анализу, обучать сопоставительному анализу художественного произведения, театрального спектакля, киноверсии.
-
Внеклассное чтение по сказке П.Треверс Мэри Поппинс "Встреча Мэри Поппинс с мисс Эндрю". 5-й класс 2011
Внеклассное чтение книги П. Треверс «Мэри Поппинс» в 5-м классе позволяет сопоставить разные образы воспитателей детей с помощью театрального искусства, сравнивая художественное произведение и кинофильм. Цель: развитие у учащихся воображения, фантазии, веры в чудо; воспитание умения будни превращать в праздники.
-
Научно-практическое заседание литературной гостиной 2011
Разработка итогового урока по теме «Сказки» в 5-м гимназическом классе в форме научно-практического заседания литературной гостиной. Материалы к уроку были подобраны учениками и откорректированы учителем. Урок вели пятиклассники.
-
Тема урока: "Бородинское сражение" (урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино"). 5-й класс 2011
Представлен урок – экскурсия в воображаемое далекое прошлое, в 1812 год. Урок знакомит с творчеством М.Ю. Лермонтова. Учащиеся могут проанализировать стихотворения поэта.
-
Урок «Место и композицонная роль прологов в трагедии И.Ф. Гете "Фауст"» 2011
На уроке раскрываются своеобразие и композиционная роль прологов трагедии «Фауст», глубина взглядов автора на сущность человека.
-
Тема урока: "На любовь свое сердце настрою…" (по лирике Б.Ш. Окуджавы). 11-й класс 2011
Урок знакомит с творческой биографией Б.Ш. Окуджавы, с литературным жанром «авторская песня». Учащиеся приобретают навыки монологической речи и составления комплексного анализа лирического произведения.