Цели занятия.
Обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках русского языка, литературы, информатики при изучении тем: "Правописание гласной в корнях слов", "Правописание приставок", "Знаки препинания при однородных членах предложения" (русский язык); "Поэзия Ивана Бунина" (литература); "Планеты Солнечной системы" (астрономия); "Текстовый редактор Word", "Графические редакторы" (информатика).
Задачи.
Образовательные:
- познакомить обучающихся с поэзией Ивана Бунина, в которой отражена космическая тема;
- проверить знания учащихся по русскому языку и литературе через работу на компьютере;
- использовать информационные технологии, мультимедиа и Интернет в соответствии с заданной целью и задачами.
Воспитательные:
- привить интерес к русскому языку и русской поэзии;
- воспитать дух патриотизма, гражданственности, уважения к поэтическому наследию соотечественников;
- воспитать чувство коллективизма, ответственности за вклад в решение общей задачи.
Развивающие:
- развить творческое мышление и логику;
- развить навык ведения исследовательской деятельности;
- активизировать работу обучающихся при выполнении нестандартных графических заданий;
- закрепить навыки работы в текстовом редакторе при выполнении операции форматирования текста, с использованием вставки объектов, эффектов оформления текста.
Здоровьесберегающие:
- соблюдать правила и нормы работы на компьютере;
- использовать частую смену видов деятельности;
- применять игровые формы работы.
Оборудование: портрет И.Бунина, распечатки стихотворений поэта, классная доска-экран показателей группы, алгоритм выполнения учебного проекта, персональные компьютеры, ОС Windows XP; Microsoft Office 2003.
Время: два учебных часа.
Ход занятия
Станция первая. Разминочная. Дайте ответ на вопрос.
В стихотворении И.Бунина "Луна" есть такие строки:
:Да будет миру весть,
Что день мой догорел, но след мой в мире есть.
Что означает фразеологизм "оставь свой след"?
Если взять прямое значение этого словосочетания, то назовите две планеты-великаны, на которых след оставить нельзя. (Юпитер и Сатурн. Это газовые планеты, на которые нельзя высадиться человек; даже ядро этих планет желеобразное).
И царственным гербом
Горят алмазные Плеяды
В безмолвии ночном.
О каких плеядах идёт речь в этих строках? (Плеяды - это несколько звёзд, созвездие)
В русском языке приставки имеют значение. Объясните значение приставки СО- в слове созвездие. (Значение приставки СО-: вместе, рядом находящиеся, сочетаемое)
Вслушайтесь в названия звёзд и определите по названию, к какому созвездию они относятся: Медведь, Хребет, Бедро, Корень хвоста, Чёрный конь, Передник, Всадник, Предводитель плакательщиков. (Здесь перечислены названия звёзд созвездия Большой медведицы)
Станция вторая. Двоичная.
Компьютер не воспринимает человеческую речь, работает при помощи команд. Информация передаётся с помощью сигналов в закодированном виде. Для электронных устройств устойчивым является двухпозиционное состояние: "реле замкнуто" или "реле разомкнуто", или "поверхность намагничена" или "размагничена". Таким образом, компьютер, работая с двоичной системой счисления (логические 0 и 1), воспринимает только эти два состояния.
Мы предлагаем вам суждения, вы, поднимая карточку "0" или "1", выражаете своё согласие с ним.
:Ты меркнешь, умираешь -
И вновь горишь. Как Феникс древних дней,
Чтоб возродиться к жизни - ты сгораешь.
Правда ли, что звезда МИРА в созвездии КИТА, как это подмечено Буниным, может то ярко гореть на небосводе, то быть невидимой для глаза человека? (Да, эта звезда, одна из всех, то ярко горит на небе, и тогда её можно увидеть невооружённым глазом, то "потухает", и тогда её можно разглядеть только в телескоп)
Пройдут века, и Сириус, над Нилом
Теперь огнём горящий, станет синь.
Бунин пишет, что цвет звезды из красного может стать синим. Истинно ли это? (Нет, цвет звезды не меняется. Сириус - это голубая звезда, а эффект изменения цвета - это лишь влияние рядом находящейся звезды, которая, взорвавшись, из красной стала белой).
Во многих стихотворениях русский поэт упоминает космические объекты. Вот, например:
Но к полночи восходит на востоке
Мертвец Сатурн - и блещет, как свинец.
Правда ли, что у этого "властелина колец" кольца состоят из камней и льда? (Да)
Раньше под словом "Вселенная" подразумевался не только земной шар, но и земля, на которой селились люди. Истинно ли это? (Да, смотри словарную статью В.Даля)
Огни небес, тот серебристый свет,
Что мы зовём мерцаньем звёзд небесных,
Порою только неугасший след
Уже давно померкнувших планет,
Светил, давно забытых и небесных.
Бунин, когда писал эти строки, ошибался: когда звезда сгорает, она "гаснет" сразу. (Нет, свет сгорающей звезды виден ещё много лет)
Истинно ли, что космополит - это человек, который не признаёт особых отношений к родине, он вселенец, всемирный гражданин? (Да)
Станция третья. Проверочная.
Иван Бунин - поэт и писатель старой классической школы. Об этом, например, говорит тот факт, что Иван Алексеевич до конца жизни использовал дореволюционную систему написания с "ер" и "ять". Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания (режим проверки отключён).
Как коротка и бестолкова жизнь! И какой мир и покой вокруг, в этом солнечном затишье, в ограде старого погоста! Горячий ветер проносился по верхушкам светлых деревьев, сквозившим на безоблачном небе, до времени поредевшим от зноя, волновал по камням, памятникам их прозрачную, лёгкую тень. (Повесть "Деревня").
Станция четвёртая. Станция кодирования.
Поэтический язык - язык символов и образов. Определите, какие космические объекты зашифровал поэт под подчёркнутыми словами.
1. В полночь выхожу один из дома,
Мёрзло по земле шаги стучат,
Звёздами осыпан чёрный чад
И на крышах - белая солома:
Трауры полночные лежат. (Чёрный чад =небо; трауры=тени).
2. Я одинок и ныне - как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нём Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень. (Вечерняя звезда=Солнце).3. Бог для ночных паломников в Могребе
Зажёг огни - святы звёзды Пса.
Привет тебе, сверкающая в небе
Алмазно-синяя роса! (Алмазно-синяя роса=звёзды)4. Настанет Ночь моя, ночь долгая, немая.
Тогда велит Господь,
Творящий чудеса,
Светилу новому взойти на небеса. (Светило новое=луна)
Станция пятая. Поэтическая.
Составить стихотворение по заданным рифмам (рифмы взяты из стихотворений Бунина):
Млечный - вечный
Комета - примета
Планет - нет
Небес - чудес
Сферы - веры
Уносит - просит
Человек - век
Станция шестая. Творческая.
Работа над учебным проектом "Создание коллажа на основе поэтического текста И.Бунина". В работе используются различные вставки, оформительские эффекты (шрифт, цвет).