Цели урока:
- исследовать развитие в произведениях Н.В.Гоголя творческих тем А.С. Пушкина;
- познакомить учащихся с нравственной проблематикой повести "Невский проспект";
- совершенствовать умение комплексного анализа текста;
- развивать навыки сопоставительного анализа;
- воспитывать сопереживание литературному герою.
Эпиграфы:
"Люблю тебя, Петра творенье:"
А. С.Пушкин."О, не верьте этому Невскому проспекту!"
Н.В.Гоголь.
Ход урока
1. Историческая справка. Петербург и его символы.
- Сегодня мы с вами будем говорить о Петербурге. Бывал ли кто-нибудь из вас в этом городе? Какие впечатления остались? Каковы символы Петербурга? (Медный всадник, Невский проспект)
- Заметили ли вы отношение к городу его жителей? Какое оно?
- Что вы знаете о Невском проспекте?
(Историческая справка о Невском проспекте, как обобщение сказанного учащимися, даётся подготовившимся дома учеником.)
- Давайте познакомимся с Невским проспектом и его достопримечательностями.
( Показывается презентация "Виды Невского проспекта" под сопровождение песни А.Розенбаума "Прогулка по Невскому" )
2. Обобщение темы "Поэма А.С.Пушкина "Медный всадник".
- Я думаю, вы согласитесь, что увиденное нами соответствует тем мечтам, которые вынашивал
Пётр I в пушкинской поэме "Медный всадник".
-Давайте вспомним сюжет и проблематику поэмы.
- Подумаем, какие цитаты будут соответствовать показанным иллюстрациям (открытки Бенуа).
(Показ слайдов и подбор к ним цитат из текста, розданных в виде карточек)
- Любит ли Пушкин Петербург?
- Как был изображён город в поэме?
- Кто же был прав: Пётр I или Евгений? Почему?
(Правды Петра I и Евгения равны)
- Какие темы мы рассматривали при изучении поэмы?
(темы "города" и "маленького человека").
3. Беседа по повести Н.В.Гоголя "Невский проспект". (Работа с текстом повести.)
- На уроках мы часто возвращаемся к творчеству А. С.Пушкина. Он наметил в русской литературе многие темы, к которым будут обращаться другие писатели и поэты, осмысливая их по-своему. В частности, названные вами темы "города" и "маленького человека".
(Обратиться к эпиграфам, написанным на доске.)
Давайте мы с вами посмотрим, как это делает Н.В. Гоголь .
- Назовите главных героев.
(Обратить внимание, что, Невский проспект - главный герой повести)
- В чем вы видите особенность изображения Невского проспекта? Почему автор восклицает: "Нет ничего лучше Невского проспекта!", но дальше не показывает его достопримечательностей?
- На чем Гоголь сосредоточил свое внимание и внимание читателей?
- Проверка домашнего задания (изображение Невского проспекта в повести Гоголя).
- Вместо людей мы видим части тела и детали одежды. Чего достигает автор, используя метонимию?
(Показывает бездуховность людей, гуляющих по проспекту).
- Какие ещё приемы использует автор? (антитеза, гипербола, олицетворение)
4. Отношение Пушкина и Гоголя к Петербургу.
- Мы говорили о том, почему Пушкин выбирает в качестве символа города Медного всадника. Гоголь выбирает центральную улицу.
- В чём разница в подходе писателей к теме города? С какой точки зрения смотрят на Петербург Пушкин и Гоголь?
- Что является предметом интереса писателей?
(Пушкин подходит к теме с исторической точки зрения. Гоголь показывает результат петровских преобразований: город и его жителей.)
-Исходя из всего сказанного, что вы можете сказать, какой образ создаёт в своих повестях Гоголь?
(город страшен, мрачен, лжив, бездушен)
- Какая разница присутствует в восприятии Петербурга Пушкиным и Гоголем?
(Пушкин видит положительное и отрицательное. Гоголь показывает только отрицательное.)
5. Беседа с учащимися. Образы Пискарева и Пирогова.
На экране слайды. Иллюстрации к повести "Невский проспект".
Художник Д.Н. Кардовский. 1905 год. (Приложение 3)
Сообщения учащихся (домашнее задание - пересказ истории Пирогова и Пискарева)
Учитель:
- Охарактеризуйте Пискарёва. Можно ли его назвать "маленьким человеком"?
- Сравните Пискарёва и Евгения.
-Похожи ли их мечты?
(Семейное счастье с любимой.)
- Возможно ли было бы счастье для Евгения, если бы не произошло наводнение?
(Да)
- Смотря с этой точки зрения, ужасен ли Петербург Пушкина?
(Нет.)
- В какой области, реальной или нереальной, находится счастье для Пискарёва?
(В нереальной.)
- Какова художественная функция снов Пискарева в повести?
(Его внутренний мир, мечты)
- Как вы считаете, в чем причина гибели Пискарева?
(Несоответствие между мечтой и реальностью.)
- Возможно ли его счастье в этом городе?
(В гоголевском Петербурге невозможно добиться справедливости.)
- Для чего дан Пирогов? Охарактеризуйте его. (Характеристика на основе текста.)
- Как Пирогов относится к реальной жизни?
- Кто из героев более органично вписывается в Невский проспект? Кто менее? Почему?
- Создаёт ли Невский проспект общность людей? А единство?
Случайно ли Гоголь дал героям такие фамилии? (говорящие)
- Случайна ли смерть Пискарёва? Почему процветает Пирогов?
6. Домашнее задание.
Ответить на вопросы:
1. Кого из героев повести "Невский проспенкт" можно назвать "маленьким человеком", а кого "мелким"?
2. Выявите в произведениях Н.В.Гоголя продолжение творческих идей А.С.Пушкина. (По "Маленьким трагедиям", "Повестям Белкина" и "Петербургским повестям")