"Поверьте мне: я чист душою…" – Светлая лирика Николая Рубцова. 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цели урока:

1. Образовательные:

  • осветить страницы биографии Н.Рубцова;
  • приобщить учащихся к миру поэтических образов его лирики: свет, звезда, душа; показать неразрывную связь поэзии Рубцова с родной землёй;

2. Развивающие:

  • продолжить развитие навыка анализа поэтического текста;
  • способствовать развитию эмоциональной сферы, чувства художественного слова, чтения;
  • развивать осмысленность, логичность, склонность к исследовательской деятельности.

3. Воспитательная:

  • воспитывать на примере лирики поэта общечеловеческие ценности, чувство любви ко всему живому на земле, к поэтическому слову.

Методы работы: передача знаний, объяснение учителя, выразительное чтение, пересказ, беседа с элементами анализа, диалог, самостоятельная работа, ТСО.

Оборудование: тексты произведений, стихотворения о Н.М. Рубцове, портрет, выставка сборников поэта, мультимедиа, звукозапись «В горнице», «Звезда полей», альбомные листы, краски, карандаши.

Оформление: на доске в центре портрет поэта, напечатанные листы с краткой автобиографией, картины с пейзажами. На столике выставка сборников стихов Н. Рубцова, сборники стихотворений Тютчева, Есенина, Клюева, книги В. Белова.

Предварительная работа с учащимися:

  1. Индивидуальные задания (сообщения о биографии Рубцова).
  2. Чтение стихотворений, подборка строчек из них со словами: свет, душа, звезда (с целью экономии времени на уроке).

Эпиграф урока:

Это были стихи. Это были стихи!
Просто были стихи… но какие! –
Отмывалась душа. Отпускались грехи.
Это – вечная боль по России.
А. Борычев

Ход урока

I. Слово учителя. Восприятие личности поэта.

Слайды 1-2

Это были стихи. Это были стихи!
Просто были стихи… но какие! –
Отмывалась душа. Отпускались грехи.
Это – вечная боль по России.

Это были не рифмы, а рифы, на них
Разбивались бесчувствия шхуны.
Вот таков и бывает он, подлинный стих.
Вот такие звенящие струны!

Кто осмелится после ещё написать –
Это будет подобье подобий.
Устреми мысль и чувства под небеса –
Не получится; даже не пробуй!

Только чистый простор непробуженных строк, –
Он всё манит тебя, он всё манит.
Кто же, кто преподаст тебе новый урок
В этом горестном жизни тумане?
Борычев Алексей Леонтьевич

Памяти Н. Рубцова
Жил человек с бессонною душой.
Она тревожных глаз не закрывала,
Ей собственного счастья было мало,
Когда несчастлив кто-то был другой.

Жил человек, ценитель старины.
Преданий русских, свадеб, песнопенья.
В нём жизнь сама рождала те творенья,
Что пахли духом поля и сосны.

И в том неброском северном краю
Ему в любви и верности он клялся,
Где родился и где в земле остался,
Его стихи читают и поют.
А. Иванов

– Как вы думаете, ребята, о каком человеке можно так пронзительно сказать?

Возможные ответы: поэт, оставивший о себе память, свято хранивший традиции предков, человек чести, совести. Это патриот, гражданин. Его любили. Он очень пропускал через своё сердце боль за Россию. Его стихи облагораживали человека, очищали душу.

А это стихотворение поэта, о котором вы так много сказали добрых слов. Не правда ли, оно подтверждает ваши мысли и строчки стихотворений А.Иванова и А. Борычева.

Слайд 3

До конца
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!

Перед этой
Желтой, захолустной
Стороной березовой
Моей,
Перед жнивой
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей.
Перед этим
Строгим сельсоветом.
Перед этим
Стадом у моста,
Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.

Пусть она
Останется чиста
До конца,
До смертного креста!

1969 г.

Какую мысль здесь хочет до нас донести автор?

Я клянусь:
Душа моя чиста.

Для русских писателей характерно острое чувство нравственной ответственности за судьбы и страдания людей, пронизывающее не только творчество, но и личную жизнь писателей. Они были и остаются совестью народа. Не потому ли так недолог жизненный путь многих русских поэтов и писателей: их сердца надрываются от боли, боли за нас. Можем ли мы оставаться равнодушными?

Да, он и был именно таким, поэт Николай Михайлович Рубцов, чистой души человек, родившийся на нашей архангельской земле, воспитанный и вскормленный землёй вологодской. Ему посвящена наша сегодняшняя встреча, мы познакомимся с жизненным и творческим путём поэта, хотя невозможно рассматривать эти два пути по отдельности.

Учебная ситуация.

Обратите внимание на эпиграф урока «…отмывалась душа…» – это о творениях поэта Николая Рубцова. Читая сегодня его стихотворения, постараемся постигнуть их красоту, лиричность, любовь к родному краю. Откроем вместе с вами мир поэзии поэта.

Запишите в тетрадь тему нашей встречи с Николаем Рубцовым и эпиграф. Обратите внимание на эпитеты «светлая», не случайно сказано «светлая лирика», и «чистая», это о душе, попробуем после всего услышанного в течение нашего разговора о поэте кратко и образно сказать, почему именно этими словами можно выразить всё очарование рубцовской лиры. Свяжите свой ответ с эпиграфом. По ходу урока делайте необходимые записи, чтобы доказать свою мысль. Можете свой ответ ассоциативно выразить в рисунке.

II. Сообщения учащихся.

Слайды 4-6

Детство. Николай Михайлович Рубцов – поэт, родился 3 января 1936 года. «Николай Рубцов родился городе Емецке Архангельской области в простой семье. Его отец-Михаил Андреанович – работал начальником ОРСа местного леспромхоза. Мать – Александра Михайловна – была домохозяйкой. В семье Рубцовых было пятеро детей: три дочери и два сына. На момент рождения Николай был пятым, самым младшим ребенком в семье (чуть позже родится еще один мальчик – Борис). Перед самым началом войны семья Рубцовых перебралась в Вологду, где отец будущего поэта получил высокую должность в местном горкоме партии. Проработал он там чуть больше года, после чего в июне 1942 года его призвали на фронт. Дело, в общем, для военного времени обычное, однако незадолго до отправки Рубцова-старшего в его семье случилась беда: умерла жена. Так как оставить четверых детей без взрослой опеки (к тому времени дочери Рая и Надежда умерли после болезни) отец никак не мог, он вызвал к себе свою сестру Софью Андриановну. Та приехала в Вологду, однако взять всех детей отказалась. Поэтому с ней уехала лишь старшая из дочерей – Галина, а младшие были разбросаны кто куда. Альберт был отдан в ФЗУ, а Николай и Борис отправились в Красковский дошкольный детдом. Пятьдесят граммов хлеба да тарелка бульона – вот и весь тогдашний рацион детдомовцев. Иногда детишки ухитрялись воровать на воле турнепс и пекли его на кострах. И хотя всем обитателям детдома жилось несладко, однако Коле Рубцову особенно. Совсем недавно у него была любящая мать, отец, несколько братьев и сестер, и вдруг – полное одиночество. Особенно оно обострилось после того, как часть детдомовцев, в том числе и его брата Бориса, оставили в Краскове, а Николая вместе с другими отправили в Тотьму. Так оборвалась последняя ниточка, связывавшая мальчика с родными. Единственным лучиком света тогда для 7-летнего Коли была надежда на то, что с фронта вернется отец и заберет его обратно домой. Но и этой мечте мальчика не суждено было сбыться. Его отец отказался от него.

Между тем среди детдомовцев Николай Рубцов считался одним из лучших учеников. И хотя учили их намного хуже того, что было в средних школах (на четыре предмета был один учитель), однако дети и этому были рады. И третий класс Коля закончил с похвальной грамотой. Тогда же он написал первое стихотворение.

Что касается характера мальчика, то, по воспоминаниям его товарищей по детдому, он был среди них самым ласковым и ранимым. При малейшей обиде он отходил в сторону и горько плакал. И кличку он тогда носил довольно мягкую для пацана – Любимчик.

Об этих днях сам Рубцов писал позднее так:

Вот говорят, что скуден был паек
Что были ночи с холодом, с тоскою, –
Я лучше помню ивы над рекою
И запоздалый в поле огонек.
До слез теперь любимые места!
И там, в глуши, под крышею детдома,
Для нас звучало как-то незнакомо,
Нас оскорбляло слово «сирота».

Слайды 7-8. Путёвка в жизнь. В июне 1950 года Николай Рубцов закончил семилетку и, едва получив диплом, покинул стены ставшего ему родным детдома. Его путь лежал в Ригу, в мореходное училище, о поступлении в которое он мечтал все последние годы своего пребывания в детском доме. Он преисполнен самых радужных надежд и ожиданий”. Но документов у него в мореходное училище не приняли, ссылаясь на возраст. Рубцов поступает в Лесотехнический техникум, но, едва получив паспорт, отправляется в странствия. Более двух лет он работал кочегаром на рыболовецком судне.

В начале 1955 года приехал в Ленинград и стал рабочим Кировского завода. Отсюда он был призван в армию и прослужил на флоте 4 года. При газете Северного флота было литературное объединение, членом которого он стал, и к этим годам относятся первые публикации его стихов.

После демобилизации Рубцов возвращается на Кировский завод, работает кочегаром, слесарем. Одновременно участвует в работе литературного объединения при заводской газете.

В 1962 году, после окончания вечерней школы, поступает в Литературный институт в Москве. Широкому читателю его имя стало известно после опубликованной в 1964 году в журнале “Октябрь” подборки из нескольких его стихотворений. В этом же году Рубцов переводится на заочное отделение, и с этого времени начинается его неустроенная, полная лишений скитальческая жизнь. Он ездит по стране, возвращается в родное село, где иногда подолгу живет один, отрезанный от мира бездорожьем…

Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя…

Но были и минуты счастья. В 1963 году Николай Рубцов обзавелся семьей в селе Никольском и, приезжая сюда, шел вдоль посада над рекой, стараясь еще издали увидеть избушку, где его ждали.

Изба небольшая, с пологой крышей и крохотными оконцами, одно из которых смотрит на реку Толшму. Рядом соседние дома и серые заборы, местами изрядно покосившиеся, кое-где подновленные, а то и попросту изгороди ершатся кольями. А позади избушки черемуха, грядки огорода и тропка под ними, по которой можно выйти к лесу...

Много раз этой тропкой хаживал Николай – на речку, в лес за рыжиками или волнушками, на покос. Летом 1964 года, еще не зная, видимо, об исключении из института, жил Николай Рубцов у себя в деревне, занимаясь обычными делами, зазывал к себе в гости друзей.

После исключения из Литературного института Николай Рубцов в глухой вологодской деревне пишет стихотворение «Душа», напечатанное лишь после его смерти:

За годом год уносится навек,
Покоем веют старческие нравы, –
На смертном ложе гаснет человек
В лучах довольства полного и славы!
Последний день уносится навек…
Он слезы льет, он требует участья,
Но поздно понял важный человек,
Что создал в жизни ложный облик счастья!

Учитель: Горько, ребята, слышать эти строчки. Очень рано ушёл из жизни этот замечательный человек, но оставил после себя свет поэзии. Относительная известность пришла к Николаю Рубцову ещё при жизни. Творчество его ценили, к слову его прислушивались, строчки из его стихов цитировали сплошь и рядом. Но по-настоящему масштаб его самобытного таланта признали, как водится, только после его смерти. Окунёмся же и мы с вами в мир поэзии Николая Рубцова.

III. Минуты поэзии.

Слушаем выразительное чтение понравившихся стихотворений Рубцова в исполнении детей.

Учитель: Ребята, слушая стихи Рубцова, не ощутили ли вы какой-нибудь их связи с лирикой других поэтов? Чем обусловлена эта связь?

Я думаю, что ученики назовут имя Ф. Тютчева, Сергея Есенина, вспомнят его биографию.

Рубцов очень любил стихи Есенина, восторгался его поэзией. Заступничество его за имя С. Есенина послужило поводом для отчисления из института. Оратор, выступавший перед студентами, стал перечислять имена знаменитых поэтов, не назвал Есенина. Рубцов закричал: «Где Есенин?». Был схвачен за шиворот рьяным администратором. Потом это расценили как драку. Николай Рубцов в стихотворении «Сергей Есенин» писал:

Да, недолго смотрел он на
Русь голубыми глазами поэта.
Но была ли кабацкая грусть?
Грусть, конечно, была… Да не эта.

Вёрсты все потрясённой земли,
Все земные святыни и узы
Словно б нервной системой вошли
В своенравность есенинской музы!

Это муза не прошлого дня.
С ней люблю, негодую и плачу.
Много значит она для меня,
Если сам я чего-нибудь значу.

И по жизни было какое-то сходство. Оба родом из деревни, писали «деревенские» стихи. Оба поэта были обделены родительской лаской (Н. Рубцов рос в детдоме, С. Есенин – в доме деда по матери). Семейная жизнь обоих поэтов оставляла желать лучшего. Жизненный путь был короткий (Н. Рубцов прожил 35 лет, С. Есенин – 30), а смерть – безвременной и трагической. Самое же главное то, что оба поэта были удивительно лиричны и понятны народу. Здесь же можно говорить и о преемственности русской литературы. Хотя у каждого поэта, писателя свой путь, своё миропонимание, свой неповторимый стиль.

Жизнь Рубцова была горькой и тяжелой, а вот стихи – добрыми и светлыми. От света поэзии Рубцова «в горнице моей светло», светло в душе.

IV. Анализ стихотворений. «В горнице».

Слайд 9.

Звучит песня на стихи Н. Рубцова «В горнице».

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…

Красные цветы мои
В садике завяли все
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

Стихотворение «В горнице» было опубликовано в книге "Звезда полей" в 1967 году.

Вопросы:

Какие бы мотивы вы здесь отметили?

Классическое стихотворение «В горнице» построено на принципе развития традиционных для Рубцова тем и мотивов: звёздное мерцание и покойная тишина ночи в антитезе к «хлопотливому дню»; автобиографичные мотивы воспоминания об умершей матери и восприятие мира сквозь призму детского мироощущения; мотив "красного цветка", о котором он писал ещё в детстве. Кроме этого наличие некоторых бытовых реалий, переосмысленных Рубцовым.

Есть ли в стихотворение цветопись, звукопись? Где происходит действие?

"Горница" – лучшая комната в крестьянском доме, производное от древнерусского горьнь "верхний" от гора. В.И. Даль связывает слово "горница" напрямую с таким понятием, как "покой". Таким образом, строки можно понимать более широко: как описание некоего духовного (душевного) состояния лирического героя.

Какие ассоциации вызвало у вас это стихотворение?

Как будто бы лирическому герою снится сон. Свет звезды в окно, матушка с ведром воды. Посмотрите, как ласково он её называет. Видимо, душа героя всегда тосковала по ласке матери. В следующих строках, где говорится о завядших цветах и о сгнившей лодке, слышна тревога о чём-то незавершённом, но очень важном. И последняя строфа: лирический герой успокоился, он поливает цветы, мастерит лодку, наступает гармония. Ведь сон, ребята, это уход от реальности. И в целом стихотворение оставляет "светлое" впечатление; лирический герой, достигнув желаемого покоя, размышляет о своей судьбе:

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе...

Мотив души, света, судьбы есть во многих стихотворениях Н.Рубцова. Приведите строки стихотворений, в которых звучит мотив света, души.

Мелькнет покоя сельского страница,
И вместе с чувством древности земли
Такая радость на душе струится...
"Поэзия"

...Надежды, скрытые в душе,
Светло восходят в день цветущий.
"Прощальный костер"

...И посреди душевной этой смуты...
"Возвращение из рейса"

Не помнит он, что было прежде,
И не боится черных туч,
Идет себе в простой одежде
С душою светлою, как луч!

Есть сердобольные старушки
С душою светлою, как луч!
"Кого обидел?"

Когда в ночи равнинных мест
Вдруг вспыхнут все огни эфира,
И льется в душу свет с небес...
"Уже деревня..."

Я подумал, что часто к морю
Ты приходишь и ждешь меня,
И от этой счастливой мысли
Будто солнце в душе зажглось!
"Я тебя целовал..."

Снова душа поет,
Если идти в поход.
"Пой, товарищ..."

Мы были две живых души.
Но неспособных к разговору.
"Вечернее происшествие"
Разве что от кустика до кустика
По следам давно усопших душ...
"Подорожники"

Когда души не трогает беда,
И так спокойно двигаются тени,
И тихо так, как будто никогда
Уже не будет в жизни потрясений.

И всей душой, которую не жаль
Всю потопить в таинственном и милом,
Овладевает светлая печаль,
Как лунный свет овладевает миром.
"Ночь на Родине"

Всё, что происходит в жизни, поэт пропускает через свою душу. Это очень тяжело. Душа Рубцова живёт болью каждого человека. Поэтика Рубцова – поиск и обретение основ бытия, попытка не только решения, но и разрешения насущных вопросов жизни. В программном стихотворении "Душа хранит" душа становится хранительницей впечатлений, важных в последующей жизни:

Как будто древний этот вид
Раз навсегда запечатлен
В душе, которая хранит
Всю красоту былых времен...

Слайды 10-11. Анализ стихотворения «Доволен я буквально всем».

Доволен я буквально всем!
На животе лежу и ем.
Бруснику, спелую бруснику!
Пугаю ящериц на пне,
Потом валяюсь на спине,
Внимая жалобному крику
Болотной птицы…
Надо мной
Между берёзой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут, как, мысли, облака,
Внизу волнуется река,
Как чувство радости беспечной…
Я так люблю осенний лес,
Над ним сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой весёлый свист,
Но, превратившись возродиться
И возвратиться в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том
Перед дорогою большою
Сказать: – Я был в лесу листом!
Сказать: – Я был в лесу дождём!
Поверьте мне: я чист душою…

Вопросы:

Какой здесь предстаёт душа поэта?

В стихотворении "Доволен я буквально всем!" душа как субстанция пребывает в несколько статичном, застывшем состоянии. Тут нет ни воздействия внешним обстоятельством, ни собственно движения, стремления души. Но вместе с тем именно тут ощущается уверенность автора в непоколебимости и прочности этических основ своей жизни: Поверьте мне: я чист душою...

К какому бы стихотворному жанру вы отнесли это стихотворение? Почему? Подтвердите строчками стихотворения.

Исповедь. Здесь и воспоминания об отчем доме, в который бы хотелось вернуться, не просто вернуться, а ещё и передать своё внутреннее ощущение родства со всем живым на земле, и упоение жизнью, принятие её. Лирический герой не просто прожил эту жизнь, но он её прочувствовал, он никому не сделал зла, оставив добрый след на земле. Как откровение звучат последние строчки: «Поверьте мне: я чист душою...».

Чем довольствуется герой? Каково его восприятие мира?

Жизнью, всем, что его окружает. Здесь и печаль бесконечная, и радость беспечная. Он хотел бы превратиться и в лист, и в дождь, но обязательно возродиться опять человеком.

Какое чувство лирического героя в этом стихотворении является главным, всеобъемлющим?

Любовь к родной земле и благодарность ей за эти минуты счастья.

Ответьте одним словом на вопрос: «Какое это стихотворение?»

Светлое, доброе, красивое, одухотворяющее, обогащающее…

Чувство благодарности и единения с родной землёй, уверенности в незыблемости нравственных качеств человека, безграничной любви ко всему сущему звучит и в стихотворении «Русский огонёк».

Спасибо, скромный русский огонек,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далёк,
За то, что, с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь как добрая душа,
Горишь во мгле – и нет тебе покоя...

Тихий свет скромного огонька, в «предчувствии тревожном» горящего для всех «в бескрайнем мертвом поле», во мгле, рождает у лирического героя «добрую веру» в жизнь, желание за добро расплатиться добром, а за любовь – любовью.

V. Итоги урока.

Слайд 12. Звучит песня-клип «Звезда полей».

Учащиеся завершают свои записи или рисунки, выражающие их восприятие и понимание лирики Николая Рубцова.

Краткие выступления учащихся (2-3 человека), у остальных работы собираются и проверяются.

Слайд 13-16. Слово учителя. Память о Рубцове.

Рубцов успел издать при жизни всего-навсего четыре небольших сборника. Заметьте, все вместе они дали сорок три тысячи тиража, – а ведь не затерялись. Рубцова читатели нашли сразу, потому что ждали его, – и теперь уже идут к ним книжка за книжкой (после смерти поэта вышло почти два десятка его книг общим тиражом, превышающим два миллиона экземпляров).

Через два года после гибели поэта на могиле его появился памятник с бронзовым барельефом, выполненным вологодским скульптором Валентином Малыгиным.

Первый музей Рубцова открылся в 1973 году в Тотьме по инициативе учительницы литературы Маргариты Афанасьевны Шананьиной. Затем появилась экспозиция в селе Никольском, которая в 1990 году переросла в полноценный музей с ценнейшими экспонатами.

Вологодские писатели обратились к именитому скульптору Вячеславу Клыкову с предложением воссоздать образ Н. Рубцова в Тотьме, на берегу реки Сухоны. Тот откликнулся и создал гипсовый памятник Рубцову, который простоял полтора года и затем был заменен каменным. Об открытии этого памятника вспоминает друг поэта Станислав Куняев: «У Николая Рубцова есть два пророчества: «Я умру в крещенские морозы» и «Мне поставят памятник на селе...» Оба они оправдались. Памятник ему мы открывали в сентябре 1985 года. Это событие как бы венчало трехдневные народные празднества в его честь. Не часто земляки балуют русских поэтов таким высоким образом. Вспомним хотя бы, что первый памятник Есенину в Рязани был воздвигнут лишь через полвека после его смерти. Как тут не поклониться вологжанам и тотьмичам!»

Памятник Николаю Рубцову работы череповецкого скульптора Александра Михайловича Шебунина был открыт в Вологде неподалеку от Петровского домика 26 июня 1998 года. Ныне здесь проходят ежегодные традиционные празднества «Рубцовская осень».

В январе 2000 года на доме № 3 по улице Яшина в Вологде была торжественно открыта мемориальная доска с надписью: «В этом доме жил и погиб выдающийся русский поэт Николай Михайлович РУБЦОВ (1936-1971)».

С давних пор существует небольшой музей Николая Рубцова в Емецке, на родине поэта. Неизвестно, побывал ли Рубцов в Емецке, но в октябре 1970 года, будучи в Архангельске, на вопрос литературоведа А.А. Михайлова, не собирается ли он заехать на свою родину, Николай ответил: «На этот раз – нет. Но поеду туда непременно, тянет, как птицу к своему гнездовью. Вологда дала мне приют, согрела мое сиротство, а тут я появился на свет, первый раз на землю ступил...» В 2004 году в Емецке открылся трехметровый памятник из серого карельского гранита работы скульпторов. На открытии его присутствовала дочь поэта Елена и его внучка Мария.

Всего же в стране функционируют пять крупных Рубцовских центров, счет музеев его имени перевалил за сотню, именем его названы десятки улиц больших и малых городов России. Ни одному из современных поэтов не поставлено столько памятников.

Сегодня без творческих достижений Рубцова невозможно себе представить развитие русской поэзии в 60-70-е годы. И с годами значение созданного поэтом осознается все полнее. Большой талант всегда несет новый взгляд на привычные явления, влияет на культуру чувств, на культуру слова.

Сжигаемый поэтической страстью, которая владела им безраздельно, Рубцов служил людям проникновенным стихом честно и преданно – до конца.

«Мы знаем все, как искусство трудно», – говорил Александр Блок, подчеркивая, как важно для художника сохранять свою творческую индивидуальность, «оставаться самим собой». И пояснил: это необходимо, чтобы людям «оставить наследие не менее нужное, чем хлеб».

Таково и наследие, оставленное Николаем Рубцовым. Его поэзия нужна людям. Приобщая к высокому и прекрасному, она не менее, чем хлеб, необходима в наши дни.

В часы, когда судьба со мной сурова,
Когда сомненья гложут: "Быть? Не быть?",
Беру я с книжной полки том Рубцова
И, очищаясь, продолжаю жить.

Иду холмами дремлющей Отчизны,
Печальной музыке внимая в полусне,
И, близок к небу, но далёк от тризны,
Уж не горю я в суетном огне.

И тихой Родины я вижу образ светлый,
И говорю: Храни себя, храни...
От грязных рук и от чужих поветрий
Ты родники свои оборони.

Наполнив сердце радостной любовью
И волшебством чарующей строки,
Я в мир вернусь желанной сладкой болью,
С благословенья мастера руки.

В часы, когда судьба со мной сурова,
Когда сомненья гложут: "Быть? Не быть?",
Беру я с книжной полки том Рубцова
И, воскресая, продолжаю жить...
Алексей Землянин, 2007 г.

Домашнее задание:

  1. Написать эссе по одному из стихотворений Н. Рубцова.
  2. Выразить своё восприятие стихотворения в рисунке (по выбору).

Литература, используемая при разработке урока:

  1. "С душою светлою, как луч...": из наблюдений над лирикой Николая Рубцова // Литература в школе. – 2006. – № 2. – С. 9-14.
  2. Память о поэте// Суров М. Рубцов. – Вологда, 2006. – С. 181-190.
  3. Литература 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции. – Волгоград, 2009.
  4. Литература 11 класс. Поурочные планы по учебнику «Русская литература 20 века» под редакцией В.П. Журавлёва. – Волгоград, 2009.
  5. Поэзия Николая Рубцова в школе // Литература в школе. – 1998. – №8; 1999. – №1.
  6. Оботуров В.А. Искреннее слово: Страницы жизни и поэтический мир Николая Рубцова. – М.: Сов.писатель. 1987.
  7. Ресурсы интернета.

Приложения.