Цели урока:
- Познакомиться с:
- жизнью и творчеством итальянского поэта Средневековья Данте Алигьери;
- материалами документального фильма «По ту сторону жизни и смерти»;
- жанром произведения;
- историей создания «Божественной комедии»;
- с отрывком произведения – «Песнь пятая»;
- судьбой «Божественной комедии» в России.
- Дальше учиться:
- делать анализ произведения;
- выделять исторические прототипы героев комедии;
- сопоставлять литературное произведение Средневековья с данными современных
- учёных: физиков, математиков, медиков, психологов, философов;
- писать сочинение-рассуждение по предложенной теме.
Эпиграф к уроку:
Лишь по ночам, склоняясь к долинам,
Ведя векам грядущий счёт,
Тень Данте с профилем орлиным
О Новой Жизни мне поёт.
А. Блок
Оборудование:
- Презентация к уроку (Приложение 1).
- Раздаточные материалы.
ХОД УРОКА
I. Организационная часть. Цели и задачи урока
II. Основная часть
1. Жизнь и творчество итальянского поэта Средневековья Данте Алигьери
Знакомство со статьёй учебника 9 класса и ответы на вопросы:
– Когда в странах Европы началась новая бурная
эпоха – эпоха Возрождения, Ренессанса?
– Какими явлениями в обществе характеризуется
эта эпоха?
– Какая из стран Европы вырвалась вперёд в своём
экономическом и культурном развитии?
– Кого из итальянцев признают величайшим
деятелем искусства переходной эпохи, от
Средневековья к Возрождению?
– Кого Данте считал своими первыми учителями в
литературе?
– За что Данте был изгнан из Флоренции?
– Какую идею выдвигает Данте в своих Трактатах?
– Почему Данте отверг условия амнистии
изгнанникам?
– Какие чувства не позволили Данте вернуться в
родной город?
– Чем занимался Данте в последние годы своей
жизни?
2. Введение в «Божественную комедию» Данте Алигьери. Знакомство с материалами телевизионного документального фильма «По ту сторону жизни и смерти».
В Средние века «комедией» называли любое
сочинение со счастливой равязкой. Данте начал
писать свою поэму в изгнании. Он успел завершить
её перед самой смертью и назвал свой труд
«Комедией», потому что так было принято
именовать произведения, имеющие радостный конец.
«Божественной» назвал комедию Боккаччо,
итальянский писатель, гуманист XXIV века в знак
высшей похвалы.
Данте Алигьери принадлежал эпохе
Средневековья, создавшей странное для нас, но по
своему очень связное и продуманное единство из
христианской теологии и аристотелевской
философии; эпохе, понимавшей природу и космос,
как книгу и храм, и сумевшей вложить в свои
философские системы нечто от нечеловеческой
красоты лесов и созвездий. Он автор
произведения «Божественная комедия». В 1911
году появилась экранизация произведения.
Современные образованные люди, учёные XXI века
признают её откровением свыше. Об этом шла
речь в телевизионном документальном фильме
от 6 июня 2010 года « По ту сторону жизни и
смерти». Этот фильм является результатом
исследований современных учёных: медиков,
психологов, философов, подтверждающий
реальность существования трёх миров, о которых
речь шла в «Божественной комедии» Данте:
чистилище, рай, ад.
Как менялось представление о Рае на протяжении веков? О чем говорит то, что во всех религиях главные приметы Рая повторяются? Где нужно искать описанный в Библии земной Рай? Можно ли увидеть Рай еще при жизни? Почему Рай считается Царством света? Какая связь между Раем и параллельным миром? Что означает понятие всеобщего воскрешения? Почему любовь является главным проводником в Рай?
На эти и многие вопросы в фильме отвечают ведущие представители всех религий и ведущие ученые: Басовская – доктор исторических наук, профессор, М.Б. Менский – доктор физико-математических наук, профессор, А.В. Юдин – историк религии, А.Н. Фоменко – доктор физико-математических наук, академик РАН и другие.
В последние десятилетия появились открытия в области физики, математики о существовании других миров. Есть мир материальный и тонко материальный. «Есть миры, о которых мы не подозреваем», – писал немецкий физик XX века Альберт Эйнштейн. «Существуют холодная, горячая и тёплая материя», – говорят физики. Святой Иоанн Кронштатский говорил, что если бы люди видели, что их окружает, они сошли бы с ума.
Во всех религиях главный указатель движения в сторону Рая – выбор между добром и злом на всех перекрестках жизни. Последние исследования нейрофизиологов позволили сделать сенсационные выводы – нормы морали заложены в самом сознании человека.
Многие века о рае и аде говорили только религия и искусство. В наши дни изучением этих сфер потустороннего мира начали интересоваться ученые. То, что всегда считалось мистикой, на наших глазах становится научным знанием. Вселенная гораздо больше и сложнее, чем мы до сих пор думали. Существует немало доказательств того, что представления различных религий об адских мирах – совсем не выдумки для запугивания невежественных людей
Феномен одержания знаком издавна. Для его изгнания существуют специальные молитвы, ритуалы – изгнание бесов. Горделивость, похоть и тому подобное – это действие бесов. Человек не осознаёт, что выполняет чью-то волю. Наркоманы, алкоголики со временем видят чертей, то есть предметы, существа других миров. В это время души алкоголиков, наркоманов в некоторой степени отдаляются от тела, заглядывают в тот мир, куда соответствуют их души.
«Ад – это мы сами», – писал Эмануэль Сведенборг – шведский учёный-естествоиспытатель XVIII века, теософ-мистик. Концепция ада и рая внутри нас. Рай – это радость, гармония внутри нас, ад – полное отсутствие радости, отчаяние. Ад – состояние сознания. Люди испытывают его, находясь в этом мире.
То, что считалось в одном веке мистикой, в другом считается реальностью. Вся жизнь человека записывается на тонком уровне, перед смертью у него всего три минуты, чтобы осмыслить, увидеть свою жизнь.
Другое интеллектуальное пространство
существует в нас самих, поэтому мы записываем
свою жизнь. «Наука вошла в ту фазу, когда
подтверждается содержание религии», – пишет
русский физиолог XX века, научный руководитель
Института мозга человека РАН России
Наталья Бехтерева. Она создала в
Санкт-Петербурге Институт мозга человека,
заложив научные основы в области исследования
мышления и впервые описав механизмы памяти,
возникновения эмоций.
Вот почему современные образованные люди, учёные
XXI века, признают «Божественную комедию» Данте
Алигьери откровением свыше.
Души праведников, людей, безусловно принявших этот мир, отправляются в Елисейские поля – в древнегреческой мифологии — часть подземного царства, обитель душ блаженных.
«Оставь надежду, всяк сюда входящий» – надпись перед входом в ад. Ад – огненная бездна, чистилище, где очищают души умерших, после чего отправляют в рай. Грешники перед смертью умирают долго, мучительно, а добрые люди – легко, без мучений. Движение от бога – ад, к богу – безусловное принятие этого мира – рай. Другое название ада – геена огненная – преисподня, место постоянных мук и страданий грешников.
Большинство людей на земле находятся в среднем состоянии: и добрые, и грешники, поэтому после смерти их души некоторое время могут находиться в аду, чистилище.
Только литературный гений мог дать полное представление о загробном мире. Им явился Данте Алигьери. В его «Божественной комедии» три мира: ад, чистилище, рай.
В истории европейской поэзии Данте принадлежит особое, ни с кем не сравнимое место. Он творец, который пересоздаёт и открывает новый творческий цикл.
3. История создания, сюжет, композиция, краткое содержание произведения.
Политическая страстность, горечь изгнания, чаяния, не осуществлённые, но тем не менее отвергнутые им окончательно, обширнейший круг философских, нравственных, политических, религиозных проблем, волновавших Данте, – всё это нашло отражение в гениальной «Божественной комедии», о которой сам поэт сказал, что она «отмечена и небом и землёй» (Рай, XXV, 2).
«Божественная комедия» состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище», «Рай».
Главный герой произведения – сам автор Данте. Он поднимается от мира пороков (ада) к миру покаяния (чистилище) и чистоты (рая). Во время путешествия по трём мирам он оказывается во всех мирах и во всех кругах ада и воочию видит, знакомится, разговаривает с душами людей, оказавшихся после смерти в них.
Круги ада:
в первом круге – души тех, кто были не с богом и
не с дьяволом;
во втором круге – души сладострастников;
в третьем круге – души обжор и чревоугодников;
в четвёртом круге – души скупцов и расточителей;
в пятом круге – души гневных и завистников;
в шестом круге – души еретиков (сеятелей
религиозных раздоров);
в седьмом круге – души убийц, самоубийц,
богохульников, ростовщиков;
в восьмом круге – души лицемеров, сводников,
обольстителей, воров, зачинщиков раздоров,
сектантов;
в девятом круге – души предателей.
Поэма «Божественная комедия» – это путь восхождения личности. Идея поэмы – единство людей, их взаимная любовь. Данте – творец, который пересоздаёт и открывает новый творческий цикл (Сергей Аверинцев).
Русский поэт Серебряного века, начала XX-го века, О.Э Мандельштам советовал для повторного чтения «Божественной комедии» запастись «парой неизносимых швейцарских башмаков с гвоздями». Так он образно охарактеризовал душевный труд, необходимый, чтобы пройти вместе с Данте весь его путь и постичь смысл поэмы.
В оценке грехов Данте следует за греческим философом Аристотелем.
В верхнем Аду (первом – пятом его кругах) он
помещает души грешников, наказуемых за
невоздержанность – сладостстие, чревоугодие,
скупость, расточительность, гневливость, то есть
за пороки не столь тяжкие; а в нижнем – души тех,
кто караем за зло, совершённое сознательно и
преднамеренно: насилие, обман и предательство.
Самого Аристотеля вместе с другими жившими до
пришествия Христа мудрецами и поэтами древности,
а также средневововыми философами: Авиценой,
Гомером, Горацием, Овидием, Платоном,
Демокритом, Сенеки – помещает в первом круге ада.
Они там не претерпевают никаких мучений,
прогуливаясь по зелёному лугу внутри стен
высокого замка. Они лишь печальны оттого, что
пребывают в вечной полутьме, лишённые света
истинной веры.
В самом страшном девятом круге ада – самой
бездне – Данте с Вергилием видят вмёршзего в лёд
Люцифера: у него три пасти, и из каждой торчат
терзаемые тела величайших в истории предателей:
Иуды Искариота, Брута и Кассия. Ученик Иисуса
Христа, выдавший его властям, и убийцы римского
правителя Юлия Цезаря почти уравнены в их
злодеяниях, так как Данте видел в Священной
Римской империи ту единственную силу, которая
могла бы положить конец постоянным распрям и
раздорам внутри его родной Италии.
Путь к спасению
В момент лицезрения величайшего Зла Данте оказывается на границе жизни и смерти: «Я не был мёртв, и жив не был тоже…». Ритуал инициации – получение высшего звания – предполагает прохождение испытуемого через такую временную смерть. Вергилий приводит подопечного в чувство и приказывает ему обнять себя, а сам, улучив момент, вцепляется в шерсть на груди Люцифера и начинает спуск-подъём по телу исполина, остигнув середины туловища «червя», пронзившего собой землю.
4. Победа гуманизма нового времени над мрачной церковной моралью
Средневековья ад способен мучить любящих, но не способен истребить их чувства.
Данте и Вергилий во втором круге ада, где томятся «невоздержанные» – сладострастники.
Знакомство с отрывком произведения – «Песнь пятая»:
– Комментированное чтение текста.
– Беседа-анализ отрывка по вопросам и заданиям (в
ответах использовать отрывки из текста поэмы):
А) Что говорит Данте о том, как определяется
душам умерших место в аду?
Б) Чем сразу же удивил Данте этот круг ада?
В) За что люди попали в первый круг ада?
Г) Найдите в тексте эпитеты и глаголы,
характеризующие вихрь.
Д) Чему уподобляется толпа грешников?
Е) Кем в истории была героиня песни Семирамида?
Ж) Кем в истории была героиня песни Клеопатра?
З) Из-за какой блудницы разгорелась Троянская
война?
И) Внимание Данте и Вергилия привлекает нежно
обнявшаяся пара теней, не покидающих друг друга
ни на минуту. Кто они такие?
К) Что означают слова Франчески: «В тот день мы
книгу дальше не читали»?
Л) Почему Франческа и Паоло не променяют свои
муки во втором круге ада, то есть не разъединятся
никогда?
Ответы на вопросы по отрывку из поэмы:
А) и каждому в Аду то место дал,
Какое преступленью подобает…
Б) Неистово вихрь Ада духов гнал
без остановок, с силой быстротечной,
вертел их, мучил, больно ударял…
В) … за плоти грех природный,
за то, что ум желанью уступал.
Г) Наказание для них – адская буря, которая
гонит грешников с той силой, с какой они
отдавались своим страстям: «неистово», « с силой
быстротечной», «вертел их,
мучил, больно ударял», «пригнал их к пропасти
конечной».
Д) Осенним журавлям, поющим стенанья:
Как журавли летят, поют стенанья
и в небе цепи длинные плетут,…
Е) Прославленная царица Вавилона, которая похоть разлила, как наводнение. Чтобы оправдать свои позорные дела, Семирамида все желания прихоти ввела в закон, то есть узаконила. Она предавалась разврату, это же разрешала и подданным.
Ж) Последняя царица Египта, блудница. Она была умная, образованная, была Любовницей римского монарха Юлия Цезаря, женой римского императора Марка Антония.
З) Из-за Елены, жены царя Спарты Менелая. Она славилась необыкновенной красотой, что все греческие цари хотели взять её в жёны. Елена же вышла замуж за Менелая, брата царя Агаммемнона из Микен. К несчастью, богиня любви и красоты Афродита обещала Елену Парису – сыну Троянского царя. Она заставила Елену влюбиться в него, и влюблённые бежали в Трою.
Агаменона привело в ярость унижение брата. Он напомнил греческим царям об их клятве и организовал большой военный поход на Трою, чтобы вернуть Елену. Троя была мощной крепостью и не обещала лёгкой победы. Десять лет греки осаждали город и вели войну.
Герои с обеих сторон показывали чудеса храбрости. Наконец Одиссей, царь Итаки, придумал хитрость, с помощью которой была взята Троя. Греки построили огромного деревянного коня, которого оставили у стен города, а сами отплыли на кораблях. Троянцы поверили, что осада снята, и ввезли коня в город, решив, что владение конём сделает Трою неприступной. Ночью греческие воины, прятавшиеся внутри коня, выбрались наружу и открыли городские ворота. Вернувшаяся к городу под покровом темноты остальная часть войска беспрепятственно вошла в Трою и уничтожила её. Греки убивали мужчин, а женщин и детей обращали в рабов. Только сыну Троянского царя Энею удалось спастись вместе с семьёй. Он бежал в Италию, где, как говорят, его потомки основали город Рим.
В этой войне погибло очень много известных воинов: Ахилл, Гектор, Парис.
И) Это были молодые влюблённые Франческа и
Паоло.
Самым прославленным в «Божественной комедии»
является эпизод с Паоло и Франческой да Римини.
Данте встречается с ними во втором круге ада, где
адский ветер мчит души тех, «кого земная плоть
звала».
Сеньор Равенны Гвидо де Палента по соображениям
политики выдаёт замуж свою юную дочь Франческа
за богатого, безобразного и свирепого Джанчотто
Малатеста,
властелина города Римини. Франческа полюбила
младшего брата Паоло.
Разгневанный супруг убивает обоих.
Чувство Данте не столь абстрактно: это живое сочувствие. Для него земная любовь не представляет собой чего-то низменного, недостойного людей. Она – благороднейшее из чувств, подвигающее человека на великие деяния.
К) Это намёк героини на то, что в тот день они оба были убиты её мужем.
Л) Они даже в аду спокойно будут нести это горе вдвоём, как говорят «нести свой крест»: настолько сильной была у них взаимная любовь.
Данте был человеком своей эпохи, хотя как писатель и философ значительно опередил своё время. По учению церкви, Франческа и Паоло должны терпеть вечные муки в аду, но поэт не может запретить себе сострадать им: «И я, лишаясь чувств от состраданья, как будто мертвым в самом деле стал..». Душа поэта словно возвысилась над схемами Средневековья, и живое, сердечное осознание подчинило себе условности традиций.
Гениальные терцины Данте обогатили литературу суровым реализмом страстей, взволнованностью лирических шедевров, каким является рассказ о роковой любви Франческа и Паоло.
5. Судьба «Божественной комедии» Данте в России
Поэты, писатели, философы отдавались чтению «Божественной комедии» Данте с увлечением и сосредоточенностью. Первое знакомство с ”Божественной комедией“ в России произошло в 18 веке, в 19 веке ”Ад“ переводит Катенин, в 20 веке – В. Брюсов, в 1953 году – М. Лозинский.
Влияние Данте на русскую литературу огромно. Н.В. Гоголь хотел написать ”Мертвые души“, как и Данте, в 3 частях. П.И. Чайковский создаёт фантазию ”Франческа да Римини“. А. Блок посещает могилу поэта в Равенне:
Тень Данте с профилем орлиным
О новой жизни вам поёт.
Это был 1909 год. Россия ждала перемен. Отзвук…
Эхо…
Влияние Данте было не только внешним, т. е. не
только определяло развитие русской литературы;
несравнимо его влияние на понимание каждым
человеком своей ценности, своего
самостоятельного выбора в жизни, за что он
отвечает перед Богом: (”Оставь надежду всяк сюда
входящий“…).
Интерес к Данте в России обогащал и отечественную и мировую культуру. В "чужой" культурной среде "Божественная Комедия" открывалась читателю порой непредугаданными гранями. Дантовское слово обретало при этом живые связи с действительностью, прорастало на русской почве своеобразными философскими, эстетическими и художественными идеями. Они опровергали представление о Данте как преимущественно католическом поэте, поэте-мыслителе католической Европы, и свидетельствовали о принадлежности Данте всему миру. Вместе с тем "русский" Данте воплощал в себе необыкновенную отзывчивость национальной культуры на общечеловеческий опыт. Наиболее ярко это проявлялось в том, что "Божественная Комедия" переставала восприниматься как литературный памятник, и Данте становился современным своим читателям, их эпохе.
Для русских Данте был чаще всего, поэтом справедливости в самом широком смысле слова. Этот образ осложнялся различньми ассоциациями у декабристов и Герцена, А.Майкова и Дружинина, Гоголя и Вл.Соловьева, но именно он более других определял суть русского восприятия Данте. С этим образом автора "Божественной Комедии" читатели связывали высокую ответственность поэта за судьбы мира и готовность самоотверженно служить идеалу, осуществление которого обещало спасение человечества.
Духовная мощь творения Данте привлекала к нему взоры читателей на протяжении столетий. В их числе, естественно, выделяются читатели-творцы. Такие, как Пушкин, первый из русских поэтов начавший писать стихи дантовскими терцинами (трехстишиями), Гоголь, который выстраивал план "Мертвых душ" с постоянной оглядкой на строение "Божественной комедии", Достоевский – автор "Записок из Мертвого дома", поэт-символист Вяч. Иванов, которому принадлежит лучший перевод "Рая" на русский язык, Александр Блок, говоривший о себе образами Данте, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, в поэзии которого немало образов-отголосков из произведений Данте и которому принадлежит эссе «Разговор о Данте».
III. Обобщение по урокам
1. Подведение выводов по произведению
Автор «Божественной комедии» словно переносит человечество в ситуацию Страшного суда и берёт на себя роль судьи, определяя каждому из умерших (а также некоторым из живых современников) место в одном из трёх царств загробного мира. Этот замысел мог бы показаться дерзновенным, если бы Данте не считал, что его пером движет Божественный промысел и по ходатайству Беатриче он избран для постижения тайн иного мира и возвещения о них живым.
Путь к спасению
В момент лицезрения величайшего Зла Данте оказался на границе жизни и смерти: «Я не был мёртв, и жив я не был пока…». Ритуал инициации – получения высшего звания – предполагает прохождения испытуемого через временную смерть. Вергилий проводит подопечного в чувство и приказывает ему обнять себя, а сам, улучив момент, вцепляется в шерсть на груди Люцифера и начинает спуск – подъём по телу исполина.
Достигнув середины туловища «червя», пронзившего собой Землю, в средоточии земного тяготения Данте и Вергилий переворачиваются головами вниз и вновь оказываются в нормальном положении. Под их ногами зияет бездна преисподней, а над головами простирается небо Южного полушария. Они выходят из подземелья у подножия Чистилища.
В семи кругах Чистилища переживают искупительные страдания души тех, для кого дорога в Рай не закрыта, кто не утратил веру в грядущее блаженство. Грехи могут быть отпущены после того, как согрешивший познает высшую целесообразность бытия. Некоторые из пороков те же, что, за которые караются грешники в верхнем Аду: скупость и расточительство, чревоугодие и сладострастие. Но порождены они не склонностью к злу, а любовью к «пустому благу».
Пройдя Чистилище, создатель «Божественной комедии» оказывается избавленным от грехов и может вступать в Земной рай. В очередном сновидении он созерцает пышную процессию (последние 6 песен «Чистилища»). Перед Данте предстают старцы, танцующие нимфы и влекущий колесницу Грифон – зверь с туловищем льва, орлиными крыльями и орлиной головой, символизирующий Христа. Колесница переливается золотом, манит белизной лилий и пурпуром роз. По одну сторону от неё кружатся в танце 3 женщины – алая, изумрудная, белая, символизирующие веру, надежду, любовь, а по другую – 4 нимфы в одеянии пурпурного цвета, аллегории добродетелей…
В ослепительно-огненном Эмпирее Данте созерцает Райскую розу, в лепестках которой сияют души праведников, престол Девы Марии и наконец, предстаёт пред ликом Бога. Приобщившись к Божественной любви, поэт оказывается символически спасённым.
2. Заключение по урокам
В письме к Кан Гранде делла Скала, правителю города Вероны, Данте сообщает о тех задачах, которые он ставил перед собой в «Божественной комедии». Он пишет, что любое литературное произведение имеет несколько смыслов: буквальный, аллегорический, моральный и анагогический (то есть влекущий ввысь, вскрывающий внутренний дух произведения). В «Божественной комедии» её буквальный смысл – изображение судеб людей после смерти; аллегорический – идея возмездия, то есть наказания или награды человека за его жизненные поступки; моральный смысл – удержать человека от зла и направить его к добру.
Данте повествует о людских грехах и возмездии за них для того, чтобы заставить людей задуматься над своей жизнью. В этом он видит свой долг поэта и гражданина. Данте убеждён, что человек, владея великим даром « благородного разума» и воли, может и должен вступить на путь деятельного добра, добиться счастья и на земле, и на небе. Так начинается освобождение личности от традиционных представлений о человеке и его предназначении.
Странствие Данте – это иносказательное
изображение пути к спасению всего
человечества, которое невзирая на грехопадения,
на всё зло и мерзости, которые творились и
творятся на земле, также спасено – силой
Божественной любви.
Таков аллегорический, иносказательный смысл
поэмы.
В заключительных строках своей величественной поэмы Данте поет о том, что его чувства и ум находятся в полном ладу друг с другом под действием любви, гармонично движущей солнце и светила. Находясь в ладу с самим собой, Данте чувствует, что пребывает в гармонии со Вселенной и с Богом:
Он, как светило озарил лучами
Гнездо, где путь мой жизненный начат…
Достойнейщую из земных наград
Лишь ты, создатель, дашь ему с годами.
Таков был Дант!Микеланджело. Сонет.
IV. Задание на дом
Сочинение-рассуждение «Что значит для современного человека «Божественная комедия» Данте»? (Приложение 2)
Использованная литература:
1. Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти. М.. изд.
«Наука», 1979.
2. Аверинцев С. Дерзость творца. Календарь.
Круг чтения. 1989, стр.60.
3. Асоян А.А. «Почтите высочайшего поэта…».
Судьба «Божественной комедии» Данте в России. М.,
изд. «Книга», 1990.
4. Беляева Н. Читаем «Божественную комедию»
Газета «Литература», №13, 2008, стр. 14.
5. Греки. Троянская война. Иллюстрированная
мировая история. М., изд. «Росмэн», 1995.
6. Ждайлз М. 1992. Перевод В. Федорин, 1997.
Великие мыслители Запада. — М.: Крон-Пресс, 1999.
7. Иллюстрированная мировая история. Королевские
династии. М., изд. «Росмэн», 1996.
8. Маранцман В.Г. Литература. Учебное пособие
для 9 класса общеобразовательных учреждений . М.,
«Просвещение», 1994.
9. Маранцман В.Г. Перевод. «Божественная
комедия». Ад. Песнь пятая». Учебное пособие для 9
класса общеобразовательных учреждений. М.,
«Просвещение», 1994.
10. Материалы – конспект телевизионного
документального фильма «По ту сторону жизни и
смерти» от 6 июня 2010 года.
11. Полянских Н.Н. «Плод высокого гения».
«Божественная комедия» Данте. IX класс.
Журнал «Литература в школе» №1 2008, стр. 40.
12. Рыжих В.П. "Веков связующая нить" (на
примере произведения Данте Алигьери
"Божественная комедия" и поэмы Александра
Блока "Двенадцать"). Фестиваль «Открытый
урок», 2010.
13. Энциклопедия «Всемирная литература. От
зарождения словесности до Гёте и Шиллера», стр.
246. Изд. «Аванта +», 2000.