Цель урока:
- Научить аргументировано высказывать собственные мысли.
- Развить практические умения работы с текстом, выбирать из текста нужное и значимое.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- обобщить знания о прочитанном произведении;
- развивать творческое мышление, вырабатывать умение анализа и синтеза;
- совершенствовать логическую культуру в процессе общения.
2. Воспитательные:
- развивать коммуникативные навыки;
- продолжить работу над развитием умения оценивать поступки героев;
- воспитывать любовь к художественному слову.
3. Развивающие:
- развивать самостоятельность мышления школьника и познавательную активность;
- развитие воображения, развитие речи.
Оборудование: игровой барабан с секторами, магнитофон, фломастеры, листы.
Форма работы: игра.
Ход урока
Урок игра « Литература +» проводится после изучения одного или нескольких произведений.
Ребята знакомятся с условиями игры в начале учебного года. Они предупреждаются учителем, что каждый из них может подготовить свои вопросы и задания, подобрать материал для музыкальных пауз. Учитель готовит вопросы по каждому сектору. Всего на барабане 16 секторов:
«Литература +»
- Русский язык.
- Математика.
- История.
- География.
- Живопись.
- Музыка.
- ТВ, кино.
- Иностранный язык.
- Творчество.
- Фантазия.
- Актерское мастерство.
- Музыкальная пауза.
- Любовь.
- Литература.
- Юмор.
- Экология, эврика, этика.
При выпадении сектора Э (эврика) дети задают свои собственные вопросы и получают за это баллы.
За каждый ответ учащиеся получают определенные баллы. В конце игры присваиваются звания «Самый внимательный читатель», «Самый умный читатель», «Самый остроумный читатель», «Самый аналитичный читатель», «Самый теоретичный читатель», «Самый красноречивый читатель»,«Самый молчаливый читатель»(получающий дважды это звание отправляется в «Джунгли книжных страниц»), «Будущий читатель»(получает чистый лист), «Замечательный читатель», «Исключительный читатель», «Супер-читатель» (получивший звание «Исключительный читатель» трижды получает «Супер-читатель»), «Самый творческий читатель», «Самый большой фантазер», «Самый лучший актер», «Самый лучший юморист».Получающий трижды звание «Супер-читатель» поощряется пятеркой за четверть (за полугодие).
За выкрики, некорректное поведение даются штрафные очки. У игрока, получившего три штрафных очка, сгорают набранные баллы. Если он прогорает трижды, то теряет право продолжать игру. За каждый неправильный ответ добавляется вопрос к зачету. Получившие звание «Замечательный читатель», «Исключительный читатель» и «Супер-читатель» получают право провести зачет, игру, урок по своему выбору.
Звания подтверждаются мини-грамотами с определенной символикой.
Сектор №1 «Литература + Русский язык».
Объясните значение и правописание слов: захолустье, лон-лакей, Грюне Гевебле, книксен, чопорно, бургомистр…
Сектор №2 «Литература + Математика».
- Сколько лет было Н.Н., когда он отправился в путешествие?
- Каково расстояние городка З. от Рейна?
- Сколько лет была Ася в пансионе?
Сектор №3 «Литература + История».
- В какое время творил Рафаэль?
- В какое время жил и творил Ван-Дейк?
Сектор №4 «Литература + География».
- Где находится коллекция драгоценных камней, о которой говорится в повести?
- В каком городке Н.Н. познакомился с Гагиным и Асей?
- Где находится картина Рафаэля
Сектор №5 «Литература + Живопись».
- На какую девушку с картины известного художника была похожа Ася по мнению Н.Н.?
- В стиле какого художника была на Гагине круглая шляпа?
Сектор№6 «Литература + Музыка».
- Какую музыку услышал Н.Н. в начале повести?
- Какие музыкальные инструменты сумел различить герой?
- Под звуки музыки какого композитора танцевали Ася и Н.Н. ?
Сектор №7 «Литература + ТВ, кино».
Экранизирована повесть «Ася»?
Сектор №8 «Литература + Иностранный язык».
- На каких иностранных языках разговаривала Ася?
- Из каких языков и что значат слова: филистер, коммерш?
- Как переводится «Грюне Гевебле»?
- На каких иностранных языках разговаривала Ася?
- Из каких языков и что значат слова: филистер, коммерш?
Сектора №9 «Литература + Творчество».
Проинсценируйте понравившийся эпизод и объясните свой выбор.
Составьте комикс по повести.
Сектор №10 «Литература + Фантазия».
Представьте, что Н.Н. набрался решимости, и состоялось счастье Н.Н. и Аси. Как сложилась бы их жизнь?
Сектор №11 «Литература + Актерское мастерство».
Сыграйте эпизод, отражающий характер героя (героини) и попробуйте передать их чувства.
Сектор 12 «Музыкальная пауза».
Сектор№13 «Литература + Любовь».
- Как вспоминает литературный герой о ране своего сердца (увлечении молодой вдовой)?
- Опишите сцену объяснения Аси с Гагиным.
Сектор №14 «Литература + Литература».
- Какие детали использует Тургенев?
- Какие эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения использует автор при описании: а) героев; б) местности; в) при раскрытии тайны психологии героев?
- Какую роль играет 16 гл. в повести?
Сектор №15 «Литература + Юмор».
- Какие смешные сцены вы можете назвать?
- С помощью чего создает их автор?
Сектор №16 «Литература + Э (экология, этика, эврика)».
- Как говорит автор о воспитании Аси и Гагина?
- В чем различие в их воспитании?
- Чем угощали гостя? Чем полезны эти продукты?