Литература
-
Интеллектуальная игра "За семью печатями". 6–7-е классы 2011
Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии.
-
Гибель человеческой души в рассказе А.П. Чехова "Ионыч" 2011
Цели урока: понять причины деградации Дмитрия Старцева; кто в этом виноват, сам Старцев или среда; учить исследовать средства художественной выразительности; осмыслить, что каждый человек несет ответственность за свою судьбу; определить собственное отношение к героям, событиям.
-
Литературная викторина по повести А.И. Куприна "Олеся" в 11-м классе 2011
Цели урока: дать обзор творческого пути Куприна; раскрыть идею и художественные особенности повести "Олеся".
-
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Составное именное и составное глагольное сказуемое" 2011
Задачи урока: расширить знания студентов о М.Ю. Лермонтове и его творчестве; на материале текстов о М.Ю. Лермонтове и отрывков из его произведений углубить и закрепить представления учащихся о составных сказуемых и способах их выражения.
-
Кейс-технологии и их применение в современной школе на уроках литературы 2011
В последнее время все больше говорится об использовании кейс-технологий в общеобразовательных школах, в частности, в форме проведения сетевых уроков. Однако, как и в любой другой отрасли, в системе образования для получения достойных результатов недостаточно только обозначить цель. Необходимо найти технологию обучения, которая позволила бы максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников. Кейс-технологии – один из таких механизмов.
-
Роль эпиграфа в литературном произведении (из опыта работы по анализу произведений русской литературы в старших классах) 2011
Данная статья – это монографические рекомендации по определению функций эпиграфа в литературном произведении. Рассмотрены эпиграфы к 1-й главе «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, «Белой гвардии» и «Мастеру и Маргарите» М.А. Булгакова, «Белым одеждам» В.Д. Дудинцева. Подробнее анализируется «действие» эпиграфа в «Гранатовом браслете» А.И. Куприна. Имея профессиональное филологическое и музыкальное образование, автор рассматривает эту тему с обеих позиций, что ранее в критических работах не обсуждалось.
-
Конкурс "Знатоки сказки" 2011
Конкурс представляет собой удивительное путешествие, в котором дети посетят много разных сказок, узнают секреты сказочных героев и окунутся в атмосферу праздника и веселья. Учащиеся посетят волшебную галерею, где попытаются разгадать словесные портреты сказочных персонажей. Закончится путешествие веселым пиром, который всем запомнится!
-
Поэма "Божественная комедия". Песнь пятая 2011
Знакомство с жизнью и творчеством итальянского поэта Средневековья Данте Алигьери, его поэмой «Божественная комедия. Песнь пятая», интересом к ней в России. Использование при подаче урока материалов документального фильма: подтверждение содержания произведения данными современных ученых: физиков, математиков, медиков, психологов, философов. Учащиеся дальше учатся делать анализ произведения, выделять исторические прототипы героев поэмы, развивают навыки работы над сочинением-рассуждением.
-
"Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед…" По жизни и творчеству М.Цветаевой 2011
В ходе урока учащиеся закрепляют программный материал по жизни и творчеству М.Цветаевой, совершенствуют навыки знаний по творчеству поэта. Автор воспитывает толерантность, коммуникативную культуру школьников.
-
"Поверьте мне: я чист душою…" – Светлая лирика Николая Рубцова. 11-й класс 2011
Урок по поэзии Н.Рубцова рассчитан на старшеклассников, так как в нем дается более глубокое освещение творчества поэта, для анализа выбраны стихотворения философского характера, которые раскрывают учащимся мир поэтических образов лирики поэта: свет, звезда, душа. Подборка стихотворений о поэте дает представление о многогранности его творчества, о неразрывной связи поэзии Рубцова с родной землей.
-
Интегрирование уроков литературы 2011
Национальное образование должно быть направлено не только на овладение языковыми навыками, но и ориентировано на знание и уважение традиций и самобытности культуры как татарского, так и русского народов, на формирование у учащихся толерантности, сопричастности к иной национальной культуре. В этой связи особое значение приобретают уроки литературы, нацеленные на взаимообогащение и взаимопроникновение двух культур. Писателей, как русских, так и татарских волновали общие проблемы. Одна из них – трагедия народов во времена сталинских репрессий.
-
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы 2011
В работе рассказывается о некоторых компьютерных новинках, которые полезно использовать в учебном процессе.
-
Перед судом (по произведениям Ю.Даниэля "Искупление"", Л.Бородина "Перед судом"). 11-й класс 2011
Представлен урок с элементами театрального представления. Ребята ведут рассказ от имени героев произведений, стараясь как можно точнее передать суть поступков и переживаний героев. Анализируются произведения писателей, которые не могли печататься в стране.
-
Урок-беседа по трилогии Е.С.Коковина "Детство в Соломбале". 6-й класс 2011
Урок-беседа по трилогии Е.С. Коковина рассчитана на два спаренных урока. Нетрадиционная форма способствует развитию устной речи, активизирует мыслительную деятельность, прививает интерес к творчеству писателя Севера. Использование презентации повышает познавательный интерес к произведениям о родном крае.
-
Гражданская война и судьбы русских людей в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия". 11-й класс 2011
Урок по данной теме второй в курсе изучения романа «Белая гвардия». С самим автором и его произведениями ребята уже знакомы ранее, поэтому в ходе урока организована опора на предыдущие знания, полученные на уроках истории и литературы по данной теме, на жизненный опыт учащихся. Интерес к уроку поддерживается сменой видов деятельности: портретные характеристики, речевые характеристики героев, зарисовки, вопросы для размышления, работа с текстом, творческое задание.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" 2011
Урок пробуждает интерес к истории нашей Родины, к чтению серьезной классической литературы, формирует у учащегося чувство любви к Родине, к человеку.
-
"Выхожу один я на дорогу…" К 170-летию со дня гибели М.Ю. Лермонтова 2011
Внеклассное мероприятие проводится в рамках недели литературы для учащихся 7–9-х классов. Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством поэта XIX в. М.Ю. Лермонтова. Ученики совершенствуют навыки выразительного чтения, развивают творческие способности.
-
Нобелевские лауреаты русской словесности. 11-й класс 2011
Урок разработан с целью расширить представление учащихся о русской литературе XX века, поэтому целесообразно провести его в начале учебного года. Автор надеется заинтересовать старшеклассников изучением литературы в 11-м классе, показать значимость и ценность русской литературы данного периода.
-
Интегрированный урок "Весна в произведениях литературы, живописи, музыки". 7–8-е классы 2011
Многие талантливые личности в своей творческой деятельности обращались к изображению времен года. Весна не является исключением. Автор приобщает учащихся к прекрасному, развивает в них лучшие чувства. Одновременно происходит знакомство с произведениями живописи, музыки и, конечно же, литературы. Дети учатся сопоставлять великие творения, производить анализ стихотворений, а также быть ответственным за выполнение групповых заданий.
-
Урок литературы в 10-м классе по творчеству русского поэта Ф.И. Тютчева "Кто отроку, мне дал парение орла!.." 2011
Цели урока: формирование опыта творческого общения; развить творческие способности учащихся; познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта.
-
Звездный час 2011
Данный сценарий разработан для проведения внеклассного мероприятия по литературе. Его можно использовать дополнительно на уроке литературы. В увлекательной форме учащиеся закрепляют знания по литературе ХIХ века, повышают активность, развивают речь и культуру общения. Сценарий сопровождается презентацией.
-
Музыкальное начало и одаренности Б.Л. Пастернака, изучаемые на уроках литературы 2011
В статье рассказывается о роли музыки в жизни и творчестве Б.Л. Пастернака.
-
Обучение написанию дружеского письма 2011
На уроке учащиеся узнают, в чем особенность построения письма другу, выясняют, какие средства использовать, чтобы друг почувствовал себя так, будто говорит с вами. Помогут в этом письма И.И. Пущина и А.С. Пушкина.
-
Урок по роману Л.Н. Толстого "Анна Каренина" "Мне отмщение и аз воздам" 2011
Цель урока: показать образ женщины из аристократического общества, обратить внимание на взаимоотношения Анны и Каренина, отношение ее к Сереже, любовную связь с Вронским. Проблема вины, осуждения и оправдания души человеческой.
-
Интегрированный урок истории и литературы "К.Ф. Рылеев – поэт и декабрист" 2011
Цели урока: изучить личность Рылеева К.Ф. как поэта и гражданина; дать историко-литературный комментарий к стихотворению К.Ф. Рылеева "Гражданин"; составить портрет типичного декабриста и сопоставить с личностью Рылеева; воспитывать чувство любви к Родине, понимания гражданского долга.
-
Мастерство И.С. Тургенева в раскрытии образа Бирюка (по рассказу "Бирюк"). 7-й класс 2011
На уроке проводится кропотливая работа над словом. Учащиеся через анализ ярких, выразительных художественных деталей, пейзажа и диалога приходят к раскрытию идейного замысла и авторской позиции.
-
Анализ поэтического текста 2011
Анализ поэтического текста – это очень сложный вопрос, в решении которого испытывают затруднения не только ученики, но и учителя. Привить школьникам поэтический вкус, любовь к стиху – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями-словесниками. В статье предлагается схема анализа поэтического текста.
-
Личностно ориентированный урок в 7-м классе. Н.А. Некрасов – народный поэт. Стихотворение "Размышления у парадного подъезда" 2011
Цели урока – привлечь внимание учащихся к раздумьям поэта о народе, познакомить со стихотворением «Размышления у парадного подъезда»; cформировать умение воспринимать поэтический текст, объяснять художественные особенности стихотворения. Учащиеся знакомятся с биографией и творчеством Н.А. Некрасова.
-
Проектная деятельность как одна из форм ученического исследования на уроках литературы 2011
Проект-исследование, с точки зрения ученика, – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала; с точки зрения учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать у детей специфические умения и навыки проектирования и исследования. Проектная деятельность на уроках литературы формирует навыки самостоятельной работы с художественным текстом, обогащает читательский опыт; может применяться на всех этапах обучения литературе.
-
Интегрированный урок литературы и истории "Господин Великий Новгород". 6-й класс. Программа "Школа–2100" 2011
Урок предназначен для учащихся 6-го класса, обучающихся по программе "Школа 2100". На уроке учащиеся самостоятельно формируют проблему своего исследования "Почему Новгород назвали Господином, Великим". Работая над проблемой, учащиеся рассматривают вопросы: географическое положение, природные условия, особенности хозяйства, системы управления, развития культуры Новгородского княжества в период феодальной раздробленности.