Литература
-
Урок-презентация по литературе в 8-м классе "Все дело в среде или в случае?" (по рассказу Л.Толстого «После бала») 2012
Одно из главных направлений в преподавании литературы – это развитие личности ученика, способного задумываться на проблемами художественного произведения. В предлагаемом уроке обсуждаются такие социально-нравственные проблемы: отношение к жестокости обращения с солдатами; cоциальной несправедливости: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование; проблемы чести, долга, совести.
-
Любовная лирика А.С. Пушкина. 9-й класс 2012
Цели урока: показать взаимодействие творческой индивидуальности и литературной традиции; учить определять авторскую позицию и давать собственную трактовку литературного произведения, аргументировать ее обращением к тексту; привлечь внимание к понятию "Литературный герой"; пробудить интерес к творчеству А.С. Пушкина через эмоции, вызвать эмоциональный отклик; продолжить работу по формированию умений вести диалог, дискуссию, аргументировать свою позицию.
-
Е.Евтушенко. "Я сибирской породы" 2012
Поэзия Е.Евтушенко – это поэзия социально активного действия. Понятия неправды и правды – фундаментальные опоры гражданской позиции поэта. Он безбоязненно вступается за преследуемых талантов, в защиту свободы творчества, прав человека.
-
Мифологическая основа русских сказок 2012
Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Кто они? Мы читаем сказки и не знаем, откуда взялись эти герои в сказках. Может быть, из славянской мифологии?
-
Музыкальная тема на страницах романа И.А. Гончарова "Обломов" 2012
Особую роль в романе И.А. Гончарова играет музыка. Обломов влюбляется в Ольгу, слушая ее пение, необыкновенно вдохновенное и прекрасное. Любовь к музыке – вот то общее начало, которое заставило зародиться чувству, сблизило ненадолго этих совсем непохожих людей. Материалы урока помогут учащимся глубже заглянуть во внутренний мир главных героев романа, почувствовать значимость музыкальности героев как одного из способов семантической детализации сюжета.
-
Урок по зарубежной литературе. В.Шекспир. Трагедия "Гамлет" 2012
Шекспир создал произведение, в котором главным становится осмысление эпохи и ее противоречий. Гамлет – интеллектуальный герой. Его сила в том, что он видит диссонанс жизни, осознает его и страдает. Особенность натуры Гамлета в том, что он не мерит все личной выгодой или личным интересом. И хотя он прекрасно понимает, что не сможет "восстановить" расшатавшийся век, не устраняется от борьбы, выбирает "быть".
-
Урок чтения по теме "А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" 2012
С самых ранних лет дети знакомятся со сказками А.С. Пушкина, знают строчки: "Белка песенки поёт...", "Ветер по морю гуляет...", "Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...". А строчки стихотворения "Я помню чудное мгновенье..." отражают самое лучшее состояние души и поэтому никогда не устареют. Ребята любят читать произведения Пушкина и поэтому достаточно легко запоминают их содержание. Урок чтения сказки А.С. Пушкина – это праздник общения с поэтом.
-
Значение "Поучения" Владимира Мономаха 2012
Привлечение учащихся к выполнению проектов с использованием ИКТ помогает вызвать интерес к литературе, особенно древнерусской. Учащиеся показали на уроке проекты разного уровня, продемонстрировали заинтересованность, ответственность за порученное дело, умение работать в команде, а также проявили самостоятельность и инициативу в ходе работы над проектами.
-
Интегрированный урок английского языка и литературы по теме "Н.М. Рубцов – поэт русского Севера" 2011
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством Н.М. Рубцова, поэтом Архангельской области, а также ярким и загадочным представителем литературного наследия нашей страны. Региональный компонент позволяет лучше ознакомиться с традициями и выдающимися личностями русского Севера, а предложенные задания способствуют развитию общеучебных умений и универсальных учебных действий.
-
Изучение драматического произведения в 5-м классе 2011
Драма как род литературы вызывает трудности в восприятии у обучающихся в средних классов, поэтому перед уроками изучения драматического произведения необходимо провести занятие, раскрывающее суть драмы. В ходе урока дети в игровой форме узнают строение театрального зала, постигают особенности ролей актеров, режиссера, художника в создании спектакля и приходят к выводу, что существуют произведения, одинаково важные и для театра, и для литературы.
-
Урок-размышление по повести В.Распутина "Живи и помни" на тему "Война все спишет?.." 2011
Разработка урока в 11-м классе по современной литературе. Рассматриваемая повесть показывает поведение человека далеко от фронта. Было ли здесь место подвигу, предательству, и все ли можно оправдать войной? Эти и другие вопросы решаются в процессе работы над повестью. Используемая организация урока поможет сделать работу продуктивной. Большую роль играют схема, таблица, иллюстрации, которые способствуют более глубокому пониманию текста учащимися.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Комедия «Ревизор» в контексте эпохи" 2011
Цели урока: ввести учеников в мир эпохи, показав единство явлений и событий, единство творцов эпохи и их влияние на развитие общества, его нравственное состояние; расширение и систематизация опорных знаний из истории и литературы; изучение источника – общая платформа сближения предметных знаний; творчество учащихся и активная познавательная деятельность.
-
Заключительный урок по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского" 2011
Автор знакомит учащихся с произведением В.Г. Распутина.
-
Текстовые доминантны стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус" 2011
Анализ стихотворения Лермонтова с позиций текстовых доминант убеждает нас в том, что последовательность языковых и литературных приемов создает множественную точку зрения, которая и становится центром надсистемы, воспринимаемой как иллюзия самой действительности. Специфическое соотношение множественных составляющих существенно именно для стиля Лермонтова, стремящегося воссоздать соотношение покоя и бури. В результате художественный текст приобретает философское звучание, коррелирующее с темой.
-
Тема урока: "Суд над Плюшкиным". 9-й класс 2011
Открытый урок в 9-м классе "Суд над Плюшкиным" представляет театрализованный нестандартный урок. Через литературный суд над персонажем поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души" раскрывается образ Плюшкина как символ духовного обнищания человека. Через реплики всех персонажей, столкнувшихся с помещиком Плюшкиным, раскрывается весь жизненный путь Плюшкина, его падение.
-
Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков" 2011
На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край.
-
Урок-исследование: "Жизненные гарантии человека по рассказу В. Набокова "Облако, озеро, башня" 2011
В статье представленыметодические рекомендации и опыт изучения творчества В.В. Набокова и его творческой манеры на примере рассказа «Облако, озеро, башня». На уроке используется технология проблемного изложения материала в единстве формы и содержания; акцентно исследуется текст и составляется характеристика героя. Решая проблемную задачу, ученики обращаются к текстам В. Набокова и Ф. Тютчева и находят сильные и слабые стороны человеческого характера.
-
Урок в музее (единство образования и воспитания) по теме "Душа природы в поэзии Ф.И.Тютчева". 6-й класс 2011
В 2006 г. в школе № 930 был создан литературно-краеведческий музей «Наследие», посвященный замечательному русскому поэту Ф.И. Тютчеву. Интерес к личности и творчеству поэта не случаен, ведь школа находится на землях бывшей усадьбы Троицкое, где прошли детство и юность Тютчева. Цель урока – знакомство с жизнью и творчеством поэта.
-
Из опыта работы. "Информационно-ценностный подход в обучении чтению со звуковым ориентиром (методика А.М. Кушнира) 2011
Система работы по обучению чтению со звуковым ориентиром, применяемая автором статьи, заинтересовывает детей с первого дня обучения в школе, учит самостоятельно мыслить и действовать, способствует творческому сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и родителем, создает высокую мотивацию учения, способствует формированию высоконравственной личности и глубоких патриотических убеждений.
-
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6-м классе по программе А. Кутузова 2011
В статье представлено календарно-тематическое планирование уроков литературы по программе А.Г. Кутузова, рассчитано на 105 часов (3 урока в неделю) и используется в классах с углубленным изучением русского языка.
-
Урок-мастерская по рассказу Л. Петрушевской "Борьба и победа" 2011
Урок-мастерская по рассказу Л. Петрушевской «Борьба и победа» предполагает развитие критического мышления, аналитических навыков при работе с текстом, формирование духовно-нравственных качеств личности. Неоднозначность трактовки образа героини произведения способствует рефлексии, формированию навыка адекватного поведения в условиях нравственного выбора.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Окончание смутного времени. Отражение исторических событий в русской литературе" 2011
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского.
-
Урок на тему "Русский национальный характер" (по сказу Н.С. Лескова "Левша") 2011
Урок литературы в 7-м классе по произведению Н.С. Лескова «Левша» служит воспитанию интереса и уважения к истории России через интеграцию личности в историческое пространство художественной литературы.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу С.Есенина "Бобыль и Дружок" в 6-м классе 2011
Занятие ставит целью познакомить учащихся с рассказом С. Есенина «Бобыль и Дружок», а также сформировать умение анализировать произведение, определять его тему, идею.
-
Урок "В. Высоцкий и его поэзия". 8-й класс 2011
Урок внеклассного чтения по литературе знакомит учащихся с личностью и творчеством В. Высоцкого, открывает мир человека, актера, автора и исполнителя; развивает навык выразительного чтения; умение составлять отзыв на самостоятельно выбранное и выученное поэтическое произведение (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям произведения); воспитывает интерес к литературе как предмету, любовь к поэзии, к творчеству.
-
Урок на тему "Авторская песня Б.Ш. Окуджавы и В.С. Высоцкого" 2011
Конспект двухчасового урока в форме поэтического кафе. Обстановка кабинета должна соответствовать данному образу. Можно подготовить презентацию с использованием фильма и песен. В качестве кроссворда можно предложить любой материал по творчеству поэтов. Домашнее задание обязательно должно быть творческим.
-
Тема урока: "Народная мудрость в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2011
Урок является заключительным на этапе изучения рассказа К.Г. Паустовского "Теплый хлеб". Задачи урока: ввести учащихся в неповторимый мир авторской сказки, помочь увидеть им глубину содержания, народную мудрость, выйти на понимание смысла названия, активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, продолжать работу над теоретико-литературоведческими понятиями, работать над развитием речевых навыков.
-
Урок "Монологи В.М. Шукшина о своей малой родине" 2011
Цели урока: используя монологи В.М. Шукшина о своей малой родине, познакомить учащихся с биографией писателя; учить умению слушать, понимать сказанное; воспитывать любовь к родине.
-
Тема: "Противоречивость характера главного героя романа И.А. Гончарова "Обломов" 2011
Данный урок является стимулом интереса к учебе, развивает эмоционально-нравственную сферу личности, раскрывает понятие "обломовщина". Творческая работа студентов по анкете заключается в умении определить признаки обломовщины в себе, обобщить их и устранить. Экспресс-опрос направлен на проявление умения быстро ориентироваться в вопросах и ответах пройденной темы.
-
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6-м классе по феерии А. Грина "Алые паруса" 2011
Представленный урок разработан в соответствии с программой по литературе для 6-го класса под редакцией В.Я. Коровиной. Программный материал предусматривает подробный анализ 1-й главы феерии, полностью дети читают произведение дома и обсуждают на уроке внеклассного чтения. Представленный урок является уроком обобщения и систематизации знаний.