Литература
-
Изучение драматического произведения в 5-м классе 2011
Драма как род литературы вызывает трудности в восприятии у обучающихся в средних классов, поэтому перед уроками изучения драматического произведения необходимо провести занятие, раскрывающее суть драмы. В ходе урока дети в игровой форме узнают строение театрального зала, постигают особенности ролей актеров, режиссера, художника в создании спектакля и приходят к выводу, что существуют произведения, одинаково важные и для театра, и для литературы.
-
Урок-размышление по повести В.Распутина "Живи и помни" на тему "Война все спишет?.." 2011
Разработка урока в 11-м классе по современной литературе. Рассматриваемая повесть показывает поведение человека далеко от фронта. Было ли здесь место подвигу, предательству, и все ли можно оправдать войной? Эти и другие вопросы решаются в процессе работы над повестью. Используемая организация урока поможет сделать работу продуктивной. Большую роль играют схема, таблица, иллюстрации, которые способствуют более глубокому пониманию текста учащимися.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Комедия «Ревизор» в контексте эпохи" 2011
Цели урока: ввести учеников в мир эпохи, показав единство явлений и событий, единство творцов эпохи и их влияние на развитие общества, его нравственное состояние; расширение и систематизация опорных знаний из истории и литературы; изучение источника – общая платформа сближения предметных знаний; творчество учащихся и активная познавательная деятельность.
-
Заключительный урок по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского" 2011
Автор знакомит учащихся с произведением В.Г. Распутина.
-
Текстовые доминантны стихотворения М.Ю. Лермонтова "Парус" 2011
Анализ стихотворения Лермонтова с позиций текстовых доминант убеждает нас в том, что последовательность языковых и литературных приемов создает множественную точку зрения, которая и становится центром надсистемы, воспринимаемой как иллюзия самой действительности. Специфическое соотношение множественных составляющих существенно именно для стиля Лермонтова, стремящегося воссоздать соотношение покоя и бури. В результате художественный текст приобретает философское звучание, коррелирующее с темой.
-
Тема урока: "Суд над Плюшкиным". 9-й класс 2011
Открытый урок в 9-м классе "Суд над Плюшкиным" представляет театрализованный нестандартный урок. Через литературный суд над персонажем поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души" раскрывается образ Плюшкина как символ духовного обнищания человека. Через реплики всех персонажей, столкнувшихся с помещиком Плюшкиным, раскрывается весь жизненный путь Плюшкина, его падение.
-
Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков" 2011
На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край.
-
Урок-исследование: "Жизненные гарантии человека по рассказу В. Набокова "Облако, озеро, башня" 2011
В статье представленыметодические рекомендации и опыт изучения творчества В.В. Набокова и его творческой манеры на примере рассказа «Облако, озеро, башня». На уроке используется технология проблемного изложения материала в единстве формы и содержания; акцентно исследуется текст и составляется характеристика героя. Решая проблемную задачу, ученики обращаются к текстам В. Набокова и Ф. Тютчева и находят сильные и слабые стороны человеческого характера.
-
Урок в музее (единство образования и воспитания) по теме "Душа природы в поэзии Ф.И.Тютчева". 6-й класс 2011
В 2006 г. в школе № 930 был создан литературно-краеведческий музей «Наследие», посвященный замечательному русскому поэту Ф.И. Тютчеву. Интерес к личности и творчеству поэта не случаен, ведь школа находится на землях бывшей усадьбы Троицкое, где прошли детство и юность Тютчева. Цель урока – знакомство с жизнью и творчеством поэта.
-
Из опыта работы. "Информационно-ценностный подход в обучении чтению со звуковым ориентиром (методика А.М. Кушнира) 2011
Система работы по обучению чтению со звуковым ориентиром, применяемая автором статьи, заинтересовывает детей с первого дня обучения в школе, учит самостоятельно мыслить и действовать, способствует творческому сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и родителем, создает высокую мотивацию учения, способствует формированию высоконравственной личности и глубоких патриотических убеждений.
-
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6-м классе по программе А. Кутузова 2011
В статье представлено календарно-тематическое планирование уроков литературы по программе А.Г. Кутузова, рассчитано на 105 часов (3 урока в неделю) и используется в классах с углубленным изучением русского языка.
-
Урок-мастерская по рассказу Л. Петрушевской "Борьба и победа" 2011
Урок-мастерская по рассказу Л. Петрушевской «Борьба и победа» предполагает развитие критического мышления, аналитических навыков при работе с текстом, формирование духовно-нравственных качеств личности. Неоднозначность трактовки образа героини произведения способствует рефлексии, формированию навыка адекватного поведения в условиях нравственного выбора.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Окончание смутного времени. Отражение исторических событий в русской литературе" 2011
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского.
-
Урок на тему "Русский национальный характер" (по сказу Н.С. Лескова "Левша") 2011
Урок литературы в 7-м классе по произведению Н.С. Лескова «Левша» служит воспитанию интереса и уважения к истории России через интеграцию личности в историческое пространство художественной литературы.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу С.Есенина "Бобыль и Дружок" в 6-м классе 2011
Занятие ставит целью познакомить учащихся с рассказом С. Есенина «Бобыль и Дружок», а также сформировать умение анализировать произведение, определять его тему, идею.
-
Урок "В. Высоцкий и его поэзия". 8-й класс 2011
Урок внеклассного чтения по литературе знакомит учащихся с личностью и творчеством В. Высоцкого, открывает мир человека, актера, автора и исполнителя; развивает навык выразительного чтения; умение составлять отзыв на самостоятельно выбранное и выученное поэтическое произведение (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям произведения); воспитывает интерес к литературе как предмету, любовь к поэзии, к творчеству.
-
Урок на тему "Авторская песня Б.Ш. Окуджавы и В.С. Высоцкого" 2011
Конспект двухчасового урока в форме поэтического кафе. Обстановка кабинета должна соответствовать данному образу. Можно подготовить презентацию с использованием фильма и песен. В качестве кроссворда можно предложить любой материал по творчеству поэтов. Домашнее задание обязательно должно быть творческим.
-
Тема урока: "Народная мудрость в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2011
Урок является заключительным на этапе изучения рассказа К.Г. Паустовского "Теплый хлеб". Задачи урока: ввести учащихся в неповторимый мир авторской сказки, помочь увидеть им глубину содержания, народную мудрость, выйти на понимание смысла названия, активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, продолжать работу над теоретико-литературоведческими понятиями, работать над развитием речевых навыков.
-
Урок "Монологи В.М. Шукшина о своей малой родине" 2011
Цели урока: используя монологи В.М. Шукшина о своей малой родине, познакомить учащихся с биографией писателя; учить умению слушать, понимать сказанное; воспитывать любовь к родине.
-
Тема: "Противоречивость характера главного героя романа И.А. Гончарова "Обломов" 2011
Данный урок является стимулом интереса к учебе, развивает эмоционально-нравственную сферу личности, раскрывает понятие "обломовщина". Творческая работа студентов по анкете заключается в умении определить признаки обломовщины в себе, обобщить их и устранить. Экспресс-опрос направлен на проявление умения быстро ориентироваться в вопросах и ответах пройденной темы.
-
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6-м классе по феерии А. Грина "Алые паруса" 2011
Представленный урок разработан в соответствии с программой по литературе для 6-го класса под редакцией В.Я. Коровиной. Программный материал предусматривает подробный анализ 1-й главы феерии, полностью дети читают произведение дома и обсуждают на уроке внеклассного чтения. Представленный урок является уроком обобщения и систематизации знаний.
-
"Не потому ли я живу, что умерли они". По повести Г.Бакланова "Навеки – девятнадцатилетние" 2011
Урок памяти имеет большое воспитательное значение. Подробно проанализировав содержание повести Г.Бакланова "Навеки – девятнадцатилетние", пройдя путем испытаний главных героев повести, учащиеся должны понять, "какою ценой завоевано счастье", понять, каким героическим было поколение, вступившее в схватку с фашизмом. На уроке звучат стихи и песни о войне поэтов военной поры.
-
Элективный курс "Под голубыми небесами…" 2011
Элективный курс, разработанный для учащихся 9-го класса, апробированный в рамках предпрофильной подготовки. Занятия элективного курса направлены на расширение знаний учащихся о биографии Александра Сергеевича Пушкина, воспитание любви к памятным местам, связанных с жизнью поэта, приобщение к системе духовных и культурных ценностей, что будет в дальнейшем способствовать многостороннему развитию личности.
-
А.М. Горький. "Детство" 2011
Автобиографическая повесть М.Горького «Детство» рассказывает о формировании личности Алеши Пешкова. Жизненная стойкость бабушки, бесстрашие Цыганка, дружба с квартирантом Хорошее Дело – все развивает характер героя повести. Алеша умеет в себе сохранить ценности, которыми богата реальная жизнь. М.Горький показывает ценность человеческой жизни, учит стремиться к добру и красоте, отстаивать лучшее в себе и других.
-
Развитие творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся на уроках русского языка и литературы 2011
Творческая деятельность дает учащимся возможности для проявления собственной индивидуальности, формирования навыков самостоятельной исследовательской работы по русскому языку и литературе, открывает широкий простор для развития школьников. В работе подробно рассмотрен процесс организации творческой деятельности подростка на каждом этапе.
-
Гражданский и творческий подвиг А.Н. Островского 2011
Урок знакомит с особенностями творческой биографии А.Н. Островского. Учащиеся учатся конспектировать, анализировать прослушанное. На уроке используются фрагменты из произведений писателя.
-
Язык аллегории в стихотворении А.А. Фета "Учись у них – у дуба, у березы" (поэтический урок-экскурсия для учащихся 6-го класса) 2011
Поэтический урок-экскурсия по творчеству А.А. Фета для учащихся 6-х классов знакомит с биографией и творчеством знаменитого лирика XIX века. Урок направлен на подготовку учащихся к выразительному чтению и анализу стихотворения "Учись у них – у дуба, у березы...". Приобщение к русской поэзии помогает формировать духовно богатую, развитую личность. Данное занятие – открытое для родителей и педагогов.
-
"Пророк" М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова. Восприятие, истолкование, оценка 2011
В статье дан сопоставительный анализ стихотворений "Пророк" М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова. Одна из основных тем творчества Лермонтова и Некрасова – тема поэта и поэзии. Взгляды на назначение поэта, его места в обществе менялись по мере развития в творчестве поэтов реалистических тенденций.
-
Региональный компонент в преподавании литературы 2011
То, что дорого сердцу учителя и учеников, изучается увлекательно и интересно, и поэтому часто результаты этой учебы становятся достаточно яркими, такими как участие и победы детей в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах.
-
Воспитание у учащихся культуры общения на уроках литературы 2011
В статье рассматриваются примеры воспитания у подростков культуры общения в процессе занятий литературой, о возможностях литературы в этом направлении.