Урок-исследование "Омск в жизни и творчестве Ф.М. Достоевского"

Разделы: Литература


Цели:

  • расширить и углубить знания учащихся о жизни Ф.М.Достоевского;
  • воспитывать интерес к личности и творчеству писателя;
  • продолжить формирование навыков исследовательской работы школьников;
  • совершенствовать навыки монологической речи учащихся и продолжить работу над её выразительностью;
  • продолжить формирование навыков формулирования самостоятельных выводов и обобщений;
  • совершенствовать навыки работы с текстом;
  • воспитывать чувство гражданственности и патриотизма, уважение к мыслям и чувствам другого человека

Тип урока: Интегрированный урок– исследование

Оформление и оборудование: фотографии Омска 40-50-х годов 19 века, портреты, иллюстрации омского художника Г.Кичигина к произведению Достоевского, фотографии памятных мест в Омске.

Ход урока

Учитель литературы: Париж и Берлин, Генуя и Лондон, Дрезден и Баден-Баден, Кёльн и Женева, Венеция и Милан – все эти города так или иначе связаны с именем русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского. Но только три города созвучны духовной биографии великого мастера художественного слова. Это Москва, Петербург и Омск. В Москве Достоевский родился и провел детство. В Петербурге он стал знаменит, там он жил и работал, там и похоронен. А Омск? Какую роль сыграл наш город в жизни и творчестве писателя? На этот вопрос сегодня на уроке мы попробуем ответить.

Учитель истории: В письме к брату в 1854 году Достоевский писал: «Омск гадкий городишка. Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видал. Городишка грязный, военный и развратный в высшей степени». Такое впечатление произвел Омск на литератора. Обидная характеристика… Но надо помнить о том, что Достоевский говорит об Омске 50-х годов 19 века. Какие сведения о нашем городе в эти годы вы смогли найти?

Рассказ подготовленного ученика об Омске в 19 веке.

В очерке П.Золотова «Несколько слов об Омске» я прочитал, что наш город казался укрепленным лагерем Сибири. Жили в Омске преимущественно военные и служащие. Дома омичей были маленькие, деревянные. И если находился из них какой-то поинтереснее, то около него обязательно было нагромождение полуразрушенных хижин. Жителей в то время насчитывалось всего около 12 тысяч. Золотов пишет, что город имел пустынный вид, с кладбищем, а окружала Омск степь. Нам, омичам 21 века, трудно представить даже, что наш город был таким непривлекательным. И словно вторит Золотову И.Белов в «Путевых заметках и впечатлениях по Западной Сибири», рассказывая, что местом отдыха омичей была небольшая роща (сейчас Сад пионеров) и то только по торжественным дням. В остальное же время и там было пусто. Отдыхали люди и в Загородной роще на берегу Иртыша, вокруг которой был выкопан ров. Между берегом и валом крепости, у устья Оми, находился бульвар с крыжовником и акацией. По Омску гуляли ветра, и над городом стояла пелена пыли, отчего казалось темно. Зимой широкие и пустые улицы города страдали от снежных буранов. На мой взгляд, совершенно очевидно, что Омск и не мог произвести на Достоевского, привыкшего к столичным городам, другого впечатления.

Учитель истории: При каких обстоятельствах Достоевский попадает в Омск?

Рассказ подготовленного ученика о петрашевцах и ссылке

С 1847 года Ф.М.Достоевский посещал кружок Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского. Кроме него этот кружок посещали многие литераторы и ученые, студенты и офицеры, художники и учителя. Собрания проходили по пятницам, и все члены кружка были переписаны. Петрашевцы собрали целую библиотеку запрещенных книг. На своих собраниях они рассуждали о притеснениях цензуры, критиковали крепостное право, говорили о продажных чиновниках, читали и комментировали разные теории и с восторгом слушали письмо Белинского Гоголю. Дважды письмо на собраниях читал Федор Михайлович. По донесению провокатора 23 апреля 1849 года петрашевцы были арестованы, и 21 из них приговорен к смертной казни. Среди этих несчастных оказался и Достоевский. Но в последний момент казнь на Семеновском плацу в Петербурге была заменена четырехлетней каторгой, и 23 января 1850 года Ф.М.Достоевский и поэт С.Ф.Дуров по этапу были доставлены в тюремный острог Омской крепости.

Учитель литературы: Страшным сном показались Достоевскому каторжные годы: «...те 4 года считаю я за время, в которое был похоронен живой и закрыт в гробу. <...> Это было страдание невыразимое, бесконечное, потому что всякий час, всякая минута тяготела как камень у меня на душе. Во все четыре года не было мгновения, в которое бы я не чувствовал, что я в каторге...». Свой опыт каторжанина писатель воплотил в романе «Записки из Мертвого дома». Ни один город, в котором жил писатель, не получил такого подробного исследования и описания, как Омск. Давайте проследим за тем, как описывает Достоевский Омский острог.

Подготовленное чтение учеником начала 1 главы « Записок из Мертвого дома»

«Острог наш стоял на краю крепости, у самого крепостного вала. Случалось, посмотришь сквозь щели забора на свет божий: не увидишь ли хоть что-нибудь? – и только и увидишь, что краешек неба да высокий земляной вал, поросший бурьяном, а взад и вперед по валу, день и ночь, расхаживают часовые; и тут же подумаешь, что пройдут целые годы, а ты точно так же подойдешь смотреть сквозь щели забора и увидишь тот же вал, таких же часовых и тот же маленький краешек неба. Не того неба, которое над острогом, а другого, далекого, вольного неба. Представьте себе большой двор, шагов в двести длины и шагов в полтораста ширины, весь обнесенный кругом, в виде неправильного шестиугольника, высоким тыном, то есть забором из высоких столбов ( паль), врытых стойком глубоко в землю, крепко прислоненных друг к другу ребрами, скрепленных поперечными планками и сверху заостренных: вот наружная ограда острога. В одной из сторон ограды вделаны крепкие ворота, всегда запертые, всегда день и ночь охраняемые часовыми; их отпирали по требованию, для выпуска на работу. За этими воротами был светлый, вольный мир, жили люди, как все. Но по всю сторону ограды о том мире представляли себе как о какой-то несбыточной сказке. Тут был свой особый мир, ни на что более не похожий…»

Учитель литературы: В этом новом «особом мире» Федору Михайловичу часто становилось невыносимо тяжело. Позже, в «Дневнике писателя» (1876 год), он признавался: «Мне и теперь иногда снится это время по ночам, и у меня нет снов мучительнее». Что вам известно о жизни Достоевского – каторжанина?

Рассказ подготовленного ученика о занятиях Достоевского

Достоевский квалифицировался как «чернорабочий, знающий грамоту» в «Статейном списке о государственных и политических преступниках, находящихся в Омской крепости в каторжной работе 2-го разряда» от 19 июля 1850. С берега Иртыша через крепостной вал он носил кирпичи к строившейся в крепости казарме, вертел точильное колесо, обжигал и точил алебастр, разбирал барки на Иртыше, разгребал снег у казенных зданий. Писать было запрещено, читать тоже. Но одну единственную книгу Достоевскому– арестанту читать разрешили. Этой книгой было Евангелие, подаренное ему Натальей Дмитриевной Фонвизиной, женой одного из декабристов. Одно время Достоевскому было позволено посещать канцелярию Инженерного управления для письменных занятий, но затем запрещено. Находясь на лечении в госпитале, Достоевский начал писать «Записки из Мертвого дома», первые главы которых долгое время находились у старшего госпитального фельдшера А.А. Апполонова. В госпитале Федор Михайлович тайно заполнял заметками и наблюдениями «Сибирскую тетрадь», материалами из которой он позже пользовался для своих произведений.

Учитель литературы: Как сам Достоевский говорит об условиях жизни каторжан в письме к брату Михаилу?

Выразительно читает подготовленный ученик:

«Все четыре года я прожил безвыходно в остроге, за стенами, и выходил только на работу. Работа доставалась тяжелая <...>, и я, случалось, выбивался из сил, в ненастье, в мокроту, в слякоть или зимою в нестерпимую стужу. <...> Жили мы в куче, все вместе, в одной казарме. Вообрази себе старое, ветхое, деревянное здание, которое давно уже положено сломать и которое уже не может служить. Летом духота нестерпимая, зимою холод невыносимый. Все полы прогнили. Пол грязен на вершок, можно скользить и падать. Маленькие окна заиндевели, так что в целый день почти нельзя читать. На стеклах на вершок льду. С потолков капель – все сквозное. Нас как сельдей в бочонке... <...> Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками, и ноги всегда всю ночь голые. Всю ночь дрогнешь. Блох, вшей и тараканов четвериками. <...> Прибавь ко всем этим приятностям почти невозможность иметь книгу, что достанешь, то читать украдкой, вечную вражду и ссору кругом себя, брань, крик, шум, гам, всегда под конвоем, никогда один, и это четыре года без перемены...».

Учитель истории: К счастью, рядом с Достоевским всегда оказывались благородные омичи, принимавшие деятельное участие в его судьбе. Какую информацию об этих людях вы смогли найти?

Рассказ ученика об омичах, помогавших Достоевскому в годы каторги

Среди тех, кому небезразлична судьба ссыльных, были военные и чиновники Главного управления Западной Сибири. Особое внимание уделял Достоевскому Алексей Федорович де Граве(1793-1864) – комендант Омской крепости, который старался оградить арестанта от тяжелых работ и пытался облегчить его положение, рискуя разделить участь опального писателя. Впоследствии Ф.М.Достоевский напишет о нем: «Комендант был человек очень порядочный».

Арестантская рота, в которой отбывал срок Федор Михайлович, находилась в ведении военных инженеров, где адъютантом начальника инженеров Сибирского отдельного корпуса служил К.И.Иванов. Он приходился зятем декабристу И.А.Анненкову. Иванов сочувствовал Достоевскому и делал для него все, что мог.

В «Записках из Мертвого дома» вспомнит писатель и Якова Семеновича Капустина (1792-1859) как «старинного, заслуженного и хлебосольного чиновника». Он служил тогда начальником отделения Главного управления Западной Сибири, в его доме собирался «цвет» омской интеллигенции. «Люди простодушные и благородные, с хорошим сердцем», – так говорил о чете Капустиных сам писатель.

В книге П.К.Мартьянова я прочитал об Иване Ивановиче Троицком – главном враче военного госпиталя. Оказывается, этот человек иногда сообщал Достоевскому о том, что тот может прийти отдохнуть в госпитале. Там хорошо кормили, и Троицкий его угощал чаем и даже вином. Именно с разрешения Троицкого, прячась от всех, писатель начал сочинять «Записки из Мертвого дома».

Иван Викентьевич Ждан-Пушкин, инспектор классов Сибирского кадетского корпуса, был человеком образованным, знал несколько языков и слыл знатоком литературы, уважал Достоевского и старался его поддержать.

Александр Иванович Сулоцкий, священнослужитель этого корпуса, приносил опальному писателю духовную литературу и журналы, хотя это было строжайше запрещено. Думаю, об этих людях писал Достоевский брату Михаилу: « Если б не нашел здесь людей, я бы погиб совершенно».

Учитель литературы: Известно ли вам, как складывались отношения Достоевского с другими каторжанами и как они повлияли на мировоззрение писателя?

Рассказ подготовленного ученика

На каторге Достоевскому приходится жить среди убийц и разбойников, воров и бродяг, мошенников и бунтарей. Но и среди них писатель находит «характеры глубокие, сильные, прекрасные... И не один, не два, а несколько. Иных нельзя не уважать, другие решительно прекрасны». И Достоевский впервые пожалел, что родился дворянином. Происхождение мешало ему сблизиться с другими арестантами. Но сострадание к ним, проявление участия в их судьбе (обучал грамоте, помогал, как мог, получившим жестокое наказание, поставил спектакль) расположило к нему многих каторжан. После выхода из острога Достоевский сказал: «Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! Я сжился с ними и потому, кажется, знаю их порядочно. Сколько историй бродяг и разбойников и вообще всего черного, горемычного быта! На целые томы достанет. Что за чудный народ». Таким образом, в остроге, столкнувшись с преступным миром, Достоевский осознал многие отвлеченные понятия – интеллигенция и народ, преступление и наказание, свобода и ее границы, проблемы сильной личности... Все его последующее творчество было посвящено осмыслению этих «вечных вопросов». Здесь, на берегу Иртыша, писатель жил, не теряя надежды на освобождение. Ожидание нового будущего было основным его состоянием на каторге. Свои чувства писатель передаст герою «Преступления и наказания» Родиону Раскольникову:

Чтение отрывка из романа «Преступление и наказание» подготовленным учеником

«День опять был ясный и теплый. Ранним утром, часов в шесть, он отправился на работу, на берег реки, где в сарае устроена была обжигательная печь для алебастра и где толкли его. <...> Раскольников <...> сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его. Раскольников сидел, смотрел неподвижно, не отрываясь; мысли его переходили в грезы, в созерцание...»

Учитель литературы: Подведем итоги. Как бы вы ответили на главный вопрос урока о значении Омска в жизни Ф.М.Достоевского?

Учащиеся отвечают на вопрос, дополняя ответы друг друга.

(Суть ответа сводится к тому, что пребывание Достоевского в омском остроге оставило глубокий след в жизни писателя (ведь именно здесь его мировоззрение подверглось суровому испытанию) и нашло отражение в его дальнейшем творчестве. Эти годы научили его терпеть, научили ждать).

Учитель литературы: Действительно, биографы писателя отмечают, что успех его книг объясняется хорошим знанием человеческих судеб и характеров. Тем самым знанием, которое он вынес из Омска.

Учитель истории: Но не только Омск духовно обогатил писателя. И писатель оставил свой след в Омске. Какие места в городе, связанные с именем Достоевского вам известны?

Рассказ подготовленного ученика о местах, связанных с именем Достоевского

В Омске есть улица, названная именем Ф.М.Достоевского. Есть мемориальные доски с его именем: на Тобольских воротах, на бывшей Гауптвахте (сейчас это облвоенкомат) и на здании старого госпиталя на улице имени Гусарова. Есть в нашем городе и Литературный музей имени Ф.М.Достоевского. Он находится в бывшем доме коменданта крепости Алексея Федоровича де Граве. Сам писатель не раз бывал в доме по приглашению коменданта.

6 августа 2000 года неподалеку от бывшего острога, в сквере у Драмтеатра, был установлен памятник Достоевскому. Скульптуру автор А.Капралов назвал «Крест несущий». Это символическое изображение человека, сгорбившегося под тяжестью креста, который он несет. С одной стороны скульптуры – крест, с другой – архитектурный блок, олицетворяющий тюрьму. В фигуре Федора Михайловича Достоевского скульптор запечатлел трагизм его судьбы и творчества.

12 ноября 2001 года, к 180-летию со дня рождения писателя, был открыт еще один памятник уже на территории старой крепости, недалеко от Тарских ворот. Авторы памятника Сергей Голованцев и Альберт Каримов. Здесь Достоевский словно выходит из острога и снимает с себя путы острожной жизни. Он погружен в себя, голова его склонена. Создается впечатление, будто бы человек преодолевает порыв ветра. Взгляд писателя задумчив и отрешен. Он словно шагнул к нам с невысокого пьедестала, чтобы продолжить скорбный путь и принять на себя новые муки, но уже всего сегодняшнего человечества. В руке – Евангелие, единственная книга, которую было разрешено писателю читать в остроге. Именно в Омском каторжном остроге Ф.М. Достоевский переосмыслил жизненные ценности и, видя страдания обитателей острога, обратился к Богу. На памятнике только одно слово: «Достоевскому».

В 2004 году Омскому Государственному университету присвоили имя Ф.М.Достоевского.

В театрах нашего города по произведениям Ф.М.Достоевского поставлены спектакли:

  • «Брат Алеша»; реж. Владимир Соколов. ТЮЗ, 1972.
  • «Преступление и наказание»; реж. Яков Киржнер. Театр Драмы, 1974.
  • «Село Степанчиково и его обитатели»; реж. Артур Хайкин. Театр Драмы, 1980.
  • «Униженные и оскорбленные»; реж. Генрих Барановский. Театр Драмы, 1990.
  • «Игрок»; реж. Лев Стукалов. Театр Драмы, 1994.
  • «Дядюшкин сон»; реж. Георгий Котов. Музыкальный театр, 2001.
  • «Село Степанчиково и его обитатели»; реж. Олег Рыбкин. Театр Драмы, 2001.
  • «Dostoyevsky . ru»; реж. Андро Енукидзе. Омский «Пятый театр», 2005.

Учитель истории: В ближайшее время мы проедем по городу и побываем в тех местах, о которых сегодня говорилось на уроке, и, конечно же, посмотрим спектакль « Dostoyevsky. ru», по мотивам «Записок из Мертвого дома». А сейчас прошу ответить на мои вопросы: был ли для вас урок полезным и интересным? Что вы чувствуете, узнав о роли родного города в судьбе знаменитого на весь мир писателя? Появилось ли у вас желание лучше узнать творчество Ф.М.Достоевского?

Домашнее задание: прочитать «Записки из Мертвого дома».