План-конспект урока по теме «Россия "Мертвых душ". Система образов в поэме Н.В. Гоголя»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока: выявить основные приёмы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образа, обучать учащихся умению определять принципы типизации социальных явлений; познакомить с понятием “лексический повтор”; повторить роль детали в характеристике героя; приобщать учащихся к исследовательской работе.

Словарная работа: лексический повтор, антитеза, говорящие фамилии.

Оборудование: средства ИКТ, художественная литература, портрет писателя, иллюстрации, карточки для индивидуальной работы, дополнительная литература.

Межпредметные связи: история, русский язык.

Ход урока

I. Оргмомент. (Слайд 1)

Мы продолжаем путешествие по необъятной России вместе с плутом Чичиковым. Нам предстоит углубить представление о приёмах, используемых Гоголем при описании характеров помещиков, раскрыть внутреннюю логику создания образа, для того, чтобы научиться определять принципы типизации социальных явлений. Откройте тетради и запишите тему нашего урока.

II. Повторение.

  1. Карточки с индивидуальным заданием.
  2. Карточка 1

    Какими приёмами достигается ирония при характеристике помещицы?

    Карточка 2

    Какими художественными средствами автор достигает комического эффекта в изображении помещицы?

  3. Опрос: (для слабой группы). // Сильные ученики в это время решают тестовые задания. (2 учащихся у доски) (Тест прилагается)
  • С какой целью путешествовал Чичиков?
  • У кого из помещиков он уже побывал?
  • Приобрел ли Чичиков мёртвые души?
  • А мы с вами какой сделали вывод?
  • В чём проявилось омертвение его души?
  1. Проверка тестовых заданий (Слайды 2, 3, 4, 5, 6)

III. Проверка домашнего задания

  1. Как Чичиков попадает к Коробочке?
  2. Кратко передайте сюжет 3 главы?
  3. Используя план, дайте характеристику Коробочки. (Слайд 7 (пункты плана появляются по дополнительному щелчку)
  4. Коллективное решение тестовых заданий (Слайды 8, 9)
  5. Ответы по карточкам с и индивидуальными заданиями:
  • Какими приёмами достигается ирония при характеристике помещицы?
  • Какими художественными средствами автор достигает комического эффекта в изображении помещицы?
  1. Вывод: Коробочка – “дубиноголовая”, крестьяне для неё равны мёду и пеньке, скопидомство, узость интересов, “приземлённость” омертвляют её душу.

IV. Анализ 3 главы.

  1. Слово учителя.
  2. Сущность характера Коробочки особо видна через диалогическую речь персонажей как важнейший элемент создания сатирического образа. Так диалог Чичикова и Коробочки – шедевр комедийного искусства. Этот разговор можно назвать диалогом глухих. Посудите сами.

  3. Инсценирование диалога-торговли. (Слайд 10 с вопросом о стилистическом приёме, с помощью которого Гоголь подтверждает свою мысль о “дубиноголовости” помещицы)
  4. Ответ на вопрос. (Многократный повтор вопросов “понимаете?”)
  5. Словарная работа: Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, с помощью этого приёма в тесте выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя. (Задание А3 ГИА по русскому языку)
  6. Вывод обсуждения:
  • Какие черты характера Коробочки выявились в сцене торга? (Тупо, непоколебимо, убеждённо Коробочка делает своё дело – продаёт, ест, спит, копит, копит, копит…”
  • Во что превратилась душа Коробочки? (в коробочку)
  • Как называется такой приём изображения сути героя через его имя? (Говорящие фамилии)
  1. Итог: Оказывается, помещичья хозяйственность может иметь такой же бесчеловечный смысл, как и бесхозяйственность.

V. Итог урока

  1. По степени омертвения души, как вы считаете, выше или ниже Манилова находится Коробочка?
  2. Каково соотношение типизации этих дворян-помещиков? (Полная противоположность)
  3. Как называется такой приём? (Антитеза (А3 ГИА) (Слайд 12)
  4. Слайд с тестовым заданием (Слайд 13)
  5. Что сделало Коробочку такой?
  6. Заключительное слово учителя: (Слайд 14)

В образе коробочки Гоголь обнажает социальную проблему: застойность крепостнического хозяйства с его бесперспективностью и отсталостью общественных отношений в России в 30-х годах XIX века. Вспомните, что в Росси на целое столетие дольше сохранилось рабство в форме крепостного права.

VI. Домашнее задание: (Слайд 15)

  1. Главы 4-5
  2. 1-й вариант – характеристика Ноздрёва (по плану)
  3. 2-й вариант – характеристика Собакевича (по плану)
  4. Дополнительно-развивающее задание: составить вопросы к викторине “Узнай героя по деталям описания”

Карточка 1

Какими приёмами достигается ирония при характеристике помещицы?

Карточка 2

Какими художественными средствами автор достигает комического эффекта в изображении помещицы?

Промежуточный тест по произведению Н. В. Гоголя “Мёртвые души”

1. Каков жанр произведения Н. В. Гоголя “Мёртвые души"?

А. Поэма.
Б. Роман.
В. Повесть.

2. Внешность Чичикова: “… не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод” – указывает:

А. На неточную характеристику облика Чичикова.
Б. На двойственность его характера, гибкость, умение приспосабливаться к обстоятельствам.
В. На типичность и обобщённость его образа.

3. Описывая гостиницу, в которой поселился Чичиков, “где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленною комодом, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего”, автор:

А. Передаёт детали интерьера в соответствии с законами реализма.
Б. Акцентирует внимание на особенностях интерьера.
В. Иронизирует, усиливая комическое несоответствие предметов и явлений, используя оксюморон.

4. Характерная особенность Манилова, которой воспользовался Чичиков при покупке мёртвых душ:

А. Обходительность и любезность.
Б. Замкнутость и немногословность.
В. Грубость и напористость.

5. Отношение Манилова к хозяйству, к крепостным характеризует его:

А. Как не интересующегося делами имения человека.
Б. Как крепкого хозяина, строго относящегося к крепостным, заботящегося об их благополучии.
В. Как реформатора, осуществляющего свои идеи в имении.