Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: урок-игра.
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о биографии и творчестве В.А. Жуковского;
- развивать умение работать в группе, быстро отвечать на поставленные вопросы, доказывать свой ответ, опираясь на текст художественного произведения; развивать стремление высказывать собственное мнение, ориентироваться в необычных игровых ситуациях;
- повышать познавательную и творческую активность учащихся, прививать интерес к творчеству гениальных поэтов; воспитывать любовь к русской литературе, бережное отношение к ее наследию.
Нетрадиционная технология урока: перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы.
Методы работы: эвристический метод, проблемный метод.
Форма работы: индивидуально-коллективная деятельность.
Оборудование: интерактивная доска; презентация; призы, грамоты.
Правила игры:
За несколько дней до игры выбираются учащиеся, которые войдут в команду знатоков, остальные дети готовят вопросы по заданной теме. Лучшие из вопросов используются во время игры.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Звучит музыка. Слайд №1-2
– Здравствуйте, уважаемые девятиклассники! Сегодня пройдёт урок-игра “Что? Где? Когда?”! Вы будете игроками и телезрителями. Мы сможем не только увидеть автора вопроса, но и услышим из его уст правильный ответ или подтверждение его. Наша сегодняшняя игра посвящена жизни и творчеству В.А. Жуковского.
II. Основная часть
Слайд №3. Основное рабочее поле игры (для учителя)
Вопросы игры:
1 сектор. Слайд №4.
Заполните звено. Чье здесь должно быть имя?
Ответ.
Имя матери Жуковского. Ее звали Сальха, после крещения Елизавета Дементьевна Турченинова
2 сектор. Слайд №5
Если войти в это здание, то в актовом зале мы увидим мраморную доску, где золотом выбито имя В.А. Жуковского в списке людей, отлично окончивших в разные годы это учебное заведение. Дайте название этого учебного заведения.
Ответ.
Московский университетский благородный пансион.
3 сектор. Слайд №6.
Читаем в балладе “Светлана”: “С треском пыхнул огонек, / Крикнул жалобно сверчок, / Вестник полуночи”.
Сверчок. Такой псевдоним имел в литературном обществе “Арзамас” А.С. Пушкин. А какой псевдоним и должность были там у Жуковского?
Ответ.
Псевдоним – Светлана, должность – редактор.
4 сектор. Слайд №7
В 1833 году Жуковский написал стихотворение, которое назвал “Молитва русского народа”. Потом слова положили на музыку, и оно стало гимном. Нам это стихотворение больше известно под другим названием. Каким?
Ответ.
“Боже, царя храни!”
5 сектор. Слайд №8.
Блиц I. Вопросы по балладе “Светлана”.
А) Каким стихотворным размером написано это
произведение?
Б) В балладе часто встречается белый цвет,
которому противостоит темный. Как называют эту
стилистическую фигуру, построенную по принципу
контраста?
В) Назовите количество строф в балладе.
Ответы.
А) Хореем.
Б) Антитеза.
В) Всего в балладе 20 строф.
6 сектор. Слайд 9.
Перед вами фотография известного русского писателя-эмигранта, создавшего такие произведения, как “Преподобный Сергий Радонежский”, “Жизнь Тургенева”, “Чехов” и другие. Его перу принадлежит и романтизированная биография “Жуковский”. Назовите имя этого автора.
Ответ.
Борис Константинович Зайцев.
7 сектор. Слайд 10.
Какую надпись сделал Жуковский к этому знаменитому портрету, прежде чем его подарить?
Ответ
“Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму “Руслан и Людмила””.
8 сектор. Слайд № 11
В одном из своих известнейших стихотворений А.С. Пушкин использует строку Жуковского “гений чистой красоты…”. Василий Андреевич обратился так к своей племяннице Александре Протасовой. О каких стихотворениях идет речь?
Ответ.
“Я помню чудное мгновенье…” А.С. Пушкина и “Лалла Рук” В.А. Жуковского.
9 сектор. Слайд 12.
Какую придворную должность получил Жуковский в 1815 году при этой императрице.
Ответ
Должность придворного чтеца.
10 сектор. Слайд 13.
В.А. Жуковский стал ангелом-хранителем для многих талантливых писателей и поэтов. Среди них был и один известный украинский поэт, освобожденный при помощи Василия Андреевича из крепостного рабства. Как звали этого крепостного?
Ответ
Тарас Григорьевич Шевченко
11 сектор. Слайд 14
В.Г. Белинский назвал Жуковского “литературным Коломбом Руси”. Что открыл, по мнению литературного критика, Василий Андреевич в русской поэзии?
Ответ
Цитата из статьи Белинского “Стихотворения Баратынского”: “… Жуковский - этот литературный Коломб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии…”
12 сектор. Слайд 15.
В каком году было создано стихотворение “Певец во стане русских воинов” и какому событию посвящено?
Ответ
В 1812 году. Отечественной войне с французами.
13 сектор. Слайд 16.
Блиц II. Вопросы по балладе “Светлана”.
А) Баллада начинается строкой “Раз в
крещенский вечерок/ Девушки гадали…” Объясните
значение слов “крещенский вечерок”.
Б) Сколько способов гадания указывается в начале
баллады?
В) Что можно было найти, пропалывая снег?
Ответы.
А) Вечер накануне праздника Богоявления
(Крещения) (18 января (по новому стилю)).
Б) Шесть способов.
В) Полоть снег — отыскивать спрятанное в снегу
кольцо.
Музыкальная пауза.
Слайд 17.
(Ставится по желанию учителя или учеников на любом секторе вместо очередного вопроса.)
IV. Подведение итогов.
– Таким образом, в игровой форме мы подвели итог изучению биографии В.А. Жуковского и ряда его произведений, которые, безусловно, являются шедеврами не только русской, но и мировой литературы. Спасибо!
V. Церемония награждения.
Работа с презентацией-игрой
Важно!
Для работы презентации необходимо разрешить выполнение макросов.- Для запуска барабана щелкните по кнопке “Волчок”.
- После остановки стрелки щелкните по кнопке с номером вопроса
- Прочтите подготовленный вопрос. Время на обсуждение даётся 1 мин. В презентации есть таймер на последнем слайде, при желании его можно использовать.
- Прочтите правильный ответ, вернитесь по кнопке к выбору следующего вопроса.
- В соответствующее поле “СЧЕТ” введите с клавиатуры новое значение
- Повторяйте пункты 1-5 до конца игры.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Office PowerPoint.
Рисунок 1
Используемые источники информации:
Литература:
- Золотарева И.В. и др. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. М. “ВАКО”,2001
- http://zhukovskiy.lit-info.ru/review/zhukovskiy/004/332.htm
Иллюстрации:
Ссылки на иллюстрации даны в комментариях к слайдам
- http://history-5.narod.ru/rus_kunst_1801-1850/Bryullov_6.html
- http://www.museum.ru/1812/Library/Andreev/part4.html
- http://freelance.ru:8080/users/AnnAngel/?work=542314
- http://sanusetnew.ucoz.ru/forum/80-323-2
- http://nearyou.ru/kbrullov/5Svetl.html
- http://www.rp-net.ru/book/OurAutors/zajcev
- http://feb-web.ru/feb/zhukovsky/texts/zhuk4/zh1/zh1-0001.htm
- http://glazo.livejournal.com/28233.html
- http://tamara-she.narod.ru/people/imp_Pavel1.htm
- http://biographera.net/biography.php?id=92
- http://gallery.crimea.ua/ru/preview2.php?p=101&n=101203
- http://open.az/2010/01/20
- http://clubs.ya.ru/4611686018427414977/replies.xml?item_no=5019
Использованная музыка взята с сайта игры “Что? Где? Когда?” http://chgk.tvigra.ru/encyclopedia/?music
- “Так говорил Заратустра”(фрагмент из оперы). Р.Штраус, Бостонский симфонический оркестр.
- “Дикая лошадь”. Геннадий Бондарев, Джаз Мелконова.