«Природа не слепок, не безумный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».
(Ф.И. Тютчев)
Цели урока: познакомить учащихся с изображением природы (растительного мира) в русской поэзии 19 века, с многообразием растительного мира средней полосы; развивать интерес к изучению природы, к поэзии; воспитывать любовь к природе, стремление охранять ее.
Оборудование: оборудование для демонстрации презентации, магнитофон и запись стихотворения С. Есенина «Береза».
Ход урока
I. Оргмомент. Сообщение целей и задач урока.
Учитель литературы: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Во-первых, потому, что присутствуют гости, во-вторых, урок интегрированный на тему: «Растительный мир в русской поэзии 19 века». Обратимся к толковому словарю и уточним значение слова «интегрировать», поможет нам лингвист …Другими словами наш урок объединяет два учебных предмета: литературу и биологию.
Учитель биологии: Ребята, сегодня на уроке мы с вами обобщим и пополним наши знания о многообразии растительного мира, его распространении и значении в природе и жизни человека. Для этого мы отправимся в увлекательное путешествие в мир растений.
Учитель литературы: А спутником нашим будет поэзия. Мы познакомимся с прекрасными произведениями русских поэтов 19 века о природе.
II. Обобщение знаний о растениях. Беседа по вопросам.
Учитель биологии: А чтобы наше путешествие состоялось, вам необходимо ответить на несколько вопросов.
- Как называется наука, изучающая растения? (Ботаника).
- Почему растения считают живым организмом?
- Каково значение растений в природе?
- Какие жизненные формы существования растений вы знаете?
- Как подразделяют растения по продолжительности жизни?
III. Путешествие в мир растений и поэзии.
Учитель биологии: Растения живут всюду: на суше, в воде, в различных климатических условиях. Итак, отправляемся путешествовать. Во время путешествия занесите в таблицу названия растений, о которых вы узнаете (учитель раздаёт учащимся готовую таблицу). Начнем путешествие с нашей средней полосы.
Учитель литературы: Прочитаем эпиграф нашего урока.
– Как вы понимаете «душа, язык природы»? (Если внимательно вглядываться вокруг, природа – наш друг, если мы будем любить ее, она нам вернет сполна своей красотой и добротой.)
Учитель литературы: Русские поэты в своих стихотворениях воспели неброскую красоту родной природы. Поэзия 19 века – это неисчерпаемая сокровищница пейзажной лирики. Подобно художникам, поэты несколькими штрихами рисуют выразительные картины природы.
Аполлон Николаевич Майков русский поэт, родился в Москве в 1821 году в старинной дворянской семье с богатыми культурными традициями. Аполлон Николаевич очень любил природу, восхищался её красотой. Он увлекался живописью, но посвятил свою жизнь поэзии.
Давайте послушаем отрывок из стихотворения А.Н. Майкова «Пейзаж» и совершим с вами вместе с поэтом прогулку в осенний лес.
Грустная, но прекрасная пора осени навевает много разных чувств.
- С каким чувством автор описывает осень? (Любовь и грусть)
- В каких строках звучит грусть? Почему грусть?
- Какими красками рисует поэт картину осеннего леса, его обитателей? Какие цвета вы бы добавили, если бы вас попросили нарисовать осенний лес?
- Найдите изобразительно-выразительные средства (сравнения, олицетворения) Какова их роль?
Сейчас мы работали над поэтическим языком стихотворения, но красота природы удивляла и композиторов. Послушайте песню Г.В. Свиридова «Осень».
Идет прослушивание песни Свиридова.
– Какой характер музыки? (Лирический, напевный, грустный, спокойный.)
– Какие картины осени вы представили? Найдите строки в произведении, созвучные музыке.
Дыхательная гимнастика.
Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох чрез рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.
Повторяем 3 раза.
Хотя ноябрь и осенний месяц, но зима с её красотами уже не просто постучалась в гости, а вошла в дом. Давайте послушаем отрывок из стихотворения И.С. Никитина «Встреча зимы» (Читает учащийся).
Иван Саввич НИКИТИН
Родился в1824 в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Ему нередко приходилось бедствовать, но, несмотря на тяжелые жизненные условия, он все свободное время уделял чтению книг и поэтическому творчеству.
- Каково главное ощущение, которое возникает при прочтении? (Сказочность, торжественность).
- Какие поэтические строки этого стихотворения вас особенно взволновали, покорили? Почему?
- С каким чувством вы заканчиваете читать стихотворение?
- Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?
- Какие две картины противопоставляет поэт? Как называется этот прием противопоставления? (Антитеза).
- Как меняется настроение автора в стихотворении? Как он это показывает?
- Какой образ надолго останется в вашей памяти?
- Для кого из вас зима является любимым временем года?
Знакомство с картиной А.А. Пластова «Первый снег»
– Посмотрите на картину А.А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.
– Что чувствуют дети?
Учитель биологии: Ребята, в этих стихотворениях поэты нарисовали живую картину природы нашей средней полосы. Давайте и мы вслед за поэтами ещё раз войдем ненадолго в лес.
Когда ты входишь в лес,
Душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных
И строгой тишины,
Встречает грудь твоя так
Радостно и жадно
Дыханье влажных трав
И аромат сосны.
А сейчас мы предоставим слово … (сообщения учащихся об осине, сосне и березе).
Учитель литературы: Какие стихотворения русских поэтов посвящены деревьям? (Проверка домашнего задания).
Прослушивание стих-ия Есенина «Берёза»
Учитель биологии:
– Где используется берёза?
– Каковы места обитания?
– С каким чувством поэты изображают жителей леса в своих произведениях?
Учитель биологии: Наши леса чередуется с открытыми пространствами.
«Зеленый луг, как чудный сад, пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых, радужных цветов на нем разбросаны букеты», писал поэт И. Суриков.
– Какие цветы можно встретить на лугу?
А сейчас вам ребята расскажут о редких луговых растениях.
Сообщение учащихся о растительном мире лугов (пижма, синюха, лапчатка)
– Что объединяет все луговые растения? (Травянистые, светолюбивые и т.д.)
Учитель литературы:
Ярким утром на тихом пруду,
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.
На лету они звонка поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.
И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отраженных небес.
(«На пруде». И.А. Бунин)
- Какое сравнение использует поэт, изображая пруд?
- Приходилось ли вам когда-нибудь видеть узоры из облаков?
- Что вы испытывали в этот момент?
Учитель биологии: Вслед за И.А. Буниным отправимся и мы на водоемы: на пруд, озеро, реку. Растения водоемов тоже весьма разнообразны.
Сообщения учащихся о водоемах. (Кувшинка, кубышка, рогоз)
– Какие растения водоёмов вам знакомы?
Учитель биологии: Ребята, растения обитают не только в лесах, лугах, водоёмах, но и в степи, в горах,
Учитель литературы: У поэтов есть стихотворения и об этом, но это уже тема следующих уроков.
IV. Обобщение знаний. Беседа об охране растений.
Учитель биологии: Сегодня мы убедились, как многообразен мир растений. Они очень ценны и для человека, и для животных, и для самой природы. Мы с вами часть природы и должны бережно относиться к растениям.
В последнее время многие растения стали редкими, более 500 видов растений занесено в Красную книгу РФ.
В нашей Московской области 289 видов растений подлежит строгой охране с полным исключением сбора.
- Назовите эти растения.
- Как мы с вами можем помочь природе?
Учитель литературы: Вы увидели, что поэты, несмотря на то, что они не биологи, очень точно, образно изображают мир растений, природу в целом.
V. Кроссворд.
Учитель биологии: А сейчас мы вам предлагаем ответить на вопросы кроссворда.
VI. Таблица.
VII. Итог урока (оценки за урок).
VIII. Рефлексия.
Учитель литературы: У вас на партах лежат листочки двух цветов: желтые и коричневые, если вам урок понравился и у вас хорошее настроение в конце урока, возьмите желтый листок, если что-то не получилось и есть над чем поработать – коричневый листок. Предлагаю украсить осеннее дерево листьями.
Учитель литературы: Мы с вами сегодня на уроке совершили прогулку в осенний и зимний лес? Я видела, что и осенний, и зимний пейзажи тронул ваши души, восхитили ваше воображение.
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Мы искренне желаем вам как можно чаще встречаться с красотой в жизни и оставить красивый и памятный след на земле
Учитель биологии: Пусть это будет след любви и доброго отношения к природе. Ведь «Нет ничего изобретательнее, чем природа», - говорил Цицерон, и мы с ним не можем не согласиться.
IX. Домашнее задание.
выучить наизусть любое стихотворение о природе России и написать мини-сочинение «В осеннем (зимнем) лесу».
Спасибо за урок!