Методическая разработка и презентация к проведению занятия по повести В.Г. Распутина "Пожар" "Что ты есть, молчаливая наша земля?.."

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Цель урока:

  • о нравственной проблематике современной прозы на примере повести В.Г.Распутина “Пожар”;
  • идейный замысел, проблемы произведения;
  • о чём предупреждает нас писатель?

Примечание.

Вопросы, материал по повести может быть использован на уроках при изучении творчества В.Г.Распутина, при проведении семинара или читательской конференции.

1–3 слайды

Валентин Распутин любит свою родину. Он не представляет себе жизни без Сибири, без трескучих морозов, без слепящего глаза солнца, без любимой Ангары, без её красивейших закатов и рассветов. Всю свою сознательную жизнь Распутин ведёт борьбу за сохранение неповторимой красоты Байкала.

4 слайд

“Горит село, горит родное…”

Эти слова из народной песни взял писатель эпиграфом к своему произведению. Пожары издавна были на Руси привычным делом. Дома стояли деревянные, иногда выгорало по полдеревни, а то я вся деревня. И сейчас пожары случаются часто. Но у Распутина пожар – это повод к размышлению о наболевшем. Главный предмет внимания всего творчества писателя – проблема духовного мира русского человека, работающего на земле. И писатель “бьёт тревогу”, как когда-то сзывали на пожар, идёт нравственное обнищание нации.

5-6 слайды: (учитель или заранее подготовленные ученики могут сделать небольшие сообщения об истории создания произведения, о герое повести)

Доводилось ли вам когда-нибудь видеть, как горит дом?

Не дай Бог видеть это страшное зрелище, особенно когда ничего уже нельзя поделать. Огонь пожирает всё. Что годами и десятилетиями было близким, дорогим, памятным.

Вспомните горящий листвень и избы в “Прощании с Матёрой”. Именно в “Матёре” заложены конфликты ошеломившего в 80-е годы “Пожара”.

Повесть “Пожар” вышла из повести “Прощание с Матёрой”.Не было бы порыва переделать природу, что повлекло за собой гибель острова – не возникло бы беспощадной вырубки леса, превратившей берега Ангары в огромную свалку гниющих деревьев. Одно влечёт за собой другое.

Впрочем, об этом скажет сам Валентин Распутин.

- Как создавалась повесть?

- Как вы нашли своего героя – Ивана Петровича?

“Здесь прежде всего надо вспомнить повесть “Прощание с Матёрой”. Я сам из утопленников, так у нас на Ангаре назывались те, чьи деревни ушли под воду от строительства гигантских плотин. Не миновала этой судьбы и моя Аталанка, как и Матере, пришлось переселяться и искать с затоплением пашни другое занятие. А занятия были – лес рубить. Сама жизнь заставила писать продолжение “Матёры”. Сказав “а”, следовало говорить “б”. Как нашёл героя повести? Его и искать не пришлось, это мой сосед по деревне Иван Егорович Слободчиков…И случай с пожаром невыдуманный. Он тоже был, только не в моём посёлке, а в соседнем, леспромхозовском”.

- Каков сюжет произведения?

Сюжет прост. В посёлке Сосновка на берегу Ангары горят орсовские склады. Всё происходящее освещено с точки зрения Ивана Петровича Егорова. Пожар высвечивает плачевное состояние посёлка. Люди пытаются что-то спасти от огня. Кто эти люди? Как они ведут себя в этой ситуации? Почему они совершают тот или иной поступок?

7 слайд

- Что же представляла из себя Сосновка?

“Неуютный и неопрятный посёлок, и не городского и не деревенского, а бивуачного типа. Всё тут напоминало временное пристанище – и разбитые техникой улицы, и грязь, и клуб в общественной бане. Всё временно, к чему пускать корни, если потом выберут здесь лес, и дальше кочевать надо. Вон по соседству Берёзовка: ушёл леспромхоз, вырубив всё под чистую, и она опустела – “лишь осатаневшие туристы, пуская дым в двери, разжигают в домах костры”. Бывшие хлеборобы заняты не своим делом: корчуют, валят лес. Уничтожают, а не созидают. Это работа, не требующая души, это разрушение не только леса, но и человека .Деревья вырубают варварски, не оставляя молодняк. Голая мёртвая глина, завалы развороченных деревьев, ржавеющая техника. И кладбищенская тишина вокруг некогда людного посёлка. Ни рёва тракторов, ни визга бензопил.

8 -9 слайды

Душа человека не находит покоя, что же с ним происходит? Душа мечется, стонет

Главный герой – шофёр Иван Егорович, но главным героем можно назвать и многострадальную землю, на которой стоит Сосновка.

- Что так возмущало Ивана Петровича?

“План, говоришь? План?! Да лучше б мы без него жили! Лучше б другой план завели – не на одни только кубометры, а и на души! Что б учитывалось, сколько душ потеряно и сколько осталось! План любой ценой. Ведь известно, что после вырубки тут десятилетиями ни деревца не вырастет. И всё это в погоне за длинным рублём. Бесхозяйственная вырубка леса влечёт тяжёлые экономические последствия: обмелеет река, начнётся заболачивание местности. Лес – это не только грибы, ягоды, орехи, дичь, чистый воздух.

Выросший среди русской природы, Валентин Распутин умеет ценить её красоту.

10 слайд

И прежде чувствовал Иван Петрович, что силы на исходе, но никогда ещё так: край, да и только”, в “завтрашний день верилось с трудом”, и “ничего не хотелось, как в могиле”.

А устал от неверия, он видит, что всё идёт не так, что рушатся основы. 20 лет живёт он в Сосновке. А переехал сюда из родной затопленной Егоровки. За эти годы развилось пьянство, люди стали чужими друг другу, озлобились, (примеры из текста)

За четыре года в Сосновке из-за поножовщины погибло столько же народу, сколько в шести деревнях, слившихся в Сосновку, за войну. Узнав об этом, Иван Петрович ахнул.

- Почему же такое могло произойти?

Виною всему пьянство и равнодушие. “После меня хоть потоп”. План любой ценой.

Стоило лесничему Андрею Солодову оштрафовать леспромхоз за высокие пни, в результате чего архаровцам задержали зарплату, так они сожгли солодовскую баню, а затем у Солодова потерялась кобыла, только по весне её косточки вытаяли в чащобе, рядом валялась догнивающая верёвка. (Примеры из текста)

19–20 слайды

Пожар! Склады горят! И не случайно почудилось ему, “будто крики идут из недр”, - душа тоже горела.

Так и пройдут эти два пожара от начала и до завершающей строки.

Пожар высветил души жителей Сосновки. А пожар был сильный, огонь мог перекинуться на избы и выжечь посёлок. Но в других головах были другие мысли. НЕ укладывалось в сознании у Ивана Петровича, что люди могут нажиться на беде, не боясь потерять себя. Но Сосновка располагала к этому.

“Было не положено, не принято – стало положено и принято, было нельзя – стало можно, считалось за позор, за смертный грех – считается за ловкость и доблесть”

- Что же высветил пожар? Кто как вёл себя во время пожара? Давайте вглядимся в лица тех, кто прибежал на пожар.

“Почему мы такие? Что же это делается? Что делается? Все тащат!” Этот вопрос задаёт Алёна мужу.

Пока Иван Петрович и Афоня пытались спасти муку, крупу, масло, архаровцы набросились на водку, по цепи передавали не только ящики, но и откупоренные бутылки, из которых тут же пили, не стесняясь никого, брали впрок, словно своё, собственное. Кто-то пробежал в новых валенках, кто-то второпях натягивал на себя новую одежду, Клавка Стригунова ворует драгоценности, “полные карманы набила маленькими коробочками”.

Вместе с пожаром могут сгореть и такие человеческие качества, как порядочность, совесть, честность. И если б только архаровцы воровали, ведь и свои, сосновские. Старуха подбирала выброшенные со двора бутылки, и уж, конечно, не пустые. Однорукий Савелий таскал мешки с мукой и крупой прямиком в собственную баню. Вот и пожар…

Сосновка ни для кого не стала домом – отсюда все беды, и случайные люди, и сам пожар, и их поведение. Многие приехали сюда, чтобы заработать.

- Почему погиб дядя Миша Хампо? И кого он вам напоминает?

Дядя Миша Хампо словно перешёл в “Пожар” из “Матёры”. Он так же, как и Богодул, почти ничего не говорил, он считался прирождённым сторожем: чужого не трожь! Во время пожара он добросовестно охранял вынесенные из огня вещи, сложенные грудой во дворе. И увидев, что кто-то пытается перекинуть через забор свёрток с цветными тряпками, бросился за вором.” Хампо только-только сумел рассмотреть, кто это и что, как сбоку на него обрушился удар… И снова и снова его ударили чем-то тяжёлым – не руками. Дядя Миша всё тянул голову, чтобы увидеть, кто бьёт, но никак не мог поднять её и только выставил правую, не подвластную ему руку, пытаясь защититься. И всё били и били его, всё били и били…”

Он был убит колотушкой, она рядом с ним валялась. Но в этом поединке с архаровцами дядя Миша удушил одного из них, Соню. Человеческая жизнь - тряпки!

- А кроме человеческих поступков, что ещё высветил пожар, что вызвало возмущение у тех, кто бросался в огонь, чтобы спасти что-то?

21 слайд

Вседозволенность, попирание элементарной справедливости. Парень, увидевши обгоревший мотоцикл “Урал”, за которым давно гонялся по магазинам, возмущается: “Ведь был же он, Урал то! Для кого вот он был?!

Да и сам Иван Петрович, впервые попав внутрь склада, поразился изобилию – колбасным кругам, маслу, красной рыбе. Зачитать: “Когда Иван Петрович заскочил в крайний продовольственный склад, там полыхало вовсю… Иван Петрович поразился изобилию всего: на полу немалой горой были навалены пельмени, рядом валялись колбасные круги, в тяжёлых кубах стояло масло, там же в ящиках стояла красная рыба. Куда же это уходило”? Ведь еды во всех леспромхозах всегда не хватало, откуда же её столько здесь?

- А как бы вы ответили на этот вопрос? Куда? Ведь до простого рабочего это всё не доходило.

Обращаю внимание на название и эпиграф повести. Пожар.

- Случаен ли в качестве заглавия именно это слово?

Нет, не случаен. Основные события повести происходят именно во время пожара.

Пожар – сильное пламя, охватывающее и уничтожающее всё, что может гореть, создающее опасность для жизни людей. (Из словаря)

Пожар – бедствие, борьба с которым не терпит отлагательств, для борьбы с пожаром нужно объединиться (всем миром, сообща).

Но в повести есть и такие словосочетания: обгоревший голос, обожжённая мысль, но ведь это гореть не может!

Вывод: это другой пожар, бушующий в душе главного героя, его непринятие этой жизни, этих принципов, по которым живут архаровцы.

Но есть и ещё один пожар, он не менее страшен для жизни людей, чем пожар, в котором горят материальные ценности. Это наша бездуховность.

Что страшнее?

По мысли Распутина, пожар – это не только стихийное бедствие, это и предупреждение.

Подумайте, люди! Надо ли разорять свой край, уничтожать старое, нарушать законы природы, чтобы создать новое?!

- Чем заканчивается повесть?

В повести звучит один из вечных русских вопросов: “Что делать?” Но на него нет ответа. Герой, решивший уйти из Сосновки, не находит успокоения. Финал повести невозможно читать без волнения. “Идёт по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом…”

“Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля.

Молчит земля.

Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты?

И разве молчишь ты?”

Этими вопросами заканчивается повесть, похожая на болевой вопрос, который задаёт жизнь. Кроме нас, на него никто не ответит. Время идёт, земля ждёт. О своём доме мы должны позаботиться сами и не дать ему запылать.

“Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом”.

Вернётся ли Егоров в Сосновку или навсегда уйдёт из неё?

22 слайд

Повесть была переведена на иностранные языки. В 1987 году за повесть “Пожар” Распутину присуждена Государственная премия.

Повести В.Распутина заставляют задуматься нас над многими вопросами современной жизни: чем человек живёт, в чём причина нравственной деградации людей и что делать, чтобы устранить эти явления? Поэтому произведения Распутина ещё долго не утратят своей актуальности и будут волновать не одно поколение читателей.

P.S. Звучит песня “Горит огонь”

“Горит страна. Полыхают леса. Испепеляются города и селения. Дороги забиты беженцами и погорельцами. Всё новые и новые очаги возгорания, будто движется по земле поджигатель и кидает свой факел в раскалённые от жары леса. Гигантские комья огня вырываются из пламенеющей чащи, переносятся, как чудовищные птицы через огромные пространства, падают на головы людей, на крыши домов…Не так ли загорается и общество?.. (Из статьи Александра Проханова)