Литература
-
"А. Блок "Двенадцать": цветопись душевного состояния". Урок-исследование 2012
Цель урока: развитие умения анализировать художественный текст на основе метода цветовых выборов; определить соответствие звукоцвета психологическому состоянию поэта; показать особенность восприятия поэтом революции.
-
Просто о сложном, или Уроки литературы в 5–7-х классах 2012
Аналитическое чтение художественного текста формирует интерпретационные умения школьника. Усвоенные в 5–7-х классах знания по теории литературы дают основу для глубокого проникновения в произведение и эмоционального восприятия классики. Составление схем и таблиц поможет визуализировать результат. Теория гармонического центра помогает обоснованно говорить о сильных позициях текста, о наиболее важных для понимания произведения фрагментах, о мастерстве писателя.
-
Философское и психологическое значение пейзажа в произведениях И.С. Тургенева и картинах И.И. Левитана 2012
Интегрированный урок литературы в 7-м классе по теме. Призван познакомить учащихся с творчеством И.С. Тургенева, обучить анализу художественного произведения, помочь определить роль пейзажа, его философское и психологическое значение.
-
Зачет-практикум по группам по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2012
Итоговый групповой зачет-практикум по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» с целью проверки знаний текста, формирования алгоритма анализа художественного произведения. Зачет состоит из 2 частей: видеовикторины и вопросов по тексту.
-
Урок литературы "Три типа художника в повести Н.В. Гоголя "Портрет" 2012
Цель урока: познакомить учащихся с повестью Н.В. Гоголя "Портрет", учить внимательно читать произведение, подмечая важные детали, выявить уровень читательского восприятия, дать почувствовать своеобразие гоголевской прозы, представить героев, проникнуться к ним сочувствием; выяснить гоголевские приёмы создания образов; показать, какую роль отводил Н.В. Гоголь искусству в жизни общества, каким должен быть истинный художник.
-
Интегрированный урок (музыка + татарская литература) по теме "Фарит Яруллин и его «Шурале»" 2012
Конспект интегрированного урока музыки и татарской литературы в 7-м классе, цель которого: показать взаимосвязь музыки, ИЗО и литературы в балетном жанре, познакомить с творчеством композитора Ф. Яруллина, который внес большой вклад в татарскую профессиональную музыку. Познакомить с содержанием балета "Шурале", охарактеризовать главных героев и дать понятие, что такое балет.
-
Открытый урок литературы по роману И.А. Гончарова "Обломов" на тему "Портретные характеристики главных героев романа". 10-й класс 2012
Любой художественный образ – это внутренний мир, попавший в фокус сознания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Образ может принимать формы чувственные и рациональные. Образ может быть основан на вымысле человека, может быть фактографичным. Художественный образ объективирован в форме как целого, так и его отдельных частей, он может экспрессивно воздействовать на чувства и разум.
-
Развитие познавательного интереса и творческой активности обучающихся на уроках литературы 2012
Цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. В обществе объективно возникает потребность в росте творческого потенциала личности. Развитию познавательного интереса и творческой активности обучающихся 5–9-х классов на уроках литературы способствует использование метода цветовых выборов, основанного на методике М. Люшера, теории соотнесения звука и цвета А. Журавлева. Использование метода цветовых выборов на уроках литературы при анализе поэтического текста позволяет определить психологическое состояние автора.
-
Урок-дискуссия "Вот как человек был наказан за …" 2012
Для писателя понятие "свобода" связано с понятием "правда" и "подвиг".Горький использует жанр литературной легенды, потому что он как нельзя лучше подходит для его замысла: воспеть все лучшее, что может быть в человеке. В своем любимом романтическом герое Данко он подчеркивает человеколюбие, доброту, желание пожертвовать собой ради счастья своего народа.
-
Урок-путешествие по русскому языку на тему "Имя Существительное" 2012
Учащиеся отправляются в увлекательное путешествие по городу Имя Существительное. Делая остановки, дети повторяют полученные знания по теме.
-
Сравнительный анализ былины "Садко" и фильма–сказки "Садко". Урок литературы в 7-м классе 2012
Нередко на уроках литературы учитель для повышения мотивации к обучению и активизации художественного восприятия демонстрирует учащимся экранизированные произведения литературы. Тогда перед учителем и учащимися встаёт интересная, но нелёгкая задача: сравнить произведение литературы и киноискусства. Как сравнить и что сравнивать?
-
Школьный музей как средство формирования нравственно-патриотического воспитания. Музыкально-поэтический час "Вышла из войны…" 2012
Музыкально-поэтический час, проведенный в 10-м классе и посвященный жизни и творчеству нашей землячки поэтессы Ресенчук Марии Андреевны. Во время урока были использованы экспонаты музея, например, при инсценировке стихотворения, ребята очень активно работали на уроке, им понравилась такая форма урока, ученикам захотелось больше узнать о знаменитых земляках, в этом учебном году будет проведен урок в школьном музее по творчеству еще одного поэта-земляка – Н.Огнева.
-
Интегрированный урок по развитию речи и МХК "Не устану воспевать вас, звезды!..". 9-й класс 2012
Особое место в процессе формирования коммуникативных умений должно отводиться упражнениям по развитию связной устной и письменной речи. Использование определенных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и др.) помогает ученикам прийти к главной цели – создать свое произведение о звездах. Рефлексия отражает уровень развития языковой личности. На уроке используются замечательные стихи И.Бунина, А.Межирова, а также произведения живописи, тесно связанные с темой урока.
-
Учебный модуль "Зачет по литературе в 10-м классе" 2012
Разработка учебного модуля продиктована поиском оптимального варианта проведения уроков контроля знаний по литературе в 10-м классе по итогам первого полугодия (программа по литературе среднего (полного) общего образования, соотнесенная с учебником Сахарова В.И., Зинина С.А. «Русская литература XIX века». 10 класс. М. «Русское слово», 2009). В период подготовки к промежуточной аттестации ученикам предлагается сопроводить выступление презентациями.
-
Урок литературы в ходе интегрированного дня, посвященного взрыву на Чернобыльской АЭС «…время настало задуматься всем над вопросом "Наука и Нравственность"» 2012
Статья представляет собой урок литературы в 11-м классе, посвященный проблемам влияния научно-технического прогресса на жизнь человека. Урок позволяет учащимся взглянуть на мир как на единое целое, понять взаимосвязь всех областей знаний, осознать необходимость взвешенного подхода к принятию решений.
-
Конспект урока по теме «А.П. Чехов. "Хамелеон"» 2012
На уроке учащиеся получают знания об исторической эпохе, в которую писался рассказ. Нужно отметить, что это эпоха безвременья и торжества реакции, эпоха безраздельного господства цензуры. Важно, чтобы семиклассники углубили представление о Чехове как о писателе-сатирике. Литературоведческие понятия, изучаемые на уроке: юмор, сатира, деталь, композиция рассказа.
-
Творческая мастерская "Создание сказки по пословице". 5-й класс 2012
В статье представлен конспект комбинированного урока литературы (творческой мастерской) в 5-м классе. Урок построен с использованием объяснительных, эвристических и практических методов обучения. В ходе урока учащиеся выполняют разнообразные репродуктивно-продуктивные и творческие задания. Рекомендуется использование компьютерной презентации.
-
Ее величество Осень 2012
Занятие предназначено для проведения в 5–6-х классах. Целями данного мероприятия являются пополнение словарного запаса учащихся, развитие чувства прекрасного, чувства любви к русской поэзии, музыке и другим видам искусства, а также развитие творческих способностей учащихся и логического мышления. Мероприятие позволяет сплотить коллектив, приобрести опыт сотрудничества в группах, выдвигать гипотезы, воспитывать уважение к товарищам, их мнению.
-
Вклад в литературу А.С. Пушкина 2012
Урок предназначен для проведения в 7–9-х классах, как профильных, так и общеобразовательных. Его следует проводить во время обобщения материала, посвященного творчеству А.С. Пушкина. Выбранные формы работы позволяют чередовать различные виды деятельности учащихся, что будет способствовать более эффективному усвоению материала. Автор обобщает и систематизирует знания о поэте, но и актуализирует знания учащихся по всему курсу литературы, что поможет дополнительно подготовиться к ГИА и ЕГЭ.
-
История российской армии 2012
Цели урока: познакомить учащихся с историей Вооруженных сил России; познакомить учеников с выдающимися представителями российского воинского сословия.
-
Всепроникающая магия слова. К урокам литературы в 11-м классе 2012
Предлагаемая работа содержит материалы к уроку "Серебряный век" русской поэзии, она поможет учителю показать особое место поэзии начала XX века в истории русской литературы, сформировать у обучающихся представление о поэзии Серебряного века, познакомить с избранными страницами русской поэзии конца XIX – начала XX века; определить характерные черты литературных течений поэзии этого периода.
-
Выявление и развитие одаренных и талантливых детей в условиях основной общеобразовательной школы через деятельность научного общества учащихся 2012
Одаренные дети отличаются от обычных мальчиков и девочек не столько способностью усваивать чужое, сколько потенциалом создавать свое. Именно они имеют наибольший шанс стать если не новыми Ломоносовыми или Чайковскими, то Профессионалами с большой буквы.
-
Урок-сюрприз "Осенние блики любви" (по мотивам творчества И.А. Бунина и А.И. Куприна). 12-й класс 2012
Идея урока заключается в том, чтобы ученики попробовали свои силы в написании стихотворений, сочинений-миниатюр, проявили определенные литературоведческие знания, могли самореализоваться. Каждому ученику на уроке предоставляется возможность заявить о себе, раскрыть определенные способности, тем самым укрепить свои позиции в школьной среде. Автор развивает творческие способности обучающихся на материале изученных художественных произведений И.А. Бунина и А.И. Куприна.
-
Урок-исследование "Творчество В.В. Набокова" 2012
В статье представлен опыт изучения творчества В.В. Набокова и его творческой манеры на примере рассказа "Облако, озеро, башня". На уроке используется технология проблемного изложения материала в единстве формы и содержания. На уроке акцентно исследуется текст и составляется характеристика героя. Решая проблемную задачу, ученики обращаются к текстам В. Набокова и Ф. Тютчева и находят сильные и слабые стороны человеческого характера.
-
Грамматический строй рассказа И.А. Бунина "Антоновские яблоки" 2012
Цели урока: показать особенности поэтики И.А. Бунина на примере анализа рассказа "Антоновские яблоки"; раскрыть особенности "лирической прозы"; проследить единство русского языка и литературы; работа над терминологическим аппаратом.
-
Интегрированный урок по теме "Поэт и его время". 9-й класс 2012
Понять писателя, особенности его творчества без изучения социально-исторической эпохи, его породившей, невозможно. Целесообразно интегрировать уроки истории и литературы, что должно помочь созданию у школьников целостного представления об окружающем мире. Цель урока: создать условия для понимания учащимися тесной взаимосвязи литературы и истории.
-
Загадка характера поморки (по рассказу Юрия Казакова "Поморка"). 11-й класс 2012
Цель урока: сформировать у учащихся представление об основной теме произведений Ю.Казакова: верность своему предназначению и исполнение долга перед жизнью.
-
Проектно-исследовательская деятельность учащихся в школе (из опыта работы) 2012
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Автор статьи делится опытом проектно-исследовательской деятельности с учащимися 5–9-х классов.
-
В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Анализ рассказа "Чудик" 2012
В памяти народа В.М. Шукшин навсегда останется выдающимся писателем, актером, кинорежиссером. Но, помимо этого, у Василия Макаровича был еще один дар – дар любви к родине, к матери, своим близким. Представленный урок посвящен жизни и творчеству Шукшина, в котором также приводится подробный анализ его рассказа «Чудик».
-
Урок литературного чтения в 4-м классе "Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»" (2 урока) 2012
Подробные поурочные разработки по литературному чтению предоставляют учителю материал для качественной подготовки и проведения полноценных уроков в 4-м классе. Приводятся варианты планирования сразу 2 уроков. Каждый урок поэтапно знакомит учащихся с творчеством писателя, включает в себя лексическую работу, письмо по памяти (по методике зрительных диктантов И.Т. Федоренко), беседу по содержанию произведения и его анализ, игровые задания и кроссворд.