Урок литературы по теме "…Он видел мир и слушал свою душу с высоты эшафота" (Изучение биографии Ф.М. Достоевского)

Разделы: Литература


"...Он видел мир и слушал свою душу с высоты эшафота"
Ю. Айхенвальд

Цели урока:

Обучающая – раскрыть своеобразие художественного сознания и идеологическую позицию Ф.М.Достоевского через знакомство с его биографией, показать жизнь писателя как трудный и тернистый путь, скрепленный твердой и несокрушимой верой в человека.

Развивающие – способствовать развитию познавательной активности и творческого мышления учащихся, продолжать развивать умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные – продолжить воспитание чувства гордости за русскую литературу, в которой есть такие великие писатели-гуманисты, как Ф.И.Достоевский; воспитание нравственной позиции, формирование моральных качеств – милосердия, любви и сострадания к людям.

Тип урока: урок-взгляд.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (воспоминания современников о Достоевском, материалы для центонов, афоризмы Достоевского), выставка произведений писателя.

...быть человеком между людьми и остаться им навсегда.
Ф.М. Достоевский

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

(Чтение учителем предисловия к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)

«Начиная жизнеописание героя моего, Алексея Федоровича Карамазова, нахожусь в некотором недоумении. А именно: хотя я и называю Алексея Федоровича моим героем, но, однако, сам знаю, что человек он отнюдь не великий, а посему и предвижу неизбежные вопросы вроде таковых: чем же замечателен ваш Алексей Федорович, что вы выбрали его своим героем? Что сделал он такого? Кому и чем известен? Почему я, читатель, должен тратить время на изучение фактов его жизни?..
Конечно, никто ничем не связан; можно бросить книгу и с двух страниц первого рассказа, с тем чтоб и не раскрывать более. Но ведь есть такие деликатные читатели, которые непременно захотят дочитать до конца, чтобы не ошибиться в беспристрастном суждении…
А теперь к делу».

Я считаю вас деликатными читателями, а посему предлагаю дочитать до конца книгу жизни автора этих строк – Федора Михайловича Достоевского. (Слайды 1-2)

II. Работа с портретами и высказываниями о внешности Достоевского.

Внешность человека может многое сказать о нем. Обратимся к современникам Достоевского, которые оставили воспоминания о писателе, о том впечатлении, которое он производил на них.

(Учащиеся читают предложенные им свидетельства современников Достоевского и делают вывод: на какую черту внешности указывают авторы воспоминаний).

(Приложение 1). (Слайды 3-8).

Взгляните на портреты Достоевского. Если бы вам пришлось запечатлеть облик писателя в словах, какие бы главные вы подобрали? Совпало ли ваше мнение с мнением современников Достоевского? (Слайды 9-11).

(Слайд 12).

Учитель:

В нем совесть сделалась пророком и поэтом,
И Карамазовы и бесы жили в нем, —
Но что для нас теперь сияет мягким светом,
То было для него мучительным огнем.
И.П. Анненский

III. Игра со словами:

Ребята, попробуйте из букв, входящих в слова «Федор Михайлович Достоевский», составить другие слова. Запишите их.

(Работа учащихся. Возможные варианты: род, родители, врач, Москва, диво, храм, лик, молитва, рок, страх, мрак, хаос, ад, среда, век, сила, раб, раскол, арест, срок, риск, крест, идеал, человек, дети, вера)

IV. Биография.

А теперь я приглашаю вас перелистать страницы жизни человека, жизненная история которого не укладывается в голове. За 60 лет он пережил столько, сколько не пережил весь род Достоевских за 500 лет. Кажется, что судьба намеренно играла с ним во все мыслимые и немыслимые варианты человеческой биографии. Судите сами. (Предложить учащимся составлять по ходу рассказа учителя составлять словарь ключевых слов, важных моментов в биографии Достоевского).

1. 1821-1843 годы. Детство и юность. Учеба. Становление личности. (детское и юношеское благоговение перед «сияющей личностью… Христа... его чудесной и чудотворной красотой»)

(Слайд 13)

“Я происходил из семейства русского и благочестивого”.
Ф.М. Достоевский

(Слайд 14). Детство. Патриархальная православная семья со строгим отцом, Михаилом Андреевичем, и ласковой мамой, Марией Федоровной. Размеренный уклад жизни. (Слайды № 15-16). Летние месяцы в дворянской усадьбе с лесом, прудом, полем, с забавами, с картинками крестьянских трудов и буден.

(Слайд 17) Слушанье прекрасного хора в Троице-Сергиевой Лавре, знакомство с памятниками истории и культуры старины,

(Слайд 18) особенно чтимые в семье Достоевских Иверская икона Божией Матери, Владимирская икона в Успенском соборе.

(Слайд 19) Чтение вслух Евангелия, “Истории Государства Российского” Н.М. Карамзина, произведений Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.

(Слайд 20) И суровый мир Мариинской больницы для бедных, где служил врачом отец и где родился Федор Михайлович. Некоторые эпизоды жизни больничного двора, «оскорблённого детства». И богатые родственники из купеческой среды. И частный пансион, с первым опытом коллективной жизни. И горечь утрат: распад семьи, ранняя смерть матери, расставание с родным городом, с семьей, с братом.

(Слайд 21). С января 1838 (в 16 лет) Достоевский учится в Главном инженерном училище Петербурга. Он страдает от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества. Достоевский держался замкнуто, однако поражал товарищей начитанностью: Гомер, Шекспир, Гофман, Гюго, Диккенс, Бальзак, Державин, Пушкин, Гоголь… Литературный кружок. Годы духовного становления.

(Слайд 22) Зрелое определение своего человеческого назначения: «Человек есть тайна, её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Первый офицерский чин и прошение об отставке. Трагедия в родовом имении – крепостными крестьянами убит отец. 1844 год, окончательное решение посвятить свою жизнь литературе и прошение об отставке.

2. 1843-1849 годы.(увлечение утопическими проектами общественного переустройства на социалистических началах)

Нужда и соблазны столичного города.

(Слайд 23) Ослепительный литературный дебют. Роман «Бедные люди». В романе впервые возникают образы, темы и проблемы, которые пройдут через все творчество писателя (образ Петербурга, образ «маленького» человека, тема двойственности человеческой личности). Высокая оценка критика Белинского (Слайды 24-25). Всероссийская слава в 24 года!..

Страстное принятие социалистических идей Белинского, разрушающего учение Христа. «Я начинаю любить человечество по-маратовски: чтобы сделать счастливой малейшую часть его, я, кажется, огнём и мечом истребил бы остальную». Это ли не те самые идеи, «витавшие в воздухе», которых нахватался главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Романович Раскольников, создавший свою бесчеловечную теорию, приведшую его самого к убийству и последующим жутким мучениям?

Стихотворение. Муки Родиона Раскольникова.

«Мы все глядим в Наполеоны,
Так издавна устроен свет:
Дрожащих тварей миллионы,
А личностей все нет и нет»,
– Так думал Родион несчастный,
Себя владыкой возомнив,
Он встал на этот путь опасный,
В душе кумира сотворив.
Во всем старуха виновата,
Ее же надобно убить,
Зловредная – близка расплата…
И всем нам лучше будет жить.
Свершилось злое злодеянье,     
Не стало лучше – понял он,
И в муках вечных наказанье,
Совсем не прав Наполеон.
Теперь без совести, без веры
Не может больше Родион,
И мучиться, страдать без меры
Навеки он приговорен.
Не создавай себе кумира,
Пусть даже это Наполеон.
Не нам подвластны судьбы мира,
И мир не нами сотворен.
Е.Малахова

(Слайды 26-27). Повести «Двойник», «Белые ночи». (1846). Разочарование и охлаждение Белинского, Некрасова и Тургенева в отношениях с Достоевским.

(Слайд 28). Знакомство с радикальными кругами молодежи. Участие в тайном антиправительственном обществе – посещение «пятниц» социалиста Петрашевского. Публичное чтение крамольного письма Белинского к Гоголю.

(Слайд 29) Арест. Заключение в Петропавловскую крепость.

3. 1849-1859 годы. (мучительное изживание социалистических иллюзий и укрепление религиозных оснований мировоззрения в годы каторги и ссылки

Восемь месяцев следствия и приговор военного суда – смертная казнь. (Слайд 30)

Томительные минуты на эшафоте в ожидании расстрела и осознание на пороге смерти, что самое прекрасное – это жизнь. Высочайшее помилование – замена смертной казни 4-хлетней каторгой. Лишение дворянства, офицерского чина и гражданских прав. Путь в кандалах в Сибирь. Встреча в Тобольске с женами декабристов. Подаренная ими святыня на всю жизнь – Евангелие с десятью рублями под корешком.

(Слайд 31). Омский острог. Четыре года на одних нарах с уголовниками. Переломный этап в мировоззрении. Новое постижение России и ее народа. Вот, наконец, она, истинная Русь, которую он напрасно искал в Петербурге. Вот они, эти русские, эта странная смесь из славян и монголов…(Слайд 32)

«Прими мой дар, и пусть Христос спасёт тебя, несчастный!» – приговаривали простые русские люди и давали ему в руку пшеничную булку либо копейку.

(Слайд 33). Рассмотрите малоизвестную картину Михаила Нестерова «У креста». Слева на картине – на коленях простая женщина, за ней стоят мужик и священник; справа – на коленях Гоголь, за ним стоит Анна Григорьевна Достоевская и держит на руках гробик со своим сыном Алешей, умершим от припадка эпилепсии, а за Анной Григорьевной стоит Достоевский.

К кому обращены взоры всех фигур? Зачем они пришли сюда?

В чем же источник нравственной силы народа? (В вере, преданности христианским заповедям).

С января 1854 года солдатчина в захолустном Семипалатинске. Амнистия и возвращение прежних прав. (Слайд 34)

4. 1859-1871 годы. (формирование почвеннических убеждений, борьба с революционной идеологией и элитарными теориями социального устройства).

В 35 лет начало жизни с нуля. Хочется любви, деятельности, успеха. Женитьба. Жизнь в Твери. Возвращение в Петербург. Новые повести, «Записки из Мертвого дома», (Слайд 35). роман «Униженные и оскорбленные». (Слайд 36) Издание вместе с братом литературного журнала «Время» и «Эпоха». В журналах пропагандировалась идеология «почвенничества». Поездки за границу. Новый роман с молодой писательницей Аполлинарией Сусловой, который развивается напряженно и нервно. Смерть жены, затем брата. Многотысячные долги, воспитание пасынка, забота о семье брата. Душат кабальные условия с издателями. И вдруг – новая любовь, светлая, чистая, благородная. Творческий расцвет. Из-под пера выходят мировые шедевры: пять поздних романов называют сегодня «Великим Пятикнижием» по ассоциации с пятью ветхозаветными частями Библии) (Слайд 37) «Преступление и наказание», (Слайд 38) «Идиот», (Слайд 39) «Подросток», (Слайд 40) «Бесы», (Слайды 41-42) «Братья Карамазовы». Главная мысль, лежащая в их основе «христианская и высоконравственная: формула её – восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнётом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков. Эта мысль – оправдание униженных и всеми отринутых парий общества».

Спасая свое семейное счастье, кочует по загранице. Нужда. Рулетка. Новые долги. Постоянные приступы эпилепсии. Рождение детей. Смерть первенца. И неустанный труд.

5. 1871-1881 годы. (постоянное стремление ответить на самые сложные вопросы божественного устройства мира, сомнения и преодоление сомнений в Боге, идея «всемирной отзывчивости» русской души).

Печатает «Дневник писателя» – цикл очерков злободневного характера, а затем переросшей в сплав публицистики и художественных произведений.

1880 г. – речь о Пушкине. Призыв к объединению враждующих партий русского общества и совместной работе на «родной ниве». Триумф. Стремительная болезнь и уход, ошеломивший Россию.

(Слайды 39-40). 28 января (9 февраля) 1881 г. – смерть писателя. Проститься с Достоевским придет весь Петербург, прибудут депутации из Москвы и других городов России. Свою скорбь выразят и наследники престола.

Сколько сюжетов и драм только в этом беглом перечислении событий частной жизни Достоевского! Любимый сын и сирота. Потомственный дворянин и бесправный каторжанин. Офицер и солдат. Мечтатель и прагматик. Художник и инженер. Кумир и изгой. Член тайного общества и монархист. Либерал и консерватор. Атеист и христианин. Заключенный и скиталец. Любовник и муж. Вдовец и глава семейства. Отец и отчим. Игрок и труженик. Должник и кредитор. Европеец и патриот. Москвич и петербуржец.

Наконец – или в первую очередь! – было творчество: за 35 лет – 8 больших романов, полтора десятка повестей и рассказов, сотни страниц публицистики и литературной критики. Уникальная, невероятная личность!

IV. Выводы.

Давайте вернемся к тем словам, которые вы составили из букв имени, фамилии и отчества Достоевского. Сравните их с теми, которые вошли в словарь, составленный вами. Какой можно сделать вывод? Не удивительно ли это! Имя своё Фёдор («дар Божий») автор будущих «великих» романов предположительно получил в честь деда по матери, а небесным своим покровителем считал Фёодора Тирона, воина земного и мученика, сожженного за Христа в IV веке в Константинополе при императоре Юлиане Отступнике. Несомненно, это тоже знаменательно.

Л.Н. Толстой дал такую характеристику Ф.М. Достоевскому – это "человек, который весь борьба". Докажите это.

(Вечная внутренняя борьба, борьба с самим собой, неотступные поиски истины, сомнения, метания, ошибки, предельный накал чувств – вот что свойственно духовной жизни писателя, вот что воплотилось на страницах его произведений).

V. Творческая мастерская.

Нарисовать портрет писателя по афоризмам. (Одна группа).

Создание центонов. (Вторая группа). Тема: «Чем ценен Достоевский России?»

Вы редактор издательства серии книг «ЖЗЛ» («Жизнь замечательных людей»). Какие аргументы и факты биографии писателя вы бы привели, чтобы убедить редакционный совет издать книгу серии о Ф.М. Достоевском. (Третья группа)

(Приложение 2, Приложение 3)

Словарь:

  • афоризмы – (греч. – «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.
  • центоны – (лат. – одежда или одеяло из разноцветных лоскутов; стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений.

VI. Заключение. Создание проблемной ситуации.

В романах Достоевского мало солнца... Мрак. Сырость. Серый камень. И все-таки «красота спасет мир». Сам Достоевский сказал об это так:

(Слайд 41) «Ох, как тяжело одному знать истину! Я видел её, видел своими глазами... я видел истину, я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».

Создание проблемной ситуации.

Фёдор Михайлович Достоевский считал, что “красота спасет мир”, а А.С. Пушкин в Сказке о Золотом Петушке и не только в этой сказке показал, что красота может и погубить мир.

Шамаханская царица, без оружия и без единого выстрела, только своей красотой погубила сначала двух сынов царя с их войском, а затем и самого Дадона, который, в конце концов, поплатился “головой” и царством за безумную любовь к заморской красавице. А ведь она была угрозой миру, т.е. врагом царства Дадона, о чем не один раз предупреждал своим криком Золотой петушок, который никогда не ошибался при приближении неприятеля.

Так кто же прав: Достоевский или Пушкин? Красота спасет или разрушит мир? От кого это зависит?

VII. Д/З.

Портрет города Петербурга. Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»).