Внеклассное мероприятие по литературе

Разделы: Литература


Цели.

1. Пополнить знания учащихся о жизни и творчестве великого поэта.

2. Воспитывать интерес, любовь к литературному наследию русского гения, через другие виды искусств вызывать стремление к познанию истоков русской литературы, русской культуры, её значимости в жизни человека и актуальности.

3. Показать высокую идейную направленность произведений Пушкина, красоту слога его поэзии, обогащая лексикон учащихся, работая над выразительностью чтения пушкинских строк.

4. Вырабатывать умение у учащихся активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью.

I. Подготовительный этап.

  1. 5-10 классы, получив домашнее задание, готовят альбомы о представителях семей, которых они будут представлять на вечере.
  2. 11 класс готовит альбом о А.С.Пушкине.
  3. Костюмы для артистов, участвующих в вечере.
  4. Сцена оформлена иллюстрациями, отражающими жизнь и творчество А.С.Пушкина.
  5. Презентация “Наш Пушкин” проецируется на экран с использованием медиапроектора. (Приложение).
  6. Столы со скатертями;
  7. Свечи на каждом столе.
  8. Заготовки и канцелярские принадлежности для проведения игры-буриме.
  9. Проведение репетиций сцен и всего хода мероприятия.
  10. Подбор музыкальных композиций.

Ход литературно-музыкального вечера

Ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости! Чтобы как можно лучше ощутить дух эпохи начала и середины 19 века я представлю вам семьи людей, в домах которых бывал герой нашего литературного вечера А.С.Пушкин или был в дружеских отношениях. Семью князей Вяземских представляют учащиеся 5 и 7 классов, семью князей Волконских представляет 6 класс, семью дворян Пущиных представляет 8 класс, и, наконец, учащиеся 9-11 классов представляют семью князей Ушаковых. Наше мероприятие открывает царица вечера. Прошу ее поприветствовать! (Аплодисменты).

Звучит музыка П.И.Чайковского вальс из балета “Щелкунчик”.

Входит царица вечера.

Царица:

Добрый вечер, дамы и господа!

Я рада приветствовать вас в нашей литературной гостиной, посвященной творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Концертмейстер нынешнего вечера представит небольшую толику его дарования.

(Царица садится за стол со своим классом.)

Ведущая: традиционно светские рауты в 19 веке открывали танцем-шествием полонезом.

(Звучит полонез “Прощание с родиной” Огинского.)

Ведущая: всем нам с детства знакомо “звонкое имя” Александра Сергеевича Пушкина. За два века необыкновенно много написано о поэте. В символической книге под названием “Пушкиниана” огромное количество страниц: это научные исследования и воспоминания, лирические стихотворения и эссе, письма, романы, драматические произведения. Листая эту книгу, мы слышим голоса друзей и недругов поэта, его почитателей, холодных наблюдателей и горячих поклонников. Пушкин – литература и история. Пушкин – философия и искусство. Если Петр Первый был государственным преобразователем, то Пушкин духовным. Александр Сергеевич Пушкин – мерило всех наших духовных ценностей. Отношение к Пушкину определяет степень нашей духовности и нравственной зрелости.

Я не буду пересказывать биографии поэта, мы все ее изучали в школе, а хочу обратиться к вечной теме в творчестве автора, которая волнует каждого человека на земле, теме любви.

Каков я прежде был, таков и ныне я:
Беспечный, влюбчивый. Вы знаете, друзья,
Могу ль на красоту взирать без умиленья,
Без робкой нежности и тайного волненья.

В пушкинскую поэзию любовь вошла почти с первым стихотворением. Многие его произведения были навеяны любовными увлечениями поэта. Наверное, у нас не было поэта, так много, так полно, так разнообразно любившего. Любившего всегда, любившего постоянно.

Свои идеалы он находил в России. Женские образы – от крестьянки до графини – объединяет женское начало: кокетство и игривость, верность и честь, красота и ум.

Изменилось время, изменилась мода. Но остаются вечными любовь, верность, честь, ум. Накануне в школе среди мальчиков и юношей 5-11 классов был проведен опрос: “Какие качества в женщине вы цените?”

Результаты таковы. (Оглашаются результаты.)

Ни для кого не секрет, что произведения А.С.Пушкина отличаются музыкальностью, мы предлагаем вам насладиться звучанием романса “Я вас любил” на стихи А.С.Пушкина.

(Звучит романс “Я вас любил”).

В 19 веке было модно и в наше время продолжает оставаться популярной игрой среди всех любителей стихотворного жанра. Буриме позволяет проявить свои творческие способности, блеснуть остроумием и оригинальностью, в считанные минуты (или даже секунды) продемонстрировать свое владение словом.

А теперь поиграем в игру фанты-буриме.

Каждая семья тянет фант и попытается составить четверостишие с выпавшими рифмами, а царица вечера оценит ваше искусство.

Игра-пора
Весна-блесна

Например:

Пришла весна,
Блестит блесна,
Играть пора,
Вперед игра!
Спор-хор
Врач-грач.

Например:

Безусловно, сущий вздор, этот спор,
Прилетит весной к нам грач или нет
За окном звенит капель-дивный хор,
Лечит душу мне, лучше чем врач.

Наука-скука
Ночь-прочь

Например:

Мне не страшна отныне скука!
Спасет от серых дней наука!
Готов работать я всю ночь
Не выходя из дома прочь!

Юбилей-смелей
Краски-маски

Например:

Дыханье лета все смелей
Год свой нечетный юбилей
Встречает, туч срывая маски,
И проливая жизни краски.

(Царица оглашает результаты буриме и одаривает подарками.)

Ведущая: А сейчас будут показаны сцены из разных произведений А.Пушкина. Как зовут героев, из каких произведений попытайтесь ответить на эти вопросы после просмотра.

Сцена первая

(Звучит вальс Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина “Метель”)

На сцену выходит Марья Гавриловна, горничная несет за ней шаль и подает ей стул. Марья Гавриловна садится, горничная накидывает на нее шаль.

Марья Гавриловна (раскрывает книгу): Ах, эти французские романы! Какая любовь! Какие чувства!

Горничная: вам письмо.

Марья Гавриловна: Ах, это Владимир пишет (читает): “Если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?

Умоляю венчаться тайно, скрываться несколько времени, а потом броситься к ногам родителей”.

Горничная: Марья Гавриловна тайно обвенчалась, но не с Владимиром. Он вскоре уехал на войну с Наполеоном и погиб.

Марья Гавриловна: Прошел год. Никто не узнал о моей тайне. Я богатая невеста. Но никому не подаю и малейшей надежды.

Горничная: В соседнюю деревню приехал в отпуск раненый гусарский полковник.

Марья Гавриловна: Это Бурмин; он очень милый молодой человек. И кажется, нрава тихого и скромного. Влюблен ли он? Это загадка для меня. Я знаю, что ему нравлюсь, и я отмечаю ото всех. Что же удерживает его от признания?

(Тихо звучит “Вальс” Г.Свиридова из “Метели”. Горничная уходит. Марья Гавриловна одна слушает музыку.)

Бурмин: Я давно ищу случая открыть свое сердце. Выслушайте меня и простите. Я вас люблю. Я хочу открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду.

Марья Гавриловна: Она всегда существовала, я никогда не могла быть вашей женой.

Бурмин: Я несчастное создание…я женат! И я не знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь!

Марья Гавриловна: Что вы говорите? Как это странно! Продолжайте, я расскажу после….но продолжайте, сделайте милость.

Бурмин: В начале 1812 года я спешил в полк, попал в ужасную метель и заблудился. Я увидел вдали огонек – это была церковь. Двери были не заперты – я вошел. В церкви на лавочке сидела девушка в полуобморочном состоянии, а другая терла ей виски. Старый священник подошел ко мне с вопросом: “Прикажете начинать?” “Начинайте, начинайте, батюшка”, - ответил я рассеянно.

Девушку подняли. Непонятная, непростительная ветреность… я стал подле нее перед аналоем: священник торопился. Нас обвенчали. “Поцелуйтесь”, - сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. “Ай, это не он, не он”, - вскрикнула она и упала без памяти.

Я вышел из церкви, бросился в кибитку и закричал: “Пошел!”.

Марья Гавриловна: Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедной вашей женою?

Бурмин: не знаю. В то время я так мало полагал важности в моей проказе.

Марья Гавриловна: Боже мой! Так это были вы! И вы не узнаете меня?

(Звучит вальс “Метель”, артисты уходят со сцены)

Вторая сцена

(Звучит вальс Свиридова “Метель”. В это время на сцене Лиза сидит перед зеркалом, Настя ее причесывает)

Настя: Позвольте мне сегодня пойти в гости в Тугилово.

Лиза: Вот! Господа в ссоре, а слуги друг друга навещают.

Настя: А нам какое дело до господ! К тому же я ваша, а не папенькина.

Лиза: Постарайся, Настя, увидеть Алексея Берестова, да расскажи потом хорошенько, каков он собою, и что он за человек.

(Настя уходит. Будто бы прошло время, Лиза сидит задумчивая, играет тихо вальс “Метель”. Входит Настя с букетом цветов.)

Настя: Ну, Лизавета Григорьевна, видела молодого Берестова, нагляделась довольно.

Лиза: Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

Настя: Барин прекрасный: такой добрый, такой веселый. Одно нехорошо: за девушками слишком любит гоняться.

Лиза: как бы мне хотелось увидеть его!

Настя: Да что ж тут мудреного? Наденьте толстую рубашку, сарафан, да и ступайте смело в Тугилово. Ручаюсь вам, что Берестов уж вас не прозевает.

Лиза: какая славная выдумка. Ах, Настя, милая Настя! А по-здешнему я говорить умею прекрасно.

(Уходят, Лиза накидывает сверху платок, с корзиной в руках выходит снова на сцену.)

Лиза: Ах, собака злая.

Берестов: Не бойся, милая, собака моя не кусается.

Лиза: Да нет, барин. Боюсь.

Берестов: Я провожу тебя, если ты боишься.

Лиза: А кто те мешает? Вольному воля, а дорога мирская.

Берестов: Откуда вы?

Лиза: Из Прилугина. Акулина я, дочь кузнеца Василия, иду по грибы. А ты, барин? Тугиловский, что ли?

Берестов: Я камердинер молодого барина.

Лиза: А лжешь, не на дуру напал. И одет-то не так, и баишь иначе.

(Берестов пытается обнять Лизу, но та уклоняется и принимает строгий и холодный вид.)

Лиза: Если вы хотите, чтобы мы вперед были приятелями, то не извольте забываться.

Берестов: Кто тебя научил этой премудрости? Уж не Настенька ли, моя знакомая, не девушка ли барышни вашей?

Лиза: а что думаешь? Разве я на барском дворе никогда не бываю? Однако, болтая с тобой, грибов не наберешь? Иди-ка, барин, в сторону, а я в другую. Прощенья просим. (Расходятся)

Лиза (снимает платок, корзины нет).

Лиза (читает письмо): “”Милая Акулина, я предлагаю тебе мою руку. Будь моей женой, я влюблен страстно, и никакие преграды не могут мне помешать любить тебя. Мы будем жить своими трудами. Лиза мне вовсе не нравится, я не чувствую себя способными сделать ее счастливой”.

Берестов (входя): Все будет решено. Объясняюсь с Лизой, она поймет.

(Лиза поднимает голову от письма, вскрикивает и хочет бежать. Берестов удерживает ее).

Берестов: Акулина! Акулина!

Лиза: оставьте же меня, сударь, с ума вы сошли?

Берестов: Это ты, Акулина, счастье мое! (Уходят обнявшись)

Третья сцена

Звучит вальс “Тройка”.

Входят няня со свечой в руках, Татьяна.

Татьяна:

Не спиться, няня, здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне.

Няня: Что, Таня, что с тобой?

Татьяна:

Мне скучно,
Поговорим о старине.

Няня:

О чем же Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про злых духов и про девиц.
А нынче все мне темно, Таня.

Татьяна:

Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?

Няня:

И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь,
А то бы согнала со света
Меня покойница – свекровь.

Татьяна: Да как же ты венчалась, няня?

Няня:

Так, видно, Бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет
А было мне тринадцать лет….
Я горько плакала от страха….

Татьяна

Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!...

Няня:

Дитя мое, ты нездорова,
Господь, помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси…
Дай окроплю святой водою,
Ты вся горишь ….

Татьяна:

Я не больна:
Я…знаешь, няня … влюблена.

Няня:

Дитя мое, Господь с тобой!
(И няня девушку с мольбой
Крестила дряхлою рукою.)

Татьяна: Оставь меня: я влюблена.

(Звучит музыка. Входит Онегин)

Онегин (стоя издалека)

Ужель та самая Татьяна…
Та девочка…иль это сон?

Онегин (подходит ближе к Татьяне)

Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел…
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.

Татьяна:

Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? Одну суровость…

Онегин:

Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я.

Татьяна:

Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад.

Онегин:

Я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе.

Татьяна:

А счастье было так возможно,
Так близко! Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я.
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
И буду век ему верна.

(Уходят со сцены)

Все вместе выходят на сцену, а зрители отвечают, из каких произведений взяты отрывки.

Ведущая: Спасибо, благодарю всех за активное участие и знание творчества А.С.Пушкина. А какой же вечер без короля бальных танцев - вальса.

(Звучит музыка, ребята танцуют вальс)

Царица вечера: благодарю вас за то, что посетили вечер творчества А.С.Пушкина, откликнулись на наше приглашение, а теперь прошу принять участие в танцах 21 века.

Ведущая говорит слова благодарности.

(Звучит музыка)