Цели урока:
- Образовательные: выявить идейно - художественное своеобразие пейзажной лирики Фета, проникнуть в художественный мир поэта, проанализировать изобразительные приемы, связанные с созданием образа природы в поэзии Фета.
- Развивающие: развивать навыки филологического анализа художественного текста, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать познавательный интерес.
- Воспитательные: воспитывать любовь к поэзии, к художественному слову.
Оформление урока: портрет Фета, аудиозаписи пьесы Чайковского "Подснежник" (из цикла "Времена года") и романса Аренского "Осень", пейзажные работы художников - импрессионистов (Моне, Мане, Дега, Ренуара), картины Левитана "Вечер. Золотой Плес", "Тихая обитель".
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Сообщение целевых установок урока.
А.А.Фет - один из самых замечательных русских поэтов - пейзажистов. В его стихах предстает перед нами русская весна - с пушистыми вербами, с первым ландышем, просящим солнечных лучей. И русское лето со сверкающим жгучим воздухом, с синим подернутым дымкой небом, с золотыми переливами зреющей ржи под ветром. И русская осень с пестрыми лесными косогорами, с птицами, потянувшимися вдаль. И русская зима с бегом далеких саней на блестящем снегу, с узорами мороза на двойном оконном стекле.
Сегодня на уроке мы должны выявить идейно - художественное своеобразие пейзажной лирики Фета, проникнуть в художественный мир поэта, проанализировать изобразительные приемы, связанные с созданием образа природы в поэзии Фета.
II. Выразительное чтение стихотворений Фета.
Звучит пьеса П.И. Чайковского "Подснежник" (из цикла "Времена года").
Учащиеся читают наизусть стихотворения "Это утро, радость эта:", "Весенние мысли", "Я пришел к тебе с приветом:"
Какие картины возникли в вашем воображении?
Каким настроением проникнуты данные стихотворения?
(Стихотворения радостны, они звучат хвалой пробуждению, обновлению мира, его весеннему преображению.)
Таким образом, мы с вами выявили первую характерную особенность пейзажной лирики поэта. Фет одну из главных своих задач полагал в том, чтобы увидеть и отразить многоликость красоты природы, всякий раз приводившей его в радостное изумление. У поэта природа - предмет художественного восторга, эстетического наслаждения.
(Учащиеся делают записи в тетради.)
III. Индивидуально-групповая исследовательская работа. Сообщение результатов исследования.
Следующая особенность пейзажной лирики Фета: явления природы у него описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников.
Значительное место у Фета занимают образы птиц (ласточки, журавли, снегирь, кукушка), цветов (мак, роза, лилия, ландыш, колокольчик), деревьев (ива, береза, липа, верба, сосна, ель, клен).
Ряд учащихся провели исследовательскую работу "Образы деревьев в лирике Фета". Сейчас они сообщат результаты исследования.
I группа. В русской поэзии образам деревьев принадлежит исключительно важная роль, что обусловлено и природными факторами, и фольклорно - обрядовыми традициями, и многовековым земледельческим укладом жизни.
Липа. Липа ностальгична в историческом измерении. С ней связано прошлое России, память о дворянской культуре. Такой образ лип создает Фет в стихотворении "В саду":
Приветствую тебя, мой добрый, старый сад,
Цветущих лет цветущее наследство!
С улыбкой горькою я пью твой аромат,
Которым некогда мое дышало детство.Густые липы те ж, но заросли слова,
Которые в тени я вырезал искусно:Как будто с трепетом здесь каждого листа
Моя пробудится и затрепещет совесть,
И станут лепетать знакомые места
Давно забытую, оплаканную повесть.
Тенистость липовой аллеи как бы погружает в темную глубину памяти, а душистый запах навевает воспоминания.
Тополь. В образах тополя обнаруживается большая стройность, словно соответствующая силуэту самого тополя, стремительно возносящегося вверх.
Заостренность тополя, устремленность его в небо раскрыты в стихотворении "Знакомке с юга":
И грезит пруд, и дремлет тополь сонный,
Вдоль туч скользя вершиной заостренной:
Постоянное колебание тополиной листвы, отблескивающей своими гранями, переход двух окрасок - золота поверхности в серебро изнанки - близки Фету:
Внизу померкший сад уснул, - лишь тополь дальный
Все грезит в вышине, и ставит лист ребром,
И зыблет, уловя денницы блеск прощальный,
И чистым золотом, и мелким серебром.
("О, как волнуюся я мыслию больною:")
II группа. Ива. Образ этого дерева более однозначен, лишен той уравновешивающей светлости, весенней ликующей женственности, которая есть в березе, он более однотонен, меланхоличен, однако приобретает большую глубину. Фет в стихотворении " Ивы и березы", сравнивая эти два дерева, отдает предпочтение ивам:
Но ива, длинными листами
Упав на лоно ясных вод,
Дружней с мучительными снами
И дольше в памяти живет.
В облике дерева поэт подчеркивает склоненность, дремотность, задумчивость.
Сосна и ель. Хвойные деревья передают иное настроение и смысл, чем лиственные: не радость и грусть, не различные эмоциональные порывы, но скорее таинственное молчание, оцепенение, погруженность в себя.
Фет отдает предпочтение лиственным деревьям, испытывающим все превратности времени, но не сторонящимися жизни с ее болями и бедами, расцветом и увяданием, тогда как хвойные покупают бессмертие ценой отказа от жизни:
В кругу воскреснувших соседей лишь оне
Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают
И, неизменные, ликующей весне
Пору зимы напоминают:
("Сосны")
Сосны "трезвы", поскольку их не опьяняет весна и не мучит осенняя невзгода, они одинаковы, их красоте недостает тепла, их зелень напоминает о смерти. Главное качество, по которому Фет всегда узнает жизнь и красоту,- это трепет, сосны же "не знают трепета".
IV. Анализ стихотворения "Заря прощается с землею:"
Ученик выразительно читает стихотворение наизусть. Демонстрируются картины Левитана "Вечер. Золотой Плес", "Тихая обитель".
- Определите тему стихотворения. (Наступление вечера в лесу.)
- Какие образы создает поэт? (Образы зари, леса, деревьев.)
- Покажите подвижность, изменчивость в жизни природы. ("Ложится пар", "потухают и гаснут лучи", "тень растет".)
- Как поэт показывает игру света и тени? ("Лес, покрытый мглою", "огни его вершин", " потухают и гаснут лучи", " тень растет", " легкий очерк вознесен".)
- Какие художественно - изобразительные средства использует поэт, создавая образы природы? (Эпитеты: "лес, покрытый мглою", и "пышный венец", "заря вечерняя"; олицетворения: "заря прощается с землей", "купают деревья пышный свой венец".)
- Выделите яркие синтаксические особенности. (Поэт использует три восклицательных предложения, чтобы выразить свое восхищение чудной игрой света и тени.)
- Как Фет очеловечивает образы деревьев? (Деревья, устремленные ввысь, с одной стороны, тесно связаны с родной землей, с другой стороны, " в небо просятся оне".)
- Как образы деревьев связаны с настроением лирического героя? (Они показывают мятущуюся душу лирического героя, устремленность к высшему миру.)
Проанализировав данное стихотворение, мы сможем выделить еще одну особенность пейзажной лирики Фета. Восприятие поэтом окружающего мира было субъективным, импрессионистичным. Импрессионизм - течение в европейском искусстве XIX века. Оно, по словам Палиевского, основано "на принципе непосредственной фиксации художником своих субъективных наблюдений и впечатлений от действительности, изменчивых ощущений и переживаний." Признак этого стиля - "стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах." Фету важно не фотографически точно воспроизвести явления природы, а передать свои впечатления от них.
(Демонстрируются пейзажные работы художников - импрессионистов: Моне, Мане, Дега, Ренуара.)
V. Наблюдение над музыкальностью лирики Фета.
Другая яркая черта лирики Фета - музыкальность. П.И. Чайковский говорил: "Фету дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределам слова. Это не просто поэт, скорее поэт - музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словам."
Музыкальность лирики Фета была отмечена не только Чайковским. На слова его произведений сочиняли музыку Танеев, Римский - Корсаков, Аренский, Варламов, Балакирев.
(Звучит романс А.С. Аренского "Осень".)
В чем же проявляется музыкальность пейзажной лирики Фета? Поэт строит многострочные строфы, соединяя длинные строки с очень короткими:
Лесом мы шли по тропинке единственной
В поздний и сумрачный час.
Я посмотрел: запад с дрожью таинственной
Гас.
В области фонетики Фет часто использует звукоподражания, звуковые повторы ("Вдруг в горах промчался гром", "Зеркало сверкало, с трепетным лепетом.")
Большую роль в создании мелодии у поэта играют вопросительные и восклицательные предложения, словесные повторы.
VI. Самостоятельная работа учащихся с поэтическим текстом. Анализ средств музыкальности в стихотворении.
Учащиеся читают стихотворение "Уснуло озеро; безмолвен черный лес" и анализируют средства музыкальности.
Работа коллективно проверяется. Выявляются следующие средства мелодики:
- использование перекрестных мужских и женских рифм;
- аллитерации (нагнетение звуков [ л ] , [ н ] передает плеск воды; употребление звуков [ з ] , [ с ] , [ ш ] передает ночные шорохи;
- ассонансы (гласные звуки [ у ] , [ о ] подчеркивают покой ночи.)
VII. Подведение итогов.
- Чем вам понравились стихи Фета о природе?
- Назовите характерные особенности пейзажной лирики поэта.
Таким образом, мы с вами увидели, что природа у Фета - это скорее всего атмосфера, разлитая и внутри и вовне человеческой жизни, сливающая чувства и мысли со звуками и запахами, пронизывающими все вокруг тонкими вибрациями, которые отзываются и в биении сердца, и в дрожании звезд. Фет - певец красоты. Красота удивляла поэта, молодила его сердце, поднимала на крыльях вдохновения. Красота, по Фету, вездесуща, она во всем: в колебании воздуха, в каждой росинке, в каждой травинке, в звуках голоса, в звоне ручья.
Мы сегодня почувствовали, что стихи А.А. Фета вечны, как трели соловья, как "робкое дыхание" любви, как "говор звезд на небесах".
В 1856 году, в эпоху фетовского триумфа, Василий Боткин писал о нем в "Современнике": " В то время, когда мир исполнен исключительно заботами о своих материальных интересах, когда душа современного человека погрузилась в мертвящие вопросы об удобствах своего материального существования, когда так часто слышатся или стоны, или крики пресыщенного эгоизма, когда раздумья и сомнения, уничтожив в нас молодость и свежесть ощущений, отравили в них всякое прямое, цельное наслаждение духовными благами жизни, - в это время "является человек со вздохом" и проносит этот "вздох" до конца своей жизни."
Домашнее задание.
- Письменный анализ средств и приемов создания импрессионистического образа в пейзажном стихотворении Фета.
Литература
- Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества.- Л.: Наука, 1990
- Маймин Е.А. А.А. Фет. - М.: Просвещение, 1989
- Палиевский П.В. Импрессионизм // Краткая литературная энциклопедия: В 8 т. М., 1962 - 1975
- Эпштейн М.Н. "Природа, мир, тайник вселенной:":Система пейзажных образов в русской поэзии. - М.: Высш. шк., 1990