Урок литературного чтения. Е.Чарушин. "Кабан". 4-й класс

Разделы: Литература

Класс: 4


Цели урока:

образовательная цель: познакомить с творчеством Е.И.Чарушина.

развивающие цели: развивать навыки беглого и осознанного чтения; развивать умения работать с иллюстрацией, находить главную мысль в произведении; развивать память, воображение.

воспитательная цель: привитие интереса к чтению, любви к природе, животным.

Оборудование: портрет писателя; иллюстрации с изображением кабана, гималайского медведя, ягуара, слона, волка, журавля-красавки, серого журавля; магнитофон, фонограмма произведения П.И.Чайковского “Времена года”; выставка книг Е. Чарушина.

Оформление доски: Евгений Иванович Чарушин (1901-1965).

Посмотрел картинки? Прочел книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек - хозяин всей природы, тебе все знать нужно.

Е.И.Чарушин

Ход урока

1. Организационный момент.

Пятиминутное чтение своей литературы с объяснением по ходу чтения значения непонятных слов.

2. Актуализация знаний.

Найди слово - …

Чай - (ковский), Ва - (силий), Тро - (щенко), ле - (сорубы), му - (зыка), гу - (бернатор).

Инсценировка второй главы рассказа К.Паустовского “Скрипучие половицы”.

Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года” - “Июнь”.

На крыльце сидит Феня, сжимая пальцами концы белого платка, и, приоткрыв рот, слушает. А потом приплелся Василий, сел рядом с Феней.

Василий - Играет? Прекратить нельзя?

Слуга - Никак! (усмехаясь) Он музыку сочиняет. Это, Василий Ефимыч, святое дело.

Василий - Дело, конечно, святое. А ты бы все-таки доложил.

Слуга - И не просите. Надо же иметь понимание вещей.

Василий - А мы, что ж, не понимаем? Ты, брат, охраняй, да в меру. Мое дело, ежели разобраться, поважнее, чем этот рояль.

Феня - Ой! Весь бы день слухала!

Слуга - Вот, девчонка босоногая, и та чувствует! А ты протестуешь! Смыслу оттебя не добьешься. И неизвестно, за каким ты делом пришел.

Василий - Я не в трактир пришел, я к Петру Ильичу за советом пришел. (Он снял шапку, поскреб седые космы, потом нахлобучил шапку) Слыхали, небось? Помещик мой не вытянул, ослаб... Весь лес продал.

Слуга - Кому продал?

Василий - Харьковскому купцу Трощенке... Слыхал про такого?

Слуга - Купцов много, ежели бы еще он был московский...

Василий - Повидал я купцов на своем веку каких хошь... А этот - с виду приличный господин. В чесучовом пиджаке ходит. А в глаза, брат, не гляди - там пусто. Купил он лес, рубаху еще не сменил, а пригнал уже лесорубов и пильщиков. С завтрашнего дня начнут валить. Так-то.

Слуга - А тебе что? Твоя какая беда? Что велят, то и делай...

Василий - Служишь ты у хорошего господина, а душа у тебя, как гнилой орех.

Я лес растил, нянчил...

Слуга - Вона!

Василий - А теперь что? Разбой! Да я еще должен дерева к смерти метить. Нет, брат, Совесть у меня не бумажная. Меня не купишь. Теперь одна путь - жаловаться.

Слуга - Кому?

Василий - Это мы еще поглядим!

Слуга - Ну и сиди - дожидайся! Только имей в виду, что ежели он заиграется, так до ночи не выйдет.

Василий - Ты меня не пугай. Я, брат, не из робких.

Слуга взял у Фени махотку с земляникой и ушел в дом. Феня еще посидела, пригорюнившись, потом тихонько встала и ушла. А Василий ждал.

Василий - Колдует! Господи, да ведь это как бы знакомое. Неужели наше, деревенское... Нет, не то... (и ушел).

3. Беседа после инсценировки.

  • С какой проблемой пришел лесник к Чайковскому? (Купец собирается вырубить весь лес возле усадьбы.)
  • Почему писатель говорит о дереве, как о живом существе?

Выборочное чтение - с.92. (Неужели так трудно понять... что могущество страны - не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что про праву принадлежит не только нам, но и им.)

4. Проблемная ситуация.

Какая проблема помешала Чайковскому закончить работу? (Он не может видеть этого варварства. Природа вдохновляла его.) Объясните значение слова варварство.

  • Как вы думаете, почему этот рассказ помещен в разделе о природе? (Я думаю, что природа украшает жизнь человека...)
  • Как мы должны относиться к природе? (Я считаю, что мы должны беречь ее)

5. Физкультминутка.

(Проводят дежурные)

Только в лес мы все зашли - появились комары. Руки вверх - хлопок, руки вниз - хлопок.

Дальше по лесу шагаем - и медведя мы встречаем. Руки за голову кладем и вразвалочку идем.

Снова дальше мы идем - перед нами водоем. Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее. Раз - два, раз - два, позади уже вода.

Цапля весело гуляла - всех лягушек разогнала. Шеей длинной повертела - всю округу осмотрела. К солнцу сладко потянулась, потянулась.

Вся стряхнулась, вся стряхнулась.

И, укрывшись в камышах, затаилась, улыбнулась.

6. Работа над рассказом Е.Чарушина “Кабан”.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями из этого раздела.

Будем читать рассказ Евгения Чарушина “Кабан”.

Мини-доклад подготовленного ученика. Он знакомит ребят с биографией писателя.

В раннем детстве Чарушин часто разъезжал с отцом по лесному краю. Ему принадлежат отличные рисунки к книгам М.Пришвина, С.Маршака. В 1930 году вышел его первый рассказ. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. (Зачитать слова с доски) Знакомство с выставкой книг Е.Чарушина.

а) Словарная работа (ребята читают слова написанные на доске, выясняют их значение):

зоосад, олень, марал, студень, ягуар, щетина, гималайский медведь-губач, акварель, небоскреб, хворостина, хлев.

б) Первичное чтение (читают хорошо читающие ученики).

в) Беседа после чтения:

  • Какое настроение вызвало у вас это произведение?
  • Почему вы так считаете?
  • В какой момент вам было страшно за автора?

г) Повторное чтение - чтение цепочкой, “жужжащее” чтение, чтение по очереди.

д) “Фотоглаз” - найди слова из текста: укол, клочья, гуси, клыки, зарево, конфета, радуга, живот.

е) Межпредметные связи:

  • рассмотрите иллюстрацию в учебнике;
  • найдите этот эпизод в тексте и зачитайте;
  • рассматривание фотографий кабана.

- Какие рисунки вы нарисовали бы к этому рассказу?

(Обратить внимание на изображения животных на доске)

Что мы с вами узнали об этих животных на уроках природоведения?

ж) “Ловушка” - учитель читает предложения из текста, пропуская 1 слово, ребята называют его.

з) Какие пословицы подходят к содержанию рассказа? (У страха глаза велики. ...)

7. Подведение итогов.

  • Как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомились?
  • Кто его автор?
  • Что нового вы узнали?
  • Как автор относится к животным?
  • А как бы вы поступили на его месте?

8. Домашнее задание: пересказ рассказа “Кабан”.

9. Выставление оценок.