ХОД УРОКА
Перед уроком звучит песня «Клён, ты мой опавший…»
Учитель: Ребята, сейчас вы слушали замечательную задушевную песню. А стихи этого музыкального произведения принадлежат хорошо вам знакомому поэту Сергею Есенину. С его творчеством мы встречались не раз.
Цели урока: И вот сегодня у нас урок, на котором мы ещё больше узнаем о творчестве поэта, расширим свои знания по теории литературы и ответим на вопрос проблемы урока: Почему Сергея Есенина называют национальным поэтом? (Презентация 1, слайды 1-2)
Эпиграф к уроку: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком». Максим Горький (Презентация 1, слайд 3)
Учитель: Откройте тетради, запишите
проблему урока и эпиграф. Прочтите эпиграф.
Какова основная мысль данного высказывания? (Ответы
учеников)
– А как слова Горького соотносятся с проблемой
урока? (Национальный – свойственный данной
нации, выражающий ее характер; государственный,
принадлежащий данной стране)
Сергей Есенин – это поэт, в творчестве которого воспета Россия, её сердце – деревня, родные, близкие с детства ему леса и поля, «страна берёзового ситца». Всего себя он отдал людям:
Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
– Так ли это – выясним в течение работы на
уроке.
Познакомимся с его автобиографией, которую он
написал незадолго до смерти, в октябре 1925 года. (Сообщение
учеников по статье «О себе». Презентация
2 – 5 мин.)
Есенин за свою очень короткую жизнь (слайд 4) (21
сентября 1895 года – 28 декабря 1925 года) оставил
литературное наследие, которое содержит ещё
много загадок. В самом звучании его фамилии есть
что-то природное, лесное, весеннее – и никаких
псевдонимов, столь популярных в его время, не
понадобилось.
Есенин – единственный среди русских великих
лириков поэт, в творчестве которого невозможно
выделить стихи о родине в особый раздел. Всё,
написанное им, проникнуто «чувством родины». (Презентация 1, слайд 5)
Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в
моём творчестве». Обратите внимание, не «тема», а
«чувство». Наверное, именно поэтому родное
константиновское небо представляется поэту в
знаменитом стихотворении «Небо – как колокол» –
гигантским вселенским колоколом, а месяц в
небесной ночной синеве – звонким его языком!!!
Откуда такая интимность к родине? (Презентация
1, слайд 6) Нам поможет ответить на этот
вопрос стихотворение «В хате». (Ученик читает
стихотворение)
Анализируют ученики. Это стихотворение стало событием в русской поэзии. Здесь нет ярких красок, вычурных образов, всё очень обыденно, достоверно, непоэтично – какие-то тараканы…Но всё же оно притягивает своей наблюдательностью, меткостью зарисовки, задушевностью интонации. Поэзия обыденности удивляет, ведь до Есенина крестьянский быт был лишь объектом сострадания.
– Послушаем ещё одно стихотворение Есенина (Презентация 1, слайд 7) «Гой ты, Русь, моя родная!..» (Ученик читает наизусть) В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» настроение поэта на протяжении всего повествования не меняется. Восторженность, гордость, обожание – в начале и то же в конце. «Гой ты, Русь, моя родная» в эту фразу поэт вложил все свои чувства, которые он питает к России: гордость, бесконечное восхищение, глубокую любовь… Это стихотворение также наполнено звуками и запахами природы. Есенин прислушивался и слышал природу России: «А у низеньких околиц звонко чахнут тополя». Автор относится к природе, как к живому существу, прекрасному и беззащитному. Читая его стихотворение, перед глазами сразу возникают картинки, и ты невольно представляешь себе все: бесконечное поле, тополя, хаты…
Каждая строчка предстает отдельным пазлом, соединив который, можно без труда увидеть полную картину русской деревни. Природа у поэта многоцветна. Цветные тона усиливают ощущение необъятности просторов России: «Не видать конца и края /Только синь сосет глаза». В стихотворении автор обращается к любимой родине, к России. Он преклоняется перед ней, «как захожий богомолец». Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» – чувственное, откровенное признание автора в любви родной стране.
Учитель: Мы можем смело утверждать, что мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. Давайте рассмотрим, как Есенин изображает природу?
Анализируя произведения Есенина, обратите внимание на тропы и приёмы, звукопись, используемые автором для изображения природы. Работа по группам (группы сформированы так, чтобы в каждой были ученики, соответствующие как первому, второму уровням, так и третьему, четвёртому):
- 1 группа анализирует стихотворение «Сыплет черёмуха снегом…»
- 2 группа анализирует стихотворение «Край ты мой заброшенный…»
- 3 группа анализирует стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся… »
- 4 группа анализирует стихотворение «Чёрная, потом пропахшая выть…»
- 5 группа анализирует стихотворение «Запели тёсаные дроги…»
- 6 группа анализирует стихотворение «О красном вечере задумалась дорога»
Учитель: Сегодня анализ лирических
произведений проведём необычно. Опираясь на
произведения, мы с вами будем подтверждать или
опровергать высказывания литературоведов, в
которых говорится о творчестве Есенина.
Литератор (Презентация 1,
слайд 7) (Корнелий Люцианович ) К.Л. Зелинский
писал: «Скромная пленительная природа средней
полосы России воспета Есениным с глубокой и
трепетной любовью, словно живое существо.
Недаром она показана не созерцательно, а в
действии». Согласны ли вы с тем, что Есенин
описывает природу, словно «живое существо»?
(доказывают, опираясь на произведения)
- «Сыплет черёмуха снегом»; «… никнут шёлковые травы» – олицетворение.
- «Курит облаком болото» – метафора.
- «Избы забоченились» – олицетворение; «как метель черёмуха машет рукавом» – сравнение.
- «К сердцу вечерняя льнёт благодать; глухо баюкают хлюпь камыши» – олицетворение.
- «Запели тёсаные дроги … бегут равнины и кусты» – олицетворение.
- «О красном вечере задумалась дорога… осенний холод ласково и кротко крадется мглой к овсяному двору»; «нежно охает ячменная солом»
Вывод: для того чтобы оживить природу, автор использует олицетворение, метафоры, сравнения.
Литературовед (Презентация 1, слайд 8) (Исаак Станиславович) И. Эвентов замечает: «Природа в стихах Есенина – звенящая, шумная, поэтому особенно часто обращается поэт к приёмам звукового подражания…». Согласны ли вы с тем, что природа в стихах Есенина – «звенящая, шумная»? Если да, то какими выразительными средствами создаются «звоны» и «шумы» в его стихах? (доказывают, опираясь на произведения)
- Сыплет, никнут, ой вы, луга и дубравы, – я одурманен весной. (глаголы, обращение)
- В зеленях твоих стозвонных (аллитерация)
- В окна бьют без промаха вороны крылом; нашептал ковыль.
- Льнёт благодать, глухо баюкают хлюпь; тихо слушают сказ.
- Бегут от овсяного ветерка; звенят родные степи.
- Ветер о ком-то шепчет; изба жуёт; дорога узорит; нежно охает.
Вывод: природа в стихах Есенина звенящая, шумная, благодаря обилию глаголов, использованию аллитерации.
Литературовед (Презентация 1, слайд 9) ) (Корнелий Люцианович ) К.Л.Зелинский заметил, что в стихах Есенина «Русь с её красками, запахами движется перед нами, как большой обжитой мир, родина, данная человеку для жизни. Всё здесь мило поэту. Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из родной крестьянской жизни, родной и понятной». Согласны ли вы с тем, что родина в ранних стихах Есенина «движется перед нами, как большой обжитой мир»?
- Я одурманен весной (метафора); зыбистым бегом (эпитет). Не зыбкий, а зыбистый диалет.
- В небесном коромысле; (слова из крестьянской лексики)
- Сенокос некошеный;
- Потом пропахшая выть; в синюю гать; на кукане реки. Диалект.
- Тесаные дроги; просторечие
- Сверкает по повети; диалект. сгинувшем в ночи. разговорный стиль
Вывод: любовь к родине передаётся с
помощью лексических средств, хорошо знакомых
автору с детства, то есть диалектизмов,
просторечий.
(Александр Александрович) (слайд 10) А.А.Козловский
утверждает, что «за бросающейся в глаза
красочностью и многозвучностью» ранней лирики
Есенина «всегда виднеется нечто грустное и
печальное. За мироощущением радостного приятия
земного бытия чуть сквозит, чуть брезжит, но
обязательно присутствует некая тайна – тайна
краткости, конечности человеческой жизни,
хрупкости человеческого счастья. В самых,
казалось бы, радостных стихах где-то глубоко
внутри затаивается боль. А это, в свою очередь,
обостряет восприятие красоты жизни, высочайшей,
непреходящей ценности человеческого счастья».
Согласны ли вы с этим высказыванием? (доказывают,
опираясь на произведения)
- Тайные вести; зыбистым бегом.
- С тихой тайной для кого-то затаил я в сердце мысли; я пришёл на эту землю, чтоб скорей её покинуть.
- Лес да монастырь
- Грустная песня, ты – русская боль.
- Опять часовни на дороге и поминальные кресты; опять я теплой грустью болен; люблю до радости и боли.
- Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленный лист и золото травы
Вывод: чтение стихов Есенина вызывают грусть, так как они полны печали, которая передаётся благодаря словам, лексическое значение которых наполнено грустью, печалью, тоской.
– А теперь, ребята, вам нетрудно будет ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Так почему же Сергея Есенина называют национальным поэтом? (Вывод ученики пишут самостоятельно)
Зачитываются 2-3 вывода. Они примерно выглядят так:
Вывод по уроку: Сергея Есенина можно назвать национальным поэтом, потому что родная земля наделила его огромной любовью к близким людям, к природе, к месту, где он родился. Он чувствует природу как живое существо, а природа в его стихах русская, добрая. Крестьянская Русь в произведениях автора настолько ярко изображена, что чувствуешь её и понимаешь: она родная, близкая, русская. В своих произведениях поэт использовал лексику, близкую и понятную простому народу. (Выводы учеников содержат выдержки из произведений поэта.)
Итоги урока: комментирование оценок, домашнее задание.