Урок литературы в 11-м классе "Сергей Есенин как национальный поэт"

Разделы: Литература


ХОД УРОКА

Перед уроком звучит песня «Клён, ты мой опавший…»

Учитель: Ребята, сейчас вы слушали замечательную задушевную песню. А стихи этого музыкального произведения принадлежат хорошо вам знакомому поэту Сергею Есенину. С его творчеством мы встречались не раз.

Цели урока: И вот сегодня у нас урок, на котором мы  ещё больше узнаем о творчестве поэта, расширим  свои знания по теории литературы и ответим на вопрос проблемы урока: Почему Сергея Есенина называют национальным поэтом? (Презентация 1, слайды 1-2)

Эпиграф к уроку: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое –  более всего иного – заслужено человеком».  Максим Горький (Презентация 1, слайд 3)

Учитель: Откройте тетради, запишите проблему урока и эпиграф. Прочтите эпиграф. Какова основная мысль данного высказывания? (Ответы учеников)
– А как слова Горького соотносятся с проблемой урока? (Национальный – свойственный данной нации, выражающий ее характер; государственный, принадлежащий данной стране)

Сергей Есенин – это поэт, в творчестве которого воспета Россия, её сердце – деревня, родные, близкие с детства ему леса и поля, «страна берёзового ситца». Всего себя он отдал людям:

Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.

– Так ли это – выясним в течение работы на уроке.
Познакомимся с его автобиографией, которую он написал незадолго до смерти, в октябре 1925 года. (Сообщение учеников по статье «О себе». Презентация 2 – 5 мин.)
Есенин за свою очень короткую жизнь (слайд 4) (21 сентября 1895 года – 28 декабря 1925 года) оставил литературное наследие, которое содержит ещё много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось.
Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины». (Презентация 1, слайд 5) Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моём творчестве». Обратите внимание, не «тема», а «чувство». Наверное, именно поэтому родное константиновское небо представляется поэту в знаменитом стихотворении «Небо – как колокол» – гигантским вселенским колоколом, а месяц в небесной ночной синеве – звонким его языком!!! Откуда такая интимность к родине? (Презентация 1, слайд 6) Нам поможет ответить на этот вопрос стихотворение «В хате». (Ученик читает стихотворение)

Анализируют ученики. Это стихотворение стало событием в русской поэзии. Здесь нет ярких красок, вычурных образов, всё очень обыденно, достоверно, непоэтично – какие-то тараканы…Но всё же оно притягивает своей наблюдательностью, меткостью зарисовки, задушевностью интонации. Поэзия обыденности удивляет, ведь до Есенина крестьянский быт был лишь объектом сострадания.

– Послушаем ещё одно стихотворение Есенина (Презентация 1, слайд 7) «Гой ты, Русь, моя родная!..» (Ученик читает наизусть) В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» настроение поэта на протяжении всего повествования не меняется. Восторженность, гордость, обожание – в начале и то же в конце. «Гой ты, Русь, моя родная» в эту фразу поэт вложил все свои чувства, которые он питает к России: гордость, бесконечное восхищение, глубокую любовь… Это стихотворение также наполнено звуками и запахами природы. Есенин прислушивался и слышал природу России: «А у низеньких околиц звонко чахнут тополя». Автор относится к природе, как к живому существу, прекрасному и беззащитному. Читая его стихотворение, перед глазами сразу возникают картинки, и ты невольно представляешь себе все: бесконечное поле, тополя, хаты…

Каждая строчка предстает отдельным пазлом, соединив который, можно без труда увидеть полную картину русской деревни. Природа у поэта многоцветна. Цветные тона усиливают ощущение необъятности просторов России: «Не видать конца и края /Только синь сосет глаза». В стихотворении автор обращается к любимой родине, к России. Он преклоняется перед ней, «как захожий богомолец». Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» – чувственное, откровенное признание автора в любви родной стране.

 Учитель: Мы можем смело утверждать, что мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. Давайте рассмотрим, как Есенин изображает природу?

Анализируя произведения Есенина, обратите внимание на тропы и приёмы, звукопись, используемые автором для изображения природы. Работа по группам (группы сформированы так, чтобы в каждой были ученики, соответствующие как первому, второму уровням, так и третьему, четвёртому):

  • 1 группа анализирует стихотворение «Сыплет черёмуха снегом…»
  • 2 группа анализирует стихотворение «Край ты мой заброшенный…»
  • 3 группа анализирует стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся… »
  • 4 группа анализирует стихотворение «Чёрная, потом пропахшая выть…»
  • 5 группа анализирует стихотворение «Запели тёсаные дроги…»
  • 6 группа анализирует стихотворение «О красном вечере задумалась дорога»

Учитель: Сегодня анализ лирических произведений проведём необычно. Опираясь на произведения, мы с вами будем подтверждать или опровергать высказывания литературоведов, в которых  говорится о творчестве Есенина.
Литератор (Презентация 1, слайд 7) (Корнелий Люцианович ) К.Л. Зелинский писал: «Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она показана не созерцательно, а в действии». Согласны ли вы с тем, что Есенин описывает природу, словно «живое существо»? (доказывают, опираясь на произведения)

  • «Сыплет черёмуха снегом»; «… никнут шёлковые травы» – олицетворение.
  • «Курит облаком болото» – метафора.
  • «Избы забоченились» – олицетворение; «как метель черёмуха машет рукавом» – сравнение.
  • «К сердцу вечерняя льнёт благодать; глухо баюкают хлюпь камыши» – олицетворение.
  • «Запели тёсаные дроги … бегут равнины и кусты» – олицетворение.
  • «О красном вечере задумалась дорога… осенний холод ласково и кротко крадется мглой к овсяному двору»; «нежно охает ячменная солом»

Вывод: для того чтобы оживить природу, автор использует олицетворение, метафоры, сравнения.

Литературовед (Презентация 1, слайд 8) (Исаак Станиславович) И. Эвентов замечает: «Природа в стихах Есенина – звенящая, шумная, поэтому особенно часто обращается поэт к приёмам звукового подражания…». Согласны ли вы с тем, что природа в стихах Есенина – «звенящая, шумная»? Если да, то какими выразительными средствами создаются «звоны» и «шумы» в его стихах? (доказывают, опираясь на произведения)

  • Сыплет, никнут, ой вы, луга и дубравы, – я одурманен весной. (глаголы, обращение)
  • В зеленях твоих стозвонных (аллитерация)
  • В окна бьют без промаха вороны крылом; нашептал ковыль.
  • Льнёт благодать, глухо баюкают хлюпь; тихо слушают сказ.
  • Бегут от овсяного ветерка; звенят родные степи.
  • Ветер о ком-то шепчет; изба жуёт; дорога узорит; нежно охает.

Вывод: природа в стихах Есенина звенящая, шумная, благодаря обилию глаголов, использованию аллитерации.

Литературовед (Презентация 1, слайд 9) ) (Корнелий Люцианович ) К.Л.Зелинский заметил, что в стихах Есенина «Русь с её красками, запахами движется перед нами, как большой обжитой мир, родина, данная человеку для жизни. Всё здесь мило поэту. Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств  взят из родной крестьянской жизни, родной и понятной». Согласны ли вы с тем, что родина в ранних стихах Есенина «движется перед нами, как большой обжитой мир»?

  • Я одурманен весной (метафора); зыбистым бегом (эпитет). Не зыбкий, а зыбистый диалет.
  • В небесном коромысле; (слова из крестьянской лексики)
  • Сенокос некошеный;
  • Потом пропахшая выть; в синюю гать; на кукане реки. Диалект.
  • Тесаные дроги; просторечие
  • Сверкает по повети; диалект. сгинувшем в ночи. разговорный стиль

Вывод: любовь к родине передаётся с помощью лексических средств, хорошо знакомых автору с детства, то есть диалектизмов, просторечий.
(Александр Александрович) (слайд 10) А.А.Козловский утверждает, что «за бросающейся в глаза красочностью и многозвучностью» ранней лирики Есенина «всегда виднеется нечто грустное и печальное. За мироощущением радостного приятия земного бытия чуть сквозит, чуть брезжит, но обязательно присутствует некая тайна – тайна краткости, конечности человеческой жизни, хрупкости человеческого счастья. В самых, казалось бы, радостных стихах где-то глубоко внутри затаивается боль. А это, в свою очередь, обостряет восприятие красоты жизни, высочайшей, непреходящей ценности человеческого счастья». Согласны ли вы с этим высказыванием? (доказывают, опираясь на произведения)

  • Тайные вести; зыбистым бегом.
  • С тихой тайной для кого-то затаил я в сердце мысли; я пришёл на эту землю, чтоб скорей её покинуть.
  • Лес да монастырь
  • Грустная песня, ты – русская боль.
  • Опять часовни на дороге и поминальные кресты; опять я теплой грустью болен; люблю до радости и боли.
  • Кому-то пятками уже не мять по рощам щербленный лист и золото травы

Вывод: чтение стихов Есенина вызывают грусть, так как они полны печали, которая передаётся благодаря словам, лексическое значение которых наполнено грустью, печалью, тоской.

– А теперь, ребята, вам нетрудно будет ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Так почему же Сергея Есенина называют национальным поэтом? (Вывод ученики пишут самостоятельно)

Зачитываются 2-3 вывода. Они примерно выглядят так:

Вывод по уроку: Сергея Есенина можно назвать национальным поэтом, потому что родная земля наделила его огромной любовью к близким людям, к природе, к месту, где он родился. Он чувствует природу как живое существо, а природа в его стихах русская, добрая. Крестьянская Русь в произведениях автора настолько ярко изображена, что чувствуешь её и понимаешь: она родная, близкая, русская. В своих произведениях поэт использовал лексику, близкую и понятную простому народу. (Выводы учеников содержат выдержки из произведений поэта.)

Итоги урока: комментирование оценок, домашнее задание.